СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования, составлена по ФГОС с УУД по УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Пограничная средняя общеобразовательная школа № 2 Пограничного муниципального

района имени Байко Варвары Филипповны»



«Согласовано» «Утверждаю»

зам. Директора по УВР Директор МБОУ

МБОУ «ПСОШ №2 ПМР «ПСОШ № 2 ПМР имени имени Байко ВФ» «Байко ВФ»

«___» ________ 20 __ г. Приказ № ___ от

«___» ______ 20 ___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Учебный год: 2015-2016г.

Учитель: Карташова Наталья Павловна



















п. Пограничный. 2015г.


Пояснительная записка


Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию учебного предмета.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям. Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.


Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ­ведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра­жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при­ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек­ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе­ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон­кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви­вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Учащие­ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи­шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз­дателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель1), во 2—3 классах по 136 ч (4 ч в неделю), в 4 классе – 102 ч (3 ч в неделю). 34 учебные недели в каждом классе.



2Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

Основные изучаемые вопросы

Практические работы, экскурсии.

1

Тема1Водный урок по курсу лит.чтения

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.


2

Тема 2

Летописи, былины, жития

9

Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи- основные события Древней Руси. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Поэтический текс былины.. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В.Васнецова « Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. ДетствоВарфоломея. Юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин. Оценка достижений.

Проект: «Создание календаря исторических событий»

3

Тема 3

Чудесный мир классики

17

П.П.Ершов «Конёк –горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. Характеристика героя. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А.С. Пушкин. Стихи. Няне. Туча. Унылая пора!Очей очарованье.Интонация стихотворения. Сравнение произведения словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.Сказка о мёртвойцаревне и о семи богатырях. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Характеристика героев, отношение к ним. Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого.Басня. Как мужик камень убрал. Особенности басни. Главная мысль. А.П.Чехов « Мальчики». Главные герои рассказа- герои своего времени. Оценка достижений.


4

Тема4

Поэтическая тетрадь.

8

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид» «Как неожиданно и ярко». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.А.А.Фет « Весенний дождь». Бабочка. Интонация стихотворения. Е.А.Баратынская. Передача настроения и чувства в стихотворении. А.Н.Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения. И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении. Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».Выразительное чтение. И.А.Бунин. « Листопад». Сравнения, эпитеты. Оценка достижений.


5

Литерат.сказки

13



6

Тема 6

Делу время – потехе час.

7

Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени» нравственный смысл произведения. Жанр произведения.Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский « Главные реки». « Что любит Мишка». Особенности юмористического текста.Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения. Оценка достижений.


7

Тема 7

Страна детства

8

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герои произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий:Герои произведения. М.М.Зощенко « Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ. Оценка достижений.


8

Тема 8

Поэтическая тетрадь

4

.В.Я.Брюсов. «Опять сон». «Детская» тема стихотворений. Развитие чувства в лирическом стихотворении. С.А.Есенин «Бабушкины сказки». М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Конкурс чтецов. Оценка достижений.


9

Тема 9

Природа и мы.

11

.Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. А И.Куприн «Барбос и Жулька». М.М.Пришвин «Выскочка Е.И.Чарушин. «Кабан».. В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. Оценка достижений.

Проект «Природа и мы»

10

Тема 10

Поэтическая тетрадь

3

Б.Л.Пастернак « Золотая осень» Д.Б.Кедрин «Бабье лето». С.А.Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.Н.М.Рубцов «Сентябрь».. С.А.Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. Оценка достижений.


11

Тема 11

Родина

5

И.С.Никитин «Русь».Образ родины Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин « Родине». А.В.Жигулин «О,Родина! В неярком блеске…».

Проект «Они защищали Родину»

12

Тема 12Страна Фантазия

6

Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.. Оценка достижений.


13

Тема 13

Зарубежная литература

10

. Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.Г.-Х. Андерсен « Русалочка». Авторская сказка. Марк Твен « Приключения Тома Сойера».


Календарно- тематический план

№п/п

дата

Тема урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

I-четверть (27 часов)


1

02. 09

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.Знакомство с учебником.

Р.- формулирование уч. задачи, понимание её, оценивание своей работы. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение основной мысли. К.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника

Прогнозировать содержание раздела, ориентироваться в учебнике. Пользоваться словарём в конце учебника.


2

04.09

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Р.- формулирование учебной задачи, понимание её, оценивание своей работы на уроке.

П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли.

к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника.

л.- проявление бережного отношения к учебной книге.

Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.


3

07.09

События летописи- основные события Древней Руси.Сравнение текста летописи и исторических источников.

Читать отрывки из древнерусских летописей. Былины. Жития о Сергии Радонежском.


4

09.09

Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.



р.- формулирование учебной задачи урока, понимание её, оценивание своей работы на уроке.

П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли.

к.- обсуждение в паре ответов на вопросы учебника.

л. формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом.


5

11.09

Внеклассное чтение. Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

Сравнивать былины и волшебные сказки.


6

14.09

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины


7

16.09

Сергий Радонежский – святой земли русской. Житие Сергия Радонежского.

Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого.


