Краснодарский край, Кавказский район, станица Казанская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н.Г.Чернышева станицы Казанская муниципального образования
Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от « ____» августа 2016 года протокол №1
Председатель __________/ Р.А.Сухорученко/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования (класс) среднее общее образование (10-11 классы)
Профильный уровень
Количество часов 207
Учитель Маковкина А.Н.
Программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2004 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Содержание учебного предмета русский язык.
Основное содержание
(207 часов)
содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций
(137 часов)
Введение в науку о языке (25 часов).
Язык как общественное явление.
Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Основные функции языка.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система (82 часа).
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка (7 часов). Лексическая синонимия. Морфемная синонимия. Морфологическая синонимия. Морфологические синонимы. Синтаксическая синонимия. Синтаксические синонимы. Синтаксическая синонимия в словосочетании, в простом и сложном предложении.
Фонетика (11 часов). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Чередования звуков речи. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации.
Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Орфоэпия.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология (16 часов). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Системные отношения в лексике русского языка. Выражение системных отношений в многозначности, омонимии. Выражение системных отношений в синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления . Лексика русского языка с точки зрения стилистической дифференциации.
Фразеологические единицы русского языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Идиомы. Фразеологические сочетания. Пословицы и поговорки. Крылатые выражения Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (11 часов). Виды морфем. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Морфемы корневые. Морфемы аффиксальные. Морфемы словоизменительные. Морфемы словообразовательные. Варианты морфем.
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Морфемика и словообразование.Формообразование.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфология (13 час). Грамматические категории, значения, формы. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки.
Морфология. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Слова категории состояния. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис (24 часа).Синтаксические единицы и синтаксические связи. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложения простые и сложные. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 час).
Лингвистические особенности текстов разных стилей. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности научных текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности официально-деловых текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ текстов разных стилей. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.Лингвистический анализ научных текстов. Лингвистический анализ официально-деловых текстов. Лингвистический анализ публицистических текстов. Лингвистический анализ разговорных текстов.
Язык художественной литературы. Литературный язык. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности.
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Тропы и особенности их использования. Стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация (15 час).
Разделы современной русской орфографии. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов Правила графического сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции
(60 час)
Речевое общение. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Официальное и неофициальное речевое общение. Публичное и непубличное речевое общение. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Речевая ситуация и её компоненты. Официальные и неофициальные ситуации общения. Официальные ситуации общения. Неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Совершенствование продуктивных видов речевой деятельности. Совершенствование рецептивных видов речевой деятельности.
Особенности диалогической и монологической речи. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Диалог в различных сферах общения. Разновидности диалога. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Правила ведения дискуссии. Правила ведения полемики.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Изучающее чтение. Ознакомительно-изучающее чтение. Ознакомительно-реферативное чтение.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Совершенствование культуры учебно-научного общения. Устная и письменная формы учебно-научного общения. Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Участие в беседах. Участие в дискуссиях. Краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам .Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Написание докладов. Написание рефератов, тезисов. Написание рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Деловые документы разных жанров. Заявление, доверенность, резюме, деловое письмо, объявление, инструкция.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Подготовка к публичному выступлению. Выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
(10 часов)
Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимодействие национальных культур. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.
Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.
СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС
(105 часов)
содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций
(70 час)
Введение в науку о языке (13 часов).
Язык как общественное явление.
Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Русский язык в современном мире.
Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Основные функции языка.
Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.
Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
Языковая система (41 час).
Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка.
Синонимия в системе языка (4 часа). Лексическая синонимия. Морфемная синонимия. Морфологическая синонимия. Морфологические синонимы.
Фонетика (6 часов). Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Чередования звуков речи.Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке.
Интонационные особенности русской речи.
Лексика и лексикология (8 часов). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Системные отношения в лексике русского языка. Выражение системных отношений в многозначности, омонимии. Выражение системных отношений в синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления . Лексика русского языка с точки зрения стилистической дифференциации.
Морфемика и словообразование (6 часов). Виды морфем. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Морфемы корневые. Морфемы аффиксальные. Морфемы словоизменительные. Морфемы словообразовательные. Варианты морфем.
Морфология (6 часов). Грамматические категории, значения, формы. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки.
