Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Агибаловская средняя школа» Холм – Жирковского района
Смоленской области
Рассмотрено Рабочая группа Протокол № ________ от « ____»___________2016г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «Агибаловская СШ» _______/Зуева Е.Н./ « ____»___________ 2016г. | «Утверждено» Директор МБОУ«Агибаловская СШ»___________ /Кремнёв Ю.Л./ Приказ №______ от «_____»_________2016 г. |
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Зуева Елена Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
д. Агибалово, 2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Основой общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Агибаловская СШ»,
- Приказа Минобрнауки РФ от 26.01.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253.
Данная рабочая программа ориентирована на работу по УМК:
Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/О.Б. Соболева, В.Н. Чайка; под общ. ред. Г.А.Бордовского. – 3-е изд. испр. и доп. М.: Вентана – Граф, 2015г.- 224с.: ил.
Курс «Обществознание» призван содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
предпрофилъному самоопределению школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии, а также валеологии и философии). Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», мпогоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознания.
В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, их жизненному опыту и интересам, социальным потребностям, общественным требованиям.
Построение основных тем курса по обществознанию может быть как модульно-линейным, так и интегративно-концентрическим. Изучение учебного материала осуществляется по принципу «от близкого к далёкому» — от личных проблем ученика к проблемам общемирового значения. Этот принцип реализуется в изучении как отдельной темы, так и всего обществоведческого курса. Это создаёт условия для обобщения, сравнения и систематизации знаний по предмету.
Тематическое разделение содержания обществоведческого курса на всех ступенях обучения остаётся традиционным:
1) выделение проблем антропологического и общефилософского плана в качестве самостоятельных блоков учебного материала;
2) характеристика основных сфер общественной жизни: социальной, духовной, экономической, политической и правовой.
Особенностью данного варианта программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путём усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала. Художественные тексты и биографический материал используются в качестве средства обучения.
На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи — ретроспективные (с предметом «Окружающий мир») и текущие (с предметами «История», «Биология», «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.).
Особенности обучения предмету
В курсе «Обществознание» 8 класса акцент сделан на правовой составляющей общественной жизни. Именно в 8 классе большинству учащихся исполняется 14 лет, они получают паспорт, расширяется их дееспособность и деликтоспособность вплоть до уголовной ответственности. Таким образом, изучение правовой проблематики учащимися в этом возрасте наиболее интересно.
Задача курса — познакомить подростков с особенностями их правового статуса, развивать готовность к правомерному поведению, научить отстаивать свои права , воспитывать в них уважение к праву, формировать качество личности гражданина и личностную правовую культуру.
Место курса в учебном плане
В соответствии с новым ФГОС изучение социальных знаний не прерывается, как это было раньше, — обучение обществознанию начинается не с 6, а уже с 5 класса. Согласно базисному учебному плану предмет изучается в течение всей основной школы — по 35 часов в год (по одному часу в неделю), всего в объёме 175 часов. На долю инвариантной части предмета приходится 75 % учебного времени. В планировании сокращено годовое количество учебных часов до 34, в МБОУ «Агибаловская СШ» учебных недель в году 34).
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, а также к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отражённой в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции).
Предметные результаты
Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:
• формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликгльтурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
• владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
• осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
• приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать:
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убеждённости в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
• освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПРАВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Введение – 1 час
Для чего и как молодому человеку следует изучать общество, общественные отношения и проблемы управления обществом?
Общество и его структура- 8 часов
Человек как часть природы и общества. Общество как форма жизни людей. Потребности человека и общество. Основные области общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения. Виды обществ. Понятие «социального». Строение общества. Социальная группа. Виды социальных групп. Вертикальная структура общества. Социальный слой, социальная лестница. Проблема общественного неравенства. «Средний класс». Многообразие народов. Этнические различия. Этническая ситуация в современной России. Межнациональные отношения. Мигранты и социальная напряженность. Дискриминация. Национализм. Шовинизм. Профессии, профессиональные группы. Роль различных профессий в жизни общества.
