СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру ФГОС для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ»  разработана   на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Выезжелогская основная общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №_____ от

«_____» __________2014 год

Согласовано: Заместитель директора школы по УВР

________________ С.В.Зуева

«_____» __________2014 год

Утверждаю: Директор школы___________ В.Л. Додышева Приказ от «____» _______ 2014 год № ________________






Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир»

для 2 класса начального общего образования






Учитель начальных классов

Цикунова Ирина Федоровна

I квалификационная категория







д. Выезжий Лог

2014 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса МБОУ «Выезжелогская ООШ» разработана на основе программы Плешакова А.А. М.: Просвещение, 2011 г.

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен­ность, которая определена особой актуальностью экологичес­кого образования в современных условиях. С началом треть­его тысячелетия экологические проблемы, возникшие раннее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве­ке их решение приобретает характер фактора выживания че­ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.


Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

  • формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп­росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело­век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу­ществлялся на основе следующих ведущих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея экологической целостности мира;

  • идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Место курса в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 276 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2 - 4 классы — по 70 ч (35 учебных недель).


Ценностные ориентиры содержания курса

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

  • владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


Предметные результаты

знать:

  • человек — часть природы и общества;

  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

  • взаимосвязи между природой и человеком (значение при­роды для человека, отрицательное и положительное воздей­ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;

  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основ­ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос­ти, основы экологической безопасности;

  • потребности людей; товары и услуги;

  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо­мике, основы семейного бюджета;

  • некоторые города России, их главные достопримечатель­ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, прос­тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре­зультаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвя­зи в природе и между природой и человеком;

  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

  • выполнять правила личного поведения в природе, обос­новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока­зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран – соседей Рос­сии, стран зарубежной Европы и их столиц.


Содержание

Где мы живем. Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы на­зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот­ные — все это окружающая нас природа. Разнообразные ве­щи, машины, дома — это то, что сделано и построено рука­ми людей. Наше отношение к окружающему.

Природа. Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю­ди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, че­ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте­ния. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Отрицательное влияние людей на растения и животных. Охрана рас­тений и животных своего края. Правила поведения в при­роде. Красная книга России: знакомство с отдельными расте­ниями и животными и мерами их охраны. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Жизнь города и села. Город (село), где мы живем: основные особенности, дос­тупные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До­машний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй­ство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир­ский транспорт города. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. Профессии людей, занятых на производстве. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо­гические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; зна­комство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность. Строение тела человека. Здоровье человека — его важней­шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо­лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле­чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво­охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обраще­нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про­тивопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо­гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на­секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Общение. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно­шения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от­дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Путешествия Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон­та, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов­раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле­ния. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России


Тематическое планирование



№ п.п.

Тема

Количество часов

Вид и форма контроля

1

Где мы живём?

4 ч

Тематический. Тест

2

Природа

20 ч

Тематический. Тест

3

Жизнь города и села

10 ч

Тематический. Тест

4

Здоровье и безопасность

9 ч

Тематический. Тест

5

Общение

7 ч

Тематический. Тест

6

Путешествия

20 ч

Итоговый. Тест


Итого

70 ч



Календарно-тематическое планирование


№ п.п.

Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Где мы живём? (4 ч)

1

Знакомство с учебником.

Родная страна. Комбин.

Научатся различать государственные символы России от символов других стран

Р: понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы;


Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

- различать государственные символы России;




2

Город и село. Проект «Родной город (село)». Комбин.

Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений;

- сравнивать город и село;

-формулировать выводы;

-распределять обязанности по выполнению проекта;



3

Природа и рукотворный мир. Комбин.

Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру;

-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-работать в паре и группе;

-формулировать выводы из изученного материала;




4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» Проверка знаний.

Научатся оценивать свои достижения.





Природа (20 ч)


5

Неживая и живая природа. Комбин.

Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

адекватно воспринимать оценку учителя;

П: строить речевое высказывание; К: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;



6

Явления природы. Комбин.



7

Что такое погода? Комбин.



8

В гости к осени. Экскурсия.

Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них.

К: строить понятные для партнёра высказывания.

