СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Перспектива"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Перспектива" содержит разделы: планируемые результаты освоения учебного предмета. содержание учебного предмета. календарно- тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса УМК "Перспектива"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русский язык 3 класс УМК «Перспектива»
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

  • В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия .

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом.

Обучающийся научится:

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

– вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

– понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

– использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться:

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации

Обучающийся научится: – пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

– составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Обучающийся получит возможность научиться:

– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

– составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом:

Обучающийся научится:

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

– оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

– участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

– сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

– в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обучающийся научится:

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных.

– подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

– заполнять учебные базы данных.

Обучающийся получит возможность научиться

- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

-критически относиться к информации и к выбору источника информации;

-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования – моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные результаты.

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

  • понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

  • различать диалогическую и монологическую речь;

  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

  • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

  • писать изложения по составленному плану;

  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

  • делать полный и краткий пересказ текста;

  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • проводить звуко-буквенный анализ слов;

  • определять ударение в словах;

  • делить слова на слоги и на части для переноса;

  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;

  • правильно писать «не» с глаголами;

  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;

  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;

  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

    • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

    • выделять в слове основу и окончание;

    • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

    • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;

    • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;

    • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

    • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

    • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);

    • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология

Обучающийся научится:

    • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

    • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. Имя существительное

Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

  • определять число имён существительных;

  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

  • изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

  • употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять времена глаголов;

  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • определять число глаголов;

  • верно писать частицу «не» с глаголами;

  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;

  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;

  • объяснять роль имён прилагательных в речи;

  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

  • Синтаксис

Словосочетание

Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

  • составлять словосочетания по заданным моделям;

  • находить словосочетания в предложении. Предложение

Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

  • находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;

  • устанавливать связь между предложениями в тексте;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • озаглавливать текст;

  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

  • составлять план текста;

  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;

  • составлять тексты разных типов.



2. Содержание учебного предмета, курса.

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки,разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;

  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;

  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;

  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;

  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;

  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;

  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

3. Тематическое планирование.

Содержание учебного предмета.

Тема раздела.

Количество часов.

Текст, определение текста, типы текстов. Записка как вид текста,  её особенности. Письмо как вид текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности Текст, определение текста, типы текстов. Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. Воображаемые коммуникативно - речевые ситуации (ролевые отношения и цели общения на примере общения литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах ученик-ученик, ученик-учитель, дети-родители и т.д). Общение с партнёром на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдение за стилем общения собеседников (без использования термина), которые по-разному относятся друг к другу (общение дружелюбное, враждебное, уважительное, пренебрежительное, снисходительное, халатное, безразличное)

Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской графики и орфографии. Аккуратность в ведении записей, чёткость и изящество выполнения письменных работ.

Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части- вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста. Виды текстов(текст-описание, текст- повествование,текст-рассуждение).Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя).Определение типов текста. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов.

Мир общения.

Повторяем- узнаем новое

(14ч.)

Язык – главный помощник в общении. «Родной язык- мудрости родник».

Деление на слоги названий сел Еткульского района.

Контроль и коррекция своих действий. Знать характеристику звуков

Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах.

Применение новых терминов в речи. Уважительно относиться к иному мнению

Самопроверка. Звуки и буквы. Слог, ударение. Девять правил орфографии

Исследование. Сравнение звучания поэтического текста, вывод по результатам исследования.

Упражнения в различии открытого и закрытого слога. Открытый слог.

Закрытый слог. Правильность речи, без пропусков, искажений, ошибок

Умения выделять открытые и закрытые слоги. Ударение.

Работа со словарём. Упражнения в постановке ударения в словах и словоформах.

говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Определять самостоятельно ударение в словах, переносить слова по слогам.

Собственные имена. Работа в группе.

Коллективное составление заявления любого содержания. Выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми

Контроль изученных орфограмм. Комментирование. Безударные гласные в корне слова. Фронтальная работа.

