СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению соответствует ФГОС. Включены 34 урока внеклассного чтения

Просмотр содержимого документа
«Чтение 4 класс ПЗ»

Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООПНОО), Программы формирования универсальных учебных действий и авторской программы «Школа России». Используется учебник «Литературное чтение» авторов программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой., издательства «Просвещение», 2014 год выпуска.

Данная программа предназначена для достижений планируемых результатов по литературному чтению в 4 классе.

Предмет литературное чтение направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основные задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение»:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.



Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения предмета у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение учебного предмета литературное чтение в начальной школе отводится 4 ч в неделю - 136 часов (34 учебные недели ).



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и

интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предметы



Личностные результаты:


1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.



Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия:

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.



Познавательные универсальные учебные действия:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде





Коммуникативные универсальные учебные действия:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Предметные результаты


к концу 4 класса обучающиеся должны:

                                           

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми   словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; - -   придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать  более 10 пословиц,  2—3  крылатых   выражения,понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную  самооценку  выполнения  любой  проделанной работы, учебного задания.




Содержание учебного предмета

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Летописи. Былины. Жития


А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".

Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».


6

Чудесный мир классики


П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство».

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».


16

Поэтическая тетрадь


Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

И.А. Бунин «Листопад».


8

Литературные сказки


В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».


9

Делу время – потехе час


Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».




6

Страна детства


Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка».

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».


10

Природа и мы


Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

М.М. Пришвин «Выскочка».

Е.И. Чарушин «Кабан».

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».


10

Поэтическая тетрадь


Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

С.А. Клычкова «Весна в лесу».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебёдушка».


6

Родина


И.С. Никитин «Русь».

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».


6

Страна Фантазия


Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».


6

Зарубежная литература


Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете».


19

Внеклассное чтение


34

Итого


136

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение представлено в виде таблицы «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Литературное чтение» в 4 классе» и учебно-методического комплекта по предмету

Таблица: «Перечень учебного оборудования для обеспечения образовательного процесса по предмету «Литературное чтение » в 4 классе»

Наименование

Количество

Компьютер для учителя


1

Ноутбук для учащихся


1

Акустическая система (колонки)


1

Офисный пакет


1

Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов (сетевая версия) Энциклопедия Кирилла и Мефодия

1

Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение» 4 класс.

1

Антивирус


1

Комплект таблиц "Литературное чтение. 4 класс"


1



Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Л.Ф.Климанова, Горецкий В.Ф., Голованова М.В., Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; «Литературное чтение в двух частях» с приложением на электронном носителе, Москва «Просвещение» 2014;

  2. Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина; Рабочая тетрадь «Литературное чтение в двух частях», Москва «Просвещение» 2016;

Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразоват.учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011.

  2. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» к УМК Л.Ф.Климановой. Москва, «ВАКО», 2015г

  3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению» . 4 класс, Москва «ВАКО» 2009 г



8


Просмотр содержимого документа
«чтение 4 класс тем.план»

Учебно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Коррекция

Причина


Летописи. Былины. Жития


8





Вн.чт.

Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебни­ка; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в I—3 классах.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.




Из летописи “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его харак­тер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации;

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, про­являть к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.




Из летописи «И вспомнил Олег коня своего».

1




Ильины три поездочки (стихотворный текст былины).

1




Вн.чтение

Урок-путешествие по земле русской, богатырской.

1




«Три поездки Ильи Муромца»

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.

1




“Житие Сергия Радонежского”

1




Обобщающий урок-игра по теме: «Летописи, былины, сказания, жития». Проект «Создание календаря исторических событий».

1





Чудесный мир классики


22





Вн.чтение

Урок-путешествие по земле русской, богатырской.



1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям про­изведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике.









П.П.Ершов “Конек-горбунок”

1




П.П.Ершов “Конек-горбунок”. Сравнение литературной и народной сказок.


1




П.П.Ершов “Конек-горбунок”. Характеристика главных героев.

1




Вн.чтение

КВН по сказкам А.С.Пушкина

1




А.С.Пушкин “Няне”.

1




А.С.Пушкин “Туча”, “Унылая пора!...”