- широкая мотивационная основа учебной деятельности

- наблюдать изменения в неживой и живой природе,



9

В гости к осени. Комбин.



10

Звёздное небо. Комбин.

Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

находить на рисунке знакомые созвездия;

-сопоставлять



11

Заглянем в кладовые Земли. Комбин.

Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы

Р: понимать учебную задачу урока и я её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации с помощью атласа-определителя

К: контролировать действия партнёра.

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;



12-

13

Про воздух …

…И про воду Комбин..

Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха и воды.


Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека;

К: строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;



14

Какие бывают растения? Комбин.

Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп.


Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

К: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;




15

Какие бывают животные? Комбин.

Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп;

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.

К: учитывать разные мнения и интересы.

- широкая мотивационная основа учебной деятельности

- знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них,


16

Невидимые нити. Комбин.

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- устанавливать взаимосвязи в природе;

-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;


17

Дикорастущие и культурные растения. Комбин.

Научатся сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: научится проводить сравнение; осуществлять расширенный поиск информации.

К: задавать вопросы; строить понятные высказывания.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-классифицировать культурные растения по определённым признакам;


18

Дикие и домашние животные.

Научатся различать диких и домашних животных;

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: научатся проводить сравнение

К: задавать вопросы; строить понятные высказывания.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-приводить примеры диких и домашних животных,


19

Комнатные растения Комбин..

Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями.

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

П: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;



20

Животные живого уголка. Комбин.

Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.

;

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

П: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: задавать вопросы; строить понятные высказывания.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- определять породы кошек и собак;

-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека


21

Про кошек и собак. Комбин.



22

Красная книга. Комбин.

Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы.

Научатся оценивать свои достижения.

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

П: устанавливать причинно-следственные связи; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

-распределять обязанности по выполнению проекта;


23

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Комбин.



24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Проверка знаний.


Жизнь города и села 10 ч

25

Что такое экономика?

Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части.

Р: лонимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: проводить сравнение и классификацию;

К: строить понятные для партнёра высказывания.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

- классифицировать предметы по характеру материала;


26

Из чего что сделано? Комбин.

Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб.


27

Как построить дом? Комбин.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания.

К: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- классифицировать средства транспорта;

-запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.


28

Какой бывает транспорт? Комбин.


29

Культура и образование. Комбин.

Научатся различать учреждения культуры и образования

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- различать учреждения культуры и образования;



30

Все профессии важны. Проект «Профессии». Комбин.

Научатся определять названия профессий по характеру деятельности;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей


31

В гости к зиме. Экскурсия.

Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями;

Р: понимать учебную задачу урока и с её выполнить;

П: строить рассуждения; обобщать и делать выводы

К: строить понятные для партнёра высказывания;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;


32

В гости к зиме. Комбин.


33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Проверка знаний.

Научатся оценивать свои достижения.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

П: умение структурировать знания.

К: умение контролировать себя и своего партнёра.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;


- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;


34

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» Комбин..

Научатся выступать с подготовленным сообщением, расширят углубят знания по выбранной теме.

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

П: обобщать и делать выводы;

К: контролировать действия партнёра.

--способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами


Здоровье и безопасность (9 ч)

35

Строение тела человека. Комбин.

Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни,

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов,

К: строить понятные для партнёра высказывания.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- называть и показывать внешние части тела человека;

- моделировать внутреннее строение тела человека.


36

Если хочешь быть здоров. Комбин.


37

Берегись автомобиля! Комбин.

Научатся узнавать дорожные знаки и объяснять, что они обозначают, осознают необходимость соблюдения ПДД

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: использовать знаково-символические средства;

К: задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


- моделировать сигналы светофоров;

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;



38

Школа пешехода. Комбин.


39

Домашние опасности. Комбин.

Научатся объяснять потенциальную опасность бытовых предметов

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: использовать знаково-символические средства;

К: задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-формулировать правила безопасного поведения в быту;


40

Пожар. Комбин.

Научатся вызывать пожарных по телефону;

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;


41

На воде и в лесу. Комбин.

Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: задавать вопросы; контролировать действия партнёра.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;



42

Опасные незнакомцы. Комбин.

Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.

