Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности 10 класс.
I Пояснительная записка
1. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы — А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.А. Маслов, В.А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы» / под общ. Ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
2. Изучение основ безопасности жизнедеятельности направлено на достижение следующих целей:
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
В авторскую программу добавлены часы практических занятий, для овладения навыками, с использованием имеющихся технических средств.
3. Учебно-методический комплект включает в себя:
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. - М.: Просвещение, 2000г.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
4. График контрольных работ.
№ раздела | Наименование и номер урока в теме раздела. | Дата проведения |
| | По плану | По факту |
I | 1.5 Обобщающий урок по теме: «Современные боевые средства и их поражающие факторы». | | |
| 2.7 Обобщающий урок по теме: «Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени» | | |
II | 1.9 Обобщающий урок по теме «Первая медицинская помощь при ранениях и травмах и несчастных случаях». | | |
III | 1.6. Обобщающий урок по теме «Основы подготовки к военной службе». | | |
II Минимум содержания образования.
ПРИКАЗ от 5 марта 2004 г. N 1089 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427)
Обязательный минимум содержания
основных образовательных программ
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВОДЕ, ПОЧВЕ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427)
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427)
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427)
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 19.10.2009 N 427)
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
III Содержание предмета.
Общая характеристика учебного предмета. Содержание программы выстроено по трём линиям: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность. В ходе изучения предмета школьники изучают основы медицинских знаний и здорового образа жизни и формируют адекватное представление о военной службе и качествах личности необходимых для её успешного прохождения.
Раздел I Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях и на дороге (8 часов).
Тема 1. Современные боевые средства и их поражающие факторы (6 часов).
Ядерное оружие и его поражающие факторы. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Современные обычные средства поражения.
Виды и особенности ядерных взрывов. Типы ядерного оружия. Поражающие факторы ядерного взрыва. Виды и принцип действия отравляющих веществ. Особенности, признаки поражения, степень опасности, способы защиты. Используемые микроорганизмы. Признаки применения бактериологического оружия. Способы защиты. Виды, особенности, способы доставки, разрушительное действие современных обычных средств поражения.
Тема 2. Правила дорожного движения (2 часа).
Раздел I I Основы медицинских знаний (15 часов).
Тема 1. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах и несчастных случаях (10 часов).
Первая медицинская помощь при ранениях. Кровотечения. Первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при ранениях, растяжении связок и вывихах. Переломы костей. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращение дыхания. Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги. Отморожения и замерзание. Поражение электрическим током и молнией. Отравления.
Рана, диагностика ранений, запрещённые действия, этапы первой медицинской помощи. Правила наложения повязок. Артериальное, венозное, каппилярное и паренхиматозное кровотечение. Признаки кровотечения и его тяжесть. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. Симптомы и первая помощь при ушибе, растяжении связок, вывихе, пневмотораксе и повреждении органов брюшной полости. Виды, симптомы переломов. Первая помощь. Транспортная иммобилизация. Травматический шок. Острая сердечная недостаточность, геморрагический и ишемический инсульт. Симптомы, первая помощь. Терминальные состояния, симптомы преагонии, терминальной паузы, агонии. Клиническая смерть. Экстренная реанимационная помощь. Основная задача реанимации. Этапы реанимации. Симптомы теплового, солнечного удара, ожогов, отморожений и замерзания, поражения электрическим током. Первая помощь Отравления алкоголем, никотином лекарственными препаратами и препаратами бытовой химии. Симптомы, первая помощь.
Тема 2. Инфекционные заболевания и их профилактика (5 часов).
Понятие об инфекционных болезнях. Причины возникновения инфекции. Механизмы передачи. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Профилактика заболеваний передаваемых половым путём (ЗППП).
Заразные болезни. Причины возникновения и механизмы передачи. Медицинские мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний. Иммунитет, экстренная и специфическая профилактика. ЗППП. Профилактика ЗППП. СПИД, сифилис, гонорея – симптомы, лечение.