1




А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

1




Вн.чтение

Творчество Л.Н.Толстого

1




Характеристика главных героев в сказке А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

1




А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Деление сказки на части.

1




М.Ю.Лермонтов. “Дары Терека”

1




Вн.чтение

Что такое «серии книг» и каково их назначение

1




М.Ю.Лермонтов “Ашик-Кериб”

1




М.Ю.Лермонтов “Ашик-Кериб”. Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

1




М.Ю.Лермонтов “Ашик-Кериб”. Характеристика главных героев сказки.

1




Вн.чтение

Стихи В.Маяковского

1




Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. «Детство»

1




Л.Н.Толстой “Как мужик убрал камень”. Басня.

1




А.П.Чехов “Мальчики”


1




Вн.чтение

М.М.Пришвин – певец русской природы.

1




Характеристика главных героев рассказа А.П.Чехова “Мальчики”. Обобщение по разделу: Чудесный мир классики»

1





Поэтическая тетрадь


10





Ф.И.Тютчев “Еще земли печален вид…” , «Как неожиданно и ярко…».

1

Прогнозировать содержание раздела.

Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вырази­тельно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соот­ветствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными пере­живаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; опре­делять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, вы­раженных автором.

Самостоятельно оценивать своё чтение.




А.А.Фет “Весенний дождь”, “Бабочка”

1




Вн.чтение

Урок-игра «Эти забавные животные»

1




Е.А.Баратынский “Весна, весна! Как воздух чист!”

1




А.Н.Плещеев “Дети и птичка”

1




И.С.Никитин «В синем небе плывут…».

Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки…»

1




Вн.чт. Времена года.


1




И.А.Бунин “Листопад”. Картина осени в стихах И.А.Бунина.

1




Приём олицетворения в стихотворениях.

1




Обобщение по разделу: Поэтическая тетрадь»

1





Литературные сказки


13





Вн.чтение

Урок-игра «Поле чудес» по творчеству Л.Н.Толстого

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




В.Ф.Одоевский “Городок в табакерке”

1




В.Ф.Одоевский “Городок в табакерке”. Составление плана сказки.

1

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без оши­бок, в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и глав­ной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; опреде­лять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.




В.М.Гаршин “Сказка о жабе и розе”. Особенности данного литературного жанра.

1




Вн.чтение

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их интересуют.

1




В.М.Гаршин “Сказка о жабе и розе”. Текст-описание в содержании литературного произведения.

1




П.П.Бажов “Серебряное копытце”

1




П.П.Бажов “Серебряное копытце”

Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1




Вн.чтение

Конкурс чтецов «Здравствуй, гостья- зима!»

1




С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”

1




С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”. Герои произведения.

1




С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”. Деление текста на части.

1




Вн.чтение

Урок-игра «Путешествие по загадкам»

1





Делу время – потехе час.


8





Е.Л.Шварц “Сказка о потерянном времени”

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать вырази­тельно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Е.Л.Шварц “Сказка о потерянном времени”. Нравственный смысл произведения.

1




В.Ю.Драгунский “Главные реки”.

1




Вн.чтение

Творчество К.Г.Паустовского.





В.Ю.Драгунский “Что любит Мишка”

1




В.В.Голявкин “Никакой горчицы я не ел”.

Смысл заголовка.

1




Обобщающий урок по теме: “Делу время - потехе час”.





Вн. чтение. Книги о сверстниках, о школе.

1





Страна детства


13





Б.С.Житков “Как я ловил человечков”

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать вырази­тельно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Характеристика главного героя рассказа Б.С.Житкова “Как я ловил человечков”

1




К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”

1




Вн.чтение

«Литературные сказки»


1




К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.

1




К.Г.Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.

1




М.М.Зощенко “Ёлка”

1




Вн.чтение

Творчество В.И.Даля

1




Обобщающий урок по теме: “Страна детства”.

1




В.Я.Брюсов “Опять сон”, “Детская”

1

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, вы­ражать своё отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.




С.А.Есенин “Бабушкины сказки”

1




Вн.чтение

Сказки П.Бажова

1




М.И.Цветаева “Бежит тропинка с бугорка”, “Наши царства”

1





Природа и мы


13





Д.Н.Мамин-Сибиряк “Приёмыш”

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать свое мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям па основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулиро­вать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подго­товки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




Д.Н.Мамин-Сибиряк “Приёмыш”. Отношение человека к природе.

