«Согласовано» Руководитель МО _______ Сафина Э.С. Подпись Протокол № 1 от « 28 » август 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Мульминская СОШ» ________ Ахмитянова Ф. Р. Подпись « 28 » август 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Мульминская СОШ» ________ Р. В. Саляхов Подпись Приказ № 153/17 « 28 » август 2017г. |
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство» для 1 класса
учителя начальных классов первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Сафиной Эндже Саматовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2 _
« 28 » август 2017г.
Мульма
2017
Учебно-тематическое планирование
по изобразительное искусство
Классы_1
Количество часов : 33
Всего33 часов; в неделю 1_час.
Плановых контрольных уроков
Планирование составлено на основе Сборник рабочих программ УМК «Перспектива» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011 г.
Учебник ( название, автор, издательство, год издания) «Изобразительное искусство » Т.Я.Шпикалова , Л.В. Ершова. УМК «Перспектива». М., «Просвещение», 2013
Дополнительная литература( название, автор, издательство, год издания)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Законом Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции);
- Учебным планом МБОУ «Мульминская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан» на 2016 – 2017 учебный год;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Мульминская общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан»;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию
- Примерными программами по учебным предметам. Стандартами второго поколения. Начальная школа. Часть 2. Примерной программой по изобразительному искусству, Москва, «Просвещение», 2011 год.
Обучение ведется по учебнику: Т. Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. Изобразительное искусство: Учебник для 1 класса: В 1 ч; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, из – во «Просвещение», - М. : Просвещение, 2011.
Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 33 часа в год /1 час в неделю
Цель изучения изобразительного искусства:
Развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Задачи:
-познакомить учащихся с такими видами изобразительного искусства как графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
-познакомить учащихся с жанрами пейзажа и натюрморта, с некоторыми произведениями выдающихся художников, работавших в этих жанрах.
-познакомить с хохломской росписью по дереву и каргопольской игрушкой;
-познакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать.
-познакомить с одним из выдающихся музеев России – Третьяковской галереей и некоторыми картинами русских художников, представленных в музее.
-способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов |
1. | Восхитись красотой нарядной осени | 9 |
2. | Любуйся узорами красавицы зимы | 7 |
3. | Радуйся многоцветью весны и лета | 17 |
| Итого | 33 часа |
Содержание предмета
Тема 1. Восхитись красотой нарядной осени (9 часов) Живая природа. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. Пейзаж в живописи. Наблюдение за природными явлениями и перенос впечатлений в художественную форму. О чём говорит искусство. Декоративная композиция. Стилизация природных форм в декоративные. Натюрморт. Орнамент народов России. Ритмы травяного хохломского узора. Изовикторина. Наш проект.
Тема 2. Любуйся узорами красавицы зимы (7 часов)Развитие представлений о форме, цвете, композиции в декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с происхождением народного искусства. Пейзажи родной природы. Орнамент народов России. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие).Пейзаж в графике. Вологодские кружева. Декоративная композиция. Изовикторина. Наш проект.
Тема 3. Радуйся многоцветью весны и лета (17 часов)Красота и гармония общения в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.Декоративная композиция. Сюжетная композиция. Образ богатыря. Русская глиняная игрушка. Народный костюм. Весенний пейзаж. Образ дерева в искусстве. Образ сказочного героя. Цвет и оттенки, основные и составные холодные цвета. Все цвета дружат. Пейзаж в живописи. Сокровища России: музеи. Изовикторина. Наш проект.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будет сформировано:
-формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другого народа;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов
с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (далее - ИТК) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного материала;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно – нравственном развитии человека;
-сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ.