Сотрудничество с учителем и со сверстниками на основе общения.

Составления алгоритма проверки безударной гласной. Пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике

Оценивать свои успехи в освоении языка. Умение проверять безударные гласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением.

Самоконтроль выполнения, корректировка задания на основе рефлексии.

Упражнения на отработку умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением, пользоваться различными алгоритмами,

Обозначение на письме безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Самодиктант. Письмо по памяти. Парные по звонкости-глухости согласные. Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Составление алгоритма проверки изучаемой орфограммы. выявить отличия в работе со словами с проверяемыми и непроверяемыми согласными.

находить ответы на проблемные вопросы оценивать свои успехи в освоении языка

Умение работать в группе. Комментированное письмо Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова и перед другими согласными. Непроизносимые согласные. Осознанное и произвольное речевых высказываний. Достижение договорённости и согласования общего решения. Групповая работа. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами.

Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Составить алгоритм проверки того, какой разделительный знак пишется в слове. Повторить правила написания разделительных твердого и мягкого знаков. Умение проверять изученные орфограммы.

Удвоенные согласные.

Развивать речь учащихся при составлении словосочетаний, предложений, устных рассказов по личным впечатлениям.

Работа над правописанием слов с удвоенными согласными. закрепить умение находить в словах изученные ранее орфограммы

Буквосочетания чн-чк, щн, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Умение находить слова с изученными орфограммами.

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Комментированное письмо.

Что рассказало слово. Основные функции слова.

Доказывать, что язык является главным средством общения.

Учёт разных мнений.

Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами

находить ответы на проблемные вопросы

понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку

Наблюдение за звукописью и звуковыми повторами.

Слово и его значение Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Закрепление знаний учащихся об устройстве слова. Извлечение необходимой информации из текста.

Слово и его значение. Синонимы. Углубление знания учащихся о синонимах, об их роли в русском языке.

Умение распознавать синонимы. Слово и его значение. Употребление синонимов в тексте. Игровой фольклор народов Южного Урала: игровые приговорки, припевки, считалки, дразнилки, скороговорки

Слово и его значение. Антонимы. Формировать представление учеников об использовании антонимов в речи. Нахождение антонимов в пословицах.

Подбор антонимов к словам разных частей речи.

Слово и его значение. Омонимы Групповая работа. Использование критериев для обоснования своего суждения. Роль омонимов в речи.

Слово и его значение. Многозначные слова. Поиск и выделение необходимой информации. Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях.

Словосочетание. Сравнение слова , словосочетания и предложения. Составление словосочетаний по заданным моделям ориентироваться в пространстве учебника. Умение работать в парах, группах. Умение находить словосочетания в предложении.

Предложение. Создание наглядно-образного представления о предложении

Деление текста на части. Главные члены предложения. Извлечение необходимой информации из текста. Главные члены предложения и их нахождение в тексте.

Предложения с однородными членами. Нахождение в тексте однородных членов предложения и их обозначения.

Контрольная работа.

Язык- главный помощник в общении (42ч.)

Состав слова. Создание наглядно-образного представления о составе слова.

Диалог в паре. Актуализировать знания детей о частях слова; показать, что части слова — это реально употребляемые в целом ряде слов языковые единицы со своим значением, которое они привносят в слово. Умение находить в слове различные морфемы: корень, приставку, суффикс, окончание.

Основа слова. Выделение основы и окончания в словах.

Корень слова. Знакомство с историческими фонетическими чередованиями согласных звуков в корне слова;

закрепление представление детей о единообразном написании корня слова.

Родственные слова. Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях слов. Наблюдение за единообразным написанием гласных в корне слов. Корни в сложных словах.

Приставка. Выделение приставки в словах. Предлог. Различия в написании приставок и предлогов, способы различения приставок и предлогов.

Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Окончание. Как образуются слова.

Контрольная работа по теме:«Состав слова»

Состав слова (15ч.)

Части речи. Создание образного представления о грамматической системе языка.

Систематизация знаний детей о частях речи. Умение различать самостоятельные и служебные части речи. Работа в группе. Контроль, коррекция, оценка. Умение составлять предложения и рассказ по рисунку с использованием слов разных частей речи.

Части речи (3ч.)

Имя существительное как часть речи. Число имен существительных. Род имен существительных

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода.

Контрольный диктант. Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных.

Изменение имен существительных по падежам (склонение)

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж.

Творительный падеж. Предложный падеж. Определение падежа существительных.

Как разобрать имя существительное. Наблюдение за ролью одинаковых окончаний в стихотворных текстах, установление их значения для образования рифмы.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи» «Моя малая родина» Правописание имен собственных. Письмо с заглавной буквы названий улиц с. Еткуль.

Имя существительное (39ч.)

Местоимение

Работа в паре. Знакомство с основной функцией местоимений — заменять другие слова в предложении; научить школьников видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.

Понимание цели и задачи учебной деятельности. Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку. Умение верно использовать местоимения в речи.

Местоимение (3ч.)

Глагол как часть речи.

Проведение конкурса рассказчиков, красочно оформить свои короткие рассказы.

Актуализация знаний детей о глаголе как части речи; расширить представление учащихся о значении глагола, познакомить их с группами глаголов по значению;

показать роль глаголов в речи; познакомить школьников с этимологией термина «глагол»; обогащать речь детей глаголами разных семантических групп.

Умение использовать глаголы в речи. Изменение глаголов по временам.

Наблюдение за особенностями употребления глаголов. Умение определять время глагола по вопросу.

Неопределенная форма глагола. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Дать определение термина «неопределенная форма глагола»;

Окончания глаголов при изменении глаголов по числам.

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

НЕ с глаголами. Умение исправлять содержание текста путем добавления частицы не там, где это необходимо.

Разбор глагола как части речи.

Проверить уровень усвоения знаний по теме «Глагол». «Реки и озера Еткульского района» составление предложений. Разбор по членам.

Глагол (28ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи.

Изменение имен прилагательных по родам и числам. Знакомство с алгоритмом проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса.

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Выполнение действий по алгоритму. Закрепить навык определения числа, рода и падежа имени прилагательного.

Разбор имени прилагательного как части речи.

Контрольная работа № 5. «С чего начинается Родина» Составление текста о своей семье».

Имя прилагательное (18ч.)

Повторение. Закрепление навыка написания изученных орфограмм, находить ответы на проблемные вопросы, соблюдать правила поведения на уроке и в классе

Умение определять части речи, написание орфограмм.

Обобщение.Умение определять часть речи, вид текста.

Закрепление изученного за год. Создать положительную мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Систематизация изученного в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепление навыка написания изученных орфограмм.Применение изученного. «Родные просторы». Письмо с заглавной буквы названий рек СК.

Повторение (8ч.)



Календарно – тематическое планирование по курсу «Русский язык» 3 класс

170 часов + 5 часов резерв

п/п


Тема раздела, урока

Планируемые результаты

Предметные результаты

Личностные УУД

Метапредметные

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата


Раздел: «Мир общения»

14


1

Собеседники. Диалог.

Р/К. Построение предложений , рассказа на тему: «Моё родное село»

Построение предложений, составление рассказа.

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

Формировать мотивацию к общению; желание изучать язык

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа.

Анализ речевой модели общения. Использование в общении в соответствии с культурными нормами вспомогательных средств: мимику, жесты, интонацию, логические ударения, паузы. Составление диалогов. Применение полученных знаний. Выбор языковых средств в зависимости от ситуации общения. Работа над чёткостью дикции. Запись букв, слов и предложений в соответствии с требованиями правил каллиграфии

1


2

Собеседники. Диалог.


