СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа 21 века"»

Предметные результаты обучения.

Ученик научится:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;

  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;

  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

Метапредметные результаты обучения:

Ученик может научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).



Содержание учебного предмета

  • Человек и природа

  • Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее.

  • Органы чувств. Здоровье человека: личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Солнечная «семья». Солнце – ближайшая к нам звезда. Земля как планета жизни. Глобус как модель Земли.

  • Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

  • Человек — часть природы. Правила поведения в природе. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

  • Человек и общество

  • Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

  • Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Семейные традиции. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

  • Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Символы государства. Конституция России – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребенка. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране.

  • Правила безопасной жизни

  • Режим дня школьника. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание.

  • Первая помощь при легких травмах. Правила безопасного поведения в природе.

Практическая часть программы

Формы работы

Количество часов

Содержание

Экскурсии

10

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем, места сельскохозяйственного труда.

Экскурсии в исторический (краеведческий) музей, на предприятие, в учреждения культуры и быта

Практические работы

11

Составление режима дня для будней и выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

Составление семейного «древа».

Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами. (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).









Тематическое планирование


Раздел программы

Часы по программе

1.

Введение.Что окружает человека

1

2.

Кто ты такой

14

3.

Кто живёт рядом с тобой

6

4.

Россия — твоя Родина

13

5.

Мы — жители Земли

9

6.

Природные сообщества

23

7.

Природа и человек

2


ИТОГО

68






Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана с учетом обучающихся во 2 «В» классе в количестве 23 человек. Особенности класса следующие: 5 человек имеют высокую степень способностей усвоения материала , требуют высокого темпа работы и повышенной степени сложности заданий,14 человек- дети со средней степенью способностей к процессу обучения и 4 человека, ребята с низкой способностью усвоения материала. На уроках предусмотрены групповые, парные и индивидуальные формы работы, выполнение коллективного проекта; использование ИКТ для тестовых работ; выполнение практической части программы планируется в организации экскурсий ( 10 за год), практических работ ( 10 за год),наблюдений, опытов

Контроль осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями в формах проверочных работ ( 6 за год), контрольных работ (4за год), самостоятельных и тестовых работ.











Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»



Дата

Тема урока

Деятельность учащихся

Форма диагностики и контроля

1


Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Работа с учебником. Учебный диалог: «Что такое окружающий мир». «Чтение» схемы. Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты.

Текущий, фронталь­ный, ин­дивиду­альный опросы

2


Человек – живое существо, организм. Каким родиться человек. Внешние отличия одного человека о тдругих.

Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее».

Текущий, фронталь­ный, ин­дивиду­альный опросы

3


Наши помощники – органычувств: обоняние, вкус, осязание.

Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов».

Практическая работа .Опыты.

4


Нашипомощники – органычувств: обоняние, вкус, осязание. Ориентировка в понятиях "чувство", "ощущение","внешниечувства","обоняние", "осязание".

Чтение и обсуждение текстов. Учебный диалог: «Обладают ли животные обонянием и вкусом?».

Текущий, фронталь­ный, ин­дивиду­альный опросы

5


Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Правила поведени я при плохом самочувствии и несчастном случае

Обсуждение проблемной задачи:«Какого человека можно назвать здоровым?».

Работа с иллюстративным

материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».Ролевая игра «Мальчик заболел».

Текущий

6


Режимдня. Значениережимадня. Определениевременипочасам (арабские, римскиецифры).Пр.р. Составлениережимадня.

Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника».

Работа с иллюстративным

материалом и текстами учебника.

Практическая работа

7


Физическаякультура. Значениегигиены и закаливания. Составлениепамятки «Какнужнозакаляться»

Беседа на тему «Что такое физическая культура». Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»..

Текущий

8


Правильное питание. Составпродуктов: белки, жиры, углеводы.

Работасосхемой «Почемунужноправильнопитаться».Проведениеопытовпоопределениюсоставапродуктов.


9


О витаминах.Что полезно и вредно для здоровья.

Составлениесхемы «Какиевитаминынужныорганизму?».

Работа с рубрикой «Этотудивительныймир» .

Обсуждениепроблемы «Полезенлисахар?»

Текущий

10


Культураповедениязастолом. Составлениепамятки «Каквестисебязастолом».


. Работа с рубрикой «Обсудимвместе».

Ролеваяигра «Приглашаем в гости».

Текущий

11


Здоровьеи осторожность. Правилаповедениянадорогах

Созданиеплаката «О чемрассказываютдорожныезнаки». Игра «Пешеходы и водители»

Текущий

12


Здоровьеи осторожность. Правила поведения с незнакомыми людьми, при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Пр. р. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

Чтение и обсуждениетекста «Когоназываютосторожнымчеловеком».Беседа «Когда и почему у человекавозникаютнеприятности?».

Практическая работа

13


Какой "я", каковыдругиелюди. Можнолиизменитьсебя?

Беседа «Дадимдругдругусоветы». Обсуждениепроблемы «Почемучка –этохорошоилиплохо?»