8

18.09

Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

р.- формулирование учебной задачи, понимание её, оценивание работы на уроке. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение основной мысли.

к.- обсуждение в паре ответов

л .формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.


9

21.09

Внеклассное чтение. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе слов и репродукций известных картин.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников


10

23.09

Обобщающий урок. Проект: «Создание календаря исторических событий». Оценка достижений.

Участвовать в проектной деятельности. Проверять и оценивать свои достижения.


11

25.09

Внеклассное чтение. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.... П.П. Ершов «Конёк –горбунок».

Р.- формулирование учебной задачи, оценивание работы. П.- анализ худ.текста, выделение основной мысли. К.- ответы на учебника. Л.- формирование системы нравственных ценностей

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.


12-15

28.09 30.09 02.1005.10

П.П.Ершов «Конёк –горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке.

п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли.

к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Л.- формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений, ценность человеческой жизни)

Наблюдать за развитием событий в сказке.


16

07.10

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. Стихи. Няне. Туча. Унылая пора! Очей очарованье.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка


17-19

09.10-14.10

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мотивы народной сказки в литературной.


20

16.10

Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина.

Р.- формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке. п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- проявлять интерес к произведениям Лермонтова.

Составлять самостоятельно план.


21

19.10

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей


2223

21.10 23.10

Внеклассное чтение. Ашик – Кериб. Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.


24

26.10

Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л.Толстого

Р.- формулирование учебной задачи.

П.- понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом.

К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе, составление плана действий. Л.- проявление интереса к произведениям Л.Н.Толстого, А.П. Чехова

Высказывать свои суждения о значении произведений русских классиков для России и русской культуры


25

28.10

Внеклассное чтение. Басня. «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.


26

30.10

А.П.Чехов « Мальчики». Смысл названия рассказа.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.


27

30.10

Обобщающий урок «Чудесный мир классики». Оценка достижений.


II –ЧЕТВЕРТЬ (21 час)


1

09.11

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».

Р. формулирование учебной задачи. Оценивание своей работы.

П.- анализ поэтического текста. Выделение основной мысли, отбор опорных слов, поиск необходимой информации в книге. К.- ответы на вопросы учебника.л.- формирование системы нравственных ценностей

Воспринимать на слух. Воспроизводить их наизусть.


2

11.11

А.А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

Определять интонацию произведения.


3

13.11

Внеклассное чтение. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...».

Читать стихи выразительно.


4

16.11

А.Н. Плещеев « Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Определять интонацию.


5

18.11

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями». Изменение картин природы в стихотворении.


6

19.11

Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки».

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении.


7

23.11

И.А. Бунин. « Листопад». Картина осени в стихах.


8

25.11

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов. Оценка достижений

Р. формулирование учебной задачи.

п.- анализ текста, выделение основной мысли.

к.- ответы на вопросы.

Л.-проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании.

Самостоятельно оценивать своё чтение.


9 -10-11

26.11

30.11 02.12

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке».

Прогнозировать содержание раздела.


12

04.12

Внеклассное чтение. В.М. Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра.

Знать отличительные особенности литературной сказки.


13

07.12

В.М. Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения.



14

09.12

В.М. Гаршин. « Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль произведения.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.


15-16

11.12 14.12

Внеклассное чтение. П.П. Бажов « Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- проявление интереса к литературной сказке.

Читать и воспринимать прочитанное


17

16.12

П.П. Бажов « Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.


18-19

18.12 21.12

Внеклассное чтение. С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте.

Р.- формулирование учебной задачи. п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста.Л.- проявление интереса к литературной сказке.

Читать и воспринимать прочитанное.


20

23.12

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Герои художественного текста.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.


21-22

25.12 28.12

С.Т. Аксаков « Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование. Оценка достижений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


III –ЧЕТВЕРТЬ (30 часов)


1

11.01

Знакомство с названием раздела. Е.Л Шварц « Сказка о потерянном времени».

Р.- формулирование учебной задачи.

п.- анализ художественного текста.

к.- ответы на вопросы на основе художественного текста.

Л.- осмысление понятий « благородный поступок, честность» «верность слову».

Увеличивать темп чтения.

Прогнозировать содержание раздела.планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы.

Воспринимать на слух, читать без ошибок, в темпе разговорной речи.


2

13.01

Е.Л Шварц « Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.


3 - 4

15.01 18.01

В.Ю. Драгунский « Главные реки».

« Что любит Мишка».

Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому.

Р.- формулирование учебной задачи.

п.-анализ художественного текста. к.- ответы на вопросы на основе художественного текста. Л.- осмысление понятий « благородный поступок», « честность» «верность слову».

Определять нравственный смысл произведения. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.


5

20.01

Внеклассное чтение. Книги о путешествиях.

Пересказывать текст от лица автора или героев. Инсценировать произведения, выбирать режиссёра.


6

22.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.


7

25.01

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. Оценка достижений.


8

27.01

Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Р.- формулирование учебной задачи.

п.- анализ пословиц и поговорок.

К.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Л.-осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь»

Прогнозировать содержание раздела.планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух, читать выразительно диалоги.


