СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Боголюбова Л.Н.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 8 класса.»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 204

с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского)

Центрального района Санкт-Петербурга


«Рассмотрена»

«Согласована»

«Рекомендована к использованию»

Методическим объединением учителей русского языка, литературы, истории


Протокол

от « 28 » августа 2016 г. № 1


Председатель методического объединения

___________________

А.К.Жукова

Зам. директора по УВР


__________________

Т.Е.Ефимова


« 29 » августа 2016 г.



Педагогическим советом

ГБОУ школы № 204

с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского) Центрального района

Санкт-Петербурга


Протокол от « 30 » августа 2016 г. № 1


«Утверждаю»

Приказ от « 02 » сентября

2016 г. № 1

Директор ГБОУ школы 204

с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского) Центрального района

Санкт-Петербурга

_______________________

С.В. Петрова


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


на 2016-2017 учебный год



Учебный предмет Обществознание

(название учебного предмета)


для учащихся 8 класса



Автор-составитель

Учитель Королева Елена Викторовна _

(ФИО полностью)





Санкт-Петербург

2016




  1. Пояснительная записка


Настоящая программа по обществознанию предназначена для учащихся 8 класса, осваивающих основную общеобразовательную программу основного общего образованияна базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Москва: Просвещение, 2011 г.


Место предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.


Учебно-методический комплект.


1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011.

2. Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Академический школьный учебник 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. М.: Просвещение, 2011.

3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.

5. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л. Ф. и др. Промежуточная аттестация по

обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. Ростов н/Д. :Феникс, 2010.

Корсанов Г.Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов / Г.Г. Корсанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007


Информационно-коммуникативные средства.

Обществознание 8-11 классы. Мультимедийное пособие. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев.

Технические средства обучения.

Интерактивная доска. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Учащиеся должны знать/понимать:

• социальные свойства человека, виды его взаимодействия с друтими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей.

Учащиеся должны уметь:

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации.


Общая характеристика программы

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др. (Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой. М.: Просвещение, 2011).

Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предназначена для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. и т.д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс включает изучение четырех тем.

Тема «Человек и общество» дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значении социализации личности, вводит учащихся в круг проблем современного общества и общественных отношений.

Следующая тема «Сфера духовной жизни» вводит подростков в круг проблем моральных, важных для осознания себя как существа нравственного.

Тема «Экономика» знакомит школьников с основными экономическими проявлениями (производство, обмен, потребление) через расшифровку основных экономических понятий. Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики. Особое внимание курс уделяет и нескольким макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.

Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальные роли. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

Функции курса

• Обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;

• сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;

• воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение, способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;

• подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе, к будущей профессиональной деятельности.


Цели обучения

• Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.


Учебно-методический план


Тема

Количество часов

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 ч)

1

Быть личностью

1

2

Общество как форма жизнедеятельности людей

2

3

Развитие общества

1


Повторение и обобщение изученного по теме «Личность и общество»

1

ГЛАВА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ(9 ч)

4

Сфера духовной жизни

1

5

Мораль

2

6

Долг и совесть

1

7

Моральный выбор – это ответственность

1

8

Образование

1

9

Наука в современном обществе

1

10

Религия как одна из форм культуры

1


Повторение и обобщение изученного по теме «Сфера духовной культуры»

1

ГЛАВА III. ЭКОНОМИКА (14 ч)

11

Экономика и ее роль в жизни общества

1

12

Главные вопросы экономики

1

13

Собственность

1

14

Рыночная экономика

2

15

Производство - основа экономики

1

16

Предпринимательская деятельность

1

17

Роль государства в экономике

1

18

Распределение доходов

1

19

Потребление

1

20

Инфляция и семейная экономика

1

21

Безработица, ее причины ц последствия

1

22

Мировое хозяйство и международная торговля

1


Повторение и обобщение изученного по теме «Экономика»

1

ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 ч)

23

Социальная структура общества

1

24

Социальные статусы и роли

1

25

Нации и межнациональные отношения

1

26

Отклоняющееся поведение

1


Повторение и обобщение изученного по теме «Социальная сфера»

1


Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 8 класс

1

Итого

34


  1. Содержание программы


Тема 1. Личность и общество (5 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современно го общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (14 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (5 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От ношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тематическое (поурочное) планирование

по курсу обществознания для 8-х классов.


