СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам светской этики Студеникина 4 класс 34 часа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Основам светской этики Студеникина 4 класс 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам светской этики Студеникина 4 класс 34 часа»



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО

___________ /___________/

Протокол № ___ от

«___» _________20 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора МБОУ

«Мамонтовская ООШ»

______Отморская М.Ф.

«__» ________20 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Мамонтовская ООШ»

______Зверева Н.Н.

Приказ №___

от «__» ______ 20 г.













Рабочая программа

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4 класс, базовый уровень

(наименование учебного предмета, класс, уровень обучения)



на 2015 –2016 учебный год



Рабочая программа составлена на основе программы

Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012

(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)



Составитель Отморская М.Ф.
учитель истории и обществознания

Соответсвие занимаемой должности









Ст.Мамонтово





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по « Основам духовно-нравственной культуры народов России. ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса автора М.Т. Студеникина.


Модуль «Основы светской этики» по авторской программе М.Т. Студеникина обеспечивается учебно – методическим комплектом. :

  1. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.

  2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012

  3. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Поурочное планирование к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012

Содержание, логика изложения, цели и задачи изучения учебного предмета полностью соответствует авторской программе.

Рабочая программа рассчитана на 1 недельный час (34 часа в год).


В Федеральном государственном стандарте начального обще­го образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазви­тию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;понимание значения нравственно­сти, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении россий­ской государственности; становление внутренней установки лично­сти поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных тра­дициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и до­стоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, му­жество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Изучая основы светской этики учащиеся знакомятся с основами этике­та. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обре­меняет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникно­вения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у раз­ных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведе­ния, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к воспри­ятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и куль­туры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда проис­ходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодоб-ряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает де­тям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, про­явление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освое­ния содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизво­дящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти за­дания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разреше­ния родителей прибегают к ресурсам Интернета.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабаты­ваются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновы­вать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей пер­вичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знако­мятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее под­готовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подгото­вить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным цен­ностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по­сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросо­вестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, нахо­дить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отноше­ния к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует отно­ситься уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирова­ние у детей коммуникативной и социальной компетентности, со­циокультурной идентичности.

Чтобы воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность на­шего общества и государства, необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уваже­ние к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств лично­сти подростка, происходит усвоение опыта положительного обще­ственного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Ро­дину и свой народ.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализу­ет межпредметные связи с русским языком, литературой, истори­ей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни­тельных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к рели­гиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, рас­пространенной на той территории города и области. Они зна­комятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздни­ках и традициях верующих.

Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики»

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основны­ми нормами нравственности, дать первичные представления о мо­рали. Поставлена задача нравственного развития младших школь­ников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельно­сти предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упоря­дочить уже имеющиеся у них.

Особенности модуля

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по­лученные в начальной школе. Курс призван обеспечить обществен­но значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьни­кам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики по­лучают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, ска­зок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первона­чальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоци­онального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализи­ровать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять обще­дидактические требования, применяемые ко всем урокам в на­чальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, та­кую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бо­яться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учени­ков. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое- либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебно­го пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие но­вого для учеников материала; при интерпретации во время бесе­ды происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диало­га ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пере­сказ прочитанного, составление рассказа с введением в него но­вых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений де­тей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходит­ся поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое пове­дение или свою позицию, обосновать поступок, разработать соб­ственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и про­анализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: форму­лировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный ма­териал по предложенному плану, работать с разнообразными источ­никами информации, планировать и контролировать учебные дей­ствия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабаты­ваются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновы­вать свою точку зрения.

Модуль «Основы светской этики» призван формировать семей­ные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимо­помощи в семье, уважительном отношении к родителям, род­ственникам, старшим. На уроках этики происходит форми­рование у детей первичных представлений о культуре семей­ных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обы­чаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семей­ных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащим­ся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя ро­дословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным цен­ностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его по­сильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросо­вестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, нахо­дить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отноше­ния к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует отно­ситься уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирова­ние у детей коммуникативной и социальной компетентности, со­циокультурной идентичности.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность на­шего общества и государства.



Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.


Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.


Технологии обучения:

В рамках преподавания курса «Основы светской этики» могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентация творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.

