СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. Программа "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по литературному чтению 4 класс»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


4 класс

на 2016-2017 учебный год

учителя начальных классов

Кись Елены Андреевны

первая квалификационная категория
















2016г.

Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);

  • Закон об образовании ЯНАО;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • Примерные (типовые) программы по учебным предметам, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Положением о рабочей программе педагога по требованиям ФГОС;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа в год, 3 часа в неделю. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав­ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.


МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель1), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса

Обучающиеся должны:

владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

понимать содержание прочитанного произведения, опре­делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло­вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас­сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду­мывать начало повествования или его возможное продолже­ние и завершение;

составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар­тинный);

вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей­зажные и бытовые описания;

самостоятельно или с помощью учителя давать простей­шую характеристику основным действующим лицам произ­ведения;

знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений боль­ших фольклорных жанров, а также литературных произведе­ний писателей-классиков;

знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте­чественной и зарубежной литературы;

знать не менее 6 народных сказок, уметь их переска­зывать;

знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуа­ции можно употребить каждую из них;

уметь полноценно слушать; осознанно и полно восприни­мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схваты­вать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказа­тельствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

давать реальную самооценку выполнения любой проде­ланной работы, учебного задания.


Национально-региональный компонент вводится через уроки внеклассного чтения.

Талантливый и трудолюбивый якутский народ, как и другие народы, имеет богатый и своеобразный фольклор. Якутский фольклор имеет различные жанры, отображающие особенности исторического развития народа.

Это богатая мифология, сказки, героический эпос-олонхо, обрядовая поэзия, народные песни, исторические предания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки-чабыргахи. Предлагается дополнительная литература для учащихся.





тематическое планирование

Тема урока

Кол-во
часов

Домашнее задание


Летописи. Былины. Жития (8 ч)

1

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»


С. 6–8, выразит. читать, вопрос 6

2

Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего». Сравнительный анализ летописи
и стихотворения А. С. Пушкина


С. 10–11, выразит.

читать, вопросы 4, 5

3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»


С. 12–19,

читать, вопрос 5

4

Былина «Ильины три поездочки»


С. 19–24, выразит.

читать, вопрос 8

5

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы

1

С. 25–29, выразит.

читать

6

Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

С. 30–31, пересказ отрывка по выбору

7

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

С. 32–33, вопрос 4

8

Оценим свои достижения.

1

С. 36, вопрос 8


Чудесный мир классики (18 ч)

9

Чудесный мир классики. П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок)

1

С. 40–49, выразит.

читать, найти отрывок
к иллюстрации

10

Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

С. 49–63, выразит.

читать, вопросы 3, 4

11

Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

С. 63, вопрос 6

12

Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах

1

С. 66–69, выразит.

читать

13

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

С. 72–92, читать

14

Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

С. 72–93, вопрос 7

15

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

1

С. 92–93,
вопросы 2, 3, 4

16

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина

1

Выучить

отрывок по выбору

17

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

С. 96–98, выразит.

читать, вопросы 1, 2

18

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

1

С. 99–113,читать

19

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

С. 113,вопросы 2, 3, 7

20

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

С. 116– 120, выразительно
читать, вопрос 3

21

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый герой

1

С. 121, подготовиться к чтению по ролям

22

Отличие рассказа от сказки.

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

1

С. 124– 135, выразительно читать

23

Внеклассное чтение. В мире приключений

1

Пересказ отрывка
по выбору

24

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление плана

1

С. 125– 135, пересказ
по плану

25

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

1

С. 138, вопросы 6, 7


Поэтическая тетрадь (11 ч)

26

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…»

1

С. 140, читать,
вопросы 4, 5

27

Ф. Тютчев. «Как неожиданно и ярко…»

1

С. 141– 142, выразительно читать

28

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка»

1

С. 143– 144, выразительно читать

29

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

1

Пересказ по выбору

30

Картины весенней природы и настроение
в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»

1

С. 145– 146, выразительно читать

31

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»

1

С. 147, выразительно читать

32

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

1

С. 148, выразительно читать, вопросы 1, 2

33

Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

С. 149– 151,
выучить по выбору

34

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад»

1

С. 152– 153, выр. читать,
вопрос 6

35

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

1

Пересказ отрывка
по выбору

36

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

С. 154–156, вопросы 3, 9


Литературные сказки (11 ч)