Определять темы текстов, выбор заглавия.


Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение. Формировать личностные качества в процессе общения

1


3

Собеседники. Диалог.


Находить в текстах предложений, разных по цели высказывания и по интонации.


Поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику. Проявлять к собеседнику внимание, терпение

1


4

Собеседники. Диалог.


Определить цель общения людей между собой.


Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы — в соответствии с культурными нормами.

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;

1


5

Собеседники. Диалог.

Р/К .Работа над составлением диалога на тему: «Достопримечательности города Ставрополя»

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

1


6

Собеседники. Диалог.


Определять связь главной мысли текста и его настроения.

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения.

Осмыслять культурную значимость орфографически верной письменной речи

1


7

Культура устной и письменной речи


Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ. Формирование уважительного отношения к иному мнению

1


8

Культура устной и письменной речи


Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;


Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

1


9

Входной контрольный диктант по теме:

« Повторение пройденного во 2 классе».

Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.


Использовать в общении тексты разных типов составлять Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

1


10

Работа над ошибками.

Словарь


.


Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

Использовать в общении тексты разных Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям типов.

1


11

Текст.





Делать полный и краткий пересказ текста;


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа.

1


12

Текст.

Виды текстов



Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям;

Соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.

1


13

Списывание текстов различных типов.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Составлять предложения на заданную тему

1


14

Текст.

Р/К. Текст описание по рассказу Ставропольского писателя Михаила Васильевича Усова : «Баба- птица на Маныче»

Делать полный и краткий пересказ текста;


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

1



«Язык - главный помощник в общении». 42 часа

15

Язык – главный помощник в общении

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Научаться правильно передавать звуки буквами

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа.

1


16

Звуки и буквы


Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Научаться правильно передавать звуки буквами

Звуко – буквенный анализ слов. Самостоятельное определение ударения в словах, деление слов на слоги, перенос слов по слогам. Выделение слов с изученными орфограммами и объяснение их. Запись под диктовку слов без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильное списывание слов, предложений и текстов. Поиск и объяснение в тексте слов с изученными орфограммами

Запись под диктовку слов без ошибок, пропусков и искажений.

Каллиграфически правильное списывание слов, предложений и текстов.

Группировка слов по месту орфограммы, по типу орфограммы.

Моделирование алгоритма применения орфографических правил, работа по составленным алгоритмам.

Классифицирование слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Сравнение слов по значению и форме (синонимы, антонимы и др.).

Сравнение слова, словосочетания и предложения. Составлять словосочетание по заданным моделям. Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливание связи между ними по вопросам. Синтаксический разбор предложений, Обозначение на письме интонации перечисления в предложении с однородными членами.


1


17

Звуки и буквы.

Диктант по теме «Текст».


Формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство

Проводить звуко-буквенный анализ слов;


1


18

Повторение деления слов на слоги.


Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;

1


19

Девять правил орфографии.


Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа;

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;


1


20

Прописная буква в именах собственных.

Р/К.Названия городов ,населенных пунктов , Ставропольского края.

Уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;


Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы.

1


21

Буква безударных гласных.


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

1


22

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

1


23

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям

Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

1


24

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова.

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

Подбирать слова и проверять парные согласные.


1


25

Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова.

Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения;

Подбирать слова и проверять парные согласные.


1


26

Непроизносимые согласные.


Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Вспомнить правило написания непроизносимых согласных


1


27

Непроизносимые согласные.


Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Вспомнить правило написания непроизносимых согласных


1


28

Контрольное списывание: «Город на холмах»(рассказ о городе Ставрополе).


Расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе

Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

1


29

Разделительный твёрдый и мягкий знаки


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.

1


30

Развитие речи. Р.К.Обучающее изложение на тему: «Осень нашего края»

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные».


