Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения 31.08.2016 года. Протокол № 1; СОГЛАСОВАНА Методическим советом МБОУ «Гимназия» 31.08.2016 года. Протокол № 1; УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «Гимназия» от 31.08.2016 года № 286. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 6 классов на 2016-2017 учебный год Составила: учитель математики МБОУ «Гимназия» Терехова Надежда Анатольевна Моршанск 2016 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом система оценки планируемых результатов имеет комплексный подход к оценке результатов (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования).
В личностном направлении:
Обучающийся 6-го класса получит:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, десятичных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка наматематический и наоборот;
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению математике;
умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
В метапредметном направлении:
Обучающийся 6-го класса получит:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты и пр.);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы, таблицы, схемы);
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Обучающийся получит возможность для формирования:
планирования путей достижения целей;
умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
адекватного и самостоятельного оценивания правильности выполнения действия и умения вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
адекватного оценивания своих возможностей достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
в совместной деятельности чёткого формулирования цели группы и умения позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
умения самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект.
В предметном направлении:
Обучающийся 6-го класса освоит:
базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
знания на наглядном уровне о свойствах плоских и пространственных фигур; навыки их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерения длин, площадей, объёмов;
идеи равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Обучающийся получит возможность:
знакомство с понятием процента, которое далее развивается в теме «Отношения и проценты»;
развить представления учащихся о десятичных дробях, осваиваются новые вычислительные алгоритмы, рассматриваются приемы решения задач «на десятичные дроби».
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
II. Содержание учебного предмета
Глава 1. Дроби и проценты (18 ч)
Повторение: понятие дроби, основное свойство дроби, сравнение и упорядочивание дробей, правила выполнения арифметических действий с дробями. Преобразование выражений с помощью основного свойства дроби. Решение основных задач на дроби.
Понятие процента. Нахождение процента от величины.
Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Круговые диаграммы.
Контрольная работа № 1
Основные цели – систематизировать знания об обыкновенных дробях, закрепить и развить навыки действий с обыкновенными дробями, познакомить учащихся с понятием процента, а также развить умение работать с диаграммами.
Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве (7 ч)
Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы, их свойство. Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Примеры параллельных и перпендикулярных прямых в окружающем мире.
Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми, от точки до плоскости.
Основные цели – создать у учащихся зрительные образы всех основных конфигураций, связанных с взаимным расположением двух прямых на плоскости и в пространстве, сформировать навыки построения параллельных и перпендикулярных прямых, научить находить расстояние от точки до прямой, между двумя параллельными прямыми.
Контрольная работа № 2
Глава 3. Десятичные дроби (9 ч)
Десятичная запись дробей. Представление обыкновенной дроби в виде десятичной и десятичной в виде обыкновенной; критерий обратимости обыкновенной дроби в десятичную . Изображение десятичных дробей точками на координатной прямой. Сравнение десятичных дробей. Десятичные дроби и метрическая система мер.
Основные цели – ввести понятие десятичной дроби, выработать навыки чтения записи десятичных дробей, их сравнения; сформировать умения переходить от десятичной дроби к обыкновенной, выполнять обратные преобразования.
Контрольная работа № 3
Глава 4. Действия с десятичными дробями ( 27 ч)
Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичной дроби на степень 10. Умножение и деление десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Приближенное частное. Выполнение действий с обыкновенными и десятичными дробями.
Основная цель – сформировать навыки действий с десятичными дробями, а также навыки округления десятичных дробей.
Контрольная работа № 4
Глава 5. Окружность (9 ч)
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная к окружности и ее построение. Построение треугольника по трем сторонам. Неравенство треугольника. Круглые тела.
Основные цели – создать у учащихся зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости; научить строить треугольник по трем сторонам, сформировать представление о круглых телах (шар, конус, цилиндр).
Контрольная работа № 5
Глава 6. Отношения и проценты (17 ч)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление в данном отношении. Выражение процентов десятичными дробями; решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах.
Основные цели – познакомить с понятием «отношение» и сформировать навыки использования соответствующей терминологии; развить навыки вычисления с процентами.
Контрольная работа № 6
Глава 7. Выражения, формулы, уравнения (15 ч)
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Буквенные выражения и числовые подстановки. Формулы. Формулы периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника, объема параллелепипеда. Формулы длины окружности и площади круга.
Уравнение. Корень уравнения. Составление уравнения по условию текстовой задачи.
Основные цели – сформировать первоначальные представления о языке математики, описать с помощью формул некоторые известные учащимся зависимости, познакомить с формулами длины окружности и площади круга.
Контрольная работа № 7
Глава 8. Симметрия (9 ч)
Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Центральная симметрия. Построение фигуры, симметричной данной относительно прямой и относительно точки. Симметрия в окружающем мире.
Основные цели – познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости; научить строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно прямой, а также точку, симметричную данной относительно точки; дать представление о симметрии в окружающем мире.
