[Введите текст]
Рассмотрено на заседании МО протокол № ___ руководитель МО _______________________ «___»______________ 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по УВР _____ Е.С. Кузьменкова «___» ________ 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор Н.В. Лепешкина «____» ________ 2015 г. Приказ № ________- ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Письмо»
в 12 «а» классе
ГБОУ СКОШ №991
на 2015-2016 учебный год
Учитель:
Левина М.В.
Москва 2015
Пояснительная записка по предмету «Письмо»
Обучение письму в 12 «а» классе носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся усвоения каких-либо правил. Оно тесно связано с другими учебными предметами и с жизнью. Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже усвоенных. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено к конкретному ребенку или группе учащихся.
Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить наиболее способных учащихся писать самостоятельно или по образцу своё имя, фамилию, адрес и наиболее употребляемые в социально-бытовой жизни слова. Также, исходя из принципа практической значимости, в программу были внедрены элементы делового письма.
Поскольку учащиеся демонстрируют стойкие трудности в освоении графических навыков, на уроках предусмотрено проведение минутки чистописания, что отражено в тематическом планировании. С этой же целью целесообразно продолжить работу по развитию и коррекции тонкой моторики рук, используя различные варианты пальчиковой гимнастики.
Цель предмета:
формирование элементарных практически значимых умений и навыков письма с учетом индивидуальных психофизических возможностей каждого учащегося данного класса.
Программный материал по письму предполагает решение следующих задач:
корригировать фонематический слух учащихся, закреплять умение выделять оппозиционные фонемы в слове;
закреплять умение выполнять элементарный звукобуквенный анализ;
закреплять умение различать основные категории слов, по возможности называть их;
продолжать учить правильному потреблению предлогов в речи и на письме;
закреплять написание имен собственных;
упражнять в составлении несложных по конструкции предложений и записи их;
упражнять в дополнении и распространении предложений по вопросам, картинке, опорным словам и их записи;
закреплять навык списывания с печатного варианта несложных, небольших по объёму текстов, инструкций по труду;
учить работать с деловыми бумагами.
Данная программа имеет тесные связи с курсом «Основы грамоты», поэтому многие темы программы дублируются, что обеспечивает закрепление изученного материала, как на уроках письма, так и на уроках вышеназванного курса.
Программный материал рассчитан на 63 часа, 2 часа в неделю.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
17 часов | 14 часов | 18 часов | 14 часов | 63 часа |
Примерное содержание программного материала
по письму в 12 «а» классе
№ п/п | Наименование разделов программы | Кол-во часов |
1. | Звуки и буквы. | 49 |
2. | Слово. | 10 |
4. | Деловое письмо. | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся
12 «а» класс условно можно разделить на 2 подгруппы: учащиеся с достаточным уровнем подготовленности и низким уровнем.
1-й уровень (достаточный):
Гутенев Егор, Сорокин Евгений.
У учащихся данной подгруппы сформирован навык самостоятельного письма, письма под диктовку. Учащиеся этой подгруппы могут:
- выделять нужный звук в слове;
-с помощью учителя выполнить элементарный звукобуквенный анализ;
- писать слова и несложные по конструкции предложения под диктовку учителя;
- списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с доски и с печатного текста;
- писать свое имя и фамилию на слух, по памяти;
- писать по памяти свой адрес, адрес школы.
2-й уровень (низкий):
Андреасян Владимир, Гаджиев Эдуард, Прошин Антон.
У этих учащихся отсутствует навык самостоятельного письма, все письменные работы выполняются под контролем учителя с частичной , либо полной фиксацией руки. Учащиеся данной подгруппы могут:
- с помощью учителя выполнить элементарный звукобуквенный анализ слова;
- писать слова и предложения с частичной фиксацией руки;
- составить схему предложения совместно с учителем;
- писать своё имя и фамилию с помощью учителя;
- писать свой адрес по образцу с помощью учителя.
Формы и средства контроля
Проверка знаний, умений, навыков необходима для выявления уровня и особенностей познавательной деятельности учащихся.
Нами используются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Это: наблюдения, устный опрос, частичное и полное тестирование.
Знания оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с двумя уровнями подготовки учащихся.
