СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс,  УМК "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"»





Планирование составлено на основе: авторской программы «Начальная школа ХХI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой, М.: «Вентана- Граф». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» Москва «Вентана-граф».


УМК: Используется методический комплект УМК «Начальная школа ХХI века».

Учебник: Л. А. Ефросинина, «Литературное чтение» : 4 класс : 1ч., 2ч., М.: «Вентана-Граф».

Тетрадь:Л. А. Ефросинина, «Литературное чтение»: 4 класс: рабочая тетрадь : 1ч., 2ч.: М.: «Вентана-Граф».


1. Планируемые результаты освоения программы за 4 класс


    1. Личностные

1 уровень: ученик научится

2 уровень: ученик получит возможность научиться

  • пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

  • пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;

  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

  • различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;

  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;

  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение о них соотносить поступки с нравственными нормами;

  • передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;

  • различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;

  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;

  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.


    1. Регулятивные

1 уровень: ученик научится

2 уровень: ученик получит возможность научиться

  • находить информацию в тексте произведения;

  • прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;

  • находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;

  • собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор.


    1. Познавательные

1 уровень: ученик научится

2 уровень: ученик получит возможность научиться

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;

  • сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);

  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;

  • практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

  • подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

  • находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;

  • различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.


    1. Коммуникативные

1 уровень: ученик научится

2 уровень: ученик получит возможность научиться

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;

  • писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

  • пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

  • писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.










2. Содержание учебного предмета

Произведения фольклора. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Научно-познавательная книга. Справочная детская литература.

Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Умение определять задачу чтения – что и с какой целью читается, сообщается.

Литературные понятия: фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры. Тема, идея произведения.


3. Календарно-тематическое планирование


урок

Дата

Тема раздела /урока

Д/з

I четверть (27 часов)

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни (7 ч.)


Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

Повторение. Фольклор.

Сочинить считалку.


Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк

пересказ


Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк

пересказ


Былина «Волх Всеславович».



«Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

С 24-25, читать


Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

С. 30-31 сообщение о К. Минине


Обобщение по разделу «Произведения фольклора». Проверка техники чтения

С.35, сообщение о А.В. Суворове

Басни. Русские баснописцы (5 ч.)


Басни. Русские баснописцы

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза».

Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»

С.39-40, наиз.

С. 18-19, тетр.


И.И. Хемницер «Друзья».

Доп. чт. И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

С. 45-46, выраз. Чт.


А.Е.Измайлов «Кукушка»

С. 47, наиз


А.Е.Измайлов «Кукушка»

С. 50-51, наиз.


Обобщение по разделу «Басни. Русские баснописцы».

С. 55, вопросы



Произведения В.А. Жуковского (4 ч)



Произведения В.А.Жуковского. В.А.Жуковский «Песня»; «Ночь»

Сообщение

«Биография В.А. Жуковского»


Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

С. 60-67, выраз. Чтение


Волшебные сказки. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

С. 67-73, выраз. Чтение


Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского»

Проверка техники чтения

С.36-37, тетрадь



Произведения А.С. Пушкина (4 ч)



Произведения А. С. Пушкина

А.С.Пушкин «Осень»

С.74 наиз.


А.С.Пушкин «И.И. Пущину».

И.И. Пущин «Записки о Пушкине» (отрывок).

С.76, выраз. Чтение


А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

С. 79-80, наиз.


«Проверьте себя». Тематический тест №1

С. 81 , вопросы

Произведения М.Ю. Лермонтова (3ч)


Произведения М.Ю. Лермонтова.

Стихи М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…» Анализ теста.

С. 82, наизусть


Стихи М.Ю.Лермонтов «Парус»

С.84, наизусть


Стихи о природе.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…» «Утёс»

С. 85, наизусть

Произведения П.П. Ершова (4 ч)


Произведения П.П.Ершова

Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

С.88-92, выраз. Чтение


П. П. Ершов «Конёк-Горбунок».

С. 92-97, выраз. Чт.


П.П. Ершов стихотворение «Кто он?»

С.97-98, выр. Чтение


Обобщение по разделу «Русские поэты»

Творческая работа «Иллюстрирование стихотворения»

С. 55, тетрадь

2 четверть (21 час)

Произведения В.М. Гаршина (4 ч)


Произведения В.М.Гаршина

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

С. 102-106,пересказ


В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

С.106-110,пересказ


Доп. чтение В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Стихотворение «Пленница»

С.56, тетрадь


Обобщение по разделу «Произведения В.М.Гаршина»

С. 57, тетрадь

Произведения русских писателей о детях. Н.Г. Гарин-Михайловский (3 ч)


Произведения русских писателей о детях

Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» главы из повести «Детство Темы»

С. 111-117, пересказ


Н.Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»

117-121, пересказ


Проверь себя. Доп. чтение: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Вертел»

С. 123 , вопросы

Произведения зарубежных писателей (11 ч)


Произведения зарубежных писателей.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

С. 124-135, пересказ


Произведения зарубежных писателей.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)

С. 136-142, пересказ

вопросы


Произведения зарубежных писателей.

В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)



Произведения зарубежных писателей.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы)

с. 143-152,пересказ


Слушание и работа с книгами. Произведения М. Твена и В.Гюго о детях



Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

С.155-161, пересказ


Х.К.Андерсен «Дикие лебеди».

С. 162-170, пересказ


Х.К.Андерсен «Дети года

С. 173-174,выраз. Чтение,

вопросы


Доп. чтение. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками».

К. Г. Паустовский «Великий сказочник».

С. 213-218, читать


Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей»

Творческая работа «Книгочей класса»

С. 177, вопросы


Тематический тест №2


В мире книг (4 ч) 3 часа


В мире книг. Книга книг-библия. Анализ теста.

