Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденным приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. №373»..Рабочая программа составлена на основе примерной программы для четырехлетней начальной школы под редакцией И.А.Петровой, составлена на основе примерной авторской программы по математике. «Математика » 3 класс (М.И.Башмаков,М.Г.Нефёдова) ОС «Планета знаний» М.: АСТ, Астрель, 2014. Программа составлена с учётом Учебного плана и ООП НОО МОУ – СОШ №
Учебная программа нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Целью программы является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.
Курс «Математика» направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Учебные задачи:
1) формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
2) формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
3) формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие задачи:
1) развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;
2) развитие логического мышления — основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
3) формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Образовательные задачи:
1) знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
2) формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
3) формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
4) формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Средствами предмета «Математика» прививаются коммуникативные навыки при работе в парах и группах (проектная деятельность); осуществляется сотрудничество при выполнении заданий; формируются также навыки контроля и самоконтроля: пошаговый и итоговый контроль с использованием разнообразных приемов; учащиеся учатся моделировать условия задач, планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участвуют в проектной деятельности; выявляют зависимости между величинами, устанавливают аналогии и использую наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; учатся ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.
Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке, пользоваться словарями и справочниками.
Сквозные линии заданий по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений, решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий, а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений.
Задания по математике способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.
Включение учащихся в работу над проектами создает благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора дается и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность.
Развитие логических действий и операций, а также подготовку к математическим олимпиадам и конкурсам проводятся на основе материалов «Играем с Кенгуру».
Данный курс носит интегрированный характер.
В соответствии с Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана программой предмета «Математика» в третьем классе 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Количество часов
1 триместр-48ч
2 триместр-43ч
3 триместр-45ч
Содержание программы (136 ч.)
Числа и величины (15 ч.)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 ООО. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (50 ч.)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10 ООО.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Рациональные приемы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приемы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
Текстовые задачи (46 ч.)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (15 ч.)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля. Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Работа с данными (10 ч.)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
Формами организации учебных занятий предмета будут групповая, парная, индивидуальная и коллективная. Виды деятельности на уроках предполагаются следующие: решение задачи в 2-3 действия по плану, решение задач способом моделирования, прогнозирование результата действий, самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой и т.п.
График проведения контрольных работ
№п/п | Вид контроля | Сроки проведения |
1 | Входная контрольная работа | сентябрь |
2 | Контрольная работа №1 | октябрь |
3 | Контрольная работа №2 | декабрь |
4 | Контрольная работа №3 | март |
5 | Контрольная работа №4 | май |
6 | Итоговая контрольная работа | май |
Планируемые предметные результаты освоения программы
Третьеклассники научатся:
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10 ООО;
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 ООО;
• устно выполнять умножение и деление на однозначное число в случаях, легко сводимых к табличным;
• выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правило умножения и деления суммы на число;
• письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 ООО; деление на однозначное число в пределах 10ОО;
• выполнять деление с остатком в пределах 100;
• выполнять умножение и деление на 10,100,1000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
• решать текстовые задачи в 2 действия;
• правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век);
• сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в различных единицах измерения;
• называть и различать компоненты арифметических действий;
• восстанавливать пропущенные числа в равенствах;
• находить неизвестные числа в равенствах на основе знания взаимосвязи компонентов действий;
• формулировать вопрос задачи в соответствии с условием;
• дополнять краткую запись условия числовыми данными;
• записывать решение задачи разными способами;
• вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата);
• определять объем геометрических фигур в единичных кубиках;
• различать простые виды многоугольников, знать их названия и свойства;
• различать виды углов, чертить прямой угол с помощью угольника;
• различать виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные);
• различать круг и окружность, чертить окружность с помощью циркуля.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• определять признаки делимости на 3, 4, 6, 9;
• называть единицы массы (тонна, миллиграмм), объема (кубический метр, кубический сантиметр, кубический километр);
• находить долю числа и число по доле;
• выполнять умножение и деление круглых чисел:
• оценивать приближенно результаты арифметических действий;
• вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом;
• решать текстовые задачи в 3-4 действия.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | Факт. | |
| Сложение и вычитание | 12 | | | |
1 | Знакомство с учебником | 1 | | | |
2 | Считаем до тысячи | 1 | | | |
3 | Разрядные слагаемые | 1 | | | |
4 | Складываем и вычитаем по разрядам. | 1 | | | |
5 | Меняем одну цифру | 1 | | | |
6 | Переходим через десяток | 1 | | | |
7 | Складываем и вычитаем десятки. | 1 | | | |
8 | Вычисляем по разрядам | 1 | | | |
9 | Решаем задачи | 1 | | | |
10 | Входная контрольная работа. | 1 | | | |
11 | Работа над ошибками. Повторение по теме « Сложение и вычитание». | 1 | | | |
12 | Математический тренажер по теме «Сложение и вычитание». | 1 | | | |
| Умножение и деление. | 12 | | | |
13 (1) | Умножаем и делим на 2. | 1 | | | |
14 (2) | Умножаем и делим на 4. | 1 | | | |
15 (3) | Умножаем и делим на 3. | 1 | | | |
16 (4) | Умножаем на 6. | 1 | | | |
17 (5) | Умножаем на 5. | 1 | | | |
18 (6) | Умножаем на 7. | 1 | | | |
19 (7) | Умножаем на 8 и на 9. | 1 | | | |
20 (8) | Повторяем таблицу умножения и деления. Проверочная работа. | 1 | | | |
21 (9) | Решаем задачи, вычисляем, сравниваем. | 1 | | | |
22 (10) | Контрольная работа 1по теме «Умножение и деление». | 1 | | | |
23 (11) | Работа над ошибками. Повторение по теме «Умножение и деление». | 1 | | | |
24 (12) | Математический тренажер по теме «Умножение и деление». | 1 | | | |
| Числа и фигуры. | 14 | | | |
25 (1) | Периметр многоугольника. | 1 | | | |
26 (2) | Единицы длины. | 1 | | | |
27 (3) | Переводим единицы длины. | 1 | | | |
28 (4) | Вычисляем площадь. | 1 | | | |
29 (5) | Увеличиваем и уменьшаем фигуры. | 1 | | | |
30 (6) | Строим фигуры из кубиков. | 1 | | | |
31 (7) | Проектируем сад. | 1 | | | |
32 (8) | Симметрия. | 1 | | | |
33 (9) | Резерв | 1 | | | |
34 (10) | Работа над ошибками. Повторение по теме «Числа и фигуры». | 1 | | | |
35 (11) | Математический тренажер по теме «Числа и фигуры». | 1 | | | |
36 (12) | Математический тренажер по теме «Числа и фигуры». | 1 | | | |
37 (13) | Математический тренажер по теме «Числа и фигуры». | 1 | | | |
38 (14) | Логические задачи. «Играем с Кенгуру». Проверочная работа. | 1 | | | |
| Математические законы | 20 | | | |
39 (1) | Переставляем слагаемые | 1 | | | |
40 (2) | Переставляем множители | 1 | | | |
41 (3) | Складываем и вычитаем | 1 | | | |
42 (4) | Умножаем и делим | 1 | | |
43 (5) | Группируем слагаемые | 1 | | |
44 (6) | Умножаем и делим на 10, 100, 1000 | 1 | | | |
45 (7) | Группируем множители | 1 | | | |
46 (8) | Повторение по теме «Математические законы» | 1 | | | |
47 (9) | Математический тренажер по теме «Математические законы» | 1 | | | |
48 (10) | Умножаем сумму | 1 | | | |
49 (11) | Умножаем и складываем | 1 | | | |
50 (12) | Делим сумму | 1 | | | |
51 (13) | Повторяем все правила по теме | 1 | | | |
52 (14) | Используем правила вычислений | 1 | | | |
53 (15) | Размышляем о нуле | 1 | | | |
54 (16) | Идем за покупками | 1 | | | |
55 (17) | Повторение по теме «Математические законы» | 1 | | | |
56 (18) | Резерв | 1 | | | |
57 (19) | Математический тренажер по теме «Математические законы» | 1 | | | |
58 (20) | Математический тренажер по теме «Математические законы» | 1 | | | |
| Числа и величины | 10 | | | |
