Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» ________ Н.В.Москалец 25 августа 2017г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» _______ Н.Б.Радченко Приказ № 195 от 25 августа 2017г. |
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол №1 от 24 августа 2017 Руководитель МО МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» _______ Л.А.Когтина | | . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Обществознание 9-А, 9-Б классы
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
Составитель: Смешкова Л.Д.,
учитель истории высшей
квалификационной категории
Планирование составлено на основе:
Авторская программа по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы: основной курс/ (авт.- сост. Л.Н. Боголюбов и др.). - М.: Просвещение, 2011.
Используемые учебники:
Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для 9-А, Б классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кировская школа-гимназия №2» (далее – МБОУ «Кировская школа-гимназия №2») на основе следующих нормативных документов:
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ “Кировская школа-гимназия №2;
Учебный план МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»;
Примерная программа по обществознанию;
Авторская программа по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы: основной курс (авт.- сост. Л.Н. Боголюбов и др.). - М.: Просвещение, 2011.
Положение об учебной рабочей программе МБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
Рабочая программа ориентирована на линию УМК под ред. Боголюбова Л. Н. (издательство «Просвещение»).
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей эмоциональную окраску, нравственно-этический и эстетический смысл.
Предмет «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Данный предмет содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю за счет часов инвариантной части.
Планируемые результаты освоения предмета
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые у учащихся на уроках обществознания:
получения и оценки результата);
овладение такими видами публичных выступлений как высказывания, монолог, дискуссия,
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую(из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с уче-том мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, фор-мулирование своей точки зрения.
Результаты обучения
В результате изучения обществознания выпускник должен
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Политика и социальное управление (9 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (23 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Резерв – 2 часа
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу.
- рабочая программа рассчитана на 34 часа (авторская программа – 35 ч.); сокращение объема учебного времени на 1 час объясняется количеством учебных недель по учебному плану школы; сокращение произведено за счет резервного времени, предусмотренного авторской программой (11 часов);
- в связи с наличием резервного времени, предусмотренного авторской программой в тему 1 «Политика» было добавлено 2 часа: 1 час – на глубокое изучение темы «Государство» и 1 час на повторительно-обобщающий урок;
- в авторской программе на изучение темы 2 «Право» предусмотрено 16 часов. Добавлено 7 часов резервного времени на более глубокое изучение: 1 час – темы «Правонарушения и юридическая ответственность», 1 час на детальное изучение темы «Права и свободы человека и гражданина», 1 час на изучение темы «Гражданские правоотношения», 1 час на изучение темы «Право на труд. Трудовые правоотношения»; 1 час на изучение темы «Семейные отношения»; 1 час – на тему «Административные правоотношения»; 1 час – на повторительно-обобщающий урок по теме «Право»;
- 1 час выделен на итоговое повторение по предмету.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Количество часов | Контрольные работы | Практические работы |
план | факт | план | факт | план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Тема 1. Политика | 7 ч | 9 ч | | | | |
2. | Тема 2. Право | 16 ч | 22 ч | 0 | 1 | защита проектов | защита проектов |
3. | Итоговая контрольная работа | 1 ч | 1 ч | | | защита проектов | защита проектов |
4. | Резерв | 11 ч | 2 ч | | | | |
| Всего: | 35 ч | 34 ч | 0 | 2 | | |
5