37

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

С. 158– 170, читать

38

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

С. 170, вопросы 6, 7

39

40

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

2

С. 171– 180, читать,

пересказ отрывка

41

42

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

2

С. 182– 193, читать

пересказ отрывка

43

Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века


Пересказ отрывка
по выбору

44

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова
«Серебряное копытце»

1

С. 182–194,читать,
вопрос 9

45

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

1

С. 195–206, читать

46

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

С. 206– 216, читать


Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

1

С. 217, вопрос 2

47

Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

1

Пересказ отрывка
по выбору


Делу время – потехе час (7 ч)

48

Авторская литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

С. 4–16, читать

49

Поучительный смысл «Сказки о потерянном
времени» Е. Л. Шварца

1

С. 16, вопросы 5, 6

50

В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта.

1

С. 17–23, подготовка к чтению по ролям

51

Многозначность слова как средство выразитель-ности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

С. 24–28, подготовка к чтению по ролям

52

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

С. 29–34, вопрос 5

53

Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

1

Пересказ отрывка
по выбору

54

Обобщение по разделу «Делу – время, потехе – час»

1

С. 36, вопрос 7, кроссворд


Страна детства (7 ч)

55

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей

1

С. 38–46, читать

56

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

1

С. 46, вопрос 7

57

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев


С. 47–58, читать

58

Средства художественной выразительности
(сравнение, олицетворение), используемые
в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина
с еловыми шишками»

1

С. 53–58, пересказ отрывка

59

Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко»

1

Пересказ по выбору

60

М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

1

С. 59–64, вопрос 4

61

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

С. 66, вопросы 9, 11


Поэтическая тетрадь (5 ч)

62

Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

С. 68–70, вопрос 6

63

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»

1

С. 71, выразительно
читать

64

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

С. 72–73, выразительно
читать

65

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

С. 74, вопрос 9

66

Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа

1

Пересказ по выбору


Природа и мы (11 ч)

67

Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

С. 76–83, выразительно
читать

68

Роль рассуждений и диалогов в рассказе
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

С. 76–84, пересказ,
вопрос 5

69

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

С. 85–91, читать

70

Тема самопожертвования в рассказе
А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

1

С. 85–91, пересказ

71

Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц

1

Пересказ по выбору

72

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

С. 92–95, вопрос 5

73

74

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

2

С. 96–99, пересказ

75

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

С. 110, вопрос 10

76

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

С. 112, вопросы 8, 9

77

Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

1

Пересказ по выбору


Поэтическая тетрадь (7 ч)

78

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

1

С. 114–115, вопрос 3

79

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

С. 116–117, вопрос 3

80

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

1

С. 118, наизусть

81

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

С. 119,выразительно читать

82

Иносказательный смысл произведения
С. А. Есенина «Лебедушка»

1

С. 120–126, вопрос 4

83

Внеклассное чтение. В мире фантастики

1

Пересказ по выбору

84

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

С. 126, вопрос 4


Родина (5 ч)

85

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»

1

С. 128–132, выразительно
читать

86

Патриотическое звучание, выразительность
стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

1

С. 133–135, вопрос 3

87

Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»

1

С. 138, выразительно
читать

88

Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

1

С. 139–140, выразительно
читать, вопрос 4

89

Обобщение по разделу «Родина»

1

С. 142, вопрос 7


Страна Фантазия (3 ч)

90

Внеклассное чтение: в мире фантастики

1

Пересказ по выбору

91

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

1

С. 144–149, читать,
вопрос 4

92

Кир Булычев. «Путешествие Алисы»

1

С. 150–157, вопрос 9


Зарубежная литература (9 ч)

93

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

С. 160–166, вопрос 9

94

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

С. 167–181, вопрос 3 на с. 193

95

Внеклассное чтение. В стране литературных героев

1

Пересказ по выбору

96

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

С. 181–193, вопрос 4

97

Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

С. 194–200, читать,
вопрос 6

98

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

1

С. 194–200, вопрос 3

99

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

1

С. 201–208, вопрос 2

100

Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете»

1

С. 209–216,читать,
вопрос 4

101

Внеклассное
чтение. В стране литературных героев

1

Пересказ по выбору

102

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1









1 Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.

10