Раздел III Основы подготовки к военной службе (11 часов).
Основы обороны государства. Назначение ВС РФ. Состав и принципы строительства ВС РФ. Особенности прохождения службы в различных видах ВС и в рядах войск в мирное и военное время. Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учёт. Упражнения с преимущественной направленностью. На развитие ловкости.
Оборона, организация обороны, средства вооружённой защиты и борьбы. Вооружённые силы РФ. Боевые традиции ВС РФ, символы воинской чести, Боевое Знамя воинской части.Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), сухопутные войска, ракетные войска и артиллерия, мотострелковые войска, танковые войска, армейская авиация, войска противовоздушной обороны (ПВО), зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радиотехнические войска, Военно-воздушные силы (ВВС), военно-танспортная авиация (ВТА), дальняя авиация, фронтовая авиация, военно-морской флот (ВМФ), наводные силы, подводные силы, авиация ВМФ, морская пехота, воздушно-десантные войска (ВДВ), тыл ВС, специальные войска, их предназначение, инженерные войска, химические войска, войска связи. Обязанности солдата (матроса). Профессионально-психологический отбор. Медицинское освидетельствование. Постановка на первоначальный воинский учёт.
IV Критерии оценки:
Инструментарий для оценивания результатов. Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности.
За устный ответ:
Оценка "5" выставляется, если ответ:
полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
Оценка "4" выставляется, если:
раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).
Оценка "3" выставляется, если:
усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Оценка "2" выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
За выполнение контрольных и контрольных тестовых, нормативных, практических и индивидуальных заданий:
Оценка "5" выставляется, если: верно выполнено 90-100% заданий.
Оценка "4" выставляется, если: верно выполнено 70-90% заданий.
Оценка "3" выставляется, если: верно выполнено 50-70% заданий.
Оценка "2" выставляется, если: верно выполнено менее половины заданий.
V Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах
Ученик должен знать: что представляет собой очаг ядерного поражения; что представляет собой очаг химического заражения; медицинские средства защиты от бактериологического оружия; что представляют собой обычные средства поражения; в каких ситуациях применяются локальные системы оповещения; классификацию средств индивидуальной защиты. в чём заключается сущность ионизационного метода измерения ионизирующих излучений; как правильно использовать дозиметр «Белла».порядок работы с ВПХР; какую опасность представляют раны, как они классифицируются и как оказать первую помощь; виды кровотечений и их признаки; правила оказания первой помощи; как предотвратить развитие травматического шока; причины возникновения острых состояний; причины остановки сердца и прекращения дыхания; особенности повреждений; какое воздействие на организм оказывает отравление; существующие механизмы передачи инфекции; какие медицинские мероприятия относятся к профилактике инфекционных заболеваний; что такое иммунитет, каковы его виды и особенности; чем опасны СПИД, сифилис и гонорея и в чём заключается их профилактика; значение понятия – оборона государства; символы воинской чести; для чего и когда применяются разные виды ВС; в чём заключаются обязанности солдата (матроса); порядок проведения медицинского освидетельствования.
Ученик должен уметь: дать характеристику основных поражающих факторов ядерного взрыва классифицировать отравляющие вещества по действию на организм человека; распознавать признаки применения бактериологического оружия; охарактеризовать виды, особенности, способы доставки, разрушительное действие современных обычных средств поражения; объяснить сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации; пользоваться рентгенометром; пользоваться комплектом индивидуальных дозиметров; определять размер шлем маски, пользоваться средствами защиты; использовать прибор ВПХР; накладывать повязку на рану; накладывать кровоостанавливающий жгут; правильно определять повреждения; оказывать первую помощь в острых ситуациях; оказывать первую реанимационную помощь; различать виды экстренной и специфической профилактики. Кроме того, должен иметь представление об инфекционных болезнях и их классификации; о современных средствах вооружённой защиты и борьбы; о боевых традициях ВС РФ; о структуре профессионально-психологического отбора; о цели медицинского освидетельствования при постановке на первоначальный воинский учёт.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных состояниях;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
подготовки к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе.
