Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 204
с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского)
Центрального района Санкт-Петербурга
«Рассмотрена» | «Согласована» | «Рекомендована к использованию» |
Методическим объединением учителей русского языка, литературы, истории Протокол от « 28 » августа 2016 г. № 1 Председатель методического объединения ___________________ А.К.Жукова | Зам. директора по УВР __________________ Т.Е.Ефимова « 29 » августа 2016 г. | Педагогическим советом ГБОУ школы № 204 с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского) Центрального района Санкт-Петербурга Протокол от « 30 » августа 2016 г. № 1 |
«Утверждаю» Приказ от « 02 » сентября 2016 г. № 1 Директор ГБОУ школы 204 с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского) Центрального района Санкт-Петербурга _______________________ С.В. Петрова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016-2017 учебный год
Учебный предмет Обществознание
(название учебного предмета)
для учащихся 9 класса
Автор-составитель Учитель Королева Елена Викторовна _ (ФИО полностью) |
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Настоящая программа по обществознанию предназначена для учащихся 9 класса, осваивающих основную общеобразовательную программу основного общего образования на базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г. и авторской программы под ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Москва: Просвещение, 2014 г.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Учебно-методический комплект.
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жилъцова Е.И. и др. Обществознание. Академический школьный учебник 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011.
Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
Боголюбов Л.Н., Басик Н.Ю., Коваль Т.В. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2014.
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И., Иванова Л. Ф. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс / Сост. А.В. Поздеев. М.: ВАКО, 2012.
Информационно-коммуникативные средства.
Мультимедийное учебное пособие (2СО) Обществознание 8-11 кл.
Экономика и право. 9-11 классы (СD)
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию / Е.В. Домашек. - Ростов н/Д. :Феникс, 2010.
Корсанов Г.Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов / Г.Г. Корсанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова Г.Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г.Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007
Обществознание 8-11 классы. Мультимедийное пособие. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая А.И. Матвеев.
Интернет-ресурсы:
www.rsnet.ru – сайт органов государственной власти Российской Федерации
www.hro.org – правозащитный сайт «Права человека в России»
www.garant.ru – правовая информация «Гарант» законодательство с комментариями
Технические средства обучения.
Интерактивная доска. Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Учащиеся должны знать/понимать:
• социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей.
Учащиеся должны уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации.
Общая характеристика программы
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева, Е.И. Жильцовой и др. (Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. М.: Просвещение, 2011).
Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознанияи гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Курс включает изучение двух тем.
Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов, процессом складывания правового государства и правового общества, формами участия граждан в политической жизни, вводит учащихся в круг политических проблем современного общества.
Тема «Право» вводит школьников в круг проблем, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения к вопросам законности и правомерного поведения.
Функции курса
• Обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;
• сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;
• воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение, способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
• подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе, к будущей профессиональной деятельности.
Цели обучения
• Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применеция полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Тематическое планирование учебного материала
№ | Тема | Количест-во часов |
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА (10 ч) |
1 | Политика и власть | 1 |
2 | Государство | 2 |
3 | Политические режимы | 1 |
4 | Правовое государство | 2 |
5 | Гражданское общество и государство | 1 |
6 | Участие граждан в политической жизни | 1 |
7 | Политические партии и движения | 1 |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Политика» | 1 |
ГЛАВА II. ПРАВО (23 ч) |
8 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 |
9 | Правоотношения и субъекты права | 1 |
10 | Правонарушения и юридическая ответственность | 2 |
11 | Правоохранительные органы | 1 |
12-13 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | 2 |
14-15 | Права и свободы человека и гражданина | 3 |
16 | Гражданские правоотношения | 2 |
17 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 |
18 | Семейные правоотношения | 2 |
19 | Административные правоотношения | 1 |
20 | Уголовно-правовые отношения | 2 |
21 | Социальные права | 1 |
22 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 |
23 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
| Повторение и обобщение изученного по теме «Право» | 1 |
| Повторение и обобщение изученного в курсе обществознания за 9 класс | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы учебного предмета
Тема 1. Политика и власть. (9 ч)
Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (25 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Тематическое (поурочное) планирование
по курсу обществознания для 9-х классов.
Учебник «Обществознание», 9 класс.
Авторы: Л. Н. Боголюбов
Планирование курса на базовом уровне из расчёта 34 часа.