При оценке проверочных работ по письму
* Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок с достаточной долей самостоятельности
* Оценка «4» ставится, если в работе имеются до 3 ошибок, и работа может быть выполнена с помощью учителя и при фиксации руки.
Кроме того, хорошая оценка может быть поставлена учащемуся как стимулирующий фактор на втором, низком уровне подготовленности при наличии большего количества ошибок. Здесь могут учитываться состояние и настроение ученика.
* Оценка «3» ставится, если в работе от 4 ошибок или работа выполнена совместно с учителем.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
2 ч в нед. (17 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Чистописание |
Звуки и буквы. |
1. | Звуки и буквы. Повторение. | 1 | | иц |
2, 3. | Алфавит. | 2 | | Цц Йй |
4. | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | | |
5. | Диагностическая контрольная работа. | 1 | | |
6. | Слово. | 1 | | ИЙ |
7. | Слог как часть слова. | 1 | | ий |
8. | Деление слов на слоги для переноса. | 1 | | ИШ |
9. | Ударение. Выделение ударного слова. | 1 | | иш |
10. | Звукобуквенный анализ. | 1 | | ШЩ |
11, 12. | Мягкий знак на конце и в середине слова. | 2 | | ЦЩ |
13. | Тренировочные упражнения на правописание слов с Ь на конце и в середине слова. | 1 | | Ы ь |
14. | Слова с разделительным Ь. | 1 | | Ъ ь |
15. | Сравнение на письме слов с разделительным Ь и смягчающим Ь. | 1 | | |
16. | Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Деление на слоги для переноса | 1 | | Ч ь |
17. | Проверочная работа. | 1 | | |
2 четверть
2 ч в нед. (14 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Чистописание |
18. | Гласные после шипящих. | 1 | | УЧ |
19. | Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | 1 | | лм |
20, 21. | Образование слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ путем изменения слов по смыслу. | 2 | | ЛМ |
22, 23. | Тренировочные упражнения на правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | 2 | | Жж |
24. | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | | Хх |
25, 26. | Звонкие и парные согласные на конце и в середине слова. | 2 | | ЗЕ |
27, 28. | Проверка звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 2 | | ОС |
29. | Проверочная работа. | 1 | | |
30, 31. | Упражнения на закрепление. | 2 | | её |
3 четверть
2 ч в нед. (18 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Чистописание |
32. | Ударные и безударные гласные. | 1 | | АО |
33, 34. | Сравнение гласных звуков и букв в ударной и безударной позициях. | 2 | | Чч, ЗВ, |
35, 36. | Проверка безударных гласных ударением. | 2 | | Ал, Ар |
37, 38, 39, 40. | Упражнение в написании слов с безударными гласными. | 4 | | Ос, Фф, БВ |
41. | Непроверяемые безударные гласные. | 1 | | ПТ, пт |
42, 43, 44, 45. | Упражнение в написании слов с непроверяемыми безударными гласными. | 4 | | Тт, ГТ |
46, 47. | Тренировочные упражнения. | 2 | | Ур, яв |
48. | Проверочная работа. | 1 | | |
49. | Обобщающий урок. | 1 | | |
4 четверть
2 ч в нед. (14 часов)
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Чистописание |
Слово |
50, 51. | Слова, обозначающие предмет. Выделение и группировка. Роль в предложении. | 2 | | шк |
52, 53, 54. | Слова, обозначающие признак предмета. Их выделение и группировка. Роль в предложении. Согласование со словами, обозначающими название предмета. | 3 | | Ов, фл, ур |
55, 56. | Слова, обозначающие действие предмета. Роль в предложении. Согласование со словами, обозначающими предмет. | 2 | | ыьъ |
57, 58. | Тренировочные упражнения. | 2 | | КЮ, кю |
59. | Годовая контрольная работа. | 1 | | зду |
Деловое письмо |
60. | Адрес. | 1 | | |
61. | Письмо. Открытка. | 1 | | |
62. | Заявление. | 1 | | |
63. | Обобщающий урок. | 1 | | |
Литература
Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжёлыми и множественными нарушениями развития). – М., 2013.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы). Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. -2013.
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей: НИИ дефектологии АПН СССР. М. 1984г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под ред. И.М.Бгажноковой. – М., Просвещение, 2011.