Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе примерной программы, подготовленной В.Н. Латчуком, С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским с учётом требований Федерального государственного стандарта основного общего образования. Программа, подготовленная В.Н. Латчуком, С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, рассчитана на 175 часов и предназначена для реализации в 5-9 классах. Данная программа опубликована в брошюре: «Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н.Вангородский, М.А. Ульянова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 106»
В рабочей программе отражены требования Конституции РФ и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Концепции национальной безопасности РФ.
Программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с данной программой направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера и основах безопасного поведения при их возникновении, об оказании первой медицинской помощи и здоровом образе жизни;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии:
раздел 1 «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»;
раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»;
раздел 3 «Основы здорового образа жизни».
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы и примерной программой предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются в 8 классе один час в неделю. Общий объем учебного времени по данному предмету составляет 34 часа.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
–усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях;
–формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
–формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
–формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
–формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
–формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
–умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
–умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
–умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
–умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
–овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
–умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
–освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
–умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
–умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности.
Предметные результаты:
–формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
–формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
–понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
–понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
–формирование установки на здоровый и разумный образ жизни;
–понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
–знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
–знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
–умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
–умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
–умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
–овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание учебного предмета
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 23 часа
Производственные аварии и катастрофы. Взрывы и пожары. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Гидродинамические аварии. Нарушение экологического равновесия.
Требования я к уровню подготовки (промежуточный результат)
Знать: Производственные аварии и катастрофы. Взрывы и пожары. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Гидродинамические аварии. Нарушение экологического равновесия.
Понимать: авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация техногенного характера.
Раздел II. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. 9 часов
Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.
Требования я к уровню подготовки (промежуточный результат)
Знать: Первую медицинскую помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Первую медицинскую помощь при бытовых отравлениях.
Уметь: применять полученные знания на практике.
Раздел III. Основы здорового образа жизни: 2 часа;
Физическая культура и закаливание. Основы репродуктивного здоровья подростков.
Требования я к уровню подготовки (промежуточный результат)
Знать: основы здорового образа жизни; основы физической культуры и ее влияние на организм человека; правила закаливания; основы репродуктивного здоровья подростков.
Уметь: применять полученные знания на практике.
Примерный график проведения контроля
дата | № урока п/п | Вид работы | Тема |
1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 (5) | Тестирование | «Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах». |
| 2 (11) | Тестирование | «правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно опасных химических веществ». |
| 3 (17) | Тестирование | «Защита населения при радиационных авариях». |
| 4 (19) | Тестирование | «Гидродинамические аварии и их последствия». |
| 5 (23) | Тестирование | «Нарушение экологического равновесия.». |
| 6 (30) | Тестирование | «Первая медицинская помощь при поражении АХОВ»». |
| 7 (32) | Практическая работа | «Первая помощь при бытовых отравлениях». |
| 8(33) | Тестирование | «Физическая культура и ее влияние на развитие человека». |
| 9 (34) | Тестирование | «Репродуктивное здоровье подростка». |
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание учебного предмета | Контрольные мероприятия |
Основные изучаемые вопросы | Основные виды деятельности |
1 | 2 | 3 | | | 4 |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 23 часа |
1 | Производственные аварии и катастрофы. | 2 | Промышленные аварии и катастрофы. Понятие об аварии, производственной или транспортной катастрофе. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера в зависимости от масштаба распространения и тяжести последствий. Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика | Получают представление о производственных и транспортных авариях и катастрофах, классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Индивидуальный опрос. Устный опрос. Тестирование. Решение ситуационных задач. |
2 | Взрывы и пожары. | 5 | Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре. Классификация пожаров. Причины пожаров и взрывов, их последствия. Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника. | Получают представление о причинах и видах аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах, о пожаре и взрывах, их поражающих факторах. | |