№ уро- ка | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Вид кон-троля, само-стоятель-ной дея-тельности | Домашнее задание | Дата проведения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | |
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА (10 ч) | | | | | | | |
1 | Политика и власть | Урок- исследо- вание | Понятия политика, политжеская власть. Соотношение понятий власть и политика. Роль политики в жизни общества. Влияние средств массовой информации на политическую жизнь. Дополнительно: политическая жизнь современной России | Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: объяснять роль политической вла-сти и политики в жизни общества, влияние средств массовой информации на полити-ческую жизнь; анализировать, обобщать и делать выводы; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой | Текущий контроль | § 1. | | |
2, 3 | Государство | Уроки- характе- ристики | Понятия государство, суверенитет, форма правления, монархия, республика, унитарное и федеративное гос-дарство, гражданство. Происхождение государства. Признаки государ-ства. Внутренние и внешние функции государства. Формы правления и фор-мы государственно-территориального устройства. Гражданство. Взаимо-связь прав и обязанностей. Дополни-тельно: теории происхождения госу-дарства; правовой статус гражданина | Знать: основные понятия по теме уроков; теории происхождения государства, предпосылки его появления; признаки и функции государства; формы государства. Уметь: характеризовать различные формы правления и формы государственно-территориального устройства; объяснять взаимосвязь прав и обязанностей гражданина; работать со схемами, с таблицей; работать над созданием учебного проекта | Устный опрос | § 2 | | |
4 | Политические режимы | Урок лабора-торного типа | Понятия политжеский режим, тота-литаризм, террор, тоталитарный ре-жим, фашизм, авторитаризм, авто-ритарный режим, оппозиция, прямая и представительная демократия, кон-ституция. Основные виды политиче-ских режимов. Способы удержания власти в тоталитарном обществе. Спо-собы обеспечения подконтрольности власти в условиях демократии. Разви-тие демократии в современном мире. Дополнительно: сходство и различие тоталитарного и авторитарного режи-мов; демократия: за и против | Знать: основные понятия по теме урока; виды политических режимов. Уметь: характеризовать основные виды политических режимов, развитие демократии в современном мире; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами | Устный опрос | § 3 | | |
5, 6 | Правовое государство | Уроки- исследо- вания | Понятия правовое государство, разделение властей, законодательная, ис-полнительная и судебная власть, ка-тегорический императив, конститу-ционные и арбитражные суды, суды общей юрисдикции. Сущность право-вого государства. Идея соединения силы и справедливости в правовом государстве. Власть в правовом государстве. Принципы (признаки) правового государства. Дополнительно: смысл суждения Цицерона «право выше власти» | Знать: основные понятия по теме уроков; признаки правого государства; три ветви государственной власти и их функции. Уметь: объяснять сущность правового государства, принципов верховенства права, незыблемости прав и свобод человека, раз-деления властей; характеризовать три ветви власти; отвечать на проблемные вопросы; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемами | Тест | § 4 | | |
7 | Гражданское обшество и государство | Урок- практи- кум | Понятия гражданское общество, му-ниципалъная собственностъ, Общественная палата. Основные признаки гражданского общества. Общественные организации – основа гражданского общества. Местное самоуправление и формы его осуществления. Дополнительно: взаимосвязь гражданского общества и правового государства; причины складывания гражданского общества в развитых странах в последние два столетия | Знать: основные понятия по теме урока; причины появления и признаки граждан-ского общества; суть местного самоуправ-ления и формы его осуществления. Уметь: объяснять роль гражданского об-щества во взаимоотношениях личности и государства, взаимосвязь гражданского об-щества и правового государства; приводить примеры объединений и общественных организаций, возникающих в различных сферах гражданского общества; объяснять роль местного самоуправления в жизни гражданского общества; отвечать на про-блемные вопросы; работать со статисти-ческими данными; работать над созданием учебного проекта | Тест | § 5 | | |
8 | Участие гра-ждан в полити-ческой жизни | Про- блемный урок с эле- ментами дискус- сии | Понятия выборы, избирательное право, референдум, митинг, цензура, политический экстремизм. Выборы и референдум – возможность влияния граждан на политику. Способы воздействия на власть в демократи-ческом обществе. Степень и оправ-данность ограничения политических свобод. Условия сознательного уча-стия человека в политической жизни. Сущность и проявления политиче-ского экстремизма. Дополнительно: политика – дело каждого? Молодежь и политический экстремизм | Знать: основные понятия по теме урока; факторы, определяющие степень участия граждан в политической жизни страны; способы воздействия на власть в демокра-тическом обществе. Уметь: характеризовать возможность гра-ждан участвовать в политической жизни страны; объяснять взаимосвязь политичес-ких прав и свобод и ответственности, необ-ходимость ограничения политических прав и свобод; объяснять, в чем сущность и опасность политического экстремизма; приводить примеры действий, являющихся примером политического экстремизма; отвечать на проблемные вопросы; работать над созданием учебного проекта | Устный опрос, защита проектов | § 6 | | |
