
Пояснительная записка.
Нормативной основой программы является: закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школы № 991, программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Для реализации программы отводится 33 часов в год.
Программа согласована на заседании методического объединения учителей (протокол № 1 от 28.08.2017) и утверждена приказом директора 1/11- ОД от 01.09.2017г.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, эмоциональной сферы, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
Образовательные:
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и
различие;
ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать
последовательность выполнения рисунка;
дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; Коррекционно-развивающие:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов,
их положения в пространстве;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности,
умения сравнивать и обобщать;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-
двигательную координацию;
Воспитательные:
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
На предмет Изобразительная деятельность в учебном плане отводится 33 часа в год.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в школе проявляются:
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используется на уроках индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Предметные результаты:
ориентироваться на плоскости листа бумаги в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения;
рисовать предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы по трафаретам, по обводке, по пунктирным линиям;
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Коррекционные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Тематическое планирование 4а класс
№ | Тема урока | К-во часов | Дата |
1. | Пейзаж родной земли в творчестве русских художников. «Пейзаж с силуэтами деревьев» | 1 | 07.09 |
2. | Деревня – деревянный мир. «Русские избы» | 1 | 14.09 |
3. | Деревня – деревянный мир. «Русские избы» | 1 | 21.09 |
4. | Деревня – деревянный мир. «Сказочный терем» | 1 | 28.09 |
5. | Деревня – деревянный мир. «Сказочный терем» | 1 | 05.10 |
6 | Красота человека. Пропорции фигуры человека. Конструкция женского русского национального костюма. | 1 | 12.10 |
7 | Красота человека. Пропорции фигуры человека. Конструкция женского русского национального костюма. | 1 | 19.10 |
8 | «Русская обрядовая кукла» | 1 | 26.10 |
9 | Родной угол. «Сторожевая башня – вежа» | 1 | |
10 | Древние соборы. Основные типы русского православного храма | 1 | |
11 | Города Русской земли. «Древнерусский город-крепость» | 1 | |
12 | Города Русской земли. Крепости. | 1 | |
13 | Города Русской земли. Москва. Узорочье теремов. «Теремной дворец царя Алексея Михайловича» | 1 | |
14 | Города Русской земли. Владимир. «Древние образы народной мифологии» | 1 | |
15 | «Змей-Горыныч» | 1 | |
16 | «Змей-Горыныч» | 1 | |
17 | Города в пустыне. «Верблюд - «корабль пустыни», «Город в пустыне» | 1 | |
18 | Города в пустыне. «Верблюд - «корабль пустыни», «Город в пустыне» | 1 | |
19 | Страна восходящего солнца. Зарисовки по мотивам традиционной японской поэзии | 1 | |
20 | Каждый народ – художник | 1 | |
21 | «Пейзаж с горой » | 1 | |
22 | «Пейзаж с водой (река, море..)» | 1 | |
23 | Народы гор и степей. «Табун лошадей» | 1 | |
24 | Древняя Эллада. Зарисовки сюжетов с древнегреческих ваз | 1 | |
25 | Европейские города Средневековья. «Площадь средневекового города» | 1 | |
26 | Искусство объединяет народы | 1 | |
27 | Материнство. «Мама с ребенком» | 1 | |
28 | «Портрет твоей семьи» | 1 | |
29 | Мудрость старости. «Старая фотография: портрет моего деда» | 1 | |
30 | Мудрость старости. «Старая фотография: портрет моего деда» | 1 | |
31 | Сопереживание. Братья наши меньшие. «Мой котенок». Композиция по мотивам книги Е. Чарушина «О зверятах». | 1 | |
32 | Юность и надежды. «Мой младший брат (сестренка)» | 1 | |
33 | Итоговое повторение. Рисунок «скоро лето» | 1 | |