2017 г.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 года №373) и программы «Окружающий мир» Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. (М.: Баласс, 2011).
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
формирование осознания целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
формирование умения у учащихся осмысливать свой собственный опыт;
развитие способности воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний через решение проблемных творческих задач.
-Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
Использовать естественно- научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных и письменных высказываний;
Использовать различные справочные издания (словарь, атлас, карты) для поиска необходимой информации;
Использовать готовые модели ( глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционирования организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
В соответствии с учебным планом школы курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства.
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорноодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека.
Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации — глава государства.
Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте; Государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
Города России. СанкттПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе в разное время года.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
| КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (16 часов) | |
1 | Как устроен организм человека | 1 | 06.09 | |
2 | Кожа – «пограничник» организма | 1 | 07.09 | |
3 | Как человек двигается | 1 | 13.09 | |
4 | Путешествие бутерброда | 1 | 14.09 | |
5 | Как удаляются ненужные вещества | 1 | 20.09 | |
6 | Для чего и как мы дышим | 1 | 21.09 | |
7 | Волшебная восьмёрка | 1 | 27.09 | |
8 | Что такое кровь? | 1 | 28.09 | |
9 | Почему наш организм работает слаженно | 1 | 04,10 | |
10 | Окна в окружающий мир | 1 | 05.10 | |
11 | Многогранный мир чувств | 1 | 11,10 | |
12 | Родители и дети | 1 | 12,10 | |
13 | Отчего мы иногда болеем | 1 | 18.10 | |
14 | Наши предки – древесные жители | 1 | 19.10 | |
15 | На заре человечества | 1 | 25.10 | |
16 | Контрольная работа № 1по теме «Как работает организм человека» | 1 | 26.10 | |
17 | Рукотворная жизнь | 1 | 08.11 | |
18 | На службе у человека | 1 | 09.11 | |
19 | Покорение силы | 1 | 15.11 | |
20-21 | Как человек использует свойства воды | 2 | 16,22.11 | |
22 | Как человек использует свойства воздуха | 1 | 23.11 | |
23 | Горные породы и минералы | 1 | 29.11 | |
24 | Металлы | 1 | 30.11 | |
25 | Приручение огня | 1 | 06.12 | |
26 | - Как нам жить?
| 1 | 07.12 | |
- 27
| - Контрольная работа № 2
| 1 | 13.12 | |
- 28
| Повторение раздела №1 «Как работает организм человека» | 1 | 14.12 | |
- 29
| - Итоговая контрольная работа (по 1 части учебника)
| 1 | 20.12 | |
- 30
| - Повторение. Учимся решать жизненные задачи
| 1 | 21.12 | |
- 31
| - Повторение. Природа, вещества, явления
| 1 | 27.12 | |
- 32
| - Повторение. Земля – планета жизни
| 1 | 28.12 | |
- 33
| - Повторение. Растения и животные
| 1 | 11.01 | |
34 | Повторение. Природные зоны. Экосистемы | 1 | 17.01 | |
| ИТОГО: | 34 | | |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (5 часов) | |
35 | Кого можно назвать человеком? | 1 | 18.01 | |
36 | Посмотри в своё «зеркало» | 1 | 24.01 | |
37 | Как понять, что творится у друга на душе? | 1 | 25.01 | |
38 | Переживания, испытанные временем | 1 | 31.01 | |
39 | Как узнать человека? | 1 | 01.02 | |
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (6 часов) | |
40 | Что такое общество | 1 | 07.02 | |
41 | Как жить в мире людей | 1 | 08.02 | |
42 | Моё общество | 1 | 14.02 | |
43 | Права человека | 1 | 15.02 | |
44-45 | Повторение по теме «Человек» | 2 | 21,22.02 | |
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 часов) | |
46 | Первобытный мир | 1 | 28.02 | |
47 | Первые шаги человечества | 1 | 01.03 | |
48 | Древний мир | 1 | 07.03 | |
49 | Рождение первых цивилизаций | 1 | 14.03 | |
51 | Эпоха Средних веков. | 1 | 15.03 | |
52 | Между древностью и новым временем | 1 | 21.03 | |
53 | Новое время | 1 | 22.03 | |
54 | Торжество Европы | 1 | 04.04 | |
55 | Новейшее время | 1 | 05.04 | |
56 | Трудный шаг к единому человечеству | 1 | 11.04 | |
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (3 часа) | |
57 | Короли, президенты и граждане | 1 | 12.04 | |
57 | Расы и народы | 1 | 18.04 | |
58 | Кто во что верит | 1 | 19.04 | |
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (10 часов) | |
59 | Мировое хозяйство | 1 | 25.04 | |
60 | Мировое сообщество государств | 1 | 26.04 | |
61 | Что человечество ценит больше всего? | 1 | 02.05 | |
62 | Как нам жить? | 1 | 03.05 | |
63 | Обобщение по главе «Человек и единое человечество» | 1 | 09.05 | |
64 | Повторение по разделу «Человечество» | 1 | 16.05 | |
65 | Контрольная работа 2 по разделу «Человечество» | 1 | 17.05 | |
66 | Учимся решать жизненные задачи. | 1 | 23.05 | |
67 | Проект «Моё человечество» | 1 | 24.05 | |
68 | Творческое задание «Задачки из жизни» | 1 | 30.05 | |