Учебник «Обществознание», 8 класс.

Авторы: Л. Н. Боголюбов

Планирование курса на базовом уровне из расчёта 34 часов.



Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля,

самостоя

тельной

деятель-

ности

Домашнее задание



Дата проведения



1

2

3

4

5

6

7



ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 ч)

















1

Быть личностью

Урок-

исследо-

вание

Понятия человек, индивид, личность, мировоззрение, интеграция, адаптация, индивидуализация, социализация. Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности. Дополнительно: агенты социализации

Знать: основные понятия по теме урока; признаки индивидуальности, индивида и личности; типы мировоззрения; этапы социализации личности.

Уметь: высказывать суждения о том, что значит быть личностью, какие качества присущи личности; характеризовать этапы становления личности; объяснять влияние общества на становление человека; отве-чать на проблемные вопросы; работать со схемой, с таблицей

Текущий контроль

§ 1



2, 3

Общество как форма жизнедея-тельности людей

Уроки-

характе-

ристики

Понятия общество, общественные отношения, социальные нормы. Что мы называем обществом. Сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Социальные нормы и их роль в жизни общества. Ступени развития общества. Дополнительно: общество в широком и узком смысле слова; взаимоотношения общества и природы

Знать: основные понятия по теме уроков; основные сферы жизни общества; виды социальных норм; ступени развития общества.

Уметь: объяснять значение понятия об-щество; характеризовать основные сферы жизни общества; высказывать суждения о роли социальных норм в жизни общества; характеризовать жизнь людей на разных ступенях развития общества; работать со схемами, с таблицей; работать над со-зданием учебного проекта

Устный опрос

§ 2



4

Развитие общества

Урок лабора-торного типа

Понятия эволюционное развитие, со-циальная революция, реформа, глобали-зация, информационнаяреволюция, гло-балъные проблемы. Эволюционное раз-витие человечества. Марксизм о роли социальных революций в жизни чело-вечества. Закономерности обществен-ных изменений. Реформы и реформато-ры. Противоречия и перспективы в раз-витии человечества в XXI в. Глобаль-ные проблемы человечества. Допол-нительно: оценка процесса ускорения общественного развития человечества

Знать: основные понятия по теме урока; различные теории развития общества; важнейшие черты развития современного общества; глобальные проблемы современности.

Уметь: объяснять суть эволюционного развития общества, роль социальных революций в общественном развитии; называть глобальные проблемы современного обще-ства и предлагать пути их решения; отве-чать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 3



5

Повторение и обобще-ние изучен-ного по теме «Лич-ность и общество»

Повто-

рительно-обоб-

щающий

урок

Подведение итогов изучения темы «Личность и общество». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Личность и общество». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материа-ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Круглый стол

Вопросы для повторения (с. 28)



ГЛАВА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (9 ч)








6

Сфера духовной жизни

Урок-

практикум

Понятия духовная сфера жизни обще-ства, культура, культура личности. Культура как достижение человека в преобразовании мира. Черты, от-личающие духовную сферу от других сфер общества. Духовные ценности. Культура личности и общества. Раз-витие культуры в современной России.

Дополнительно: какой мир мы «творим по мере наших сил» и от чего зависит, каким будет этот мир

Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты духовной сферы общества; особенности культурной жизни современной России.

Уметь: объяснять, что включают в себя понятия духовная жизнь и кулътура, как свя-заны между собой культура человека и общества; высказывать суждения о том, какими качествами должен обладать культурный человек; характеризовать духовную жизнь современной России; отвечать на проблемные вопросы; анализировать статистические данные

Тест

§ 4



7, 8

Мораль

Про-

блемные

уроки

с эле-

ментами

дискуссии

Понятия мораль, нравственность, моральные нормы, моральный идеал, гуманизм, гражданственность, па-триотизм. Что такое мораль и зачем она нужна людям. Главный признак морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм – высшая моральная ценность. Добро и зло. Дополнительно: роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности; многоликое зло

Знать: основные понятия по теме уроков; главные моральные нормы.