VI Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | практические |
I | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях и на дороге. | 8 | | |
1 | Тема 1 Современные боевые средства и их поражающие факторы | 6 | 4 | 1 |
2 | Тема 2. Правила дорожного движения | 2 | 5 | 2 |
II | Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей | 15 | | |
3 | Тема 1. Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях. | 10 | 6 | 4 |
4 | Тема 2. Инфекционные заболевания и их профилактика. | 5 | 5 | 0 |
III | Основы подготовки к военной службе | 11 | 6 | 1 |
| Итого: | 34 | 24 | 8 |
Календарно-тематический план по ОБЖ 10 класс
№ п/п | Кол-во часов | Наименование раздела и темы урока | Тип урока |
Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | форма контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| 8 | Раздел I Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях и на дороге. |
| 6 | Тема 1 Современные боевые средства и их поражающие факторы |
1 | 1 | 1.1. Ядерное оружие. | Урок изучения новых знаний | Виды и особенности ядерных взрывов. Типы ядерного оружия. Поражающие факторы ядерного взрыва. | Знать что представляет собой очаг ядерного поражения. Уметь дать характеристику основных поражающих факторов ядерного взрыва | Устный опрос. | § 2.1. | | |
2 | 1 | 1.2 Химическое оружие | Комбинированный | Виды и принцип действия отравляющих веществ. Особенности, признаки поражения, степень опасности, способы защиты. | Знать что представляет собой очаг химического заражения. Уметь: классифицировать отравляющие вещества по действию на организм человека. | Решение ситуационных задач | § 2.2 | | |
3 | 1 | 1.3. Бактериологическое оружие | Комбинированный | Используемые микроорганизмы. Признаки применения бактериологического оружия. Способы защиты. | Знать медицинские средства защиты от бактериологического оружия. Уметь распознавать признаки применения бактериологического оружия. | Решение ситуационных задач | § 2.3 | | |
4 | 1 | 1.4. Современные обычные средства поражения | Комбинированный | Виды, особенности, способы доставки, разрушительное действие современных обычных средств поражения. | Знать что представляют собой обычные средства поражения. Уметь их охарактеризовать. | Индивидуальный опрос | § 2.4 | | |
5 | 1 | 2.1. Единая система оповещения о чрезвычайных ситуациях | Комбинированный | Необходимость своевременного оповещения населения. Способы и средства оповещения. Стандартные сообщения. | Знать в каких ситуациях применяются локальные системы оповещения. Уметь объяснить сущность и необходимость речевой информации о чрезвычайной ситуации. | Индивидуальный опрос | § 3.1. | | |
6 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Современные боевые средства и их поражающие факторы». | Тест | | |
| 2 | Тема 2 Правила дорожного движения |
7 | 1 | Правила дорожного движения для пешеходов | Комбинированный | Безопасное передвижение пешеходов в селе и городе. | Знать правила передвижения пешеходов Уметь выполнять правила. | Индивидуальный опрос | Записи в тетради | | |
8 | 1 | Правила дорожного движения для велосипедистов | Комбинированный | Безопасное передвижение велосипедистов в селе и городе. | Знать правила передвижения велосипедистов. Уметь передвигаться на велосипеде согласно ПДД. | Индивидуальный опрос | Записи в тетради | | |
| 15 | Раздел II Основы медицинских знаний |
| 10 | Тема 1. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах и несчастных случаях |
9 | 1 | 1.1. Ранения. | Комбинированный | Рана, диагностика ранений, запрещённые действия, этапы первой медицинской помощи. Правила наложения повязок. | Знать какую опасность представляют раны, как они классифицируются и как оказать первую помощь. Уметь накладывать повязку на рану. | | § 1.1 | | |
10 | 1 | 1.2. Кровотечения. | Комбинированный | Артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечение. Признаки кровотечения и его тяжесть. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. | Знать виды кровотечений и их признаки. Уметь накладывать кровоостанавливающий жгут. | Тестирование. (20 мин) | § 1.2 | | |
