СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана  на основе «Программы курса 8 –9 классов общеобразовательных учреждений». Составители: Козленко С.И., Козленко И.В. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».2007гг. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 8 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 12

городского округа города Выкса








Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено:

Протокол № 1от 29.08.2016 Директор _______М.М.Пиюков

приказ № от 01.09.2016

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по обществознанию для 8 класса

на 2016-2017 учебный год



Разработана на основе «Программы курса 8 –9 классов общеобразовательных учреждений». Составители: Козленко С.И., Козленко И.В. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».2007гг.

Учебник: «Обществознание», 8 класс – М., «Русское слово». 2010 г.

Авторы: А.Н. Кравченко, Е.А. Певцова.







Составитель: учитель истории и обществознания Фомина А.О.













Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса разработана на основе «Программы курса 8 –9 классов общеобразовательных учреждений». Составители: Козленко С.И., Козленко И.В. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС».2007гг.


Цели рабочей программы:

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»

  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста

  • Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

Задачи рабочей программы:

  • Изучить признаки, типологию и основные сферы общества

  • Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом

  • Познакомиться с признаками прогресса и регресса

  • Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу

  • Дать представление о социализации человека, формах общения

  • Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике

  • Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях


УМК: Обществознание. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений .М., «Русское слово». 2010г. Авторы: А.Н. Кравченко, Е.А. Певцова.


В соответствии с учебным планом МБОУ СШ № 12 на изучение обществознания в 8 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.


В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать:

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей

  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

  • Основные понятия и термины курса

В результате изучения курса учащиеся должны научиться:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;




Содержание учебного курса.

Глава 1. Общество и человек

Тема 1. Что такое общество

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации


Тема 2. Человек, природа, общество

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.


Тема 3. Типология обществ

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.


Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.


Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.


Тема 6. Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.


Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Тема 8. Общение.

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Глава 2. Экономическая сфера

Тема 9. Что такое экономика

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.


Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.


Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.


Тема 12. Рынок, цена, конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.


Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.


Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.


Тема 16. Труд

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Глава 3. Социальная сфера

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.


Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.


Тема 19. Богатые

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.


Тема 20. Бедные

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.


Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.


Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.


Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.


Тема 24. Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока

Кол-во часов


Общество и человек (10 часов)


1

Введение

1




2

Что такое общество

1

3

Человек, природа, общество

1

4

Типология обществ

1

5

Социальный прогресс и развитие общества

1

6

Личность и социальная среда

1

7

Потребности человека

1

8

Социализация и воспитание

1

9

Общение

1

10

Контрольно-обобщающее занятие

1


Экономическая сфера (15 часов)


11-12

Что такое экономика

2





























13-14

Товар и деньги.

2



15

Спрос и предложение

1

16-17

Рынок, цена, конкуренция.

2

18-19

Предпринимательство.

2



20

Роль государства в экономике

1

21-22

Бюджет государства и семьи.

2












23-24

Труд.

2




























25

Контрольно-обобщающий урок

1


Социальная сфера (9 часов)


26

Социальная структура

1

27

Социальная стратификация

1

28

29

Богатые

Бедные

1

1

30

Этнос: нации и народности.

1

31

Межнациональные отношения

1

32

Конфликты в обществе.

1

33

Семья

1

34

Итоговое повторение

1















7