СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский язык", 3 класс, программа "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Русский язык", 3 класс, программа "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык", 3 класс, программа "Перспектива"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»


РАССМОТРЕНО

МО учителей

начальных классов

протокол № _1_

от « ____» августа 2017 г.

Руководитель МО

Ланговая Е. В.

___________________


« ____ » августа 2017 г.


СОГЛАСОВАНО

МС протокол № _1_

« ___ » августа 2017 г.

Заместитель директора

по УВР

Акулова С.Н.


_______________________


« ____ » августа 2017г.


« УТВЕРЖДАЮ»


__________________


Директор МКОУ «СОШ № 3»

Шитова Т.Н.


___________________________


« ____ » августа 2017 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя начальных классов (русский язык)

(название предмета)


к учебнику Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина 3 класс

(автор, класс)


Составлена на основе программы


Перспектива Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина

(наименование программы) (авторы программы)



Шевкунова Елена Юрьевна

(Ф.И.О. учителя)




Предмет Русский язык

Класс 3 а





Учебный год 2017 – 2018

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет "Русский язык» реализует две основные цели:

  1. познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и форми­рование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления уча­щихся);

  2. социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: разви­тие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотно­го, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-позна­вательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно - деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:

1) коммуникативного;

2) познавательного;

3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и резуль­тат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

  • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

  • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты раз­личной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художест­венной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

• усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

• развития мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

• поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

• осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

• освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

• осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

• рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

• формирования смыслового, а не озвучивающего чтения (объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение);

• поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

• пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

• формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

• развитие творческой активности и интереса к изучению языка за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

• знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественное культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

• творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средст­вом общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и вырази­тельности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и оте­чественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно - деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение сис­темы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуа­циях общения и различных текстах.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предме­та «Русский язык» в 3 классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Учебно-тематический план



п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Речевое общение. Повторяем - узнаём новое

16

2

Язык - главный помощник в общении

43

3

Состав слова

19

4

Части речи

83

5

Повторение изученного за год

9


ИТОГО

170 часов

График проведения контрольно-измерительных работ



Период обучения

Количество часов

Диагностический материал


27 часов

Входная контрольная работа (стартовая диагностика) - 1 Контрольная работа -1

Проверочное списывание -1


25 часов

Диктант с грамматическим заданием - 1


27 часов

Проверочное списывание -1

Проверочная работа -1

Диктант с грамматическим заданием - 1

Рубежная контрольная работа (промежуточная диагностика) - 1


34 часа

Проверочный тест -1 Проверочная работа - 2


32 часа

Контрольный диктант с грамматическим заданием - 2 Проверочный тест -1

Проверочное списывание -1


25 часов

Итоговая контрольная работа (итоговая диагностика) - 1 Контрольное списывание с грамматическим заданием - 1 Контрольная работа -1

Контрольное изложение -1

Итого:

170 часов

(5 часов в неделю)

Диктантов - 2

Контрольных работ - 5 Контрольных диктантов - 2 Проверочных списываний - 2 Контрольных списываний -1 Проверочных работ - 3 Проверочных тестов - 2 Контрольных изложений -1



Содержание программы (170 часов)

Мир общения. Повторяем - узнаём новое (16 часов) Собеседники (4 часа)

Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Воображаемые коммуни­кативно-речевые ситуации (ролевые отношения и цели общения) на примере общения ли­тературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах (ученик - ученик, ученик - учитель, дети - родители и т.д.). Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдения за стилем общения собе­седников (без использования термина), которые по-разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное).

Культура устной и письменной речи (3 часа)

Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. Аккуратность в ведении записей, чёткость и изящество выполнения письменных работ.

Текст (7 часов)

Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части - вступление (начало), основ­ная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста.

Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).

Художественный и научные тексты (сравнение с помощью учителя).

Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение неболь­ших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов раз-

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Язык - главный помощник в общении (43 часа)

Язык - главный помощник в общении (1 час)

Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Русский язык - культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке.

Звуки и буквы (2 часа)

Гласные и согласные звуки и буквы русского языка; гласные буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных.

Слог, ударение (2 часа)

Деление слова на слоги; определение ударного слога; введение понятия «открытый слог», сзакрытый слог».