Образование и профессиональная компетентность. Выбор профессии. Виды религий. Мировые религии. Религиозные организации России. Роль религии в жизни современного общества. Взаимоотношения людей разного вероисповедания. Религия, атеизм, гуманизм. Семья и брак. Виды семей. Роль семьи в жизни человека. Роль семьи в жизни современного общества. Проблемы создания и сохранения семьи. Классный коллектив
как малая группа. Взаимодействия в классном коллективе.
Человек в обществе – 11 часов
Статус человека в обществе. Виды статусов. Влияние статуса на человека. Социальная роль. Виды социальных ролей. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростков. Социальная роль и поведение. Ролевой конфликт. Возможности и способы изменения человеком своего социального положения. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальные лифты. Социальная мобильность в современной России. Этапы развития группы. Коллектив. Роли в группах. Лидер. Типы лидерства. Взаимоотношения в группе.
Особенности подросткового возраста. Гендерные особенности воспитания и подросткового поведения. Групповое поведение. Человек и толпа. Формирование «образа Я». «Я», «мы», «они». Сущность общения. Способы общения. Восприятие людей и общение. Самопрезентация. Типы человеческих взаимоотношений: сотрудничество, соперничество, индивидуализм, дружба, любовь. Сущность конфликта. Причины конфликтов. Участники конфликта. Социальный конфликт. Способы разрешения конфликта. Роль конфликтов в жизни человека и развитии общества. Социальные нормы. Виды социальных норм. Социальный контроль. Виды социального контроля. Социализация. Нарушение норм. Роль социальных норм в жизни общества. Свобода и ответственность личности. Итоговое повторение.
Общество и государство – 7 часов
Государство как политическая организация общества. Признаки государства. Легитимность власти. Политика. Основные направления государственной политики. Формы организации государственной власти: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы. Формирование органов власти в демократическом государстве. Избирательные системы. Разделение властей. Государственная власть в субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление. Политические партии и движения, их роль в современной жизни. Политические лидеры. Политический экстремизм и его последствия. Пацифизм. Политическая культура. Причины социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов. Социальные конфликты и общественное развитие. Революция и эволюция — пути общественного развития. Средства массовой информации. Влияние СМИ на повседневную политическую жизнь. Влияние СМИ на общественное сознание. Коммуникация. Манипулирование сознанием. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Государственная власть и граждане. Текущие задачи развития России. Итоговое повторение.
Современное общество - 6 часов
Общественный прогресс и его результаты в начале XXI века. Достижения в науке, культуре, производстве. Информационное общество. Противоречия общественного развития. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Проблемы перенаселения. Проблемы ресурсов. Экологические проблемы. Проблема бедности. Кризис духовности и нравственности. Угроза термоядерной войны. Опасность локальных военных конфликтов и международного терроризма. Международная безопасность. Национальная безопасность России. Необходимость преодоления разрыва в уровне развития стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпидемиями и неграмотностью.
Предотвращение загрязнения окружающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами. Взаимосвязи народов в современном глобальном мире. Влияние глобализации на культуру. Глобальные противоречия в современном мире. Глобальный характер угрозы терроризма. Виртуальная реальность. Многообразие и глобализация. Интернет в политической и экономической сферах жизни. Итоговое повторение.