59 (1) | Измеряем время. Минуты в часы и обратно | 1 | | | |
60 (2) | Сутки, месяц, год | 1 | | | |
61 (3) | Вычисляем длину пути | 1 | | | |
62 (4) | Рисуем схемы движения | 1 | | | |
63 (5) | Скорость | 1 | | | |
64 (6) | Исследуем зависимость | 1 | | | |
65 (7) | Календарь. Повторение по теме «Числа и величины» | 1 | | | |
66 (8) | Математический тренажер по теме «Числа и величины» | 1 | | | |
67 (9) | Контрольная работа по теме «Числа и величины» | 1 | | | |
68 (10) | Работа над ошибками. Логические задачи. «Играем с Кенгуру» | 1 | | | |
| Выражения и равенства | 7 | | | |
69 (1) | Как составляют выражения | 1 | | |
70 (2) | Вычисляем значение выражения | 1 | | |
71 (3) | Неизвестное число в равенстве | 1 | | | |
72 (4) | Преобразуем выражения | 1 | | | |
73 (5) | Решаем задачи | 1 | | | |
74 (6) | Повторение по теме «Выражения и равенства» | 1 | | | |
75 (7) | Математический тренажер по теме «Выражения и равенства». Самостоятельная работа | 1 | | | |
| Складываем с переходом через разряд | 7 | | | |
76 (1) | Что такое масса | 1 | | | |
77 (2) | Записываем сложение в столбик | 1 | | | |
78 (3) | Встречаем сложение чисел на практике | 1 | | | |
79 (4) | Перепись населения | 1 | | | |
80 (5) | По дорогам России | 1 | | | |
81 (6) | Повторение по теме «Складываем с переходом через разряд» | 1 | | | |
82 (7) | Математический тренажер по теме «Складываем с переходом через разряд». Самостоятельная работа | 1 | | |
| Математика на клетчатой бумаге | 6 | | |
83 (1) | Играем в шахматы | 1 | | |
84 (2) | Путешествуем по городам Европы | 1 | | |
85 (3) | Работаем с таблицами и схемами | 1 | | |
86 (4) | Решаем задачи на клетчатой бумаге | 1 | | |
87 (5) | Площадь квадрата | 1 | | |
88 (6) | Рене Декарт – великий математик и мыслитель. Математический тренажер по теме «Математика на клетчатой бумаге» | 1 | | | |
| Вычитаем числа | 11 | | | |
89 (1) | Вспоминаем, что мы умеем | 1 | | | |
90 (2) | Записываем вычитание в столбик | 1 | | | |
91 (3) | Считаем сдачу | 1 | | | |
92 (4) | По железной дороге | 1 | | | |
93 (5) | Как вычесть сумму из числа | 1 | | | |
94 (6) | Знаменательные даты | 1 | | | |
95 (7) | Подводим итоги | 1 | | | |
96 (8) | Повторение по теме «Вычитаем числа» | 1 | | | |
97 (9) | Контрольная работа по теме «Складываем и вычитаем числа с переходом через разряд» | 1 | | | |
98 (10) | Работа над ошибками. Математический тренажер по теме «Вычитаем числа» | 1 | | | |
99 (11) | Математический тренажер по теме «Вычитаем числа». «Играем с Кенгуру» | 1 | | | |
| Умножаем на однозначное число | 8 | | | |
100 (1) | Записываем умножение в столбик | 1 | | | |
101 (2) | Откуда берутся нули? | 1 | | | |
102 (3) | Считаем устно и письменно | 1 | | | |
103 (4) | Пять пишем, три в уме | 1 | | | |
104 (5) | Вычисляем массу | 1 | | | |
105 (6) | Измеряем емкости | 1 | | | |
106 (7) | Шестидесятичная система счисления. Повторение по теме «Умножаем на однозначное число» | 1 | | |
107 (8) | Математический тренажер по теме «Умножаем на однозначное число». Самостоятельная работа | 1 | | |
| Делим на однозначное число | 16 | | | |
108 (1) | Вспоминаем, что мы знаем и умеем | 1 | | |
109 (2) | Делится – не делится | 1 | | |
110 (3) | Подбираем наибольшее произведение | 1 | | |
111 (4) | Что в остатке? | 1 | | |
112 (5) | Записываем деление уголком | 1 | | |
113 (6) | Продолжаем осваивать деление | 1 | | |
114 (7) | Повторение по теме «Делим на однозначное число». Проверочная работа. | 1 | | |
115 (8) | Математический тренажер по теме «Делим на однозначное число». | 1 | | |
116 (9) | Находим неизвестное | 1 | | |
117 (10) | Делим на «круглое» число | 1 | | |
118 (11) | Собираемся в путешествие | 1 | | |
119 (12) | Учимся находить ошибки | 1 | | |
120 (13) | Проверяем результат деления | 1 | | |
121 (14) | Контрольная работа по теме « Повторение» | 1 | | |
122 (15) | Работа над ошибками. Повторение по теме «Умножаем и делим на однозначное число» | 1 | | |
123 (16) | Математический тренажер по теме «Умножаем и делим на однозначное число» | 1 | | | |
| Делим на части | 8 | | |
|
124 (1) | Окружность и круг. Практическая работа. | 1 | | |
125 (2) | Делим на равные части | 1 | | |
126 (3) | Рисуем схемы и делим числа. | 1 | | |
127 (4) | Вычисляем доли | 1 | | |
128 (5) | Рисуем схемы и решаем задачи | 1 | | |
129 (6) | Математический тренажер по теме «Делим на равные части» | 1 | | |
130 (7) | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
131 (8) | Работа над ошибками. Повторение по теме «Делим на части» | 1 | | |
| Повторение изученного материала | 5 | | |
132 (1) | Полет на Луну | 1 | | |
133 (2) | Ворота Мории | 1 | | |
134 (3) | Золотое руно | 1 | | |
135 (4) | Возвращение аргонавтов | 1 | | |
136 (5) | Математический тренажер по теме «Повторение изученного материала». «Играем с Кенгуру» | 1 | | |