Уметь: высказывать суждения о том, что такое мораль и зачем она нужна; приводить примеры моральных норм; объяснять, поче-му гуманизм является высшей моральной ценностью; оценивать свои поступки и по-ступки других людей с точки зрения морали; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 5



9

Долг и совесть

Урок-

исследо-

вание

Понятия долг, объективные обязанности, ответственность, общественный долг, моральный долг, совесть. Что та-кое долг. Научный подход к сущности понятия долг. Общественный и мораль-ный долг. Внешний и внутренний кон-троль за исполнением долга. Совесть и ее роль в жизни человека. Дополни-тельно: формальное и реальное понимание сущности долга; в вопросах совести закон большинства не действует

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: объяснять роль долга и совести в жизни человека; оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения долга и совести; участвовать в дискуссии; работать со схемой

Устный опрос

§ 6



10

Моральный выбор – это ответственность

Урок-

дискуссия

Поняшя моральный выбор, моральная ответственность. Способность челове-ка выбирать индивидуальное поведение. Свобода выбора. Взаимосвязь свободы и ответственности. Гарантии выполнения моральных норм. Критический анализ собственных мыслей и поступков. Проб-лема оценки и самооценки. Дополни-тельно: опасность безответственного поведения

Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие выбор человеком индивидуального поведения. Уметь: объяснять понятие свобода выбора, взаимосвязь свободы и ответственности; высказывать суждения о том, какого человека можно назвать ответственным; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать над созданием учебного проекта

Решение проб-лемных задач

§ 7, учебный проект «Быть или казаться»



11

Образова-ние

Урок-

практикум

Понятия образование, информационное общество, конкурентоспособность, самообразование. Приоритетность об-разования в России. Возрастание зна-чимости образования в информацион-ном обществе. Взаимосвязь конкуренто-способности страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ. Дополнительно: основные качества человека, отвечающие запро-сам информационного общества; непре-рывное образование – ключевая задача общества

Знать: основные понятия по теме урока; роль образования в современном обществе; элементы образовательной системы РФ. Уметь: объяснять причины приоритетности образования, его значение в совре-менном обществе, взаимосвязь конкуренто-способности страны и образования; характеризовать систему образования РФ; объяснять необходимость и называть важнейшие источники и средства непре-рывного образования, самообразования; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами, с таблицей

Устный опрос

§ 8



12

Наука в совре-менном обществе

Урок-анализ

Понятия наука, естествознание, техно-знание, обществознание, человековеде-ние. Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как систе-мы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, храня-щих и распространяющих научные зна-ния. Роль науки в современном общес-тве. Дополнительно: нравственные прин-ципы труда ученого

Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты науки; элементы со-временного научного знания.

Уметь: характеризовать науку как особую систему знаний и особую сферу деятельности; объяснять возрастающую роль науки в современном мире; отвечать на проблем-ные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы

Тест

§ 9



13

Религия как одна из форм культуры

Урок-

исследо-

вание

Понятия религия, вера, религиозная вера, обряды, молитва, догматы, сек-та, свобода совести, атеизм. Харак-терные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Основные виды религиозных организаций. Сущность принципа свободы совести. Свобода вероисповедания. Дополнительно: реализация принципа свободы совести в современной России

Знать: основные понятия по теме урока; сущность религиозных представлений о мире и обществе; характерные черты религиозной веры; основные религиозные организации и объединения.

Уметь: объяснять роль религиозной веры в жизни общества, сущность принципа свобо-ды совести; характеризовать основные религиозные организации и объединения; участвовать в дискуссии; работать со схемой

Устный опрос

§ 10



14

Повторение и обобще-ние изучен-ного по теме «Сфера духовной культуры»

Повто-

рительно-обоб-

щающий

урок

Подведение итогов изучения темы «Сфера духовной культуры». Повто-рение основных понятий темы. Обсу-ждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Сфера духовной культуры».

