СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка обучающихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.»


Пояснительная записка


Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основании авторской программы по математике для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002г.).

Срок реализации - 1 год (68 часов в год, 2 часа в неделю).

Цели и задачи предмета

Цель программы - подготовка обучающихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

- обеспечение необходимого уровня математического развития обучающихся;

-создание условий для общего умственного развития на основе овладения математическими знаниями, практическими действиями;

- развитие творческих возможностей обучающихся;

- формирование и развитие познавательных интересов;

- социальная адаптация и реабилитация.

Процесс обучения математике связан с:

  • коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка,

  • воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,

  • формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Роль учебного предмета

Математика является одним из основных учебных предметов. Математика, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей обучающихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Формы организации учебного процесса

Ведущий принцип обучения математике в 3 классе – органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных способностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Основной формой организации процесса обучения математике в 3 классе является урок. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

  • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, урок-подарок от волшебника, уроки-путешествия;

  • комбинированный урок.

Основные методы обучения:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • объяснение;

  • повторение;

  • сравнение;

  • работа с учебником;

  • дидактические игры.

Технологии обучения:

  • дифференцированное обучение,

  • личностно-ориентированное обучение,

  • здоровьесберегающие технологии.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

            

      Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» индивидуального учебного плана оказания образовательных услуг Гайнутдинову Р.Р. МБОУ «СОШ с.Пышлицы» Шатурского муниципального района Московской области.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую последовательность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков (компетенций обучающихся).

Обучение математике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить демонстрационными пособиями и раздаточным материалом для каждого ученика.

Одним из важных приёмов обучения математике в 3 классе является сравнение. Усвоение этих приёмов возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, т.е. умение конкретизировать отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Также используются методы обучения: демонстрация, наблюдение, упражнение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

На уроках математики в 3 классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики.

      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а во 2-4 классах – количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.

      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.

      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

                  Обучающиеся с ОВЗ, которые постоянно отстают в усвоении знаний, нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.

      Настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

      Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода обучающихся в следующий класс.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками.

      Домашние задания ежедневно проверяются учителем.

Виды и формы контроля:

  • повседневный контроль;

  • текущий контроль;

  • итоговый контроль.

      Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике, учитель проводит контрольные работы.

Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

      

      

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В 3 КЛАССЕ

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

      Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).

      Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

      Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

      Таблица умножения числа 2.

      Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.

      Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

      Соотношение: 1 р. = 100 к.

      Скобки. Действия I и II ступени.

      Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

      Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

      Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

      Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

      Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

      Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

      Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

      Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

      Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

      Многоугольник. Вершины, углы, стороны.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

(2ч в неделю, 68 часов в год)

3 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Повторение

1) Нумерация чисел в пределах 20

2) Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток

3) Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток

18, из них

2


4


12

1

2

Углы. Многоугольники

3


3

Умножение и деление

9

1

4

Сотня

12

1

5

Сложение и вычитание без перехода через десяток   

12

1

6

Числа, полученные при счете и при измерении

2


7

Деление на равные части. Деление по содержанию

3


8

Порядок арифметических действий

6

1

9

Повторение

3


Итого:

68

5

Перечень контрольных работ:

  1. Сложение чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток.

  2. Умножение и деление.

  3. Нумерация чисел в пределах 100.

  4. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

  5. Итоговая контрольная работа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса


      Учащиеся должны знать:

      числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;

      смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

      таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

      порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

      единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

      порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

      Учащиеся должны уметь:

      считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

      откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

      складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

      использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

      различать числа, полученные при счете и измерении;

      записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

      определять время по часам (время прошедшее, будущее);

      находить точку пересечения линий;

      чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

      Примечания.

  1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.

  2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.

  3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.

  4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.



Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и  в  повседневной жизни для  исследования  математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.







Учебно-методическое обеспечение


1) Авторская программа по математике (авторы М. Н. Перова, В. В. Эк) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации.

2) Эк В.В. Математика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – 13-е изд.- М.: Просвещение, 2017.- 215с.

3) Алышева Т.В., Эк В.В. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. В 2 частях.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

4)Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб.для студ. дефект. фак. педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.