Игра «Минутка почемучек»


14


ПроверочнаяработапоТеме: «Ктотытакой. Твоездоровье» Тест.


Проверочная работа

15


Контрольная работа 1 четверть

Проверкакачестваусвоенияпрограммногоматериала и достиженияпланируемыхрезультатов.

Контрольная работа 1

16


Семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи. Родственники. .Пр. р. «Составление семейного «древа»

Создание рисунка-плаката «Моя семья».

Работа с учебником и иллюстративным материалом.

Практическая работа

17


Семейные обязанности. Домашнее хозяйство.

Участие в жизни семьи.


Обсуждение проблемной ситуации«Может ли мальчик испечь пирог?»Решение логических и творческих

задач.Работа с учебником.Конкурс кулинаров.

Текущий

18


Семейныйдосуг.Традиции в семье. Забота о старших и младших членах семьи.

Познакомить с понятием «традиция». Работа с иллюстративным материалом.

Текущий

19


Какие бывают правила поведения. Игровой и потешный семейный фольклор. Экскурсия в художественный музей.

Работасосхемой «Какиебываютправила». Сочинение: «Триистории о Васятке». Путешествие в прошлое (исторические сведения). Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ учителя о старинных играх и забавах.


20


Правила дружбы — доброта, честность, справедливость, внимательность, уважение к чужому мнению.


Составление памятки «Правила дружбы»

Анкети­рование

21


Внешние проявления чувств. Жесты. Мимика. Как управлять своими эмоциями. Ссоры: как их предупредитьПроверочная работа по теме: Кто живёт рядом с тобой.

Обсуждениетекстаучебника. Разыгрываниеситуаций: мимика ижесты. Моделирование: «Какимибываютжесты».

Проверочная работа

22


Что такое Родина, Отечество, Отчизна. Российская Федерация.


Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа».Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Рассказ-описание «Моя родная земля».



Творче­ская ра­бота

23


История рассказывает о

прошлом. Как Русь начиналась

Сравнение слов история и случай. Упражнение : вспомним римские цифры. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа с текстом учебника.


24


Москва — столица РФ, Достопримечательности Москвы.

Игра - путешествие по Москве (крупнейший культурный центр). Работа с рубрикой «Картинная галерея».

Текущий

25


Как Москва строилась. Роль Юрия Долгорукого,Ивана Калиты, Дмитрия Донского в возникновении и процветании Москвы.

Беседа «Какможноузнать о прошломгорода?».

Работа с рубрикой «Картиннаягалерея».

Текущий

26


Достопримечательности городов России. Санкт-Петербург - Северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга

Игра - путешествиепоСанкт-Петербургу. Работа с рубрикой «Картиннаягалерея».

Текущий

27


Древние города:

« Золотое кольцо России».

Достопримечательности древних городов.

ПутешествиепоЗолотомукольцу. Знакомство с гербамидревнихгородовихисторическихценностей.

текущий

28


Родной край – частица Родины. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Виртуальная Экскурсия: в исторический (краеведческий) музей, по улицам города.


Знаменитые люди родного края, памятныеместа, названияулиц, памятники...

Работа в группе


Текущий

29


Зачем человек трудиться? Ценности, которые человек создаёт в процессе труда.

Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова».

Текущий

30


Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза.

Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом.

Текущий

31


Все профессии нужны…Труд хлебороба, фермера. Современные профессии: экономист, программист.

Экскурсия на промышленное и сельскохозяйственное предприятие

Встреча с родителями –представителями разных профессий.

Текущий

32


Мы — граждане

России. Конституция — главный закон России. Что обозначает слово «гражданин».

Символы государства

Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление

плаката «Права ребенка в России».

Текущий

33


Россия —

многонациональная страна

Проверочная работа по теме: Россия - твоя Родина.

ИзучениежизниразныхнародовРоссии(труд, быт, культура, язык)напримере 2-3 народов.

Проверочная работа

34


Контрольная работа 2 четверть


Контрольная работа

35


Солнечная семья».

Звезда по имени Солнце.

Учебный диалог: «Почему

люди смотрят на звезды?» Работа с рубрикой

«Картинная галерея»

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

36


Земля – планетаСолнечнойсистемы. Отличие Земли от других планет. Луна - спутник земли.

Обсуждение результатов

наблюдений Луны.Опыт «Солнце-Луна-Земля».


опыты

37


Глобус – модельземли

Практическаяработа с глобусом. Формированиепредставлений о глобусекак о моделиЗемли, расширятьзнания о формахземнойповерхности – морях


Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

38


Царстваживойприроды. Бактерии.

Дидактическая игра «Царства живой природы».

Рассказ учителя на тему «Бактерии».

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

39


Царстваживойприроды. Грибы. Пр. р. Работа с муляжами (съедобные и ядовитыегрибы)

Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о грибах.

Практическая работа

40


Жизньживотных. КакиеживотныеживутнаЗемле.

Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

41


Жизньрастений. Какиебываютрастения.

Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

42


Органырастений и ихзначениедляегожизни. Условия роста и развития растения. Пр.р.Работа сгербарием (частирастений).

Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды).

Практическая работа

43


Проверочнаяработа по теме: «Царства живой природы»



Проверочнаяработа

44


Среда обитания.

Ввести понятия: среда обитания;

Природная среда; природное

Сообщество,пищевая цепь. Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде)» Работа с текстом и иллюстрациями учебника.


Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

45


Лес и его обитатели. Этажи леса. Леса родного края. Красота природы в искусстве и литературе. Экскурсия.

Дать понятия:ярус;хвойные деревья;лиственные деревья;травы;

кустарнички. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой

«Картинная галерея».


46


Деревья леса. Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями

Проектная деятельность.Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща».

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

47


Кустарники леса. Использование леса человеком. Экскурсия в парк.

Наблюдение: рассматривание

веточки сирени (черемухи,жасмина). Проектнаядеятельность.Работа с текстами и

иллюстрациями учебника. Узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвейРабота с текстами и иллюстрациями учебника.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

48


Травянистые растения леса. Пр. р. Работа с гербариями, муляжами (растения леса)

Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши». Работа с гербарием


Практическая работа

49


Лесная аптека. Пр. р. Работа с гербарием и иллюстративным материалом: Редкие растения своей местности.

Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста

учебника В. Рождественского о подорожнике.

Практическая работа

50


Животные леса. Млекопитающие (звери) - обитатели леса. Их жизнь в разные времена года.

Дидактическая игра «Кто

больше?» (классификация по принадлежности к классу). Инсценировка: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой». Задание: сравнение белки и бурундука (на основе иллюстрации и текста).

Работа с рубрикой

«Картинная галерея».

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

51


Птицы – лесные жители. Экскурсия в краеведческий музей.

Решение проблемной

ситуации «Зачем птице

перья?»

Работа с текстами учебника. Учебный диалог: сравнение

рисунков (чучел) разных

видов рептилий.

Ролевая игра «Неожиданная

встреча»

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

52


Жизнь насекомых и пресмыкающихся в лесу в разные времена года.

Рассказывание: насекомые,

какие они разные.

Классификация рисунков:

полезные и вредные

насекомые леса.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

53


Проверочная работа по теме: Животные и растения леса

Оценить результаты освоения программы.

Проверочная работа

54


Человек и природа. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.


Экскурсия.

Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах).

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

55


Вода как одно из главных условий жизни. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Свойства воды.

Учебныйдиалог: «поговорим о воде».Построениерисунка-схемы«Вода и еесостояния». Опыты: определениесвойств

воды.


Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

56


Путешествие капельки. Круговорот воды в природе

Чтение и обсуждениетекста

«Путешествиекапельки».

Текущий,

письменный опрос

57


Виды разных водоёмов( река, пруд, озеро, море, болото, океан). Болото-естественный водоем.



Работа в парах: «Животные и растенияболот». Построениецепипитания.Обсуждениепроблемноговопроса: «Почемуприроденужнывсе?»

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

58


Река - пресныйводоем. Правила поведения на водоёмах. Использование водоёмов человеком. Охрана водоёмов.Экскурсия

Обсуждениетекста «Река –пресныйводоем».

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

59


Пресныйводоем. Обитателипресныхводоемов. Рыбы – обитатели водоемов.

Учебныйдиалог: «Обитателиводоемов».

Наблюдениезарыбой в аквариуме.«Минуткадля

любознательных».

Работа с иллюстративнымматериалом «Животные

пресныхводоемов».


Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

60


Пресныйводоем. Растения пресныхводоемов.

Работа в группах: растения

пресных водоемов.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

61


Обитатели соленых водоемов

Работы с текстом учебника и иллюстративным материалом «Животные морей и океанов»

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

62


Растения и животные луга. Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Экскурсия

Экскурсия на луг.

Наблюдения: сравним два

сообщества: лес и луг

(сходство, различия).

Работа с текстами учебника.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

63


Растения и животные луга. Характеристика представителей луга. Пр. р. Работа с натуральными объектами и гербариями, муляжами (растения луга).

Работа в группе

Практическая работа

64


Растения и животные поля. Разнообразие культур выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Экскурсия

Пр.р. с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля).

Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания?

Практическая работа

65


Растения и животные сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.Пр.р. с натуральными Побъектами, гербариями, муляжами (растения сада).

Работа с текстами ииллюстративным

материалом учебника

Практическая работа

66


Итоговая контрольнаяработа

Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов.

Контрольная работа итоговая

67


Человек и природа. Роль человека в сохранении природных объектов. Красная книга.

Составление памятки:

«Правила поведения в

природе».

Обсуждение ситуации

«Дядя, купи котенка!»

(учебник,

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы

68


Урок повторение

Обобщения и систематизации знаний по окружающему миру.

Текущий,

фронтальный, индивидуальный опросы