1




Вн.чтение

Произведения о бабушке.


1




А.И.Куприн “Барбос и Жулька”.

1




А.И.Куприн “Барбос и Жулька”. Поступок как характеристика героя.

1




М.М.Пришвин “Выскочка”.

Характеристика героя на основе поступка.

1




Вн.чтение

«Лес не школа, а всему учит». Урок –конкурс по творчеству Н.И.Сладкова.

1




Е.И.Чарушин “Кабан”


1




В.П.Астафьев “Стрижонок Скрип”. Герои рассказа.

1




В.П.Астафьева “Стрижонок Скрип”. Составление плана.

1




Вн.чтение

Рассказы И.И.Акимушкина

1




В.П.Астафьев “Стрижонок Скрип”. Выборочный пересказ.

1




Обобщающий урок по теме: “Природа и мы”

1





Поэтическая тетрадь


8





Б.Л.Пастернак “Золотая осень”


1

Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, опреде­лять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике.




Вн.чт. Проект по любимой прочитанной книге.


1




С.А.Клычков “Весна в лесу”


1




Д.М.Кедрин “Бабье лето”

1




Н.М.Рубцов “Сентябрь”

1




Вн.чтение

Природа глазами Ю.Д.Дмитриева.

1




С.А.Есенин “Лебёдушка”

1




Обобщающий урок по теме: “Поэтическая тетрадь”

1





Родина


8




Образ Родины в стихотворении И.С.Никитина “Русь”

1




Вн.чтение

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах.

1




С.Д.Дрожжин “Родине”.

1




А.В.Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…»


1




Наши проекты: Россия – Родина моя.

1




Вн. чт.

Пионеры-герои.

1




Обобщающий урок по теме: “Родина”

1




Проект «Они защищали Родину».

1





Страна Фантазия


8





Е.С.Велтистов “Приключения Электроника”

1

Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или само­стоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.










Вн.чтение

«От чистого сердца. Произведения о маме»

1




Е.С.Велтистова “Приключения Электроника”

Герои фантастического рассказа.

1




Е.С.Велтистова “Приключения Электроника”

Особенности фантастического жанра.

1




К.Булычёв “Путешествие Алисы”.

1




Вн.чт.

Волшебные сказки

1




К.Булычёв “Путешествие Алисы”. Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

1




Сочинение на тему: «Путешествие на любую планету».

1





Зарубежная литература


25




Дж.Свифт “Путешествия Гулливера”

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.
Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора кни­ги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.




















Вн.чт.

Сказки писателей о детях.

1




Дж.Свифт “Путешествие Гулливера”. Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1




Дж.Свифта “Приключения Гулливера”. Герои приключенческой литературы.

1




Г.-Х.Андерсен “Русалочка”

1




Вн.чтение

Урок-викторина по сказкам Дж.Роулинг о Гарри Поттере

1




Г.-Х.Андерсен “Русалочка”. Авторская сказка.

1




Г.-Х.Андерсен “Русалочка”. Деление произведения на части.

1




Г.-Х.Андерсен “Русалочка”. Рассказ о русалочке.

1




Вн.чтение

Нас песни и стихи к Победе вели.

1




Г.-Х.Андерсен “Русалочка”. Характеристика героев.

1




Г.-Х.Андерсен “Русалочка”. Выборочный пересказ.

1




М.Твен “Приключения Тома Сойера”


1




Вн.чтение

Нас песни и стихи к Победе вели.

1




М.Твен “Приключения Тома Сойера”. Сравнение героев, их поступков.

1




С.Лагерлёф “Святая ночь”

1




С.Лагерлёф “Святая ночь”





Вн.чтение

Художественные произведения, героям которых установлены памятники.

1




С.Лагерлёф “В Назарете”.

1




С.Лагерлёф “В Назарете”. Иисус и Иуда.

1




Комплексная проверочная работа.

1




Вн.чтение. Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг».

1




Обобщающий урок по теме: “Зарубежная литература

1




Урок игра «Литературные тайны».

1




Наши проекты: «Мой любимый литературный герой»

1









16