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Семинар

Повторить выводы к главе II



ГЛАВА III. ЭКОНОМИКА (14 ч)








15

Экономика и ее роль в жизни общества

Урок-лекция

Понятия потребности, ограниченность ресурсов, экономические блага, предме-ты потребления, средства производст-ва, альтернативный выбор, альтерна-тивная стоимость. Потребности и ре-сурсы. Проблема ограниченности ресур-сов. Свободные и экономические блага. Проблема экономического выбора. Аль-тернативная стоимость. Дополнительно: влияние экономики на поведение людей; роль информационных ресурсов в наши дни

Знать: основные понятия по теме урока; сущность экономики как науки.

Уметь: объяснять взаимосвязь потребностей людей и экономики, проблемы ограниченности ресурсов, экономического выбора; приводить примеры свободных и экономических благ; участвовать в дис-куссии; работать со схемой

Текущий контроль

§ 11 вопросы 1-2



1617

Главные вопросы экономики

Урок-лекция

Понятия экономическая эффективность, экономическая система, традиционная, рыночная, командная, смешанная эконо-мика. Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем. Дополнительно: соотношение экономи-ческой роли государства и рынка в управлении экономикой

Знать: основные понятия по теме урока; основные вопросы экономики; типы экономических систем.

Уметь: раскрывать суть основных вопросов экономики; характеризовать основные типы экономических систем; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемами

Устный опрос

§ 12, вопросы 2-3



18

Собствен-ность

Урок-практи-

кум

Понятия имущественные отношения, собственность, владение, использова-ние, распоряжение, физические и юри-дические лица, частная, общественная, коллективная собственность. Имуще-ственные отношения. Собственность как экономическая и юридическая катего-рия. Формы собственности. Защита права собственности. Дополнительно: сравнительный анализ рыночной и плановой экономики

Знать: основные понятия по теме урока; формы собственности; способы защиты права собственности.

Уметь: объяснять сущность имущественных отношений в обществе; участвовать в дискуссии; работать со схемами

Тест

§ 13



19

20

Рыночная экономика

Уроки-

прак-

тикумы

с эле-

ментами

деловой

игры

Понятия рынок, конкуренция, спрос, предложение, диктатура цен, рыночное равновесие, равновесная цена. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки» рынка. Основные функции цен.

Дополнительно: взаимосвязь обмена и рынка; формы и виды рынков; эко-номическая сущность конкуренции

Знать: основные понятия по теме уроков; условия успешного функционирования ры-ночной экономики; факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке; главный принцип рынка; функции рынка в экономике.

Уметь: объяснять значение конкуренции для рыночной экономики, механизм установления рыночного равновесия, принцип «невидимой руки» рынка; отвечать на про-блемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Тест

§ 14



21

Производ-ство – основа экономики

Урок – деловая игра

Понятия продукт, товар, потребитель-ная стоимость, меновая стоимость, услуга, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация. Роль производства в экономике. Товары и услуги. Факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал, предприни-мательские способности. Распределе-ние труда и специализация. Дополнительно: современные отрасли экономики

Знать: основные понятия по теме урока; роль производства в экономике; основные характеристики производства; факторы производства.

Уметь: объяснять процесс превращения продукта в товар; называть ртрасли эконо-мики, получившие наиболее широкое развитие в современном мире, и объяснять причины этого; объяснять суть разделения труда и его роль в развитии производства; проводить сравнительный анализ; работать в группах; отвечать на проблемные вопро-сы; работать с таблицей

Устный

опрос

§ 15



22

Предпри-ниматель-ская дея-тельность

Урок-

исследо-

вание

Понятия предпринимательство, эконо-мическая свобода, фирма, индивидуаль-ное частное предприятие, товарищес-тво, акционерное общество, малое пред-приятие. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Меха-низм получения прибыли в бизнесе. Эко-номический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность мало-го бизнеса, его роль в экономике. Допол-нительно: отличительные черты экономи-ческого поведения и функции предприни-мателя; проблемы российских челноков

Знать: основные понятия по теме урока;

сущность и функции предпринимательской деятельности; основные организационно-правовые формы предпринимательства.

