Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана с учетом обучающихся во 2 «В» классе в количестве 23 человек. Особенности класса следующие: 5 человек имеют высокую степень способностей усвоения материала , требуют высокого темпа работы и повышенной степени сложности заданий,14 человек- дети со средней степенью способностей к процессу обучения и 4 человека, ребята с низкой способностью усвоения материала. На уроках предусмотрены групповые, парные и индивидуальные формы работы, выполнение коллективного проекта; использование ИКТ для тестовых работ; выполнение практической части программы планируется в организации экскурсий ( 10 за год), практических работ ( 10 за год),наблюдений, опытов
Контроль осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями в формах проверочных работ ( 6 за год), контрольных работ (4за год), самостоятельных и тестовых работ.
№ | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся | Форма диагностики и контроля |
1 | | Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее | Работа с учебником. Учебный диалог: «Что такое окружающий мир». «Чтение» схемы. Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
2 | | Человек – живое существо, организм. Каким родиться человек. Внешние отличия одного человека о тдругих. | Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
3 | | Наши помощники – органычувств: обоняние, вкус, осязание. | Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов». | Практическая работа .Опыты. |
4 | | Нашипомощники – органычувств: обоняние, вкус, осязание. Ориентировка в понятиях "чувство", "ощущение","внешниечувства","обоняние", "осязание". | Чтение и обсуждение текстов. Учебный диалог: «Обладают ли животные обонянием и вкусом?». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
5 | | Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Правила поведени я при плохом самочувствии и несчастном случае | Обсуждение проблемной задачи:«Какого человека можно назвать здоровым?». Работа с иллюстративным материалом: причины заболеваний. Обсуждение текста учебника «Если ты себя плохо чувствуешь».Ролевая игра «Мальчик заболел». | Текущий |
6 | | Режимдня. Значениережимадня. Определениевременипочасам (арабские, римскиецифры).Пр.р. Составлениережимадня. | Работа в группах: коллективное составление памятки «Режим дня второклассника». Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. | Практическая работа |
7 | | Физическаякультура. Значениегигиены и закаливания. Составлениепамятки «Какнужнозакаляться» | Беседа на тему «Что такое физическая культура». Игры малой подвижности. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».. | Текущий |
8 | | Правильное питание. Составпродуктов: белки, жиры, углеводы. | Работасосхемой «Почемунужноправильнопитаться».Проведениеопытовпоопределениюсоставапродуктов. | |
9 | | О витаминах.Что полезно и вредно для здоровья. | Составлениесхемы «Какиевитаминынужныорганизму?». Работа с рубрикой «Этотудивительныймир» . Обсуждениепроблемы «Полезенлисахар?» | Текущий |
10 | | Культураповедениязастолом. Составлениепамятки «Каквестисебязастолом». | . Работа с рубрикой «Обсудимвместе». Ролеваяигра «Приглашаем в гости». | Текущий |
11 | | Здоровьеи осторожность. Правилаповедениянадорогах | Созданиеплаката «О чемрассказываютдорожныезнаки». Игра «Пешеходы и водители» | Текущий |
12 | | Здоровьеи осторожность. Правила поведения с незнакомыми людьми, при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Пр. р. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. | Чтение и обсуждениетекста «Когоназываютосторожнымчеловеком».Беседа «Когда и почему у человекавозникаютнеприятности?». | Практическая работа |
13 | | Какой "я", каковыдругиелюди. Можнолиизменитьсебя? | Беседа «Дадимдругдругусоветы». Обсуждениепроблемы «Почемучка –этохорошоилиплохо?» Игра «Минутка почемучек» | |
14 | | ПроверочнаяработапоТеме: «Ктотытакой. Твоездоровье» Тест. | | Проверочная работа |
15 | | Контрольная работа 1 четверть | Проверкакачестваусвоенияпрограммногоматериала и достиженияпланируемыхрезультатов. | Контрольная работа 1 |
16 | | Семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи. Родственники. .Пр. р. «Составление семейного «древа» | Создание рисунка-плаката «Моя семья». Работа с учебником и иллюстративным материалом. | Практическая работа |
17 | | Семейные обязанности. Домашнее хозяйство. Участие в жизни семьи. | Обсуждение проблемной ситуации«Может ли мальчик испечь пирог?»Решение логических и творческих задач.Работа с учебником.Конкурс кулинаров. | Текущий |
18 | | Семейныйдосуг.Традиции в семье. Забота о старших и младших членах семьи. | Познакомить с понятием «традиция». Работа с иллюстративным материалом. | Текущий |
19 | | Какие бывают правила поведения. Игровой и потешный семейный фольклор. Экскурсия в художественный музей. | Работасосхемой «Какиебываютправила». Сочинение: «Триистории о Васятке». Путешествие в прошлое (исторические сведения). Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ учителя о старинных играх и забавах. | |
20 | | Правила дружбы — доброта, честность, справедливость, внимательность, уважение к чужому мнению. | Составление памятки «Правила дружбы» | Анкетирование |