11 | 1 | 1.3. Растяжения связок и вывихи. | Комбинированный | Симптомы и первая помощь при ушибе, растяжении связок, вывихе, пневмотораксе и повреждении органов брюшной полости. | Знать правила оказания первой помощи. Уметь правильно определять повреждения. | Индивидуальный опрос | § 1.3. | | |
12 | 1 | 1.4. Переломы костей. | Комбинированный | Виды, симптомы переломов. Первая помощь. Транспортная иммобилизация. Травматический шок. | Знать как предотвратить развитие травматического шока. Уметь оказывать первую помощь. | Индивидуальный опрос | § 1.4. | | |
13 | 1 | 1.5. Острая сердечная недостаточность, инсульт | Комбинированный | Острая сердечная недостаточность, геморрагический и ишемический инсульт. Симптомы, первая помощь. | Знать причины возникновения острых состояний. Уметь оказывать первую помощь | Индивидуальный опрос | § 1.5. | | |
14
15 | 2 | 1.6. Экстренная реанимационная помощь. | Комбинированный | Терминальные состояния, симптомы преагонии, терминальной паузы, агонии. Клиническая смерть. Экстренная реанимационная помощь. Основная задача реанимации. Этапы реанимации. | Знать причины остановки сердца и прекращения дыхания. Уметь оказывать первую реанимационную помощь. | Тестирование. (10 мин) | § 1.6. | | |
16 | 1 | 1.7. Тепловой удар. Солнечный удар. Ожоги. Отморожения и замерзание. Поражение электрическим током и молнией. | Комбинированный | Симптомы теплового, солнечного удара, ожогов, отморожений и замерзания, поражения электрическим током. Первая помощь | Знать особенности повреждений. Уметь оказывать первую помощь. | Индивидуальный опрос | § 1.7. – 1.11. | | |
17 | 1 | 1.8. Отравления | Комбинированный | Отравления алкоголем, никотином лекарственными препаратами и препаратами бытовой химии. Симптомы, первая помощь. | Знать какое воздействие на организм оказывает отравление. Уметь оказать первую помощь. | Индивидуальный опрос | § 1.12. Повторить пройденный материал | | |
18 | 1 | Обобщающий урок по теме «Первая медицинская помощь при ранениях и травмах и несчастных случаях». | Тест | | |
| 5 | Тема 2. Инфекционные заболевания и их профилактика |
19 | 1 | 2.1. Инфекционные болезни. | Комбинированный | Заразные болезни. Причины возникновения и механизмы передачи. | Знать существующие механизмы передачи инфекции. Иметь представление об инфекционных болезнях и их классификации. | Индивидуальный опрос | § 2.1., 2.2. | | |
20 | 1 | 2.2. Профилактика инфекционных заболеваний. | Комбинированный | Медицинские мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний. | Знать какие медицинские мероприятия относятся к профилактике инфекционных заболеваний. | | | | |
21 | 1 | 2.3. Иммунитет и профилактика. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Иммунитет, экстренная и специфическая профилактика. | Знать что такое иммунитет, каковы его виды и особенности. Уметь различать виды экстренной и специфической профилактики. | Семинар | § 2.3. | | |
22 | 1 | 2.4. Заболевания передаваемые половым путём. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | ЗППП. Профилактика ЗППП. СПИД, сифилис, гонорея – симптомы, лечение. | Знать чем опасны СПИД, сифилис и гонорея и в чём заключается их профилактика. | Семинар | § 2.4. Повторить пройденный материал. | | |
23 | 1 | Обобщающий урок по теме «Инфекционные заболевания и их профилактика». | Тест | | |
| 7 | Раздел III Основы подготовки к военной службе |
24
25 | 2 | 2.2. Средства индивидуальной защиты | Комбинированный | Классификация, принцип действия, строение и правила применения фильтрующих противогазов и респираторов и средств защиты кожи. | Знать классификацию средств индивидуальной защиты. Уметь определять размер шлем маски, пользоваться средствами защиты; | Проверочная работа по теме | § 2.1 | | |
26
27 | 2 | Сборка-разборка макета АКМ | Комбинированный | Порядок сборки-разборки макета | Знать правила сборки-разборки Уметь разбирать-собирать | Практическая работа | Записи в тетради | | |