9 | Политические партии и движения | Урок- исследо-вание | Понятия общественно-политические движения, политическая партия, оп-позиция, многопартийность. Причины возникновения общественно-политических движений и их сущность. Признаки политических партий. Дополнительно: роль оппозиции в политической жизни | Знать: основные понятия по теме урока; причины возникновения общественно-политических движений; признаки и цели политических партий. Уметь: характеризовать деятельность по-литических партий и движений и объяснять их роль в политической жизни страны; при-водить примеры политических партий, дей-ствующих в нашей стране; участвовать в дискуссии; работать со схемой; работать над созданием учебного проекта | Устный опрос, защита проектов | § 7 | | |
10 | Повторение и обобщение изученного по теме «Политика» | Повто- рительно-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Политйка». Повторение основных понятий темы. Обсуждение проблем-ных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Политика». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных за-дач; выделять главное в учебном материа-ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Решение проблем-ных задач, защита проектов | Эссе на тему «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Шоу) | | |
ГЛАВА II. ПРАВО (23 ч) | | | | | | | |
11 | Право, его роль в жизни общества и государства | Урок- практи- кум | Понятия право, естественное право, нормативный (правовой) акт, закон, подзаконный акт, норма права, от-раслъ права, институты права. Смысловые значения права. Основные назначения права в обществе. Мера свободы, справедливости и ответст-венности. Норма права и ее отличи-тельные особенности. Основные виды законов. Система законодательства. Отрасли права. Право и закон. Допол-нительно: право определяет меру свободы и равенства людей в обще-стве; возможна ли безграничная свобода? | Знать: основные понятия по теме урока; назначения права в обществе; виды норм права и их особенности; важнейшие отрас-ли права. Уметь: объяснять сущность понятия право; характеризовать систему законодательства РФ; анализировать, обобщать и делать выводы; высказывать и аргументировать свою точку зрения; работать со схемами | Текущий контроль | § 8 | | |
12 | Правотнношения, субъекты права | Урок- практи- кум | Понятия правоотношение, субъекты, объекты, содержание правоотноше-ния, мера дозволенного, правоспособ-ностъ, дееспособностъ. Элементы правоотношений. Сущность и особен-ности правоотношения. Субъекты правоотношения: физические лица, юридические лица. Субъективное пра-во. Дополнительно: юридическая обя-занность и моральная обязанность; дееспособность и правоспособность физических и юридических лиц | Знать: основные понятия по теме урока; элементы правоотношений, их сущность и особенности. Уметь: приводить примеры правоотно-шений; определять участников, объект и содержание правоотношения; объяснять, как связаны субъективные права и юриди-ческие обязанности; отвечать на проблем- ные вопросы; участвовать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с таблицей | Тест | § 9 | | |
13, 14 | Правонарушения и юриди-ческая ответ-ственность | Уроки- прак- тикумы с эле- ментами деловой игры | Понятия правонарушение, противоправностъ, вина, неосторожность, умысел, преступление, проступок, юридическая ответственность, пре-зумпция невиновности. Признаки правонарушения. Виды правонаруше-ний. Формы вины: неосторожность, умысел. Преступление и проступок. Виды Юридической ответственности: уголовная, административная, дисци-плинарная, гражданская. Дополнительно: презумпция неви-новности; юридическая ответствен-ность несовершеннолетних | Знать: основные понятия по теме уроков; признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности. Уметь: характеризовать виды правонару-шений и виды юридической ответствен-ности; приводить примеры правонаруше-ний; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схе-мами | Устный опрос | § 10 | | |
15 | Правоохрани-тельные органы | Урок- практи- кум | Понятия правоохранительные органы, народные заседатели, судья, суд при-сяжных, прокуратура, адвокатура, нотариат. Государственные право-охранительные органы: функции, цели и задачи. Принципы правосудия. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Специфика работы нотариата. Дополнительно: отношение к суду присяжных в современном обществе | Знать: основные понятия по теме урока; функции, цели и задачи правоохранитель-ных органов; принципы правосудия. Уметь: характеризовать деятельность правоохранительных органов; приводить примеры ситуаций, в которых человек обращается в адвокатуру, нотариат; отве-чать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии | Тест | § 11 | | |