21 | | Внешние проявления чувств. Жесты. Мимика. Как управлять своими эмоциями. Ссоры: как их предупредитьПроверочная работа по теме: Кто живёт рядом с тобой. | Обсуждениетекстаучебника. Разыгрываниеситуаций: мимика ижесты. Моделирование: «Какимибываютжесты». | Проверочная работа |
22 | | Что такое Родина, Отечество, Отчизна. Российская Федерация. | Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа».Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». | Творческая работа |
23 | | История рассказывает о прошлом. Как Русь начиналась | Сравнение слов история и случай. Упражнение : вспомним римские цифры. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа с текстом учебника. | |
24 | | Москва — столица РФ, Достопримечательности Москвы. | Игра - путешествие по Москве (крупнейший культурный центр). Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Текущий |
25 | | Как Москва строилась. Роль Юрия Долгорукого,Ивана Калиты, Дмитрия Донского в возникновении и процветании Москвы. | Беседа «Какможноузнать о прошломгорода?». Работа с рубрикой «Картиннаягалерея». | Текущий |
26 | | Достопримечательности городов России. Санкт-Петербург - Северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга | Игра - путешествиепоСанкт-Петербургу. Работа с рубрикой «Картиннаягалерея». | Текущий |
27 | | Древние города: « Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. | ПутешествиепоЗолотомукольцу. Знакомство с гербамидревнихгородовихисторическихценностей. | текущий |
28 | | Родной край – частица Родины. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Виртуальная Экскурсия: в исторический (краеведческий) музей, по улицам города. | Знаменитые люди родного края, памятныеместа, названияулиц, памятники... Работа в группе | Текущий |
29 | | Зачем человек трудиться? Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. | Решение проблемной ситуации: «Зачем человек трудится?». Работа со схемой «Зачем человек трудится». Беседа на тему «Хлеб – всему голова». | Текущий |
30 | | Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. | Чтение и обсуждение текста учебника. Игровая минутка. Беседа «Русская трапеза». Работа с иллюстративным материалом. | Текущий |
31 | | Все профессии нужны…Труд хлебороба, фермера. Современные профессии: экономист, программист. Экскурсия на промышленное и сельскохозяйственное предприятие | Встреча с родителями –представителями разных профессий. | Текущий |
32 | | Мы — граждане России. Конституция — главный закон России. Что обозначает слово «гражданин». Символы государства | Рассказ учителя о нашем государстве. Рассматривание государственной символики России. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». | Текущий |
33 | | Россия — многонациональная страна Проверочная работа по теме: Россия - твоя Родина. | ИзучениежизниразныхнародовРоссии(труд, быт, культура, язык)напримере 2-3 народов. | Проверочная работа |
34 | | Контрольная работа 2 четверть | | Контрольная работа |
35 | | Солнечная семья». Звезда по имени Солнце. | Учебный диалог: «Почему люди смотрят на звезды?» Работа с рубрикой «Картинная галерея» | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
36 | | Земля – планетаСолнечнойсистемы. Отличие Земли от других планет. Луна - спутник земли. | Обсуждение результатов наблюдений Луны.Опыт «Солнце-Луна-Земля». | опыты |
37 | | Глобус – модельземли | Практическаяработа с глобусом. Формированиепредставлений о глобусекак о моделиЗемли, расширятьзнания о формахземнойповерхности – морях | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
38 | | Царстваживойприроды. Бактерии. | Дидактическая игра «Царства живой природы». Рассказ учителя на тему «Бактерии». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
39 | | Царстваживойприроды. Грибы. Пр. р. Работа с муляжами (съедобные и ядовитыегрибы) | Создание условий для систематизации знаний детей о царствах природы. Создание условий для формирования первоначальных представлений о грибах. | Практическая работа |
40 | | Жизньживотных. КакиеживотныеживутнаЗемле. | Создание условий для знакомства с царствами живой природы; уточнить знания об основных качествах животных. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
41 | | Жизньрастений. Какиебываютрастения. | Создание условий для знакомства с разнообразием растений: водоросли, хвойные, лишайники, цветковые. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
42 | | Органырастений и ихзначениедляегожизни. Условия роста и развития растения. Пр.р.Работа сгербарием (частирастений). | Создание условий для знакомства с частями растения (листья, корень, стебель, цветы, плоды). | Практическая работа |
43 | | Проверочнаяработа по теме: «Царства живой природы» | | Проверочнаяработа |
44 | | Среда обитания. | Ввести понятия: среда обитания; Природная среда; природное Сообщество,пищевая цепь. Беседа: «Каждое живое существо привыкло к определённому месту обитания (природной среде)» Работа с текстом и иллюстрациями учебника. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
45 | | Лес и его обитатели. Этажи леса. Леса родного края. Красота природы в искусстве и литературе. Экскурсия. | Дать понятия:ярус;хвойные деревья;лиственные деревья;травы; кустарнички. Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Создание рисунка-схемы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | |
