СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Письмо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Письмо", предназначена для обучающихся с выраженной степенью умственной отсталости. Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся и носит коррекционно-развивающий характер.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Письмо"»

[Введите текст]


Рассмотрено на заседании МО

протокол № ___

руководитель МО

_______________________

«___»______________ 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

_____ Е.С. Кузьменкова

«___» ________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор

Н.В. Лепешкина

«____» ________ 2015 г.

Приказ № ________- ОД








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Письмо»

в 12 «а» классе

ГБОУ СКОШ №991



на 2015-2016 учебный год





Учитель:

Левина М.В.










Москва 2015


Пояснительная записка по предмету «Письмо»


Обучение письму в 12 «а» классе носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся усвоения каких-либо правил. Оно тесно связано с другими учебными предметами и с жизнью. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже усвоенных. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено к конкретному ребенку или группе учащихся.

Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить наиболее способных учащихся писать самостоятельно или по образцу своё имя, фамилию, адрес и наиболее употребляемые в социально-бытовой жизни слова. Также, исходя из принципа практической значимости, в программу были внедрены элементы делового письма.

Поскольку учащиеся демонстрируют стойкие трудности в освоении графических навыков, на уроках предусмотрено проведение минутки чистописания, что отражено в тематическом планировании. С этой же целью целесообразно продолжить работу по развитию и коррекции тонкой моторики рук, используя различные варианты пальчиковой гимнастики.

Цель предмета:

формирование элементарных практически значимых умений и навыков письма с учетом индивидуальных психофизических возможностей каждого учащегося данного класса.

Программный материал по письму предполагает решение следующих задач:

  • корригировать фонематический слух учащихся, закреплять умение выделять оппозиционные фонемы в слове;

  • закреплять умение выполнять элементарный звукобуквенный анализ;

  • закреплять умение различать основные категории слов, по возможности называть их;

  • продолжать учить правильному потреблению предлогов в речи и на письме;

  • закреплять написание имен собственных;

  • упражнять в составлении несложных по конструкции предложений и записи их;

  • упражнять в дополнении и распространении предложений по вопросам, картинке, опорным словам и их записи;

  • закреплять навык списывания с печатного варианта несложных, небольших по объёму текстов, инструкций по труду;

  • учить работать с деловыми бумагами.

Данная программа имеет тесные связи с курсом «Основы грамоты», поэтому многие темы программы дублируются, что обеспечивает закрепление изученного материала, как на уроках письма, так и на уроках вышеназванного курса.


Программный материал рассчитан на 63 часа, 2 часа в неделю.

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

17 часов

14 часов

18 часов

14 часов

63 часа




Примерное содержание программного материала

по письму в 12 «а» классе


№ п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов

1.

Звуки и буквы.

49

2.

Слово.

10

4.

Деловое письмо.

4

Требования к уровню подготовки учащихся


12 «а» класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.

1-й уровень (достаточный):

Гутенев Егор, Сорокин Евгений.

У учащихся данной подгруппы сформирован навык самостоятельного письма, письма под диктовку. Учащиеся этой подгруппы могут:

- выделять нужный звук в слове;

-с помощью учителя выполнить элементарный звукобуквенный анализ;

- писать слова и несложные по конструкции предложения под диктовку учителя;

- списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с доски и с печатного текста;

- писать свое имя и фамилию на слух, по памяти;

- писать по памяти свой адрес, адрес школы.

2-й уровень (низкий):

Андреасян Владимир, Гаджиев Эдуард, Прошин Антон.

У этих учащихся отсутствует навык самостоятельного письма, все письменные работы выполняются под контролем учителя с частичной , либо полной фиксацией руки. Учащиеся данной подгруппы могут:

- с помощью учителя выполнить элементарный звукобуквенный анализ слова;

- писать слова и предложения с частичной фиксацией руки;

- составить схему предложения совместно с учителем;

- писать своё имя и фамилию с помощью учителя;

- писать свой адрес по образцу с помощью учителя.




Формы и средства контроля

Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся.

Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос, частичное и полное тестирование.

Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.

При оценке проверочных работ по письму

* Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок с достаточной долей самостоятельности

* Оценка «4» ставится, если в работе имеются до 3 ошибок, и работа может быть выполнена с помощью учителя и при фиксации руки.

Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на втором, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.

* Оценка «3» ставится, если в работе от 4 ошибок или работа выполнена совместно с учителем.



Календарно-тематическое планирование


1 четверть

2 ч в нед. (17 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Чистописание

Звуки и буквы.

1.

Звуки и буквы. Повторение.

1


иц

2,

3.

Алфавит.

2


Цц

Йй

4.

Гласные и согласные звуки и буквы.

1



5.

Диагностическая контрольная работа.

1



6.

Слово.

1


ИЙ

7.

Слог как часть слова.

1


ий

8.

Деление слов на слоги для переноса.

1


ИШ

9.

Ударение. Выделение ударного слова.

1


иш

10.

Звукобуквенный анализ.

1


ШЩ

11, 12.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

2


ЦЩ

13.

Тренировочные упражнения на правописание слов с Ь на конце и в середине слова.

1


Ы ь

14.

Слова с разделительным Ь.

1


Ъ ь

15.

Сравнение на письме слов с разделительным Ь и смягчающим Ь.

1



16.

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Деление на слоги для переноса

1


Ч ь

17.

Проверочная работа.

1





2 четверть

2 ч в нед. (14 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Чистописание

18.

Гласные после шипящих.

1


УЧ

19.

Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

1


лм

20, 21.

Образование слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ путем изменения слов по смыслу.

2


ЛМ

22, 23.

Тренировочные упражнения на правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

2


Жж

24.

Парные звонкие и глухие согласные.

1


Хх

25, 26.

Звонкие и парные согласные на конце и в середине слова.

2


ЗЕ

27, 28.

Проверка звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

2


ОС

29.

Проверочная работа.

1



30, 31.

Упражнения на закрепление.

2


её




3 четверть

2 ч в нед. (18 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Чистописание

32.

Ударные и безударные гласные.

1


АО


33, 34.

Сравнение гласных звуков и букв в ударной и безударной позициях.

2


Чч, ЗВ,

35, 36.

Проверка безударных гласных ударением.

2


Ал, Ар

37, 38, 39, 40.

Упражнение в написании слов с безударными гласными.

4


Ос, Фф, БВ

41.

Непроверяемые безударные гласные.

1


ПТ, пт

42, 43, 44, 45.

Упражнение в написании слов с непроверяемыми безударными гласными.

4


Тт, ГТ

46, 47.

Тренировочные упражнения.

2


Ур, яв

48.

Проверочная работа.

1



49.

Обобщающий урок.

1






4 четверть

2 ч в нед. (14 часов)

№ урока

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Чистописание

Слово

50, 51.

Слова, обозначающие предмет. Выделение и группировка. Роль в предложении.

2


шк

52, 53, 54.

Слова, обозначающие признак предмета. Их выделение и группировка. Роль в предложении. Согласование со словами, обозначающими название предмета.

3


Ов, фл, ур

55, 56.

Слова, обозначающие действие предмета. Роль в предложении. Согласование со словами, обозначающими предмет.

2


ыьъ

57, 58.

Тренировочные упражнения.

2


КЮ, кю

59.

Годовая контрольная работа.

1


зду

Деловое письмо

60.

Адрес.

1



61.

Письмо. Открытка.

1



62.

Заявление.

1



63.

Обобщающий урок.

1



Литература


  1. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2013.

  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -2013.

  3. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. М. 1984г.

  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под ред. И.М.Бгажноковой. – М., Просвещение, 2011.