СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа составлена  в соответсвии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 8 вида»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2010г. Подготовительный, 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2011. – 190с.,

Данный учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Цель:

–исправление дефектов общего и речевого развития обучающейся, её познавательной деятельности.

Задачи:

-привлекать обучающуюся к участию в беседе;

-добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы;

 - описывать под руководством учителя предметы и явления природы после наблюдения за ними и беседы;

 -составлять под руководством учителя небольшие рассказы об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе;

- использовать в речи усвоенные слова, выражения пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.       

Основным методом обучения является беседа.

Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

   Формы работы: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество).

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.  Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы. Экскурсии по улице, на которой расположена школа, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за посудой, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.  Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений.     

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие абстрактных природных понятий;

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Межпредметные связи: курс учебного предмета «Окружающий мир» (человек, природа, общество) имеет много смежных тем с природоведением, биологией, географией, литературным чтением, историей, изобразительным искусством, математикой и т.д.

Формы контроля ЗУН: за учебным предметом «Окружающий мир» (человек, природа, общество) осуществляется текущий контроль, в конце года тестирование.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением Стандарта важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Окружающий мир» изучается в 1 классе 1 час в неделю, со 2 по 4 класс по два часа в неделю.

При этом в 1 классе курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели), со 2 по 4классы на 68 часов (34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 135 часов.


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

  • человечество как многообразие народов, культур, религий;

  • международное сотрудничество как основа мира на Земле;

  • патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

  • здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.;

  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.






ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

  • учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

  • целостного восприятия окружающего мира;

  • развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческого подхода к выполнению заданий;

  • рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • установки на здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:


  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


Выпускник получит возможность научиться:


  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

  • применять установленные правила в планировании способа решения;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков с помощью учителя;

  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях с помощью учителя;


Выпускник получит возможность научиться:

  • с помощью учителя выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

  • с помощью учителя контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;


Выпускник получит возможность научиться:

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • слушать собеседника;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;



Предметные результаты освоения программы по окружающему миру



Раздел «Неживая природа»

Выпускник научится:

  • называть и характеризовать предметы и явления по их основным свойствам;

  • сравнивать предметы;

  • классифицировать предметы;

  • активно участвовать в беседе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


Раздел «Живая природа»

Выпускник научится:

  • узнавать и называть растения и животных;

  • различать части растений: корень, стебель, листья, цветки.

  • различать по внешнему виду: животных, птиц, рыб, насекомых;

  • выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила дорожного движения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


2 класс (68 ч)

Раздел «Неживая природа» (34 ч)

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолода­ние, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололе­дица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, та­яние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цве­ты, цветение фруктовых деревьев.

Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в шко­ле, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площад­ка, площадка для игр.

Дом, квартира, домашний адрес.

Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземно­му переходу и на зеленый свет светофора.

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, сви­тер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для маль­чика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытря­хивание, проветривание, хранение).

Экскурсии:

Экскурсия по школе;

Экскурсия по школьному двору;

Экскурсия к цветочной клумбе, в парк.

Практические работы:

« Уход за одеждой»

«Уход за обувью»

Ученик научится:

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.


Раздел «Живая природа» (34 ч)

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.

Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

Овощи и фрукты. Сравнение.

Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.

Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с ши­рокими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

Домашние животные. Кролик. Основные части тела, пи­тание, способ передвижения.

Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

Домашние и дикие животные. Сравнение.

Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу при­носят человеку.

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Разли­чение по внешнему виду.

Птицы и насекомые. Сравнение.

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ног­ти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за ко­жей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ног­тей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Экскурсии:

Экскурсия в парк для ознакомления с изучаемыми растениями;

Экскурсия в парк для наблюдения за поведением птиц и насекомых.

Экскурсия на животноводческую ферму, наблюдение за поведением домашних животных.

Практические работы:

«Уход за комнатными растениями»

«Посадка лука в ящик».

«Сбор семян для подкормки птиц».


Ученик научится:

  • разли­чать по внешнему виду животных, птиц, насекомых;

  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

Ученик получит возможность научиться:

  • называть свойства изученных предметов и их частей;

  • обобщать названия изученных групп предметов.

































































ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 2-4.

Дидактическое и методическое обеспечение

Таблица 2


Дидактическое обеспечение


Методическое обеспечение

Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс. М.: АРКТИ, 2011г.

Закон РФ «Об образовании»

Начальное общее образование. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011.

Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2011.

Николаекова Е.И. Тесты по природоведению: 1-4 кл. – М.: «Первое сентября», 2010.

Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011.

Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2007.

Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2013.







Материально-техническое обеспечение

Таблица 3

Наименование объектов материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание


Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Д


Плакаты по основным темам естествознания.

Д

Географические и исторические настенные карты.

Д

Иллюстративный материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).


Ф

Например репродукции картин

Технические средства обучения

Диапроектор (эпидиаскоп).

Д



Учебно- практическое и учебно – лабораторное оборудование

Термометр для измерения температуры воздуха, воды.

К


Термометр медицинский.

Д


Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Д



Натуральные объекты

Коллекция полезных ископаемых.

Ф/П



Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

П


Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

К



Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Ф

В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

Стол учительский с тумбой.

Д




Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Д


Информационно – коммуникативные средства

Таблица № 4


Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Разнообразие животных и растений.

Неживая и живая природа.

Взаимосвязь между ними.

Вышел из дома – будь внимателен. Учимся переходить улицу.

Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения

обучения в начальной школе: «Природа, человек, общество».



Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт. (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)


Фотогалерея: флора и фауна.

Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)


Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm

Газета “Начальная школа” nsc.1september.ru