46 | | Деревья леса. Организация знакомства с «паспортом» дерева и его особенностями | Проектная деятельность.Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
47 | | Кустарники леса. Использование леса человеком. Экскурсия в парк. | Наблюдение: рассматривание веточки сирени (черемухи,жасмина). Проектнаядеятельность.Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвейРабота с текстами и иллюстрациями учебника. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
48 | | Травянистые растения леса. Пр. р. Работа с гербариями, муляжами (растения леса) | Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши». Работа с гербарием | Практическая работа |
49 | | Лесная аптека. Пр. р. Работа с гербарием и иллюстративным материалом: Редкие растения своей местности. | Работа с гербарием и иллюстративным материалом. Чтение и обсуждение текста учебника В. Рождественского о подорожнике. | Практическая работа |
50 | | Животные леса. Млекопитающие (звери) - обитатели леса. Их жизнь в разные времена года. | Дидактическая игра «Кто больше?» (классификация по принадлежности к классу). Инсценировка: «Диалог животных: расскажи, кто ты такой». Задание: сравнение белки и бурундука (на основе иллюстрации и текста). Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
51 | | Птицы – лесные жители. Экскурсия в краеведческий музей. | Решение проблемной ситуации «Зачем птице перья?» Работа с текстами учебника. Учебный диалог: сравнение рисунков (чучел) разных видов рептилий. Ролевая игра «Неожиданная встреча» | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
52 | | Жизнь насекомых и пресмыкающихся в лесу в разные времена года. | Рассказывание: насекомые, какие они разные. Классификация рисунков: полезные и вредные насекомые леса. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
53 | | Проверочная работа по теме: Животные и растения леса | Оценить результаты освоения программы. | Проверочная работа |
54 | | Человек и природа. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Экскурсия. | Составление коллективной памятки «Правила поведения в лесу» (работа в группах). | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
55 | | Вода как одно из главных условий жизни. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Свойства воды. | Учебныйдиалог: «поговорим о воде».Построениерисунка-схемы«Вода и еесостояния». Опыты: определениесвойств воды. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
56 | | Путешествие капельки. Круговорот воды в природе | Чтение и обсуждениетекста «Путешествиекапельки». | Текущий, письменный опрос |
57 | | Виды разных водоёмов( река, пруд, озеро, море, болото, океан). Болото-естественный водоем. | Работа в парах: «Животные и растенияболот». Построениецепипитания.Обсуждениепроблемноговопроса: «Почемуприроденужнывсе?» | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
58 | | Река - пресныйводоем. Правила поведения на водоёмах. Использование водоёмов человеком. Охрана водоёмов.Экскурсия | Обсуждениетекста «Река –пресныйводоем». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
59 | | Пресныйводоем. Обитателипресныхводоемов. Рыбы – обитатели водоемов. | Учебныйдиалог: «Обитателиводоемов». Наблюдениезарыбой в аквариуме.«Минуткадля любознательных». Работа с иллюстративнымматериалом «Животные пресныхводоемов». | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
60 | | Пресныйводоем. Растения пресныхводоемов. | Работа в группах: растения пресных водоемов. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
61 | | Обитатели соленых водоемов | Работы с текстом учебника и иллюстративным материалом «Животные морей и океанов» | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
62 | | Растения и животные луга. Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Экскурсия | Экскурсия на луг. Наблюдения: сравним два сообщества: лес и луг (сходство, различия). Работа с текстами учебника. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
63 | | Растения и животные луга. Характеристика представителей луга. Пр. р. Работа с натуральными объектами и гербариями, муляжами (растения луга). | Работа в группе | Практическая работа |
64 | | Растения и животные поля. Разнообразие культур выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Экскурсия Пр.р. с натуральными объектами, гербариями, муляжами (растения поля). | Обсуждение проблемных вопросов: правильны ли высказывания? | Практическая работа |
65 | | Растения и животные сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.Пр.р. с натуральными Побъектами, гербариями, муляжами (растения сада). | Работа с текстами ииллюстративным материалом учебника | Практическая работа |
66 | | Итоговая контрольнаяработа | Проверка качества усвоения программного материала и достижения планируемых результатов. | Контрольная работа итоговая |
67 | | Человек и природа. Роль человека в сохранении природных объектов. Красная книга. | Составление памятки: «Правила поведения в природе». Обсуждение ситуации «Дядя, купи котенка!» (учебник, | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |
68 | | Урок повторение | Обобщения и систематизации знаний по окружающему миру. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы |