Рассмотрено на заседании МО протокол № ___ руководитель МО _______________________ «___»______________ 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР _____ Е.С. Кузьменкова «___» ________ 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор Н.В. Лепешкина «____» ________ 2015 г. Приказ № ________- ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Письмо и развитие речи»
в 6 «б» классе
ГБОУ СКОШ №991
на 2015-2016 учебный год
Учитель:
Левина М.В.
Москва 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г. Данная программа ориентирована на учебник Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык». М.: Просвещение, 2005г.
Письмо и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, направлено на разрешение основных задач, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Цель: дать учащимся знания, умения и навыки по письму и развитию речи, необходимые им для дальнейшей жизни и профессионального обучения.
Задачи:
образовательная
коррекционно-развивающая
воспитательная
воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, навыков контроля и самоконтроля.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об):
главных и второстепенных членах предложения;
распространенных и нераспространенных предложениях;
однородных членах предложения без союзов и с союзами;
знаках препинания;
сложных предложениях;
составе слова;
способах проверки написания гласных и согласных в корне слова;
частях речи (имени существительном, имени прилагательном);
обращении, знаках препинания при обращении;
изложении, составлении рассказа, сочинении, деловом письме.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
строить простое распространенное предложение с однородными членами;
связно высказывать устно и письменно по плану;
пользоваться школьным орфографическим словарем;
Отличительными особенностями данной рабочей программы являются:
1. Особенность контингента учащихся
данная рабочая программа рассчитана на учащихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, возраст которых варьируется от 11 до 15 лет;
По уровню усвоения программного материала, класс условно можно разделить на 3 уровня:
1 уровень - учащиеся, способные усвоить программный материал 6 класса в полном объеме, воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с отсрочкой во времени;
2 уровень - учащиеся, способные усвоить более 50% программного материала, воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с отсрочкой во времени только с дозированной помощью и дополнительным объяснением учителя;
3 уровень – учащиеся, способные усвоить менее 50% программного материала, не способные самостоятельно и с отсрочкой во времени воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях;
2.Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку;
3.Разнообразие форм контрольно-обобщающих уроков (после изучения материала каждой темы и раздела).
Программа рассчитана на 129 часов (4 часа в неделю)
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
35 ч. | 28 ч. | 42 ч. | 24 ч. | 129 ч. |
Разделы и темы программы
Тема раздела | Кол. часов | Коррекционные задачи | Обязательный минимум ЗУН |
Повторение. Предложение | 5 | Развивать память путём актуализации знаний, усвоенных за предыдущий период обучения. | Составлять и распространять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, конструировать предложения с однородными членами |
Звуки и буквы | 3 | Развивать целостное восприятие, слуховое внимание. | Правильно обозначать звуки буквами на письме, проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных, двойных, непроизносимых согласных путем подбора родственных слов |
Слово. Состав слова | 14 | Развивать наглядно- образное и словесно-логическое мышление. | Разбирать слово по составу, выделять имя существительное, имя прилагательное как части речи, пользоваться словарем. Отличать приставку от предлога. Находить части речи |
Имя существительное | 27 | Корригировать и развивать мышление учащихся. | Выделять основные грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж |
Имя прилагательное | 57 | Формировать элементы абстрактного мышления. | Различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного. |
Предложение | 14 | Формировать элементы абстрактного мышления. Обогащение словаря | Связно высказываться устно и письменно, строить простое распространенное предложение с однородными членами |
Повторение | 10 | Развивать долговременную память. Точность воспроизведения. | Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова, работать с деформированным текстом, работа с текстом, выбор из текста различных типов предложений. Уметь пользоваться школьным словарем. |
Итого: | 129ч |
Формы контроля: контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.) по итогам изученной темы, четверти, года.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
-способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;
учащиеся должны уметь:
-правильно обозначать звуки буквами на письме;
-подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
-проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
-разбирать слово по составу;
-выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
-строить простое распространённое предложение с однородными членами;
-связно высказываться устно и письменно (по плану);
-пользоваться школьным орфографическим словарём.