16 17 | Конституция Российской Федерации. Основы кон-ституционного строя РФ | Уроки-практи-кумы | Понятия конституция, ценности, плюрализм, многопартийностъ, ста-тус человека и гражданина. Консти-туция – закон вышей юридической си-лы. Базовые ценности Конституции РФ: нравственные ценности, ценности демократии, патриотизма, междуна-родного сотрудничества, социального мира. Основные задачи Конституции РФ. Конституционный строй совре-менной России. Принципы конститу-ционного строя. Основы статуса чело-века и гражданина. Дополнительно: современные проблемы народовластия | Знать: основные понятия по теме уроков; главные задачи и основные положения Конституции РФ; основные принципы конституционного строя РФ. Уметь: формулировать главные ценности, на которых базируется Конституция РФ; характеризовать конституционный строй РФ; объяснять, в чем различие между статусом человека и статусом гражданина; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Текущий контроль | § 12-13 | | |
18, 19, 20 | Права и сво-боды человека и гражданина | Уроки лабора-торного типа | Понятия достойное существование, естественные и неотчуждаемые пра-ва, юридические гарантии, судебная система, уполномоченный по правам человека. Права человека – высшие ценности человеческой цивилизации. Естественные и неотчуждаемые права человека. Общечеловеческие право-вые документы. Классификация прав, закрепленных в Конституции РФ. Юридические гарантии и система за-щиты прав человека. Драва ребенка. Дополнительно: Декларация прав человека – идеал современного права или юридический документ? | Знать: основные понятия по теме уроков; права человека, закрепленные в Конститу-ции РФ; основные юридические гарантии прав человека. Уметь: формулировать основные права и обязанности гражданина; работать с тек-стом Конституции РФ; анализировать, обобщать и делать выводы; участвовать в дискуссии; работать со схемой | Тест | § 14-15 | | |
21, 22 | Гражданские правоотношния | Уроки-практи-кумы | Понятия гражданское право, имуще-ственные отношения, собственность, неимущественные отношения, равен-ство сторон, автономия воли сторон, гражданские правоотношения, дого-воры, сделки, гражданская дееспо-собность, потребителъ, сертификат качества, моральный вред. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Дого-воры и сделки. Виды договоров. Граж-данская дееспособность несовершен-нолетних. Защита прав потребителей. Дополнительно: содержание граждан-ских правоотношений | Знать: основные понятия по теме уроков; особенности гражданских правоотно-шений; виды гражданско-правовых до-говоров; права потребителя и способы их защиты. Уметь: объяснять сущность и приводить примеры гражданских правоотношений; объяснять, что такое частичная дееспособ-ность и в чем она проявляется; приводить примеры ситуаций нарушения прав потре-бителей и разъяснять, как защитить эти права; участвовать в дискуссии; работать с таблицей | Тест | § 15-16 | | |
23, 24 | Право на труд. Трудовые пра-воотношения | Комби- нирован-ные уроки с элемен-тами деловой игры | Понятия трудовые правоотношения, трудовой договор, трудовая книжка, социалъное партнерство, коллектив-ный договор, профсоюз, дисциплина труда. Право на труд. Трудовые пра-воотношения. Трудовой договор – основа трудовых правоотношений. Права и обязанности работника и работодателя. Значение дисциплины труда. Льготы для совмещающих работу с учебой. Дополнительно: трудовое законода-тельство для несовершеннолетних | Знать: основные понятия по теме уроков; особенности трудовых правоотношений; основные права и обязанности работника и работодателя. Уметь: объяснять, что такое право на труд, в чем суть трудовых правоотношений, какое значение имеет дисциплина труда; отвечать на проблемные вопросы; участво-вать в дискуссии; анализировать, обобщать и делать выводы; работать с документами | Решение правовых задач | § 17 | | |
25, 26 | Семейные правоотношения | Комби- ниро- ванные уроки с эле- ментами деловой игры | Понятия семья (в социальном и юри-дическом смысле), брак, фиктивный, гражданский, церковный брак, семей-ные правоотношения, брачный дого-вор. Юридические понятия семьи и брака. Предпосылки для создания се-мьи. Характеристики брака. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных правоотно-шений. Правоотношения супругов, родителей и детей. Законный и договорный режим имущества супру-гов. Дополнительно: гражданский брак: за и против | Знать: основные понятия по теме уроков; особенности семейных правоотношений; условия и порядок заключения брака; права и обязанности супругов, родителей и детей. Уметь: объяснять сущность семейных пра-воотношений, различия между законным и договорным режимом имущества супру-гов, взаимосвязь между правами и обя-занностями родителей и детей; проводить сравнительный анализ; отвечать на про-блемные вопросы; решать познавательные и практические задачи; работать в группах; работать с таблицей | Устный опрос | § 18 | | |