1


31

Удвоенные согласные

Формирование чувства гордости за свою Родину

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;


1


32

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Формирование чувства гордости за свою Родину

Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;


1


33

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Выбирать варианты переноса слов

1


34

Контрольный диктант: « Правописание слов с шипящими»

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

1


35

Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Делать полный и краткий пересказ текста;


1


36

Перенос слова.



Определять основные функции слова.

1


37

Что рассказало слово

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Определять основные функции слова.

1


38

Что рассказало слово



Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;


1


39

Что рассказало слово

Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря

Составлять словосочетания по заданным моделям;


1


40

Что рассказало слово

Умение выражать свои мысли.

Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря

Записывать слова без ошибок, пропусков и искажений;

1


41

Синонимы.


Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Углубить знания о синонимах, об их роли в русском языке.


1


42

Употребление синонимов в тексте.


Формирование уважительного отношения к иному мнению

Расположение синонимов по степени возрастания признака.

Составление предложений с фразеологизмами.


2 четверть

43

Слово и его значение Антонимы.



Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

Нахождение антонимов в пословицах.

Подбор антонимов к словам разных частей речи.

1


44

Слово и его значение Омонимы


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Расширить знания об омонимах; обогащать словарь новыми словами-омонимами.

1


45

Многозначные слова.


Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях

1


46

Слово и его значение

Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

Научаться отличать имена нарицательные, имена собственные

1


47

Слово и его значение

Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

Делать полный и краткий пересказ текста;


1


48

Словосочетание


Умение выражать свои мысли.

Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря

Словосочетание, составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову

1


49

Словосочетание


Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

Выделять словосочетание из предложений, постановка вопроса от слова к слову

1


50

Предложение


Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Уметь определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова.


1


51

Главные члены предложения


Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам;

1


52

Главные члены предложения


Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Уметь выделять главные и второстепенные

члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам

1


53

Предложения с однородными членами

Р.к.Составление предложений о писателях Ставропольского края

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Находить в тексте однородные члены предложения и их обозначения.


1


54

Предложения с однородными членами


Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Уметь обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

1


55

Контрольный диктант: « Главные члены предложения»

Перевод внешней речи на внутренний план.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;



1


56

Работа над ошибками.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Обобщить знания обо всех известных орфограммах

1


Раздел: « Состав слова».15 часов


57

Состав слова


Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;


Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»). Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа.

богащение словарного запаса словами по изучаемым темам и ситуациям.

Воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно

Выделение в слове орфограммы, определение её типа, применение нужного алгоритма для её проверки.

Образование слов по указанным темам.Написание основных приставок русского языка, различие приставки и предлога. Объяснение значения суффикса.

Подбор слов с указанными суффиксами. Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение окончания в изменяемых словах.

Роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Образование сложных слов на базе предложенных сочетаний слов.

Разбор сложных слов по составу.


1


58

Корень.

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание;


Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»). Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми

1


59

Корень.

Выделять окончания у слов разных частей речи.

Комментировать собственные действия при выполнении задания.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

1


60

Корневые орфограммы.

Различать однокоренные слова и формы одного слова;


Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Формирование уважительного отношения к иному мнению

1


61

Развитие речи. Р/К. Письменные ответы на вопросы по содержанию текстаИ.В.Кузнецова: «Казаки и Ставрополь»

Образовывать слова с заданными морфемами;


Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, Р.Кпри сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.;. Уважительно и с интересом относиться к истории языка

1


62

Приставка.


Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания

Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»). Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах

1


63

Приставка. Предлог.



Различать приставку и предлог;


Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру объяснения орфограмм.

1


64

Суффикс.


Актуализировать и расширить знания о суффиксе как части слова

Обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

1


65

Уменьшительно-ласкательные суффиксы.


1


66

Окончание и основа слова


Выделять в слове основу и окончание;


Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова). Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1


67

Окончание и основа слова

Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании;

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

1


68

Как образуются слов

Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

1


69

Как образуются слова


Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов.