Содержание учебной программы



Наименование темы

Количество часов

проект

Введение

1


Россия – Родина моя

2


Этика и этикет

2


Вежливость

2


Добро и зло

2


Дружба и порядочность

2


Честность и искренность

2


Гордость и гордыня

2


Обычаи и обряды русского народа

2


Терпение и труд

2


Семья

2


Семейные традиции

2


Сердце матери

2


Правила твоей жизни

2


Праздники народов России

2


Защитники Отечества

2


Итоговое занятие

3

1

итого

34

1








Планируемые результаты изучения курса «Основы светской этики»

Личностные результаты

•     формирование основ российской гражданской идентично­сти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

•     формирование семейных ценностей;

•     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•      формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии приро­ды, народов, культур и религий;

•     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци­онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Предметные результаты

•      Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов­ному саморазвитию;

•     понимание значения нравственности в жизни человека и об­щества;

•      формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

•    первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

•     становление внутренней установки личности поступать со­гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

•     осознание ценности человеческой жизни.


Метапредметные результаты

•      Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•     готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

•      овладение начальными сведениями о сущности и особенно­стях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретно­го учебного предмета.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п урока


Тема урока


Кол-во часов

Тип урока


Целевая установка урока (уроков)


Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата проведения (план/ факт)

Понятия


Предметные результаты


Универсальные учебные действия


Личностные результаты



1

Введение в предмет


1

Вводный


Познакомить учащихся с новым предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», с учебником «Основы светской этики»

Этика, этикет, светский

народ, национальность, нравственность


Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе


Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа мультфильма «Крошка Енот».

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную и графическую работу.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; читать по ролям и обсуждать сказку «Вежливый кролик»

Компетенции: дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета


2-3

Россия – Родина моя

2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний


Расширить первичное представление о родном крае, о Родине.

Показать значение Родины в жизни человека

Родина, народ, раса, Русь, Россия, Российская Федерация, предки

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме

Регулятивные: определение алгоритма составления простого плана.

Познавательные: работа с физической настенной картой «Россия в XXI веке», атласом для 3—5 классов, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, с загадками.

Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения в коллективе

Компетентность: интерес к познанию родной страны, усвоение понятий патриот, патриотизм



4-5

Этика и этикет


2

Комбинированный


Познакомить учащихся с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми; с историей правил этикета и культуры поведения, с правилами хорошего тона



Этика, этикет, манеры, мораль, тактичность


Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления этикета в обыденной жизни.

Пробуждать стремление совершать добрые дела

Регулятивные: усвоение правил работы с учебником.

Познавательные:

чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа с карточками по определению значений слов; работа со схемами, со словарем.

Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе


Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций этикета в обыденной жизни.

Пробуждение стремления совершать добрые дела



6-7

Вежли-вость


2

Комби-ниро-ванный


Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями. Приучать учащихся использовать вежливые слова в разных жизненных ситуациях. Формировать у детей нравственное представление о вежливости

Вежливость, тактичность, скромность, грубость, уважение

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности неформального соблюдения правил вежливости и этикета

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы; проведение инсценировки с цветами.

Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета


Компетентность осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдение правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома



8-9

Добро и зло

2

Комби-ниро-ванный


Продолжить знакомство учеников с общечеловече-скими ценностями.

Развивать представления учащихся о добре и зле, умение дарить людям теплоту и доброту

Добро, доброта, забота, ще-дрость, зло


Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела


Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового.

Познавательные: работа с карточками по определению терминов и понятий; практическая работа с предметами.

Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил разговорной речи


Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и погово-рок; определять значения слов; соотносить по-нятия с опреде-лениями; со-относить текст с рисунком; проявлять заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях


10-11.

Дружба и поря-дочность


2

Комби-ниро-ванный

Продолжить знакомство учеников с общечеловече-скими ценностями.

Выявить пред-ставления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг


Дружба, бес-корыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ

Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе.

Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу

Регулятивные: разработка правил работы в парах.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практического задания; работа с таблицей, материалами блок-пакетов; анализ правил дружбы; объяснение пословиц.

Коммуникативные: работа в парах; определение правил соревнования команд


Компетенции: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу


12-13

Честность и порядочность

2

Комбинированный


Продолжить знакомство учеников с общечеловеческими ценностями.