Календарно-тематическое планирование
I четверть
4 ч. в нед. (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Повторение |
1,2 | Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | | |
3 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | | |
4 | Диагностический диктант | 1 | | |
5 | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | | |
Звуки и буквы |
6 | Алфавит. Звуки гласные и согласные. | 1 | | |
7 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | | |
8 | Слова с разделительным ь знаком. | 1 | | |
Состав слова |
9 | Корень и приставка. Однокоренные слова. | 1 | | |
10 | Окончание. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. | 1 | | |
11 | Суффикс как часть слова. | 1 | | |
12 | . Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | | |
13 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
14 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | | |
15 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Двойные и непроизносимые согласные. | 1 | | |
16 | Однокоренные слова. | 1 | | |
17 | Деловое письмо. Объявление. | 1 | | |
18 | Приставка и предлог. | 1 | | |
19 | Разделительный ъ знак после приставок. | 1 | | |
20 | Правописание приставок. | 1 | | |
21 | Контрольный диктант по теме «Правописание приставок». | 1 | | |
22 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Имя существительное |
23 | Части речи. | 1 | | |
24 | Имя существительное, его значение и основные грамматические признаки. | 1 | | |
25 | Правописание существительных с шипящей на конце. | 1 | | |
26 | Деловое письмо. Письмо товарищу. | 1 | | |
27 | Три склонения имён существительных | 1 | | |
28,29 | Правописание падежных окончаний имён существительных 1 – го склонения. | 2 | | |
30,31 | Правописание падежных окончаний имён существительных 2 – го склонения. | 2 | | |
32,33 | Правописание падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения. | 2 | | |
34 | Контрольный диктант за 1 четверть по теме « Имя существительное». | 2 | | |
35 | Работа над ошибками. | 1 | | |
II четверть
4ч. в нед. (28 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
36 | Склонение имён существительных множественного числа. | 1 | | |
37 | Именительный и Винительный падежи существительных множественного числа. | 1 | | |
38 | Дательный падеж существительных множественного числа. | 1 | | |
39 | Творительный падеж существительных множественного числа. | 1 | | |
40 | Предложный падеж существительных множественного числа. | 1 | | |
41 | Родительный падеж существительных множественного числа. | 1 | | |
42 | Правописание существительных с шипящей на конце в Р.п. множественного числа. | 1 | | |
43 | Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в ед. и мн. числе. | 1 | | |
44 | Существительные, употребляемые только в ед. или во мн. числе. | 1 | | |
45,46 | Обобщение пройденного материала по теме: «Множественное число имён существительных». | 2 | | |
47 | Контрольный диктант по теме: «Склонение имён существительных во множественном числе». | 1 | | |
48 | Работа над ошибками. | 1 | | |
Имя прилагательное |
49 | Понятие об имени прилагательном. | 1 | | |
50 | Значение имени прилагательного в речи. | 1 | | |
51 | Словарный диктант за 1 полугодие. | 1 | | |
52 | Работа над ошибками. | 1 | | |
53 | Изменение прилагательных по родам. | 1 | | |
54 | Окончания прилагательных м.р. | 1 | | |
55 | Окончания прилагательных ж. р. | 1 | | |
56 | Окончания прилагательных ср. р. | 1 | | |
57 | Дифференциация родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
58 | Изменение прилагательных по числам. | 1 | | |
59 | Тренировочные упражнения на изменение имён прилагательных по числам. | 1 | | |
60 | Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам». | 1 | | |
61 | Работа над ошибками. | 1 | | |
62 | Развитие речи. Сочинение «Встреча Нового года». | 1 | | |
63 | Обобщающий урок. | 1 | | |
III четверть
4 ч. в нед. (42 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
64 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
65 | Тренировочные упражнения в склонении имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
66 | И.п. и В.п. прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
67 | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. | 1 | | |
68 | Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
69 | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в И.п., В.п. и Р.п. | 1 | | |
70 | Развитие речи | 1 | | |
71 | Д.п. прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
72 | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Д.п. | 1 | | |
73 | Деловое письмо. Поздравительная открытка. | 1 | | |
74 | Т.п. прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
75 | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Т.п. | 1 | | |
76 | П.п. прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
77 | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в П.п. | 1 | | |
78 | Дифференциация окончаний прилагательных в Т.п. и П. п. | 1 | | |
79 | Развитие речи. Деловое письмо. | 1 | | |
80 | Тренировочные упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | |
81,82 | Обобщение по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода» | 2 | | |
83 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода» | 1 | | |
84 | Работа над ошибками. | 1 | | |
85 | Склонение имён прилагательных женского рода. | 1 | | |
86,87 | Правописание окончаний прилагательных женского рода в Р.п., Д.п. и П.п. | 2 | | |
88 | Тренировочные упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода в Р.п., Д.п. и П.п. | 1 | | |
89,90 | Развитие речи. Сочинение « Мир профессий» с опорой на начало текста. | 2 | | |
91 | Правописание окончаний прилагательных женского рода в Т.п. | 1 | | |
92 | Тренировочные упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода в Т.п. | 1 | | |
93,94 | Развитие речи. Изложение | 2 | | |
95 | Правописание окончаний прилагательных женского рода в В.п. | 1 | | |
96 | Дифференциация окончаний прилагательных женского рода в В.п. и Т. п. | 1 | | |
97 | Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода». | 1 | | |
98 | Работа над ошибками. | 1 | | |
99, 100 | Обобщение по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа». | 2 | | |
101 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа». | 1 | | |
102 | Работа над ошибками. | 1 | | |
103 | Работа с деформированным текстом. | 1 | | |
104 | Развитие речи. | 1 | | |
105 | Обобщающий урок. | 1 | | |
IV четверть
4 ч. в нед. (24 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Предложение |
106 | Простое предложение с однородными членами. | 1 | | |
107 | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных, с союзами и без союзов. | 1 | | |
108 | Однородные члены предложения с союзами а, но. | 1 | | |
109 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | | |
110 | Словарный диктант за год. | 1 | | |
111 | Развитие речи. Кем ты хочешь быть». | 1 | | |
112 | Тренировочные упражнения по теме: «Однородные члены предложения». | 1 | | |
113 | Сложные предложения с союзами и, а, но. | 1 | | |
114 | Обращение. Практическое употребление обращения. | 1 | | |
115 | Знаки препинания при обращении. | 1 | | |
116 | Дифференциация простых и сложных предложений. | 1 | | |
117 | Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения с союзами и, а, но» | 1 | | |
118 | Работа над ошибками. | 1 | | |
119 | Деловое письмо. | 1 | | |
Повторение |
120 | Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа. | 1 | | |
121 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа. | 1 | | |
122 | Тренировочные упражнения по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных ед. и мн. ч.» | 1 | | |
123 | Годовой контрольный диктант. | 1 | | |
124 | Работа над ошибками. | 1 | | |
125 | Тренировочные упражнения на закрепление частей речи (умение выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи). | 1 | | |
126 | Деловое письмо. Заметка в стенгазету (о хороших и плохих поступках детей). | 1 | | |
127 | Развитие речи. Изложение по плану с опорой на текст. | 1 | | |
128 | Дифференциация простых и сложных предложений. | 1 | | |
129 | Обобщающий урок. | 1 | | |
Литература
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская «Русский язык» :учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. –Сб. 1