9

29.01

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения


10-12

01.0205.02

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

П.- умение ориентироваться в учебной и художественной книге. Р.- формулирование учебной задачи урока.

к.- ответы на вопросы художественного текста. Л.-осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь»

Воспринимать на слух, читать выразительно диалоги


13

08.02

М.М. Зощенко « Ёлка». Герои произведения..

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни.


14

10.02

Внеклассное чтение. М.М. Зощенко « Ёлка».

Пересказывать текст на основе плана. Проверять себя и оценивать свои достижения.


15

12.02

Обобщающий урок. Оценка достижений


16

15.02

Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

Сравнивать стихотворения разных поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение.


17

17.02

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворений.

Р.- формулирование учебной задачи.

п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли.

к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника. Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Определять особенности поэтического творчества.


18

19.02

М.И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.


19

22.02

Внеклассное чтение. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Участвовать в конкурсе чтецов с любимым стих.


20

24.02

Знакомство с названием раздела. Д.М.-Сибиряк « Приёмыш».

Воспринимать на слух художественное произведение.


21

26.02

Д.М.-Сибиряк « Приёмыш». Отношение человека к природе.


22

29.02

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.


23

02.03

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.


24

04.03

М.М. Пришвин «Выскочка».

Характеризовать героя произведения на основе поступка.

красота природы с помощью слова.

Характеризовать героя.


25

07.03

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

Р.- формулирование учебной задачи.

п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли.

к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Л.- привитие нравственных ценностей

.


26

09.03

Е.И. Чарушин. «Кабан».


27 28

11.03 14.03

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана.


29

16.03

Внеклассное чтение. «Где? Что? Как? Почему?»,


30

18.03

Проект « Природа и мы». Оценка достижений.

Находить информацию к проекту.


IV –ЧЕТВЕРТЬ (24 часа)

1


Знакомство с названием раздела. Б.Л. Пастернак « Золотая осень».

Р .- формулирование учебной задачи.

п.- анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли.

к.- ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

Л.- понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.


Подобрать сборники стихов к выставке книг.


2


Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь».

Воспринимать, читать выразительно.


3


С.А. Клычков. «Весна в лесу». С.А. Есенин «Лебёдушка». Оценка достижений.

Определять настроение поэта.Проверять себя и оценивать свои достижения


4


Знакомство с названием раздела. И.С. Никитин «Русь»

Прогнозировать содержание раздела.



5


С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

Понимать особенности поэтического текста.


6


А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком Авторское отношение к

Р.- умение эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи.К.- осмысление правил взаимодействия в паре, группе. П.- умение анализировать лирический текст. Видеть картины природы.л.- умение оперировать понятиями «картины родного края»,

Читать выразительно, передавая чувство гордости за предков.


7


Проект « Они защищали Родину»

Участвовать в работе проекта, находить нужную информацию.


8


Оценка достижений

Проверять себя и оценивать свои достижения


9


Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов « Приключения Электроника».

Р.- формулирование учебной задачи урока.

К.- ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника.

П.- анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения.

Л.- проявление бережного отношения к книге

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги



10


Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.


11 12


Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Особенности фантастического жанра.

Определять особенности фантастического жанра. Проверять себя и оценивать свои достижения.


13


Внеклассное чтение. Путешествие по стране Фантазии.


14


Обобщающий урок. Оценка достижений.


15 16 17


Дж.Свифт «Путешествие Гулливера Герои приключенческой литературы.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно. Характеризовать поступки героев произведения. Пересказывать эпизоды из произведений от лица героев Высказывать своё мнение о прочитанном.



18 19


Г.-Х. Андерсен « Русалочка»..

Р.- формулирование учебной задачи. П.- высказывание своего мнения о прочитанном. к.- ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы. л.-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов.


20 21 22


Марк Твен « Приключения Тома Сойера».Особенности повествования.



23


СельмаЛагерлёф. В Назарете . Семейство. Иисус и Ииуда


24


Обобщение изученного. Оценка достижений.

Проверять себя и оценивать свои достижения



Планируемые образовательные результаты.


Реализация программы обеспечивает достижение выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного


Выпускник научится:

•находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.


Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.


Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.


Работа с текстом: оценка информации


Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.


Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольуровняподготовкиобучающихся

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, свя­занные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведе­ние.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, по­следовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читатель­скую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведе­нии;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недоста­точная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.



Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, по­строенных с учетом предмета чтения.

ИТОГОВЫЙ контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на кар­точках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логич­ность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень вы­полнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетвори­тельного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытостьобсуждаемого вопроса, отсут­ствие аргументации либо ошибочность ее основных положению.





Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение


1.Климанова Л.Ф.., Бойкина М.В. литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.

2.Учебники.

Литературное чтение. Учебник. 4 класс .В 2 ч. ( сост. Л.Ф.Климанова. В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,

Л.А.Виноградская.

3.Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс

4. Методическое пособие. Литературное чтение. Поурочные разработки. 4 класс.

5.Компьютер. Электронное приложение к учебнику.6.Портреты поэтов и писателей.


1





4