Уметь: раскрывать особенности предпри-

нимательской деятельности; объяснять

роль предпринимательства в обществе; ха-рактеризовать основные формы коммерческих организаций; высказывать суждения о том, от чего зависит успех предпринимательской деятельности; отвечать на про-блемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 16



23

Роль государства в экономике

Урок – деловая игра

Понятия налог, прямые налоги, государ-ственный бюджет, статьи дохода, ста-тьи расхода, государственный долг, де-фицит бюджета, облигация. Экономи-ческая роль государства. Налоги как ис-точник доходов федерального правитель-ства. Виды налогов. Бюджет как финан-совый документ. Составление бюджета. Основные статьи государственных расхо-дов. Внешний и внутренний долг. Проб-лема дефицита государственного бюд-жета и ее решение. Дополнительно: ана-лиз способов воздействия государства на экономику; проблема платежей налогов в пользу государства

Знать: основные понятия по теме урока;

функции государства в экономической

жизни общества; способы влияния на экономику.

Уметь: объяснять роль государства в эко-

номической жизни страны; описывать

систему налогообложения; отвечать на проблемные вопросы; проводить сравнительный анализ; работать в группах; работать со схемами

Устный опрос

§ 17



24

Распределение доходов

Урок – деловая игра

Понятия прожиточный минимум, потре-бителъская корзина, поляризация дохо-дов, минимальный размер оплаты труда. Доходы граждан и прожиточный мини-мум. Проблема неравенства доходов. Перераспределение доходов. Экономи-ческие меры социальной поддержки населения. Дополнительно: государст-венное регулирование занятости и помощь безработным

Знать: основные понятия по теме урока; основные принципы распределения до-ходов в обществе; экономические меры социальной поддержки населения.

Уметь: объяснять причины неравенства доходов людей, механизм государственного регулирования неравенства доходов; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с таблицей

Тест

§ 18, составить модель бюджета своей будущей семьи



25

Потребле-ние

Урок-

исследо-

вание

Понятия потребление, производственное и непроизводственное потребление, семейное потребление, социалъное страхование, потребитель. Факторы, влияющие на объем и структуру по-требительских расходов. Структура расходов потребителей и степень

благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России. Дополнительно: прямая связь между доходом и потреблением

Знать: основные понятия по теме урока; структуру расходов потребителей; факторы, влияющие на специфику расходов; виды страховых услут, предоставляемых гражданам.

Уметь: объяснять взаимосвязь между до-ходом и потреблением; приводить примеры расходов, связанных с различными потребностями людей; характеризовать систему защиты прав потребителей в России; проводить сравнительный анализ; решать познавательные и практические задачи; работать с документами; работать в группах

Текущий контроль

§ 19



26

Инфляция и семейная экономика

Урок

изучения

нового

мате-

риала

с эле-

ментами

деловой

игры

Понятия инфляция, номиналъный до-ход, реальный доход, сбережения, бан-ковский кредит, потребительский кре-дит. Влияние инфляции на доходы населения. Реальные и номинальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейные сбережения. Дополнительно: государство и сбере-жения граждан

Знать: основные понятия по теме урока; причины роста цен и его влияние на уровень жизни населения; формы сбережения граждан; виды банковских услуг, предо-ставляемых гражданам.

Уметь: объяснятъ сущность процесса ин-фляции и его влияние на жизнь общества; характеризовать различные способы поддержания уровня доходов семьи в условиях инфляции; отвечать на проблемные вопро-сы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой

Устный опрос

§ 20



27

Безработи-ца, ее причины и последст-вия

Урок-

практикум

Понятия безработица, занятость,

сезонная безработица. Безработица –

спутник рыночной экономики. При-

чины безработицы. Экономические

и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении

занятости.

Дополнительно: безработица:

за и против; конкурентоспособность

в условиях рынка

Знать: основные понятия по теме урока; причины и последствия безработицы; меры, принимаемые государством по обес-печению занятости.