С. 178, читать


Книги Древней Руси.

«Деятельность Ярослава. Похвала книгам»

С.179-181, читать, вопросы


Первая славянская азбука. Первая печатная книга на Руси.

Творческая работа «Наставление для себя»

С.182, 183,читать

задания по группам

III четверть (33 часа)

Произведения Л.Н. Толстого (7 ч)


Л.Н.Толстой «Акула».

С. 4-7, пересказ


Л.Н.Толстой «Два брата».

С.8-12 , пересказ


Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной».

С.12-14 , пересказ


Л.Н.Толстой «Черепаха».

С. 9-10, тетрадь


Л.Н.Толстой «Русак».

С. 18-20, пересказ


Л.Н.Толстой Былина «Святогор-богатырь»

С. 12-13, тетрадь


Обобщение по разделу «Произведения Л.Н.Толстого»

Пересказ любого рассказа Л.Н.Толстого,

с 17, тетрадь

Стихи А.А. Блока (2 ч)


Стихи А.А. Блока

Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия»

С.26-27 , выраз. Чтение


А. А. Блок «Рождество»

С.28-30, выраз. Чтение

Стихи К.Д. Бальмонта (3 ч)


Стихи К.Д. Бальмонта

Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт «Россия», «К зиме»

С. 24-25, тетрадь


Стихи о природе. К.Д.Бальмонт

«Снежинка», «Камыши»

С.34-37, выраз. Чтение


Сказочные стихи. К.Д. Бальмонт

«У чудищ», «Как я пишу стихи».

С.27-29, тетрадь

Произведения А.И. Куприна (2 ч)


Произведения А.И. Куприна А.И. Куприн «Скворцы».

С.41-50, пересказ


Произведения А.И. Куприна А.И. Куприн «Скворцы».

С.51-54, вопросы

Стихи И.А. Бунина (5 ч)


Стихи И.А. Бунина И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет»,

С. 57-58, наизусть


И.А.Бунин «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия…»

С. 60,


И.А.Бунин «Листопад»

С.61-64, выраз. Чтение


Тест «Произведения о животных»

С.65, вопросы


Обобщение по разделу «Стихи И.А. Бунина». Анализ теста

С. 45-47, тетрадь

Произведения С.Я. Маршака (5ч)


Произведения С.Я. Маршака Повторение изученных произведений С.Я.Маршака.

С.Я. Маршак «Словарь»

С.66,

наизусть


Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

С.67-100, чтение по ролям




С. Я. Маршак – переводчик.

Р. Бернс «В горах мое сердце…» (перевод С.Я. Маршака).

С.102, наизусть

Стихи Н.А. Заболоцкого (2 ч)


Стихи Н.А. Заболоцкого Н.А.Заболоцкий. «Детство»

С. 104-105, выр. чтение


Н.А.Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

С. 106-107, выр. чтение

Произведения о детях войны (2 ч)


Произведения о детях войны

Доп.чтение В. П. Катаев «Сын полка»

С. 60-62, тетрадь


Детские журналы и книги. К.М. Симонов «Сын артиллериста»

С. 63-64, тетрадь

Стихи Н.М. Рубцова (3 ч)


Стихи Н.М. Рубцова. Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов «Березы».

С.108, наизусть


Стихи о родине. Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина»

С. 109. Наизусть


Обобщение по разделу «Стихи Н.М. Рубцова «.

С. 69-71, тетрадь

Произведения С.В. Михалкова (2 ч)


Произведения С.В. Михалкова. «Школа»

«Хижина дяди Тома»

С.113-115,выр. Чтение


Басни С.В. Михалкова. С.В. Михалков «Зеркало»

Доп. чт. С. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда»

С. 77-78, тетрадь

IV четверть (21 час)

Юмористические произведения (2 ч)


Юмористические произведения

Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов «Федина задача».

С.122-126. Пересказ


Юмористические стихи. И.Л. Гамазкова «Страдания».

С.127-128, наизусть

Очерки (4ч)


Очерки.

Очерки о Родине. И.С.Соколов-Микитов «Родина»

С.129-130. Вопросы


Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

С. 130-133, вопросы


Очерки о людях. Н.Шер «Картины-сказки»

С. 133-140, вопросы


Обобщение по разделу «Очерки».

Доп. чтение М. Горький «О книгах», Ю. Яковлев «Право на жизнь»

С. 94-96, тетрадь

Путешествия, приключения, фантастика (9 ч)


Путешествия, приключения, фантастика

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста»

С.141-146. Вопросы


Н.П.Вагнер «Береза».

С. 146-156, вопросы


Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы)


С. 156-164


С.165-173


С.174-179


Обобщение по разделу «Путешествия, приключения, фантастика»

С.180-182, вопросы


Тематический тест «Путешествия, приключения, фантастика»

С. 183-184, вопросы


Библиотечный урок. «Книги о путешествиях и приключениях». Анализ теста.

С. 108-109, тетрадь


Н.П.Найденова «Мой друг».

С.182 (выраз.чт.)

Повторение и итоговые работы. (7 часов)


Годовая контрольная работа

С. 110-111, тетрадь


Повторение по разделу «Произведения фольклора »

Выучить скороговорку


Повторение по разделу « Русские баснописцы»

Наизусть любую басню


Повторение по разделу «Русские поэты »

Наизусть любое стихотворение


Повторение по разделу «Произведения русских писателей о детях »

Читать рассказы о детях


Повторение по разделу

«Произведения зарубежных писателей»

Биографию любого зарубежного писателя и его произведение




Итого

Часов по плану

102

Резервных уроков

Контрольных работ и тестов

4