3 | Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ | 5 | Виды аварий на химически опасных объектах. Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Защита населения от аварийно химически опасных веществ. | Получают представление об аварийно химически опасных веществах, химически опасных объектах и химических авариях, их причинах и последствиях. | |
4 | Аварии с выбросом радиоактивных веществ | 5 | Радиация вокруг нас. Аварии на радиационно опасных объектах и их последствия. Защита. | Получают представление о радиационно опасных объектах, классификации и причинах аварий на этих объектах, зонах радиоактивного заражения местности при таких авариях | |
5 | Гидродинамические аварии. | 2 | Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Защита. | Получают представление о гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях, их классификации, причинах, поражающих факторах и последствиях. зучают меры по уменьшению потерь от гидродинамических аварий. Учатся правильно действовать при внезапном затоплении и после схода воды. | |
6 | Чрезвычайные ситуации экологического характера | 4 | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Изменение состава атмосферы, гидросферы, литосферы. | Получают представление о негативном влиянии деятельности человека на окружающую среду, источниках загрязнения биосферы, чрезвычайных ситуациях экологического характера и их классификации. Получают представление о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве, нормах качества атмосферы, воды и почвы. Изучают меры безопасности при нахождении на территории с неблагоприятными экологическими условиями. | |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. 9 часов |
7 | Первая помощь при массовых поражениях | 1 | Опасные факторы массовых поражений людей при чрезвычайных ситуациях и их характеристика. Основная цель и задача первой помощи пострадавшим при массовых поражениях. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях в чрезвычайных ситуациях. | Получают представление о целях, задачах и мероприятиях первой помощи пострадавшим при массовых поражениях | |
8 | Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами | 6 | Пути попадания ядовитых веществ в организм человека. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие принципы и правила оказания первой помощи пострадавшим: при поступлении АХОВ через дыхательные пути, при попадании АХОВ на кожу, при поступлении АХОВ через рот. Оказание первой помощи при ожоге кислотой. Оказание первой медицинской помощи при ожоге щелочью | Изучают правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ. Учатся оказывать первую помощь при ожогах кислотой и щелочью | |
9 | Первая помощь при бытовых отравлениях | 2 | Первая помощь при отравлении минеральными удобрениями. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями и другими химикатами. Оказание первой помощи: при первых признаках отравления минеральными удобрениями, при отравлении минеральными удобрениями через дыхательные пути, при попадании химикатов в глаза | Учатся оказывать первую помощь при отравлении минеральными удобрениями и другими химикатами. | |
Основы здорового образа жизни 2 часа |
10 | Физическая культура и закаливание | 1 | Воспитание необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Развитие сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Средства развития физических качеств. Принципы закаливания. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Факторы окружающей среды для закаливания организма. Закаливание воздухом. Солнечные ванны. Закаливание водой. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма | Учатся развивать у себя физические качества, необходимые для хорошей физической формы. Получают представление о принципах и методике закаливания. Учатся выполнять закаливающие процедуры, используя факторы окружающей среды | |
11 | Семья в современном обществе | 1 | Роль и значение семьи в современном обществе. Семейный кодекс Российской Федераций. Понятие о браке. Права и обязанности супругов | Получают представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов | |
Итого за год часов | 34 | | |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В.Марков. – 10-е изд, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010.
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Методическое пособие,В. Н. Латчук, В. В. Марков, А. Г. Маслов М., Дрофа, 96 стр.,2013 г
Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н.Вангородский, М.А. Ульянова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 106, [6] c.
«Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс», В. Н. Латчук, С. К. Миронов М., Дрофа, 48 стр, 2013 г.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся должен знать:
–наиболее распространенные чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
–опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее распространенные в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
–основы государственной стратегии Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
–законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации противодействия терроризму;
–основные виды террористических актов, их цели и способы проведения;
–правила безопасного поведения при угрозе террористических актов;
–основы государственной политики Российской Федерации противодействию наркотизму;
–основные меры по профилактике наркомании и токсикомании;
–наиболее популярные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при этом.
Обучающийся должен уметь:
–предвидеть возникновение наиболее распространенных опасных ситуации по их характерным признакам;
–принимать грамотные решения и умело действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечивая личную безопасность;
–уверенно действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
–правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
–оказывать первую помощь при неотложных состояниях.
Обучающиеся должны обладать компетенциями по практическому применению полученных знаний и умений:
–для обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
–для подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
–для оказания первой помощи пострадавшим;
–для формирования убеждений и потребности в соблюдении норм разумного и здорового образа жизни.
Календарно – тематическое планирование
Количество часов в неделю__1__, количество учебных недель___34_, количество часов в год__34__.
Плановых контрольных работ___, тестов__9_, зачетов____.
Планирование составлено на основе Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским
Учебник Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В.Марков. – 10-е изд, стереотипное. – М.: Дрофа, 2010.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | дата | |
план | факт | |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 8 | | 9 |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (23 часа) |
Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде. |
1 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | УИНМ | Понятие об аварии, производственной или транспортной катастрофе. Классификация ЧС техногенного характера. Основные типы ЧС техногенного характера и их характеристика. | Предметные: знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятелльности. | | | |
2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | КУ | Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины техногенных аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих при техногенных авариях. | | | |
3 | Общие сведения о взрыве и пожаре. | КУ | Понятие о взрыве . Характерные особенности взрывов. Зоны действия взрыва и их характеристика. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование. Понятие о пожаре и процессе горения. Условия процесса горения. Группы возгораемости веществ и материалов. | Предметные: Знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные: Умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки; | | | |
4 | Классификация пожаров. | КУ | Классификация и характеристика. Условия, способствующие распространению пожаров. Линейное и объемное распространение пожаров. | | | |
5 | Причины пожаров и взрывов, их последствия | КУ | Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых и общественных зданиях | | | |
6 | Опасные факторы пожаров и взрывов. | КУ | Основные и вторичные опасные факторы пожара и их воздействие на людей. Основные и вторичные поражающие факторы взрыва. Действие взрыва на человека. Характеристика поражения людей при взрывах. | | | |
7 | Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. | КУ | Использование первичных средств пожаротушения. Общие правила безопасного поведения при пожаре. Правила безопасного поведения после взрыва. Понятие о панике. | | | |
8 | Виды аварий на химически опасных объектах. | КУ | Из истории химических аварий. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов по степени химической опасности. | Предметные: знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные: умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки; | | | |
9 | АХОВ и их поражающее действие на организм человека. | КУ | Понятие об аварийно химически опасном веществе (АХОВ). Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека. | | | |
10 | Причины химических аварий, последствия. | КУ | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | | | |
11 | Защита населения от АХОВ. | КУ | Основные способы защиты населения от АХОВ. | | | |
12 | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. | КУ | Правила безопасного поведения при оповещении об аварии с выбросом АХОВ. | | | |
13 | Радиация вокруг нас. | КУ | Радиоактивное (ионизирующее) излучение и его воздействие на людей и животных. Свойства радиоактивных веществ. | Предметные: –знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Метапредметные: умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека; умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | | | |
14 | Аварии на радиационно опасных объектах. | КУ | Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. | | | |
15 | Последствия радиационных аварий. | КУ | Последствия выбросов радиоактивных продуктов в окружающую среду при авариях на радиационно опасных объектах. Последствия однократного и многократного облучения организма человека. Последствия попадания радиоактивных веществ внутрь организма с пищей и водой. | | | |
16 | Последствия радиационных аварий. | УЗЗ | | | |
17 | Защита от радиационных аварий. | КУ | Правила безопасного поведения при оповещении об аварии на радиационно опасном объекте. | | | |
18 | Гидродинамические аварии. | УИНМ | Понятие о гидродинамической аварии. Причины гидродинамических аварий и их классификация. Гидродинамически опасные объекты и их классификация. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. | | | |
19 | Защита от гидродинамических аварий. | КУ | | | |
20 | Антропогенные изменения в природе. | УИНМ | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера. | Предметные: понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Метапредметные: анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека; | | | |
21 | Изменение состава атмосферы (воздушной среды). | КУ | Понятие об атмосфере. Функции атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Изменение климата и прозрачность атмосферы. | . | | |
22 | Изменение состояния гидросферы (водной среды). | КУ | Значение пресной воды для жизнедеятельности человека. Причины ухудшения качества пресных вод. Понятие о сточных водах. Их характеристика и влияние на здоровье населения. | | | |
23 | Изменение состояния суши (почвы). | КУ | Функции и значение почвы. Деградация почвы и ее причины. Промышленные и бытовые отходы. | | | |
И того по разделу | 23 | | | | | |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (9 часов) |
Личностные результаты: формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах; развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. |
24 | Первая помощь при массовых поражениях. | КУ | Опасные факторы массовых поражений людей при чрезвычайных ситуациях и их характеристика. Основная цель и задача первой помощи пострадавшим при массовых поражениях. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях в чрезвычайных ситуациях. | Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни; понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества; – умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим. Метапредметные: умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях; умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач; формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации. | | | |
25 | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего действия. | УЗЗ | Пути попадания ядовитых веществ в организм человека. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие принципы и правила оказания первой помощи пострадавшим. Оказание первой помощи при ожоге кислотой, щелочью. | | | |
26 | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия. | КУ | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия. Отравление синильной кислотой. Отравление оксидом углевода. Отравление мышьяковистым водородом. | | | |
27 | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия. | КУ | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего и общеядовитого действия. Отравлении сероводородом | | | |
28 | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ нейротропного действия. | КУ | Первая медицинская помощь при поражении АХОВ нейротропного действия. Отравление фосфорорганическими ядовитыми веществами. Отравление сероуглеродом. Отравление аммиаком. | | | |
29 | Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка. | КУ | Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов (медь, ртуть, висмут) и мышьяка. | | | |
30 | Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами. | ПР | Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами (концентрированные кислоты, щелочи, фосфор) и некоторыми растениями (лютиком, дурманом, др) | | | |
31 | Первая помощь при бытовых отравлениях. | КУ | Первая помощь при отравлении минеральными удобрениями. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями и другими химикатами. | | | |
32 | Первая медицинская помощь при отравлении минеральными удобрениями | КУ | | | |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (2 часа) |
Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. |
33 | Физическая культура и закаливание. | КУ | Воспитание необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Средства развития физических качеств. Принципы закаливания. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. | Предметные: формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни; понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | | | |
34 | Семья в современном обществе. | КУ | Роль и значение семьи в современном обществе. Семейный кодекс РФ. Понятие о браке. Права и обязанности супругов. | | | |