Девять правил орфографии (14 часов)

Значение слова «орфограмма»; применение алгоритма проверки слов с безударной гласной, парной, непроизносимой и удвоенной согласной; различие двух функций Ь при ис­пользовании его на письме; выделение корня и приставки в словах с разделительными Ь и Ъ; письмо слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ с использованием правила; письмо имен собственных в тексте.

Слово и его значение (13 часов)

Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик и т.д.).

Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Слова с обобщающим значением.

Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.

Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов).

Словосочетание (2 часа)

Сравнение предложения и словосочетания, их различение на основе цели использо­вания: предложение - для сообщения, словосочетание - для называния.

Предложение (1 час)

Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме.

Главные члены предложения (3 часа)

Второстепенные члены предложения (без деления на виды), их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения с однородными членами (2 часа)

Интонация перечисления. Запятая в предложениях с однородными членами.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Состав слова (19 часов)

Повторение значимых частей слова (1 час)

Основа и окончание. Роль окончания в слове (связывать слова в предложении и сло­восочетании).

Корень (5 часов)

Корень слова. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и то­го же слова.

Обобщение и систематизация изученных правил орфографии (девять правил орфо­графии): прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова; непроверяе­мые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; разделительные твёрдый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыка нахождения изученных орфо­грамм в словах и алгоритма их проверки.

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов (река - реченька, снег - снежок, бег - бежать).

Приставка (3 часа)

Приставка. Отличие приставки от предлога. Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

Суффикс (2 часа)

Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании {-чик, -щик, -и и др.).

Окончание (2 часа)

Как образуются слова (3 часа)

Сложные слова - слова с двумя корнями (ознакомление). Наблюдение за образован1 ем новых слов.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Части речи (83 часа)

Систематизация знаний по разделу «Части речи» (5 часов)

Принципы выделения частей речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем (4 часа)

Число имён существительных (4 часа)

Имена существительные, употребляемые только в единственном числе (листва, мёд, молоко) или только во множественном числе (каникулы, ножницы, грабли).

Род имён существительных (4 часа)

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (3 часа)

Изменение имён существительных по падежам (склонение) (15 часов)

Этимология названия падежей. Алгоритм определения падежа. Ударные и безударные падежные окончания.

Порядок анализа имени существительного как части речи.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Местоимение (3 часа)

Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями).

Глагол (24 часа)

Глагол как часть речи. Общее значение глаголов, вопросы.

Изменение глаголов по временам. Значение и образование глагольных форм настоя­щего, прошедшего и будущего времени. Неопределённая форма глагола. Правописание

мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы. Изменение глаголов по числам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Окончания глаголов прошедшего вре­мени. Не с глаголами. Разбор глагола как части речи.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 часа)

Имя прилагательное (15 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение прилагательных, вопросы.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имён прилагатель­ных. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в речи.

Разбор имени прилагательного как части речи.

Контрольная работа. Работа над ошибкам (2 часа)

Повторение изученного за год (9 часов)

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу обучения в третьем классе обучающиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; по­нимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средст­во, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства обще­ния: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в об­щении культурных людей; понимать суть речевой модели общения (партнер по речевому общению, цель и тема общения, его результат).

Обучающиеся должны знать:

  • состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели выска­зывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять глав­ные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

  • обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

  • отличать текст от набора предложений;

  • определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

  • устанавливать связи между предложениями в тексте;

  • делить текст на части, устанавливать связи между ними;

  • писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленно­му плану;

  • распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

  • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного харак­тера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

  • писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

  • изученными орфо­граммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существитель­ных женского рода, частицу НЕ с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

  • правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

  • грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, про­верять написанное;

  • распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен су­ществительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

  • писать слова с непроверяемыми буквами;

  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;

  • различать в слове его лексическое значение и звуко - буквенную форму; проводить звуко - буквенный анализ слов; самостоятельно ставить ударение в словах.


Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса русского языка по данной программе у третьеклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, ком­муникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных горо­дах, известных людях;

  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

  • относиться с уважением к представителям других народов;

  • уважительно относиться к иному мнению;

  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;

  • оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;

  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

  • сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе нравственных проблемах;

  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

• сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты Обучающийся научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;

  • понимать цели и задачи учебной деятельности;

  • находить ответы на проблемные вопросы;

  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);

  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;

  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);

  • пользоваться справочной литературой (словарями);

  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным;

  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;

  • находить выход из проблемных ситуаций;

  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных зада-

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим вы­разить мысли и чувства;

  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по обще­нию, цель и тему общения, его результат;

• понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

• выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации

• правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культур­ными нормами;

  • различать диалогическую и монологическую речь;

  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение:

  • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

  • писать изложения по составленному плану;

  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечат­лениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксиче­ском уровнях;

  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

  • делать полный и краткий пересказ текста;

  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или при­гласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответст­вии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении запи­сей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • проводить звуко-буквенный анализ слов;

  • определять ударение в словах;

  • делить слова на слоги и на части для переноса;

  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жиши, чаща, чущу, чк, чн, щн\ непроверяемые написа­ния; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфо­грамм;

  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;

  • правильно писать частицу НЕ с глаголами;

  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфо­граммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произноше­ния, определяемыми по орфоэпическому словарю;

  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;

  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова;

  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;

  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

• объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и анто-

  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

  • выделять в слове основу и окончание;

  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;

  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;

  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их напи­сания:

  • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);

  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

• определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по

ному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

• правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

  • определять число имён существительных;

  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

  • изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипя­щими согласными на конце;

  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний:

  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

  • употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять времена глаголов;

  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • определять число глаголов;

  • верно писать частицу «не» с глаголами;

  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

• обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;

  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложен­ный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;

  • объяснять роль имён прилагательных в речи;

  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

  • составлять словосочетания по заданным моделям;

  • находить словосочетания в предложении.

Предложение

Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

  • находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;

  • устанавливать связь между предложениями в тексте;

  • определять тему и основную мысль текста;

• озаглавливать текст;

  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

  • составлять план текста;

  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;

  • составлять тексты разных типов.

Система оценки достижения планируемых результатов

Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжение образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итого­вая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.

Текущие и итоговые контрольные работы оцениваются следующим образом:

«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;

«3» - если ученик выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - если ученик не справился с большинством заданий.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее вы­полнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.

Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих кон­трольных диктантов. Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.

Диктанты с орфографическим заданием оцениваются следующим образом.

За диктант выставляется одна отметка:

«5» - если в диктанте нет ошибок;

«4» - если в работе допущены 2 ошибки;

«3» - если допущены 4 ошибки;

«2» - если в работе допущено 5 и более ошибок.

Ошибкой считается:

1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на про­пуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

  1. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, то есть словарные);

  2. отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с про­граммой.

Недочетом считается:

  1. отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

  2. отсутствие "красной" строки;

  3. неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Орфографическое задание оценивается так:

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;

«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

«2» - за невыполненное задание.

Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается. Аккуратность выполне­ния, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечатление от работы.

Контрольное списывание служит способом проверки орфографических и пунктуаци­онных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а так­же орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика, выбирает один из вариантов в качестве опорного уровня.

Оценивание списывания:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка;

«3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки;

«2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.

Контрольный словарный диктант включает не более десяти слов с непроверяемыми написаниями. Оценивание словарного диктанта: «5» - за работу без ошибок; «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка; «3» - за работу, в которой допущено 2 ошибки; «2» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х ч. -М.: Просвещение, 2012.

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х ч. - М.: Про­свещение, 2012.

Для реализации программного содержания используются следующие дополни­тельные учебные пособия:

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка. Методическое пособие. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.

  2. CD «Русский язык». 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой Т.В.Бабушкиной.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу.

  1. Интерактивные контрольные тренировочные работы. 3 класс. Методическое посо­бие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2015.

  2. Интерактивные контрольные тренировочные работы. 3 класс. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2015.

  3. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С. П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012.

  4. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011.

5. Система обучения связной письменной речи в начальной школе / Сост.
Г.С. Щеголева. - СПб.: Специальная литература, 2005.


Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое оборудование

  1. алфавит;

  2. таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

  3. наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

4) классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
5) интерактивная доска;

6) наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

7) настольные развивающие игры;

8) аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

9) слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Электронно-программное обеспечение (по возможности)


1) компьютер;

2) презентационное оборудование;

3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

4) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

5) цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).

16