Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 12
городского округа города Выкса
Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено:
Протокол № 1от 29.08.2016 Директор _______М.М.Пиюков
приказ № от 01.09.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Разработана на основе «Программы курса 8 –9 классов общеобразовательных учреждений». Составители: Козленко С.И., Козленко И.В. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».2007гг.
Учебник: «Обществознание», 8 класс – М., «Русское слово». 2010 г.
Авторы: А.Н. Кравченко, Е.А. Певцова.
Составитель: учитель истории и обществознания Фомина А.О.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе «Программы курса 8 –9 классов общеобразовательных учреждений». Составители: Козленко С.И., Козленко И.В. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».2007гг.
Цели рабочей программы:
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста
Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
Задачи рабочей программы:
Изучить признаки, типологию и основные сферы общества
Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом
Познакомиться с признаками прогресса и регресса
Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу
Дать представление о социализации человека, формах общения
Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике
Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях
УМК: Обществознание. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений .М., «Русское слово». 2010г. Авторы: А.Н. Кравченко, Е.А. Певцова.
В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 12 на изучение обществознания в 8 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
Сущность общества как формы совместной деятельности людей
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Основные понятия и термины курса
В результате изучения курса учащиеся должны научиться:
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
Содержание учебного курса.
Глава 1. Общество и человек
Тема 1. Что такое общество
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации
Тема 2. Человек, природа, общество
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3. Типология обществ
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5. Личность и социальная среда
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 6. Потребности человека
Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 7. Социализация и воспитание
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8. Общение.
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Глава 2. Экономическая сфера
Тема 9. Что такое экономика
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11. Спрос и предложение
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Тема 12. Рынок, цена, конкуренция
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13. Предпринимательство
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Тема 14. Роль государства в экономике
Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15. Бюджет, государства и семьи
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16. Труд
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Глава 3. Социальная сфера
Тема 17. Социальная структура
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.
Тема 18. Социальная стратификация
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Тема 19. Богатые
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.
Тема 20. Бедные
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.
Тема 21. Этнос: нации и народности
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.
Тема 22. Межнациональные отношения
Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Тема 23. Конфликты в обществе
Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.
Тема 24. Семья.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| Общество и человек (10 часов) | |
1 | Введение | 1 |
| | |
2 | Что такое общество | 1 |
3 | Человек, природа, общество | 1 |
4 | Типология обществ | 1 |
5 | Социальный прогресс и развитие общества | 1 |
6 | Личность и социальная среда | 1 |
7 | Потребности человека | 1 |
8 | Социализация и воспитание | 1 |
9 | Общение | 1 |
10 | Контрольно-обобщающее занятие | 1 |
| Экономическая сфера (15 часов) | |
11-12 | Что такое экономика | 2 |
| |
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
13-14 | Товар и деньги. | 2 |
| |
15 | Спрос и предложение | 1 |
16-17 | Рынок, цена, конкуренция. | 2 |
18-19 | Предпринимательство. | 2 |
| |
20 | Роль государства в экономике | 1 |
21-22 | Бюджет государства и семьи. | 2 |
| | | | | | | | | | |
23-24 | Труд. | 2 |
| | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
25 | Контрольно-обобщающий урок | 1 |
| Социальная сфера (9 часов) | |
26 | Социальная структура | 1 |
27 | Социальная стратификация | 1 |
28 29 | Богатые Бедные | 1 1 |
30 | Этнос: нации и народности. | 1 |
31 | Межнациональные отношения | 1 |
32 | Конфликты в обществе. | 1 |
33 | Семья | 1 |
34 | Итоговое повторение | 1 |
7