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

1


70

Контрольный диктант

по теме:

«Состав слова»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;


Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.

Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

1


71

Работа над ошибками


Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

1


Раздел: «Части речи». 3 часа

72

Части речи


Определять части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог,

Комментировать собственные действия при выполнении зад Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникамиания.


1


73

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.


Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

1


74

Контрольный диктант по теме______________

Записывать слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план

1


«Имя существительное». 39часов

75

Имя существительное.

Знать признаки имени существительного

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Относиться с уважением к представителям других народов

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа.

Определение части речи (имя существительное) по обобщённому значению предметности и по вопросам; правильно использовать их. Соотношение слова и его грамматических характеристик, выбор из ряда имён существительных слова с заданными грамматическими характеристиками. Определение рода имён существительных, согласование с ними других частей речи (имена прилагательные, глаголы прошедшего времени). Употребление в речи имен существительных с «проблемным» определением рода. Определение падежей имён существительных.

Соотношение слова и набора его грамматических характеристик, выбор из ряда имён существительных слова с заданными грамматическими характеристиками.


1


76

Собственные и нарицательные имена существительные.

Знать

отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Относиться с уважением к представителям других народов;


1


77

78

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению.

Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова). Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку

2


79

Р. Развитие речи.КСочинение – описание с использованием приёма олицетворения.

«Как прекрасен русский лес»(о красоте Ставропольских лесов)

Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.

Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах

1


80

Число имен существительных


Уметь определять род имен существительных во множественном числе

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;

1


81

Изменение имён существительных по числам.


Уметь определить роль окончаний при изменении имен существительных по числам, определение рода имен существительных во множественном числе

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности

1


82

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста

Образовывать слова с заданными морфемами;


Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Уважительно и с интересом относиться к истории языка;

1

3 четверть


83

Новогоднее путешествие с Дедом Морозом

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;


Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

1


84

Проверка знаний учащихся. Тест


Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями

1


85

86

87

88

89


Род имён существительных

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;


Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план

5


90

Развитие речи.

Р/к. Обучающее изложение на тему: «Исчезающие птицы Ставропольского края-Беркут»(о пернатых нашего края)

Научиться распознавать род существительных в косвенном падеже

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;


1


91-92

Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

2


93

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце сущ-х женского рода»

Знать орфограмму -правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

разрешать проблемные ситуации;

1


94

Работа над ошибками

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;


Писать предложения на заданную тему. Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

1


95

96

97


Изменение имен существительных по падежам



Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

1


98


Изменение имен существительных по падежам Именительный падеж.


Знать названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны,

1


99

100

Изменение имен существительных по падежам Родительный падеж


Определять имена существительные в именительном падеже

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Эфективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации

2



101

Изменение имен существительных по падежам Дательный падеж


Определять имена существительные в родительном падеже, вопросы и предлоги родительного падежа

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру

1


102

Изменение имен существительных по падежам Винительный падеж


Определять имена существительные в дательном падеже, вопросы и предлоги дательного падежа

Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

реально оценивать свои успехи в освоении языка

1


103

Изменение имен существительных по падежам Творительный падеж


Определять имена существительные в винительном падеже, вопросы и предлогов винительного падежа

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи. Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

1


104

Изменение имен существительных по падежам Предложный падеж


Определять имена существительные в творительном падеже, вопросы и предлоги творительного падежа,

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

различных видов. Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

1


105

106


Изменение имен существительных по падежам


Определять имена существительные в предложном падеже, вопросы и предлоги предложного падежа

Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям. Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

2


107

108

Имя существительное

Уметь определять падеж имени существительного и его окончание;

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи.

Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе).

2



109



110

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Работа над ошибками

Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;

Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями

2


111

Местоимение


Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи;

Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки). Разрешать проблемные ситуации;

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

1


112-

113

114

Местоимение

Р/К.Работа над правильным использованием в рассказе В.В.Ходарева: «Старинные казачьи поверья» местоимений

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;


Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.