Литература
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2014.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
Календарно-тематическое планирование
№ ур. | Тема урока | Формирование универсальных учебных действий (УУД) | дата | примечание |
умения | | план | факт | |
1 | Художник и зритель. Между художником и зрителем нет непреодолимых границ Кереш. Рәссам һәм тамашачы. | Использовать художественные материалы | Личностные результаты - Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. -Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения | 5.09 | 5.09 | |
2 | Жанр пейзажа. Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета. «Какого цвета осень?» «Көз нинди төстә?” Пейзаж. | Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ. Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью. | 12.09 | 12.09 | |
3 | Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «Твой осенний букет» “Көзге букет”. Декоратив композиция. | Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж. Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приемом отпечатка с готовой формы (листьев). Выражать свое отношение | 19.09 | | |
4 | Способы построения простой композиции при изображении природы. «Осенние перемены в природе “ Табигатьтә көзге үзгәрешләр". Пейзаж. | Кистью и красками наносить удлиненные и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева | 26.09 | | |
5 | Изображение простого натюрморта с натуры. «В сентябре у рябины именины» “Миләшкәйнең туган көне”. Декоратив композиция. | Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство |
3.10 | | |
6 | Жанр натюрморта. Создание композиции на заданную тему на плоскости. “Щедрая осень» “Юмарт көз”. Натюрморт. | Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него |
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме | 10.10 | | |
7 | Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. «Элементы татарского орнамента» “Татар милли бизәкләре” | Узнавать основные элементы татарского национального орнамента |
17.10 | | |
8 | Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование растительных элементов. «Золотые травы России”» “Илебезнең алтын үсемлекләре” | Объяснять смысл понятий орнамент, ритм. Повторять за народным мастером хохломской узор | 24.10 | | |
7.11 | | |
9 | Коллективная работа ”Наши достижения». Проект «Щедрый лес и его жители» «Юмарт урман һәм анда яшәүчеләр” проект эше. | Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта |
10 | Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Восприятие произведений народных мастеров из Каргополя “Каргополь бизәкләре” | Рассматривать изображения знаков солнца, земли, зерен, находить знаки-символы. Повторять элементы каргопольского узора. | 14.11 | | |
11 | Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. «Русская глиняная игрушка» “Балчык уенчыклар” | Рассматривать порядок и приемы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины, пластилина |
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Регулятивные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее | 21.11 | | |
12 | Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. «Зимнее дерево» “Кышкы агач” | Объяснять смысл понятия графика. Сравнивать произведения разных художников-графиков, находить сходство и различие в изображении зимней природы | 28.11 | | |
13 | Композиция пейзажа в графике «Зимний пейзаж» “Кышкы пейзаж” | Использовать приемы рисования белой линией на черном и черной линией на белом | | | |
14 | Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. «Белоснежные узоры» «Ап – ак бизәкләр” | Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге |
| | |
15 | Создание композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. «Цвета радуги в новогодних игрушках» «Чыршы уенчыкларында салават күпере” | Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости. Решать, какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать | | | |
16 | Коллективная работа. Проект «Зимние фантазии» Проект эше «Кышкы фантазия” | Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта | | | |
17 | Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе. «По следам зимней сказки» Кышкы әкиятләр эзеннән” | Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету |
18 | Красота и гармония общения с природой в искусстве как отражение внутреннего мира человека. «Зимние забавы» «Кышкы уеннар” | Объяснить смысл понятия сюжет. Изображать человека в движении согласно замыслу | осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | | | |
19 | Представления народов о красоте человека, отраженные в искусстве. «Защитники земли Русской» «Илебез сакчылары” | Рисовать по памяти, по представлению русского воина и богатыря, украшать его шлем и щит орнаментом |
| | |
20- | Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам народных промыслов. | Изготовление эскизов | | | |
21 | «Открой секреты дымки» “Дымково уенчыклары” | Лепить дымковскую игрушку приемами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку | | | |
22 | Эскизы народных костюмов. «Краски природы в наряде женщин» “Костюмнардагы табигать төсләре” | Рисовать по-своему наряд девицы-красавицы или выполнить в технике аппликации | | | |
| | |
23 | Использование различных художественных материалов для создания образа природы в живописи. «Вешние воды» «Язгы сулар» | Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии ее движение |
24 | Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости. «Птицы – вестники весны» «Кошлар – яз хәбәрчеләре” | Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги |
25 | Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов. «У Лукоморья дуб зеленый…» “Яр буенда яшел имән” | Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства |
26 | Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы различных эмоциональных состояний: добра и зла. «О неразлучности доброты , красоты и фантазии» “Яхшылык, матурлык һәм фантазиянең аерылмас дуслыгы” | Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приемы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь» |
27 | Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета. А.Саврасов, К.Айвазовский, К.Юон, Н.Рерих “Красуйся, красота, по цветам лазоревым” “Искиткеч төсләр” | Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги. Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные. |
28 | Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. Цвет и оттенки | Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета. |
29 | “В Царстве радуги – дуги узнай, как все цвета дружат» «Төсләрнең дуслыгы” | цветов составить собственную композицию на заданную тему, | | | | |
30 | Использование различных художественных материалов для создания выразительных образов природы в живописи. «Какого цвета страна родная?» “Туган ил нинди төстә?” | Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа. Передавать цветом свое видение родной природы в весеннее или летнее время года. Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли | | | | |
31 | Коллективная работа. Проект «Город мастеров» Күмәк эш. Проект эше “Осталар шәһәрчеге”. |
| | | |
32 | Проект «Город мастеров» Күмәк эш. Проект эше “Осталар шәһәрчеге”. | Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта | | | | |
33 | Обобщающий урок. Викторина |
2