Раскрыть понятия этики честность и искренность

Честность, искренность, репутация, закон


Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков.

Воспитание нравственных принципов собственного развития

Регулятивные: при помощи учителя определение нравственных принципов собственного развития.

Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по рисункам учебника; соотнесение иллюстрации с текстом; работа с пословицами и поговорками.

Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний


Компетенции: критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов



14-15

Гордость и гордыня


2

Комбинированный


Раскрыть значение понятий гордость и гордыня, их принципиальное отличие.

Способствовать формированию чувства гордости ученика за его добрые дела, достижения и успехи


Гордость, гордыня, гордец, самоуважение, тщеславие, скромность


Формирование эмоционально положительной концепции развития личности: «Я могу, способен, значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня; реализация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением, русским языком

Регулятивные: определение правила составления схемы.

Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; заполнение плаката; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение стихов; работа с пословицами


Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки героев России; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня


16-17

Обычаи и обряды русского народа

2

Комбинированный


Познакомить учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обычаем проведения праздника Благовещения.

Показать изменения, новшества при проведении обрядов в России

Обычай, обряд, венчание, помолвка, икона, молитва, бракосочетание, Благовещение


Раскрытие межпредметных связей с литературным чтением, музыкой.

Пробуждение у учащихся интереса к народным праздникам.

Воспитание уважения к традициям своего народа


Регулятивные: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей.

Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов народного фольклора (заклички); просмотр фрагмента видеофильма А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба); игра «Бояре»; применение схем; проведение беседы; лепка из соленого теста; раскраска и рисование, прослушивание музыки; составление плана изучения нового.

Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями

Компетенции: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения



18-19

Терпение и труд


2

Комбинированный


Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека.

Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками самообслуживающего труда.

Формировать умение и привычку проявлять заботу о своих родных и близких

Труд, терпение, отдых, лентяй


Реализация межпредметных связей с музыкой, технологией, литературнымчтением.

Воспитание трудолюбия, целеустремленности и деловитости, ответственности

за порученное дело, уважения к людям труда


Регулятивные: определение принципов применения блок-пакетов на уроках этики.

Познавательные: использование блок-пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц.

Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты); сообщения учащихся; чтение текста по ролям

Компетенции: знать основы самообслуживающего труда; выполнять порученное дело, практические задания; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды



20-21

Семья

2

Комбинированный


Познакомить детей с понятием семья, с правилами семейной этики.

Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье


Род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане


Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи.

Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей.

Познавательные: ответы на вопросы анкеты; отгадывание ребуса; составление схем; подбор к иллюстрациям слов из текста.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки фотовыставки, древа родословия


Компетенции: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи



22-23

Семейные традиции


2

Комбинированный


Раскрыть понятие семейные традиции, познакомить учеников с наиболее распространенными семейными традициями. Продолжить формирование таких этических понятий, как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям


Традиция, семья, любовь, забота


Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в семье.

Продолжить работу по изучению семей классного коллектива.

Развитие у учащихся интереса к истории семьи, семейным традициям, воспитание чувства гордости за свою семью

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению традиций.

Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках; составление схем, таблиц; графическая работа.

Коммуникативные: правила выступления с сообщениями; умение отвечать на вопросы; правила проведения словесных игр

Компетенции: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; подготовить мини-сочинение; соотнести части пословиц



24-25

Сердце матери


2

Комбинированный


Продолжать знакомить детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил поведения в обществе.

Помочь детям получить новые сведения о своих мамах.

Раскрыть положение: «Мама — Творец человека»

Семья, любовь, счастье, забота, терпение


Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения.

Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме


Регулятивные: определение правил изучения общечеловеческих норм.

Познавательные: выполнение графического задания; работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; определение частей речи; работа с анкетой, со схемами и таблицами; просмотр фрагмента видеофильма «Марья-искусница»; проведение игры «Моя семья»; сценка «Мама и солнышко».

Коммуникативные: определение правил работы в группах

Проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх



26-27

Правила твоей жизни


2

Комбинированный


Разъяснять правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Закрепить знания о Правилах дорожного движения, Правилах поведения в общественном транспорте.

Формировать умения и навыки соблюдения этических норм поведения на транспорте


Правила, дисциплина, вежливость


Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых.

