Родной русский язык 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, базисного учебного плана для образовательных учреждений МО РФ и РБ, учебного плана МОБУ СОШ с. Алегазово МР Мечетлинский район РБ, «Примерной программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)», авторской программы Саяховой Л. Г. «Программа и методическое руководство к учебнику «Слово» (Русский язык. 5 – 9 классы). – Уфа: Китап, 2010», учебного пособия Саяховой Л.Г. «Слово. Русский язык. Учебник русского языка для 6 класса. – Уфа: Китап, 2013.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК».
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
• применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
• коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
• представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
• усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
• освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
• опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
• проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
• понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
• осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Темы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ, тестирования | Развитие речи |
Введение. Морфология. | 1 | | |
Имя существительное | 11 | 1 | 1 |
Имя прилагательное | 8 | 1 | |
Имя числительное | 8 | 1 | |
Местоимение | 6 | | 1 |
Глагол | 10 | 1 | 1 |
Причастие | 5 | | 1 |
Деепричастие | 4 | 1 | |
Наречие | 5 | 1 | 1 |
Служебные части речи | 6 | | 1 |
Повторение и систематизация изученного | 3 | 1 | |
ИТОГО | 67 | 7 | 6 |
Введение
Русский язык – один из развитых языков мира
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное. Культура речи
Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных.
НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК -ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).
Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.
Имя прилагательное. Культура речи
Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.
НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Употребление в речи прилагательных.
Имя числительное. Культура речи
Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Развитие речи
Употребление в речи прилагательных.
Местоимение. Культура речи
Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
Употребление в речи местоимений.
Глагол. Культура речи
Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола.
Повторение изученного
Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Наименование разделов и тем уроков |
план | факт |
1 | 4.09 | | Введение. Морфология. |
2 | 6.09 | | Имя существительное как часть речи. |
3 | 11.09 | | Имена существительные собственные и нарицательные. |
4 | 13.09 | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
5 | 18.09 | | Род имен существительных. |
6 | 20.09 | | Входной контрольный диктант |
7 | 25.09 | | Работа над ошибками. Число имен существительных. |
8 | 27.09 | | Падеж имен существительных. |
9 | 2.10 | | Несклоняемые имена существительные. |
10 | 4.10 | | Разносклоняемые имена существительные. |
11 | 9.10 | | Употребление падежных форм имен существительных. |
12 | 16.10 | | РР Сжатое изложение |
13 | 18.10 | | Имя прилагательное как часть речи. |
14 | 23.10 | | Имена прилагательные как часть речи. Закрепление. |
15 | 25.10 | | Контрольный диктант за 1 четверть |
16 | 6.11 | | Работа над ошибками. Разряды имен прилагательных. |
17 | 8.11 | | Имена прилагательные полные и краткие. |
18 | 13.11 | | Склонение имен прилагательных |
19 | 15.11 | | Степени сравнения имен прилагательных. |
20 | 20.11 | | Употребление имен прилагательных. |
21 | 22.11 | | Имена числительные. |
22 | 27.11 | | Имена числительные как часть речи. |
23 | 29.11 | | Количественные числительные. |
24 | 4.12 | | Порядковые числительные. |
25 | 6.12 | | Собирательные числительные. |
26 | 11.12 | | Дробные числительные. |
27 | 13.12 | | Правописание и употребление имен числительных. |
28 | 18.12 | | Контрольный диктант по теме «Имена существительные, прилагательные, числительные». |
29 | 20.12 | | Местоимение. Личные местоимения. Возвратные местоимения. |
30 | 25.12 | | Вопросительные и относительные местоимения. |
31 | 27.12 | | Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. |
32 | 15.01 | | Притяжательные местоимения. Указательные местоимения.». |
33 | 17.01 | | Определительные местоимения. Употребление местоимений в речи. |
34 | 22.01 | | РР Сжатое изложение |
35 | 24.01 | | Глагол как часть речи. Инфинитив. |
36 | 29.01 | | Возвратные глаголы. Виды глагола. Образование видовых пар. Употребление в речи. |
37 | 31.01 | | Наклонение глаголов. |
38 | 5.02 | | Времена глаголов. Значение форм времени и их употребление в речи. |
39 | 7.02 | | Лицо и число глагола. Спряжение глагола. |
40 | 12.02 | | Сослагательное и повелительное наклонение. |
41 | 14.02 | | Безличные глаголы. Словообразование глаголов. |
42 | 19.02 | | Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи. |
43 | 21.02 | | Контрольный диктант по теме «Глагол». |
44 | 26.02 | | РР Сочинение |
45 | 28.02 | | Понятие о причастии. |
46 | 5.03 | | Действительные и страдательные причастия. |
47 | 7.03 | | Правописание причастий. |
48 | 12.03 | | Употребление причастий в речи. |
49 | 14.03 | | РР Сжатое изложение |
50 | 19.03 | | Понятие о деепричастии. |
51 | 21.03 | | Контрольный диктант за 3 четверть. |
52 | 2.04 | | Работа над ошибками. Образование деепричастий |
53 | 4.04 | | Правописание и употребление деепричастий в речи. |
54 | 9.04 | | Наречие как часть речи. |
55 | 11.04 | | Образование и правописание наречий. |
56 | 16.04 | | Употребление наречий. |
57 | 18.04 | | Контрольный диктант по теме «Причастие. Деепричастие. Наречие». |
58 | 23.04 | | РР Сочинение на морально-этическую тему |
59 | 25.04 | | Служебные слова. Понятие о предлоге. |
60 | 30.04 | | Правописание и употребление предлогов в речи. |
61 | 2.05 | | Понятие о союзе. |
62 | 14.05 | | Правописание и употребление союзов в речи. Понятие о частице. Правописание и употребление частиц в речи. |
63 | 16.05 | | Сжатое изложение |
64 | 21.05 | | Понятие о междометии. Употребление междометий в речи. |
65 | 23.05 | | Повторение изученного в 7 классе. |
66 | 28.05 | | Итоговый диктант |
67 | 30.05 | | Работа над ошибками |
22