Контрольная работа № 8
Глава 9. Целые числа (14 ч)
Числа, противоположные натуральным. «Ряд» целых чисел. Изображение целых чисел точками на координатной прямой. Сравнение целых чисел. Сложение и вычитание целых чисел; выполнимость операции вычитания. Умножение и деление целых чисел; правила знаков.
Основные цели – мотивировать введение отрицательных чисел; сформировать умение сравнивать целые числа с опорой на координатную прямую, а также выполнять действия с целыми числами.
Контрольная работа № 9
Глава 10. Рациональные числа (16 ч)
Отрицательные дробные числа. Понятие рационального числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Противоположные числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами, свойства арифметических действий.
Примеры использования координат в реальной практике. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости.
Основные цели – выработать навыки действий с положительными и отрицательными числами; сформировать представление о декартовой системе координат на плоскости.
Контрольная работа № 10
Глава 11. Многоугольники и многогранники (9 ч)
Сумма углов треугольника. Параллелограмм и его свойства, построение параллелограмма. Правильные многоугольники. Площади, равновеликие и равносоставленные фигуры. Призма.
Основные цели – развить знания о многоугольниках; развить представление о площадях, познакомить со свойством аддитивности площади, с идеей перекраивания фигуры с целью определения ее площади; сформировать представление о призме; обобщить приобретенные геометрические знания и умения и научить применять их при изучении новых фигур и их свойств.
Контрольная работа № 11
Глава 12. Множества. Комбинаторика (8 ч)
Понятие множества. Примеры конечных и бесконечных множеств. Подмножества. Основные числовые множества и соотношения между ними. Разбиение множества. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью кругов Эйлера.
Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов.
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов событий.
Основные цели – познакомить с простейшими теоретико-множественными понятиями, а также сформировать первоначальные навыки использования теоретико-множественного языка; развить навыки решения комбинаторных задач путем перебора всех возможных вариантов.
Контрольная работа № 12
Повторение (12ч )
Подготовка и защита ученического проекта (5 часа)
III. Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол- во часов | Тема урока |
1 | Дроби и проценты (18 часов) | 1 | Что мы знаем о дробях. |
1 | Основное свойство дроби |
1 | Сравнение дробей |
1 | Основные действия с дробями |
1 | «Многоэтажные» дроби. |
1 | Задачи на нахождение части от числа |
1 | Задачи на нахождение числа по его части |
1 | Основные задачи на дроби |
1 | Решение задач на части |
1 | Что такое процент |
1 | Задачи на проценты |
1 | Задачи на нахождение процентов от числа |
1 | Решение задач по теме «Дроби и проценты» |
1 | Столбчатые и круговые диаграммы. |
1 | Построение столбчатых и круговых диаграмм |
1 | Подготовка к контрольной работе |
1 | Контрольная работа №1 по теме: «Дроби и проценты» |
1 | Работа над ошибками |
2
| Прямые на плоскости и в пространстве (7 часов)
| 1 | Пересекающиеся прямые. |
1 | Перпендикулярные прямые |
1 | Вертикальные и смежные углы |
1 | Параллельные прямые. |
1 | Прямые в пространстве |
1 | Расстояние. |
1 | Контрольная работа №2 по теме: «Прямые на плоскости и в пространстве» |
3 | Десятичные дроби (9 часов) | 1 | Анализ контрольной работы Как записывают и читают десятичные дроби. |
1 | Десятичная запись дробей |
1 | Чтение и запись десятичных дробей |
1 | Перевод обыкновенной дроби в десятичную. |
1 | Десятичные дроби и метрическая система мер. |
1 | Сравнение десятичных дробей. |
1 | Сравнение обыкновенной дроби и десятичной |
1 | Задачи уравнивание. |
1 | Контрольная работа № 3 по теме: «Десятичные дроби» |
4 | Действия с десятичными дробями (27 часов) | 1 | Анализ контрольной работы Сложение и вычитание десятичных дробей. |
1 | Сложение обыкновенной дроби и десятичной |
1 | Действия с обыкновенными и десятичными дробями |
1 | Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей |
1 | Решение текстовых задач |
1 | Решение задач по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» |
1 | Умножение десятичной дроби на 10,100,1000. |
1 | Деление десятичной дроби на степень 10 |
1 | Переход от одних единиц измерения к другим |
1 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. |
1 | Умножение десятичной дроби на обыкновенную |
1 | Действия с десятичными дробями |
1 | Задачи на умножение десятичных дробей |
1 | Деление десятичных дробей на натуральное число. |
1 | Деление десятичных дробей |
1 | Деление на десятичную дробь |
1 | Задачи на деление десятичных дробей |