Синтаксис (11 часов). Синтаксические единицы и синтаксические связи. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложения простые и сложные. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Система функциональных разновидностей современного русского языка (8 часов).
Лингвистические особенности текстов разных стилей. Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности научных текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности официально-деловых текстов и их основных жанров. Лингвистические особенности публицистических текстов и их основных жанров.
Разговорная речь и ее особенности.
Лингвистический анализ текстов разных стилей. Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов. Лингвистический анализ научных текстов. Лингвистический анализ официально-деловых текстов. Лингвистический анализ публицистических текстов. Лингвистический анализ разговорных текстов.
Правописание: орфография и пунктуация (8 часов).
Разделы современной русской орфографии. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания. Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов Правила графического сокращения слов.
Принципы современной русской пунктуации.
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции
(30 часов)
Речевое общение. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Официальное и неофициальное речевое общение. Публичное и непубличное речевое общение. Вербальные средства общения. Невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Речевая ситуация и её компоненты. Официальные и неофициальные ситуации общения. Официальные ситуации общения. Неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Совершенствование продуктивных видов речевой деятельности. Совершенствование рецептивных видов речевой деятельности.
Особенности диалогической и монологической речи.
Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Диалог в различных сферах общения. Разновидности диалога.Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Правила ведения дискуссии. Правила ведения полемики.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Изучающее чтение. Ознакомительно-изучающее чтение. Ознакомительно-реферативное чтение.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
(5 часов)
Язык и культура.Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения.
СОДЕРЖАНИЕ
11 КЛАСС
содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций
(67 часов)
Введение в науку о языке (12 часов).
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.
Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.
Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Современные нормативные словари, справочники, пособия.
Языковая система (41 час).
Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка (3 часа). Синтаксическая синонимия. Синтаксические синонимы. Синтаксическая синонимия в словосочетании, в простом и сложном предложении.
Фонетика (5 часов).
Основные элементы интонации.
Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. Орфоэпия.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Лексика и лексикология (8 часов).
Фразеологические единицы русского языка. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Идиомы. Фразеологические сочетания. Пословицы и поговорки. Крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Лексические средства выразительности речи.
Морфемика и словообразование (5 часов).
Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. Морфемика и словообразование.Формообразование.
Словообразовательные средства выразительности речи.
Морфология (7 часов).
Морфология. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Слова категории состояния. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис (13 часов).
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Система функциональных разновидностей современного русского языка (7 часов). Язык художественной литературы. Литературный язык. Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.
Средства словесной образности.
Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Тропы и особенности их использования. Стилистические фигуры и особенности их использования.
Художественный текст как объект лингвистического анализа.
Правописание: орфография и пунктуация (7 часов).
Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Трудные случаи орфографии и пунктуации.
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции
(30часов)
Культура речи и её основные аспекты. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Этический аспект культуры речи.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Совершенствование культуры учебно-научного общения. Устная и письменная формы учебно-научного общения. Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Участие в беседах. Участие в дискуссиях. Краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. Написание докладов. Написание рефератов, тезисов. Написание рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. Деловые документы разных жанров. Заявление, доверенность, резюме, деловое письмо, объявление, инструкция.
Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Подготовка к публичному выступлению. Выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
(5 часов)
Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимодействие национальных культур. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.
Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п | Блок/раздел, подраздел. | Количество часов | ИТОГО: |
10 класс | 11класс | |
I. | Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций. | 70 | 67 | 137 |
1. | Введение в науку о языке. | 13 | 12 | 25 |
2. | Языковая система. | 41 | 41 | 82 |
2.1. | Синонимия в системе языка. | 4 | 3 | 7 |
2.2. | Фонетика. | 6 | 5 | 11 |
2.3. | Лексика и лексикология.. | 8 | 8 | 16 |
2.4. | Морфемика и словообразование. | 6 | 5 | 11 |
2.5. | Морфология. | 6 | 7 | 13 |
2.6. | Синтаксис. | 11 | 13 | 24 |
3. | Система функциональных разновидностей современного русского языка. | 8 | 7 | 15 |
4. | Правописание: орфография и пунктуация. | 8 | 7 | 15 |
II. | Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции. | 30 | 30 | 60 |
III. | Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. | 5 | 5 | 10 |
ИТОГО: | | 105 | 102 | 207 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов |
I.содержание, обеспечивающее формирование языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций | 70
| | |
1.Введение в науку о языке. | 13 | 1. Язык как общественное явление. | 7 |
2. Русистика как наука о русском языке; её основные разделы. | 3 |
3. Русский язык как один из индоевропейских языков. | 3 |
2.Языковая система. 41ч. |
2.1. Синонимия в системе языка. | 4 | 1. Синонимия в системе русского языка. | 4 |
2.2. Фонетика. | 6 | 1. Классификация фонетических единиц русского языка. | 3 |
2. Интонационные особенности русской речи. | 3 |
2.3. Лексика и лексикология. | 8 | 1. Слово - основная единица языка. | 4 |
2. Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. | 4 |
2.4. Морфемика и словообразование. | 6 | 1. Виды морфем. | 4 |
2.Варианты морфем. | 2 |
2.5.Морфология. | 6 | 1.Грамматические категории, значения, формы. | 3 |
2. Проблема классификации частей речи в русистике. | 3 |
2.6. Синтаксис. | 11 | 1.Синтаксические единицы и синтаксические связи. | 4 |
2.Предложения простые и сложные. | 7 |
3.Система функциональных разновидностей современного русского языка | 8 | 1. Лингвистические особенности текстов разных стилей. | 4 |
2. Лингвистический анализ текстов разных стилей. | 4 |
4.Правописание: орфография и пунктуация. | 8 | 1.Разделы современной орфографии. | 7 |
2.Принципы современной русской пунктуации. | 1 |
II.содержание, обеспечивающее формирование Коммуникативной компетенции. | 30 | 1.Речевое общение. | 10 |
2.Особенности диалогической и монологической речи. | 10 |
| 3.Текст как продукт речевой деятельности. | 10 |
III.Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции | 5 | 1. Язык и культура. | 3 |
2.Русский язык в контексте русской культуры. | 2 |
11 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов |
I. содержание, обеспечивающее формирование языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций | 67 | | |
1.Введение в науку о языке. | 12 | 1.Краткая история русской письменности. | 3 |
2. Формы существования русского национального языка. | 2 |
3.Языковая норма. | 7 |
2.Языковая система. | 41 | | |
2.1.Синонимия в системе языка. | 3 | 1. Синонимия в системе русского языка. | 3. |
2.2.Фонетика. | 5 | 1. Основные элементы интонации. | 3 |
| | 2.Изобразительные средства фонетики русского языка. | 2 |
2.3.Лексика и лексикология. | 8 | 1.Фразеологические единицы русского языка. | 7 |
2.Лексические средства выразительности речи. | 1 |
2.4. Морфемика и словообразование. | 5 | 1.Система современного русского словообразования. | 4 |
2.Словообразовательные средства выразительности речи. | 1 |
2.5.Морфология. | 7 | 1.Слова, находящиеся вне системы частей речи. | 5 |
2.Морфологические средства выразительности речи. | 2 |
2.6. Синтаксис. | 13 | 1.Прямая и косвенная речь. | 4 |
2.Синтаксис текста. | 7 |
3. Этимология как раздел лингвистики. | 2 |
3. Система функциональных разновидностей современного русского языка. | 7 | 1. Язык художественной литературы и литературный язык. | 3 |
2. Средства словесной образности. | 4 |
4.Правописание: орфография и пунктуация. | 7 | 1.Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. | 6 |
2. Трудные случаи орфографии и пунктуации. | 1 |
II. содержание, обеспечивающее формирование Коммуникативной компетенции. | 30 | 1. Культура речи и её основные аспекты. | 6 |
2. Совершенствование культуры учебно-научного общения. | 9 |
3. Совершенствование культуры официально-делового общения. | 6 |
4. Формирование культуры публичной речи. | 7 |
5.Совершенствование культуры разговорной речи. | 2 |
III. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. | 5 | 1. Отражение в современном русском языке культуры других народов. | 4 |
2.Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка. | 1 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ___________________________ учителей русского языка и литературы подпись Ф.И.О.
МБОУ СОШ № 20 __________ 2016 года
от____________2016 года № 1
____________ _________________
Подпись руководителя МО Ф.И.О.