27 | Администра-тивные право-отношения | Урок- прак- тикум с эле- ментами деловой игры | Понятия административное право, императивный характер, админи-стративные правоотношения, адми-нистративные наказания. Админи-стративное право и его нормы. Поня-тие и черты административного пра-воотношения. Административное правонарушение. Виды администра-тивных наказаний. Дополнительно: императивный характер нормы административного права | Знать: основные понятия по теме урока; особенности административных правоот-ношений; признаки административного правонарушения; виды административных наказаний. Уметь: объяснять сущность администра-тивных правоотношений; отвечать на про-блемные вопросы; решать познавательные и практические задачи; работать в группах; анализировать, обобщать и делать выводы | Решение правовых задач | § 19 | | |
28, 29 | Уголовно-правовые отношения | Уроки- исследо вания | Понятия уголовное право, уголовно-правовые отношения, преступление, общественная опасность, противо-правность, виновностъ, наказуе-мость, необходимая оборона, уголов-ное наказание, подстрекатель, пособ-ник, исполнителъ, соучастники. Осо-бенности уголовного права и уголов-но-правовых отношений. Преступле-ние и его признаки. Квалификация преступлений. Преступление в соучас-тии. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность: необхо-димая оборона, крайняя необходи-мость. Дополнительно: специфика уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних | Знать: основные понятия по теме уроков; особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений; признаки и группы преступлений. Уметь: объяснять сущность уголовно-пра-вовых отношений; отвечать на проблемные вопросы; решать познавательные и прак-тические задачи; анализировать, обобщать и делать выводы; работать со схемой | Тест | § 20 | | |
30 | Социальные права | Урок – деловая игра | Понятия социальное государство, со-циальная политика, ипотека, ипотеч-ный кредит, социалъные пенсии, тру-довые пенсии, Пенсионный фонд. Со-циальная политика государства. Усло-вия для успешного решения социаль-ных задач. Социальные права граждан РФ: на жилище, на социальное обес-печение, на охрану здоровья. Дополнительно: достижения и недо-статки государственной социальной политики в России | Знать: основные понятия по теме урока; основные направления социальной поли-тики РФ; социальные права граждан РФ; категории граждан, имеющих право на со-циальное обеспечение. Уметь: характеризовать Российскую Феде-рацию как социальное государство; назы-вать основные социальные проблемы наше-го общества и объяснять их причины; про-водить сравнительный анализ; работать в группах; работать с текстом Конституции РФ | Устный опрос | § 21 | | |
31 | Международ-но-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | Урок лабора-торного типа | Понятия вооруженный конфликт, международное гуманитарное право, военные преступления. Предпосылки создания международного гуманитар-ного права. Принципы и сущность международного гуманитарного пра-ва. Методы и средства ведения войны, запрещенные международным гума-нитарным правом. Значение между-народного гуманитарного права. Дополнительно: военные преступле-ния | Знать: основные понятия по теме урока; нормы международного гуманитарного права. Уметь: объяснять сущность, особенности и значение международного гуманитарного права; проводить сравнительный анализ; работать с документами; работать в груп-пах; отвечать на проблемные вопросы | Тест | § 22 | | |
32 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | Урок- исследо- вание | Понятия основное общее образование, полное среднее образование, Единый государственный экзамен, дополни-тельные образовательные услуги. Сущность правового регулирования в сфере образования. Многоуровневое зако-нодательство в сфере образова-ния. Право на образование. Гарантии государства в праве на получение об-разования. Дополнительно: проблемы платного образования | Знать: основные понятия по теме урока; основы правового регулирования в сфере образования. Уметь: объяснять, что означает право на образование, почему это право являет-ся также обязанностью, как государство гарантирует реализацию права на образо-вание; проводить сравнительный анализ; решать познавательные и практические задачи; работать с документами; работать в группах | Устный опрос | § 23 | | |
33 | Повторение и обобщение изученного по теме «Право» | Повто- рительно-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения темы «Право». Повторение основных по-нятий темы. Обсуждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Право». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных за-дач; выделять главное в учебном материа-ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Устный опрос | Повторить выводы к главе II | | |
34 | Повторение и обобщение изученного в курсе обще-ствознания за 9 класс | Повто- рительно-обоб- щающий урок | Подведение итогов изучения курса обществознания за 9 класс. Повторе-ние основных понятий курса. Обсу-ждение проблемных вопросов | Знать: основные понятия курса общество-знания за 9 класс; теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных за-дач; выделять главное в учебном материа-ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения | Семинар | | | |