3


«Глагол». час.

115-116

117

Глагол

Видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.


Уметь верно использовать местоимения в речи. Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работ. Сравнение по значению и по функции имен существительных и местоимений. Редактирование текста, используя личные местоимения

3



118



119-

120

121

Контрольное

списывание

Р/К. «Мой край родной»

Изменение глаголов по временам



Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;


Ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации. Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работа.

Распознавание глаголов в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Образование глагольной формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Трансформирование текста, изменяя время глагола.

Распознавание глаголов в тексте на основе их значений и грамматических признаков. Написание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы. Раздельное написание не с глаголами. Выполнение упражнений.


4


122




123




Контрольный диктант за 3 четвертью


Работа над ошибками

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять время глаголов;

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

3


124

Изменение глаголов по временам


Записывать слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

1


125


Глаголы настоящего времени.

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;

Понимать цели и задачи учебной деятельности.

Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

1


126-127

Глаголы прошедшего времени.

Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;


Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации

2


128-129


Глаголы будущего времени.



Распознавать глаголы в тексте;

определять время глаголов;


Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки). Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

2


130-

131-132


Непределенная форма глагола

Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи. Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах

3

4 четверть


131


Изменение глаголов по времени. Неопределённая форма глагола


Определять число глаголов;


Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям. Осознавать свою этническую и национальную принадлежность


1


132-133

Изменение глаголов по числам

Определять число глаголов;


Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку

2


134

Развитие речи. Р/К Обучающее изложение по рассказу Ставропольского писателяМ.В.Усова «Перед дальней дорогой»( 0 ласточках)

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи


1


135


136

137

138

Развитие речи. Сочинение

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

Определять число глаголов;


Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям. Относиться с уважением к представителям других народов

4


139

140

НЕ с глаголами


Верно писать не с глаголами;


Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

2


141

142


Разбор глагола как части речи


Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи.

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;

2


143

Контрольныйдиктант по теме «Глагол»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.


1


144

Работа над ошибками.

Проверка знаний по теме «Глагол»

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

1


«Имя прилагательное». 18 часов

145

146147

148-



149


Имя прилагательное







Промежуточная итоговая аттестация. Контрольный диктант.

Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению;

показать роль имен прилагательных в речи.

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Реально оценивать свои успехи в освоении языка;

Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работ. Определение связи имен прилагательных с именем существительным. Применение алгоритма определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Применение алгоритма определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Выделение в тексте слов с изученными орфограммами и объяснение их. 

4







1












150

151

Изменение имен прилагательных по родам и числам


Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях

2


152-153


Изменение имен прилагательных по числам


Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях

2


154

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.



Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями

1


155

Развитие речи. Сочинение-описание.на тему:

«Весна,,весна и всё ей радо»

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи


1


156

157

158

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.


Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру

3


159

Имя прилагательное.

Систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Уметь верно использовать местоимения в речи. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

1


160

Р/К. Обучающее изложение по теме: «Празднование дня победы в нашем селе»

Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи

1


161

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;

Ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план

1


162

Работа над ошибками.

Работа над ошибками. Работа над ошибками Работа над ошибками

Понимать цели и задачи учебной деятельности;

решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

1


163


Повторение изученных орфограмм.


формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;

1


164

165

166

Повторение. Слово. Предложение. Текст.

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи.

Разрешать проблемные ситуации;

реально оценивать свои успехи в освоении языка;

эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации

Парная, групповая,  коллективная, индивидуально – обособленная, самостоятельная работ.

3


167

Повторение изученных орфограмм.

Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;


Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;

развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план.

1


168

Повторение изученных орфограмм.

Работа над ошибками

Закрепить навык написания изученных орфограмм

Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря


1


169



170


Повторение. Правила правописания.

Обобщающий урок. Игра «По океану»

Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм.

Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи.

Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

2


171 -175

Резерв