28 | 1 | 1.1. Основы обороны государства. | Комбинированный | Оборона, организация обороны, средства вооружённой защиты и борьбы | Знать значение понятия – оборона государства. Иметь представление о современных средствах вооружённой защиты и борьбы. | Индивидуальный опрос | § 3.1. | | |
29 | 1
| 1.2. Назначение ВС РФ | Комбинированный
| Вооружённые силы РФ. Боевые традиции ВС РФ, символы воинской чести, Боевое Знамя воинской части. | Знать символы воинской чести. Иметь представление о боевых традициях ВС РФ. | Индивидуальный опрос | § 3.2. | | |
30 |
1 | 1.3. Состав и принципы строительства ВС РФ | Комбинированный | Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), сухопутные войска, ракетные войска и артиллерия, мотострелковые войска, танковые войска, армейская авиация, войска противовоздушной обороны (ПВО), зенитные ракетные войска, авиация ПВО, радиотехнические войска, Военно-воздушные силы (ВВС), военно-танспортная авиация (ВТА), дальняя авиация, фронтовая авиация, военно-морской флот (ВМФ), наводные силы, подводные силы, авиация ВМФ, морская пехота, воздушно-десантные войска (ВДВ), тыл ВС, специальные войска, их предназначение, инженерные войска, химические войска, войска связи. | Знать для чего и когда применяются разные виды ВС.. Иметь представление о видах ВС. | Конспектирование. | § 3.3 | | |
31 | 1 | 1.4. Особенности прохождения военной службы. | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Обязанности солдата (матроса). Профессионально-психологический отбор. | Знать в чём заключаются обязанности солдата (матроса). Иметь представление о структуре профессионально-психологического отбора. | Семинар | § 3.4. | | |
32 | 1 | 1.5. Медицинское обследование, освидетельствование и постановка на воинский учёт. | Комбинированный | Медицинское освидетельствование. Постановка на первоначальный воинский учёт. | Знать порядок проведения медицинского освидетельствования. Иметь представление о цели медицинского освидетельствования при постановке на первоначальный воинский учёт. | Индивидуальный опрос | § 3.5. | | |
33 | 1 | Строевая подготовка | Комбинированный | Выполнение основных строевых приёмов | Знать строевые приёмы Уметь их выполнять | | | | |
34 | 1 | Обобщающий урок по теме «Основы подготовки к военной службе». | Тест | | |
| 34 ч | Всего часов | | | | | | | |
VII Контрольно-измерительные и дидактические материалы.
Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Школьный курс в тестах. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010 –150 с.;
Клюев А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты, практические задания. Олимпиады. – 3-е изд. – М.: Гумпанит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 608 с.;
Клюев А.В. Основы безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Тестовые задания. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
Средства контроля
Итоговый и промежуточный (после прохождения каждого раздела программы) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Информационно-методическое обеспечение:
1 Конституция Российской Федерации.
2 Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3 Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
4 Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
5 Вестник военной информации. Агентство "Воснинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости". - 1998. - №1-12.
6 На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М : Русь РКБ, 1998
7 Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России" - Москва 1997.
8 Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни" Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор А.Смирнов)
Интернет – ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/ Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/ Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru; Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/, Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/, Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия.
21