Формирование навыков выпол

нения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитание у учащихся этических норм поведения в школе, дома, на улице, внимательное, чуткое отношение к своим близким

Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций.

Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, беседа по картине Ф.П. Решетникова «За уроками»; участие в игре, отработка логических операций.

Коммуникативные: определение правил работы в командах


Компетенции по соблюдению требований дисциплины, выполнению правил самообслуживания; умение и желание поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности



28-29

Праздники народов России


2

Урок первичного изучения и закрепления новых знаний


Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России.

Сообщить новые сведения об истории возникновения праздников.

Развивать культуру поведения на праздниках


Праздники светские и религиозные, религия, христианство, мусульманство, буддизм, Масленица, Рождество, Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести


Активизация межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением.

Воспитание желания узнавать новое о жизни разных народов, уважительно относиться к любой религии.

Воспитание у детей чувства радости от общения с людьми, чувства бескорыстного, уважительного, терпимого отношения к людям любой национальности и религии

Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с открытками, карточками и схемами.

Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок-пакетами; выполнение заданий в парах.

Коммуникативные: развитие культуры поведения на праздниках


Компетенции: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет



30-31

Защитники Отечества


2

Комбинированный


Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом.

Способствовать развитию патриотических чувств учащихся: гордости и сопричастности к истории страны.

Формировать представление о значении красных дат календаря


Отечество, защитник, патриот-воин, отчизна


Реализация межпредметных связей с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством.

Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этикета.

Воспитание у учащихся уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны, чувства гордости за своих предков, жертвовавших собой во имя свободы и независимости Родины


Регулятивные: основы составления простого и сложного плана.

Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К. Жукову; с изображением Георгия Победоносца; чтение стихов и былин, слушание музыки и рисование.

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе


Компетенции: проявление уважительного отношения к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Умение подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; находить в тексте детских произведений знания этического характера



32-34

Итоговый урок


3

Повторительно-обобщающий


Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики


Основные понятия курса


Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации.

Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета.

Подготовка к восприятию и усвоению курса этики в 5 классе


Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой.

Коммуникативные: основы работы в парах и группах


Компетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий













Формы контроля и возможные варианты его проведения


Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.


Критерии оценок




Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный выводы.

Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, моральных и правовых норм. Примеры, приведённые учащимся, воспроизводили материал учебников. На заданные уточняющие вопросы ответил правильно.

Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.

Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретические вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.



Использование тестов для диагностики знаний учащихся позволяет привить школьникам навыки работы с тестовыми материалами, то есть фактически начать подготовку к Единому государственному экзамену.

На выполнение тестовых тематических заданий отводится 7-15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс.

На выполнение заданий к уроку обобщения отводится 40-45 минут.

В зависимости от формы задания используется различная система оценок .Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким ответом из части В. Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.

За каждую часть теста учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Используется гибкая система оценивания, при которой ученик имеет право на ошибку:

80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;

60-80% - оценка «4»;

40-60% - оценка «3»;

0-40% - оценка «2».



Проект

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:

  • Актуальность проблемы

  • Корректность методов исследования

  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями

  • Характер общения участников проекта

  • Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей

  • Умение аргументировать свои заключения, выводы

  • Эстетика оформления проекта











Перечень учебно-методического оборудования

    1. Набор карточек с тестовыми заданиями;

    2. Карточки с заданиями для контрольной работы;

    3. ЭОР (видеоуроки, презентации)

    4. Компьютер + ноутбук

    5. Интерактивная доска

    6. Муьтимедиапроектор



Литература

Для учащихся

1.Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2012.

Для учителя

1.Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2012

2.Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010

3.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение»,2010

4.Интернет-ресурсы:

  1. http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20324

  2. http://www.katehon.ru/html/top/analitika/osnovi_svetskoy_ethiki.htm

  3. http://iph.ras.ru/z_eth.htm

  4. Внедрение нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/116882/136632/844844

  5. http://www.kamipkpk.ru/main_form/metod_kopil/relig/index.php

  6. Википендия  http://ru.wikipedia.org/wiki/Основы_религиозных_культур_и_светской_этики

  7. http://rudocs.exdat.com/docs/index-384660.html

  8. http://www.russkoe-slovo.ru/metodika/mat/Pr_Etika_04_08.pdf