Научатся оценивать свои достижения.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: строить понятные для партнёра высказывания;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;


43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Проверка знаний.



Общение (7 ч)

44

Наша дружная семья. Комбин.

Научатся объяснять, что такое культура общения.


Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: строить рассуждения в форме связи простых суждений;

К: строить понятные для партнёра высказывания.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях,


45

Проект «Родословная». Комбин.

Научатся составлять родословное древо своей семьи.


Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: задавать вопросы;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

-отбирать фотографии из семейного архива;


46

В школе. Комбин.

Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: задавать вопросы, контролировать себя и товарища.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения


47

Правила вежливости. Комбин.


48

Ты и твои друзья. Комбин.


49

Мы – зрители и пассажиры. Комбин.

Научатся вести себя в общественных местах.


Р: понимать учебную задачу урока

П: научатся строить логическое высказывание;

К: научатся контролировать себя и своих товарищей.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;


50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». Проверка знаний.

Научатся оценивать свои достижения.

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

П: умение структурировать знания.

К: умение контролировать себя и своего партнёра

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;


-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;



Путешествия (20 ч)

51

Посмотри вокруг. Комбин.

ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: осуществлять анализ, обобщать и делать выводы;

К: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;



52-

53

Ориентирование на местности.

Комбин.


54

Формы земной поверхности. Комбин.

Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: использовать знаково-символические средства; проводить сравнение.

К: строить понятные для партнёра высказывания;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности


55

Водные богатства. Комбин.

Научатся называть части реки; анализировать схему.

природы.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: использовать знаково-символические средства;

К: строить понятные для партнёра высказывания;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения


56

В гости к весне. Экскурсия.

Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы;

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.

- широкая мотивационная основа учебной деятельности

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений,


57

В гости к весне. Комбин.


58

Россия на карте. Комбин.

Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.

Узнают новую информацию о городах России.

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-осваивать приёмы чтения карты;


59

Проект «Города России». Комбин.


60

Путешествие по Москве. Комбин.

Научатся находить Москву на карте России;

осознают значение Кремля для жителей России.

Р: понимать учебную задачу урока и с её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации;

К: строить понятные для партнёра высказывания;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности

- находить Москву на карте России;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

- находить сведения об истории Кремля


61

Московский Кремль. Комбин.


62

Город на Неве. Комбин.

Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию.

Р: понимать учебную задачу урока и её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации;

К: строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль.

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- находить Санкт-Петербург на карте России;



63-64

Путешествие по планете. Комбин.

Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты

Р: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

П: осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание;

К: строить понятные для партнёра высказывания;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

- находить материки на карте мира;


65-66

Путешествие по материкам. Комбин.


67

Страны мира. Проект «Страны мира». Комбин.


68

Впереди лето. Комбин.

узнают о жизни насекомых и растений летом.

- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных


69

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Проверка знаний.

Научатся оценивать свои достижения.

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Р: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

П: умение структурировать знания.

К: умение контролировать себя и своего партнёра

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;


- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;


70

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Комбин.

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-выступать с подготовленными сообщениями,




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение. Москва. 2011.

2. Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочая программа. М. Просвещение, 2011.


Список литературы

1. Плешаков А.А.Окружающий мир: учебник для 3 класса. - М.: Просвещение, 2012.

2. Плешаков А.А.Окружающий мир: Рабочая тетрадь. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2011. - М.: Просвещение, 2012.

3. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба». М.: Просвещение 2011.

4. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО 2012.

5 . Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.. Окружающий мир. Тесты. М.: Просвещение, 2012.


Электронные ресурсы

  1. Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А.. М.: Просвещение, 2012.

  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»


Печатные пособия

  1. Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.

  2. Географические карты.

  3. Иллюстративные материалы.

Экранно-звуковые пособия

  1. Презентации



Натуральные объекты

1. Коллекции полезных ископаемых

2. Гербарии культурных и дикорастущих растений

3. Живые объекты (комнатные растения)


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.


1. Термометры для измерения температуры воздуха.

2. Медицинский термометр.

3. Лупа.

4. Компас.

5. Электронный микроскоп

6. Флюгер.

Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экспозиционный экран

13