ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г. Подготовительный, 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2011. – 190с.,
Данный учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Цель:
–исправление дефектов общего и речевого развития обучающейся, её познавательной деятельности.
Задачи:
-привлекать обучающуюся к участию в беседе;
-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы;
- описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;
-составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;
- использовать в речи усвоенные слова, выражения пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Основным методом обучения является беседа.
Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Формы работы: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество).
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по улице, на которой расположена школа, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за посудой, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян. Участие в уборке урожая на пришкольном участке. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных природных понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Межпредметные связи: курс учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество) имеет много смежных тем с природоведением, биологией, географией, литературным чтением, историей, изобразительным искусством, математикой и т.д.
Формы контроля ЗУН: за учебным предметом «Окружающий мир» (человек, природа, общество) осуществляется текущий контроль, в конце года тестирование.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
С внедрением Стандарта важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе 1 час в неделю, со 2 по 4 класс по два часа в неделю.
При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), со 2 по 4классы на 68 часов (34 учебных недели).
Общий объем учебного времени составляет 135 часов.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
международное сотрудничество как основа мира на Земле;
патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;
учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
целостного восприятия окружающего мира;
развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;
рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Выпускник получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
применять установленные правила в планировании способа решения;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
использовать речь для регуляции своего действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
слушать собеседника;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Предметные результаты освоения программы по окружающему миру
Раздел «Неживая природа»
Выпускник научится:
называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам;
сравнивать предметы;
классифицировать предметы;
активно участвовать в беседе.
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Живая природа»
Выпускник научится:
узнавать и называть растения и животных;
различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.
различать по внешнему виду: животных, птиц, рыб, насекомых;
выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила дорожного движения.
Выпускник получит возможность научиться:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
2 класс (68 ч)
Раздел «Неживая природа» (34 ч)
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Экскурсии:
Экскурсия по школе;
Экскурсия по школьному двору;
Экскурсия к цветочной клумбе, в парк.
Практические работы:
« Уход за одеждой»
«Уход за обувью»
Ученик научится:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
Ученик получит возможность научиться:
Раздел «Живая природа» (34 ч)
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Экскурсии:
Экскурсия в парк для ознакомления с изучаемыми растениями;
Экскурсия в парк для наблюдения за поведением птиц и насекомых.
Экскурсия на животноводческую ферму, наблюдение за поведением домашних животных.
Практические работы:
«Уход за комнатными растениями»
«Посадка лука в ящик».
«Сбор семян для подкормки птиц».
Ученик научится:
различать по внешнему виду животных, птиц, насекомых;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
Ученик получит возможность научиться:
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 2-4.
Дидактическое и методическое обеспечение
Таблица 2
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. М.: АРКТИ, 2011г. | Закон РФ «Об образовании» Начальное общее образование. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2011. Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2010. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2007. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2013. |
| |
| |
Материально-техническое обеспечение
Таблица 3
Наименование объектов материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Печатные пособия |
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения. | Д | |
Плакаты по основным темам естествознания. | Д |
Географические и исторические настенные карты. | Д |
Иллюстративный материалы (альбомы, комплекты открыток и др.). | Ф | Например репродукции картин |
Технические средства обучения |
Диапроектор (эпидиаскоп). | Д | |
Учебно- практическое и учебно – лабораторное оборудование |
Термометр для измерения температуры воздуха, воды. | К | |
Термометр медицинский. | Д | |
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. | Д | |
Натуральные объекты |
Коллекция полезных ископаемых. | Ф/П | |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). | П | |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. | К | |
Оборудование класса |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. | Ф | В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами |
Стол учительский с тумбой. | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | Д |
Информационно – коммуникативные средства
Таблица № 4
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Разнообразие животных и растений. Неживая и живая природа. Взаимосвязь между ними. Вышел из дома – будь внимателен. Учимся переходить улицу. | Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество». | Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт. (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135) Фотогалерея: флора и фауна. Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/) Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee) Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm Газета “Начальная школа” nsc.1september.ru |