СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 8 - 9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по обществознанию к учебникам "Обществознание. 8 класс " под ред. Л.Н.Боголюбова , Н.И.Городецкой, - М. Просвещение; "Обществознание. 9 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева. - М.Просвещение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 8 - 9 классов»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30»







Утверждена приказом директора от 30.08.2016 № 467-од


Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы протокол №1 от 26.08.2016.








Рабочая программа по обществознанию

для 8-9 классов














2016-2017





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    1. . Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, образовательного учреждения.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к со-циальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в КонституцииРФ.

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных

отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

- освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Задачи программы:

- формировать у учащихся целостное представление о тенденциях и закономерностях развития чело­веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов­лению правосознания и гражданской позиции.

- обучить людей правилам пользования науч­ными инструментами, теориями и методами,

- сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоя­тельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к буду­щей профессиональной деятельности,

- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

- подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

    1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательного учреждения;

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

1.3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена па основе:

 федерального компонента государственного стандарта общего образования;

 примерной программы по обществознанию основного общего образования (базовый уровень);

 федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2016-2017 уч.г.;

 базисного учебного плана;

 типовых учебных программ по предметам, утвержденным Министерством образования и науки РФ

1.4. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы

Данная программа опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Материал изложен в доступной для понимания учащихся форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, практических работ. Для учащихся предлагаются дополнительные творческие задания, которые учащиеся могут выполнять по желанию. Имеется материал для дополнительного чтения.


1.5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

Изменения связаны с фактическим количеством часов в учебном году.


1.6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социологии, психологии, права, политологии и культуро­логии.

Курсы 8 и 9 классов представляют собой относительно завершенную систему знаний. Дают наиболее общие представления о человеке и обществе, характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Содержание курса 8 и 9 классов обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые иногда заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Этот курс явля­ется составной частью системы изучения дисциплин социаль­но-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, лите­ратурных, правовых, географических знаний, имеющие опреде­ленный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре­альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Изучение курса осуществляется в соответствии с принципами компетентностного подхода, личностно ориентированного обучения. Курс имеет гуманистическую, развивающую и здоровьесберегающую направленность, что отражается как в содержании, так и в форме занятий.


1.7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком)

В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 30 г.Тамбова на 2016 – 2017 учебный год и годовым календарным учебным графиком Рабочая программа по обществознанию в 8 классе рассчитана на 34 часа в год (34 недель, 1 час в неделю) и в 9 классе - на 34 часа в год (34 недель, 1 час в неделю).


1.8. Формы организации образовательного процесса.

Урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; комбинированный урок; урок – беседа; повторительно-обобщающий урок; урок – лекция; урок – практикум; урок – зачёт; Основные формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные.



1.9. Технологии обучения.

Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов.

Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

При изучении курса используются в основном диалогические и активные формы обучения и организации занятий – беседы, интегрированные уроки, тренинги.


1. 10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Социальная компетенция: применение задач разного уровня, вариативные домашние задания, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы (в группах сменного и постоянного состава), самооценка и взаимооценка работ и ответов.

Коммуникативая компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на уроке, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Информационная компетентность: предлагаются задачи для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации, составление плана, конспекта.

Компетентность саморазвития и самообразования: Стимулирование самообразовательной деятельности.

Виды и формы контроля.

Виды контроля: самостоятельные работы, тесты, практические работы.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, тематический контроль, контроль учителя, управляемая самостоятельная работа, тренировочная практическая работа ученика.


1.11. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения.

Планируемый уровень подготовки обучающихся 8; 9 классов содержит следующие компоненты:

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.


1.12 Информация об используемом учебнике.

  • Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание.» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, М.Просвещение, 2014

  • Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание.» под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева, М.Просвещение, 2014


Содержание . 8 класс

Введение

Глава  1. Личность и общество

Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества.. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Знать: биологическое и социальное в человеке для характеристики его природы, этапы социализации, факторы становления личности; : основные понятие главы «общество», «революция», «эволюция».

Уметь: характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; характеризовать глобальные проблемы современности; распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ; характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

Глава  2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Знать: основные понятие главы «наука», «религия», «мораль», «нравственность», «образование», «культура».

Уметь: использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина

Глава 3. Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Знать: основные понятие главы «социальная структура», «социальная общность», «социальное неравенство», «социальная мобильность», «отклоняющееся поведение», межнациональный конфликт».

Уметь: описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; характеризовать собственный социальный статус и социальные роли.

Глава 4. Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества.Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).Товары и услуги. Обмен, торговля. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Знать: основные понятие главы «экономика», «экономическая система», «рыночная экономика», «предпринимательство», «безработица», «деньги», «бюджет».

Уметь: характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности, формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт. понимать и правильно использовать основные экономические термины; распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; характеризовать функции денег в экономике.


учебно – тематический план. 8 класс

наименвание разделов и тем

количество часов

Введение

Глава  1. Личность и общество

6 ч

Глава  2. Сфера духовной культуры

8 ч

Глава 3. Социальная сфера

5 ч

Глава 4. Экономика

14 ч

Итого 34 ч.


Содержание 9 класс

Глава  1. Политика (16 ч.)

Политическая власть. СМИ –«четвертая власть». Государство. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. Политические режимы. Правовое государство: сущность и основные признаки. Гражданское общество и государство. Местное самоуправление Структура высшей государственной власти в РФ: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Политическая и правовая культура гражданина.

Знать: : основные понятие главы «государство», «политика», « правовое государство», «гражданское общество», «теория разделения властей», «референдум», «политическая партия».

Уметь: характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

Глава  2. Право (17 ч.)

Роль права в жизни человека, общества, государства. Право — особый регулятор общественных отношений.. Нормы права, отрасли права. Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы. Конституция Р Ф. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Федеративное устройство РФ. Гражданин —человек, имеющий права и ответственный за свои поступки.. Обязанности гражданина. Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека мера его свободы. Гражданские правоотношения. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Дисциплина труда. Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка. Административные правоотношения. Виды административных наказаний. Уголовно-правовые отношения. Признаки преступления. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Социальные права. Право на жилье. Здоровье под охраной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика. Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права. Право на образование. Образование — сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям

Знать: основные понятие главы «право», «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность», «отрасль права», «система законодательства», «основной закон государства».

Уметь: анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

Итоговое повторение  (1 час)


учебно – тематический план. 9 класс

наименвание разделов и тем

количество часов

Глава  1. Политика

16 ч

Глава  2. Право

17 ч

Итоговое повторение

Итого 34ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Литература и средства обучения.

1. Боголюбов Л. Н., Матвеев А. И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс.

2. Лазебникова А.Ю., ГИА 2017. Обществознание, 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/А.Ю.Лазебникова, О.А.Котова – М.: Экзамен, 2015. – 141с.

3. Обществознание: сб.заданий для проведения экзамена в 9 классе/[Е.Л.Рутковская, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая и др.; под общей редакцией Г.С.Ковалевой] М.:Просвещение, 2017. – 143с.

4. Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, М.Просвещение, 2014

  1. Обществознание. 9 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под

ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева.— М., Просвещение, 2014.

6. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс.

7. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс.

8. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс.

9. Коваль Т. В. Обществознание. Тестовые задания. 9 класс.

10. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы.


Интернет-ресурсы:

сайты http://school-collection.edu.ru/, http://www.edu.ru/, http://ege.edu.ru/, http://ecsocman.hse.ru/, http://www.fipi.ru/ и др.