1 | Общий случай деления десятичных дробей |
1 | Вычисление значения выражения, содержащих деление на десятичную дробь |
1 | Задачи на деление десятичных дробей. |
1 | Все действия с десятичными дробями |
1 | Решение задач по теме «Умножение и деление десятичных дробей» |
1 | Округление десятичных дробей. |
1 | Нахождение приближенного частного |
1 | Задачи на движение. |
1 | Контрольная работа №4 по теме: «Действия с десятичными дробями» |
1 | Работа над ошибками |
5
| Окружность (9 часов)
| 1 | Прямая и окружность. |
1 | Взаимное расположение прямой и окружности |
1 | Две окружности на плоскости. |
1 | Построение точки, равноудаленных от концов отрезка |
1 | Построение треугольника. |
1 | Неравенство треугольника |
1 | Круглые тела. |
1 | Сечения круглых тел |
1 | Контрольная работа №5 по теме» Окружность» |
6 | Отношения и проценты (17 часов) | 1 | Что такое отношение. |
1 | Деление в данном отношении |
1 | Отношение величин |
1 | Масштаб |
1 | Представление процента десятичной дробью |
1 | Выражение дроби в процентах |
1 | Задачи на нахождение процентов от заданной величины |
1 | «Главная» задача на проценты |
1 | Задача на нахождение процентов от числа |
1 | Увеличение и уменьшение величины на несколько процентов |
1 | Выражение отношения в процентах. |
1 | Разные задачи на проценты |
1 | Решение задач по теме «Отношения и проценты» |
1 | Решение текстовых задач |
1 | Подготовка к контрольной работе |
1 | Контрольная работа №6по теме: «Отношения и проценты» |
1 | Работа над ошибками |
7 | Выражения, формулы, уравнения (15 часов) | 1 | О математическом языке. |
1 | Запись и чтение математических выражений |
1 | Числовые и буквенные выражения |
1 | Составление формул |
1 | Составление выражений по условию задачи |
1 | Числовое значение буквенного выражения |
1 | Формула длины окружности и площади круга |
1 | Формулы пути |
1 | Что такое уравнение. |
1 | Решение уравнений |
1 | Решение задач с помощью уравнений |
1 | Решение задач по теме «Уравнение» |
1 | Подготовка к контрольной работе |
1 | Контрольная работа №7 по теме: «Выражения, формулы, уравнения» |
1 | Работа над ошибками |
8
| Симметрия (9 часов)
| 1 | Осевая симметрия |
1 | Симметрия и равенство |
1 | Ось симметрии фигуры |
1 | Симметричная фигура |
1 | Симметрия в пространстве |
1 | Центральная симметрия |
1 | Симметрия относительно точки |
1 | Центр симметрии фигуры |
1 | Контрольная работа №8 по теме: «Симметрия» |
9 | Целые числа (14 часов) | 1 | Какие числа называют целыми. |
1 | Сравнение целых чисел. |
1 | Сравнение целых чисел с помощью координатной прямой |
1 | Сложение целых чисел одного знака. |
1 | Сложение целых чисел разного знака |
1 | Вычитание целых чисел. |
1 | Решение задач по теме «Вычитание целых чисел» |
1 | Умножение целых чисел |
1 | Применение правила умножения целых чисел |
1 | Деление целых чисел. |
1 | Применение правила деления целых чисел |
1 | Все действия с целыми числами |
1 | Подготовка к контрольной работе |
1 | Контрольная работа №9 по теме: «Целые числа» |
10 | Рациональные числа (16 часов) | 1 | Анализ контрольной работы Какие числа называют рациональными. |
1 | Координатная прямая |
1 | Сравнение рациональных чисел. |
1 | Модуль числа. |
1 | Сложение рациональных чисел |
1 | Вычитание рациональных чисел |
1 | Умножение рациональных чисел |
1 | Деление рациональных чисел |
1 | Действия с рациональными числами. |
1 | Решение задач на «обратный ход» |
1 | Что такое координаты. |
1 | Прямоугольные координаты на плоскости. |
1 | Прямоугольная система координат |
1 | Построение точек по их координатам |
1 | Контрольная работа №10 по теме: «Рациональные числа» |
1 | Работа над ошибками |
11 | Многоугольники и многогранники (9 часов) | 1 | Сумма углов треугольника. |
1 | Параллелограмм. |
1 | Свойства параллелограмма |
1 | Виды параллелограммов |
1 | Правильные многоугольники. |
1 | Площади. Площадь параллелограмма |
1 | Площадь треугольника |
1 | Призма. |
1 | Контрольная работа №11по теме: «Многоугольники и многогранники» |
12 | Множества. Комбинаторика (8 часов) | 1 | Понятие множества |
1 | Операции над множествами |
1 | Правило умножения. |
1 | Решение комбинаторных задач |
1 | Сравнение шансов. |
1 | Эксперименты со случайными исходами. |
1 | Решение комбинаторных задач |
1 | Контрольная работа № 12 по теме: «Множества. Комбинаторика» |
13 | Повторение | 12 | |
Календарно-тематическое планирование
по математике для 6 класса.
2016-2017 учебный год
Количество часов - 175
Учебник - Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев «Математика. Арифметика. Геометрия. 6класс» М: Просвещение 2015 г.
Контрольных работ - 12
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Количество часов | 39 | 40 | 49 | 47 |
Контрольных работ | 3 | 2 | 4 | 3 |