Уметь: объяснять причины безработицы, ее экономические и социальные последствия; характеризовать деятельность государства в направлении снижения уровня безработицы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с документами

Тест

§ 21



28

Мировое хозяйство и междуна-родная торговля

Урок

лабора-

торного

типа

с эле-

ментами

дискуссии

Понятия мировое хозяйство, внешняя торговля, внешнеторговый оборот, международное разделение труда, протекционизм, фритрейдерство, валютный курс. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика и ее разновидности. Обменные курсы валют. Условия, влияюшие на обменный курс валюты. Дополнительно: особенности политики протекционизма и свободной торговли

Знать: основные понятия по теме урока; основы мирового хозяйства и международной торговли; разновидности международ-ной торговли; условия, влияющие на об-менный курс валюты.

Уметь: объяснять, как осуществляется экономическое развитие стран в условиях мирового хозяйства; характеризовать осо-бенности политики протекционизма и свободной торговли; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; рабо-тать с документами

Устный опрос

§ 22



29

Повторение и обоб-щение изу-ченного по теме «Эко-номика»

Повто-

рительно-обоб-

щающий

урок

Подведение итогов изучения темы «Экономика». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Экономика».

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Повторить §11-21



ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 ч)








30

Социальная структура общества

Урок-лекция

Понятия социальная структура, социаль-ная группа, социалъная мобильность. Социальная структура общества. Со-циальная мобильность: горизонтальная и вертикальная. Многообразие социальных групп. Признаки социальной группы, ее значение и влияние на поведение чело-века. Социальные конфликты и пути их разрешения. Дополнительно: проблемы формирования социальной идентичности; квазигруппы

Знать: основные понятия по теме урока; элементы социальной сферы; критерии разделения общества на страты; признаки социальной группы; виды социальных групп; причины и виды социальных конфликтов.

Уметь: объяснять сущность и причины социального неравенства, процесс соци-альной мобильности; приводить примеры социальных групп; высказывать суждения о роли социальных конфликтов в развитии общества; анализировать, обобщать и де-лать выводы; работать со схемой

Текущий контроль

§ 23



31

Социаль-ные статусы и роли

Урок-

исследо-

вание

Понятия социальный статус, социальная роль, гендер. Социальная позиция челове-ка в обществе. Социальный статус: при-писанный и достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальные роли, выполняемые человеком, и требования, которые они налагают. Гендерные роли. Дополнительно: проблема взаимосвязи статуса и роли; статусные символы и знаки отличия

Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие социальный ста-тус человека; основные социальные роли. Уметь: характеризовать особенности социального статуса подростков; объяснять, что такое гендерные роли и как они за-крепляются за человеком; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой, с таблицей

Пись-

менный

опрос

§ 24



32

Нации и межнацинальные отношения

Урок-

исследо-

вание

Понятия этническая группа, нация, народность, этнос, национальная гор-дость. Соотношение понятий нация и этнос. Отношения между нациями. Национальные традиции. Причины межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов. Дополнительно: межнациональные отношения в современном обществе

Знать: основные понятия по теме урока; причины межнациональных конфликтов и их последствия.

Уметь: объяснять сущность межнациональных отношений, роль национальных традиций в жизни народа; называть причины и последствия национальных конфликтов и предлагать пути их разреше-ния; характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; проводить сравнительный анализ; работать с документами; работать в группах

Устный опрос

§ 25



33

Отклоняю-щееся поведение

Урок-

исследо-

вание

Понятия отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания. Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины распространения алкоголизма и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность.

Дополнительно: позитивное и нега-тивное отклоняющееся поведение

Знать: основные понятия по теме урока; факторы, влияющие на поведение человека; причины и разновидности отклоняю-щегося поведения.

Уметь: объяснять сущностъ отклоняющегося поведения; приводить примеры позитивного и негативного отклоняющегося поведения; характеризовать влияние отклоняющегося поведения на личность и на общество; отвечать на проблемные во-просы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с документами

Устный опрос

§ 26



34

Повторение и обобще-ние изучен-ного по теме «Со-циальная сфера»

Повто-

рительно-обоб-

щающий

урок

Подведение итогов изучения темы «Социальная сфера». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Социальная сфера».

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Решение проблем-ных задач

Вопросы для повторения (с. 215)