Заключение – 1 час
Роль человека в современном обществе. Значение индивидуальной и коллективной деятельности человека в развитии общества.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Количество часов, отводимых на изучение раздела, темы |
1. | Раздел I. Введение | 1 |
1.1. | Место изучения права в обществоведческом курсе Стартовая контрольная работа №1 | 1 |
| Раздел II. Общество. Государство. Право | 8 |
2.1. | Что такое право? | 1 |
2.2. | Как устроено право? | 1 |
2.3. | Какие отношения в нашей жизни являются правовыми? | 1 |
2.4. | Какое поведение является противоправным | 1 |
2.5. | За правонарушения надо отвечать! | 1 |
2.6. | Ценность правового государства | 1 |
2.7. | Строим гражданское общество | 1 |
2.8. | Контрольная работа №2 по теме: «Общество. Государство. Право» | 1 |
3. | Раздел III. Конституционное право России | 7 |
3.1. | На пути к современной Конституции России | 1 |
3.2 | Основы конституционного строя РФ | 1 |
3.3 | Федеративное устройство РФ | 1 |
3.4 | Органы государственной власти РФ | 1 |
3.5 | Правоохранительные органы | 1 |
3.6 | Судебная система | 1 |
3.7 | Контрольная работа №3 по теме: «Конституционное право России» | 1 |
4. | Раздел IV. Правовой статус личности | 6 |
4.1. | Права и свободы человека и гражданина России | 1 |
4.2. | Гарантии и защита прав человека и гражданина в России | 1 |
4.3. | Международная система защиты прав и свобод | 1 |
4.4. | Права ребёнка | 1 |
4.5. | Особенности правового статуса несовершеннолетних 14–18 лет | 1 |
4.6. | Контрольная работа №4 по теме: «Правовой статус личности» | 1 |
5. | Раздел V. Правовое регулирование в различных отраслях права | 10 |
5.1. | Гражданские правоотношения | 1 |
5.2. | Право собственности | 1 |
5.3. | Семейные правоотношения | 1 |
5.4. | Жилищные правоотношения | 1 |
5.5. | Право и образование | 1 |
5.6. | Административные правоотношения | 1 |
5.7. | Трудовые правоотношения | 1 |
5.8. | Уголовные правоотношения | 1 |
5.9. | Несовершеннолетние и уголовный закон | 1 |
5.10. | Контрольная работа №5 по теме: «Правовое регулирование в различных отраслях права» | 1 |
6. | Раздел VI. Заключение | 1 |
6.1. | Итоговое повторение | 1 |
| Резерв Промежуточная аттестация по итогом года | 1 |
Календарно - тематическое планирование по обществознанию Класс 8
Учитель Зуева Елена Николаевна
Количество часов по учебному плану
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 6.
№ урока | Тема урока | Дата |
План. | Факт. |
Право в жизни человека, общества и государства |
Введение - 1 час |
1 | Введение в изучение курса Стартовая контрольная работа №1 | | |
ТЕМА 1. Общество. Государство. Право. – 8 часов | |
2 | Что такое право? | | |
3 | Как устроено право? | | |
4 | Какие отношения в нашей жизни являются правовыми? | | |
5 | Какое поведение является противоправным | | |
6 | За правонарушения надо отвечать! | | |
7 | Ценность правового государства | | |
8 | Строим гражданское общество | | |
9 | Контрольная работа №2 по теме: «Общество. Государство. Право» | | |
ТЕМА 2. Конституционное право России – 7 часов | |
10 | На пути к современной Конституции России | | |
11 | Основы конституционного строя РФ | | |
12 | Федеративное устройство РФ | | |
13 | Органы государственной власти РФ | | |
14 | Правоохранительные органы | | |
15 | Судебная система | | |
16 | Контрольная работа №3 по теме: «Конституционное право России» | | |
ТЕМА 3. Правовой статус личности – 6 часов | |
17 | Права и свободы человека и гражданина России | | |
18 | Гарантии и защита прав человека и гражданина в России | | |
19 | Международная система защиты прав и свобод | | |
20 | Права ребёнка | | |
21 | Особенности правового статуса несовершеннолетних 14–18 лет | | | |
22 | Контрольная работа №4 по теме: «Правовой статус личности» | | | |
ТЕМА 4. Правовое регулирование в различных отраслях права – 10 часов | |
23 | Гражданские правоотношения | | |
24 | Право собственности | | |
25 | Семейные правоотношения | | |
26 | Жилищные правоотношения | | |
27 | Право и образование | | |
28 | Административные правоотношения | | |
29 | Трудовые правоотношения | | |
30 | Уголовные правоотношения | | |
31 | Несовершеннолетние и уголовный закон | | |
32 | Контрольная работа №5 по теме: «Правовое регулирование в различных отраслях права» | | |
33 | Итоговое повторение. Что такое правовая культура? | | |
34 | Промежуточная аттестация по итогом года Проверка знаний учащихся за курс обществознания 8 класса Тестирование (тестовые контрольные задания по образцу ОГЭ (в упрощённом варианте) | | |
9