СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Т.А. Ладыженской (210 часов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику Т.А.Ладыженской  5 класса рассчитана на 210 ч., сопровождается аннотацией (в конце программы)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Т.А. Ладыженской (210 часов)»

23


ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ЭКОЛОГИИ»

123098 г. Москва, ул. Рогова, д.9 корп.2

тел.: 8-495-947-27-84








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


Количество часов:

всего 210 часов

в неделю 6 часов



Составитель программы: Михеева Галина Ивановна


Программа составлена на основе ФГОС основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку для 5–9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (2011 г.)










Москва, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 2010 г., Примерной программой основного общего образования,1 авторской Программой курса «Русский язык. 5-9 классы» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский)2, которая входит в состав УМК, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

• воспитание гражданственности и патриотизма, осознанного отношения к языку как явлению культуры; пробуждение и развитие интереса, любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; обогащение лексикона и грамматического строя речи школьников;

• освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете.

Задачи обучения русскому языку в основной школе:

• осознание русского языка как одной из главных национально-культурных ценностей русского народа;

• формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским литературным языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его использования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;

• усвоение системы знаний о русском языке;

• развитие метапредметных умений: определять цели будущей деятельности, последовательность действий; оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; извлекать информацию из различных источников, преобразовывать её.

Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и деятельностном.

Основными принципами обучения русскому языку при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие:

  • принцип коммуникативности. Он определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех её видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нём. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика коммуникативности;

  • принцип сознательности. В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования содержание учебного курса «Русский язык» распределено по классам следующим образом:

В 5 классе изучаются фонетика и графика, орфоэпия и орфография, лексика и морфемика. Начинается изучение морфологии (существительное, прилагательное, глагол). Вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса, пунктуации, что позволяет совершенствовать устную и письменную речь.

6–7 классы имеют морфологическую направленность. В 6 классе завершается изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола; представлены местоимение и числительное. Как и в 5 классе, курс начинается с раздела «Речь».

В 7 классе завершается изучение морфологии: наречия, причастия, деепричастия и служебных частей речи.

В 8–9 классах начинается систематическое изучение синтаксиса. В 8 классе рассматриваются словосочетание и предложение: простое; двусоставное и односоставное; простое осложненное (предложение с однородными членами; предложение с обособленными членами; предложение с обращениями, вводными конструкциями). В 9 классе изучается синтаксис сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, сложное с разными видами связи, прямая и косвенная речь).

В 8–9 классах продолжается углубленное изучение материала по разделам «Язык» и «Речь» (текст, типы речи, стили речи, жанры).

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому большое место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года предназначены специальные часы. В программе выделены две рубрики: в первой определяется система понятий, теоретические сведения, подлежащие усвоению, во второй – основные виды учебной деятельности, которыми должен овладеть ученик.

Авторская рабочая программа3 рекомендует в 5 классе 175 часов на изучение предмета «Русский язык» (т.е. 5 часов в неделю при 35 неделях в учебном году).

В соответствии с базисным учебным планом школы «Инеснэк» в 5 классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 210 часов (6 часов в неделю), поэтому в данную Рабочую программу внесены изменения, касающиеся прежде всего увеличения количества часов, отводимых на повторение в начале и в конце года, а также на изучение некоторых сложных тем («Синтаксис», «Морфемика») и на развитие речи.

Характер изменений, внесенных в тематическое планирование данной Рабочей программы, отражается в следующей сопоставительной таблице:


Тематическое планирование в 5 классе

Разделы курса

Авторская программа

Рабочая программа

1. Язык и общение

2

2

2. Повторение пройденного в

1 - 4 классах

17

24

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

23

30

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

12

12

5. Лексика. Культура речи

6

9

6. Морфемика. Орфография. Культура речи

18

21

7. Морфология. Орфография. Культура речи

56, в т.ч.:

56, в т.ч.:

7.1. Имя существительное

17

20

7.2. Имя прилагательное

10

11

7.3. Глагол

29

25

8. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

5

15

11. Развитие речи (в течение года)

36

41

Всего

175

210





Содержание программы учебного курса русского языка для 5 класса


Язык - важнейшее средство общения (2 ч + 1 ч РР)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (24 ч+7 ч РР)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30 ч + 4 ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 4 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (9 ч + 3 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 5 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.


Морфология. Орфография. Культура речи (56 ч + 16 ч)

Имя существительное (20 ч + 5 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (11 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (25 ч + 7 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (15 ч +1 РР)


Обучение ведется по учебнику «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – М.: «Просвещение», 2014.


Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие и т. д.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5 классе;

  • роль русского языка как национального языка рус­ского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, моно­лог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публици­стического, официально-делового стилей и разго­ворной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы ре­чевого этикета.





Учащиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части ис­ходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи;

  • давать им фонетиче­скую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • разбирать слова фонетически;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • опознавать звукопись как поэтическое средство;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • разбирать слова орфоэпически;

  • работать с орфоэпическим словарем;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарем;

словообразование

  • выделять морфемы на основе смыслового и слово­образовательного анализа слова (в словах неслож­ной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в со­ответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово морфологически;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • определять вид предложения по цели высказыва­ния, интонации, наличию или отсутствию второ­степенных членов предложения, количеству грам­матических основ;

  • составлять простые и сложные предложения из­ученных видов;

  • разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми соглас­ными, изученными в 5 классе;

  • пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тек­сты (в том числе с элементами описания предме­тов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера;

  • совершенствовать содержание и языковое оформ­ление (в соответствии с изученным языковым ма­териалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         осознания роли родного языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и обще­ства;

         развития речевой культуры, бережного и созна­тельного отношения к родному языку;

         удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуа­циях общения;

         увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

         получения знаний по другим учебным предметам.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

знать:    

         роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средства межнационального общения;

         смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

         основные признаки стилей языка;

         признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

         основные единицы языка, их признаки;

         основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)для данного периода обучения;

         нормы речевого этикета;

уметь:

         различать разговорную речь и другие стили;

         определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

         опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

         объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

         адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

         читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

         извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

         воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

         создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

         осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

         владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен мнениями);

         свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

         соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

         соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

         соблюдать нормы русского речевого этикета;

         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса;

  • расширения круга используемых грамматических средств;

  • развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Учебно-тематическое планирование (210 ч.)

урока

Содержание (разделы, темы)

Коли-

чество часов

Дата

проведе- ния


Язык и общение (3 ч., в т.ч. 1 РР)


Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

1 четверть

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

1


РР Стили речи

1



Повторение изученного в начальных классах (31 ч, в т.ч. 2 КР, 7 РР

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1


Орфограмма

1


Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1


Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1


Правописание непроверяемых безударных гласных в корне

1


Правописание непроверяемых безударных гласных в корне

1


Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1


Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1


Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1


Буквы и, у, а после шипящих

1


Разделительные Ъ и Ь

1


Раздельное написание предлогов с другими словами

1


Контрольный диктант по теме «Правописание орфограмм»

1


Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1


РР Что мы знаем о тексте.

1


РР Подготовка к обучающему изложению «Хитрый заяц».

1


РР Обучающее изложение «Хитрый заяц».

1


Части речи

1


Глагол

1


Написание -тся и -ться в глаголах

1


РР Тема текста.

1


Личные окончания глаголов.

1


Личные окончания глаголов.

1


Имя существительное.

1


Имя прилагательное

1


РР Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Летом».

1


РР Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом».

1


Местоимение

1


РР Основная мысль текста.

1


Контрольный диктант по орфографии и пунктуации

1


Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1



Синтаксис. Пунктуация. (34ч., в т.ч. 3 КР, 4 РР)

Синтаксис и пунктуация

1


Словосочетание.

1


Разбор словосочетания

1


Предложение.

1


РР Подготовка к сжатому изложению

1


РР Сжатое изложение

1


Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения

1


Восклицательные предложения

1


РР Сочинение «Памятный день»

1


Тест по теме «Словосочетание и предложение»

1


Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1


Сказуемое.

1


Тире между подлежащим и сказуемым

1


Нераспространённые и распространённые предложения.

1


Второстепенные члены предложения. Дополнение

1


Определение

1


Обстоятельство.

1


Проверочная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1


Предложения с однородными членами.

1


Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1


Обобщающие слова при однородных членах.

1

2 четверть

Закрепление по теме «Однородные члены предложения» и знаки препинания при них.

1


Предложения с обращениями

1


РР Письмо.

1


Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1


Простые и сложные предложения.

1


Простые и сложные предложения.

1


Синтаксический разбор сложного предложения

1


Прямая речь.

1


Диалог

1


Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1


Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1


Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация».

1


Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

1



Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. (12 ч., в т.ч. 1 КР, 4 РР)

Фонетика. Гласные звуки



Согласные звуки.



РР Повествование. Подготовка к изложению.



РР Изложение-повествование.



Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие



Согласные звонкие и глухие



Графика. Алфавит



РР Описание предмета.



Обозначение мягкости согласных с помощью ь



Двойная роль букв е, ё, ю, я.



Орфоэпия.



Фонетический разбор слова



Повторение темы «Фонетика»



Контрольный диктант по теме «Фонетика».



Анализ диктанта, работа над ошибками



РР Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица».




Лексика (12 ч., в т.ч. 1 КР, 3 РР)

Слово и его лексическое значение



Способы выражения лексических значений слов



Однозначные и многозначные слова



Прямое и переносное значение слова



Омонимы.



Синонимы.



РР Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».



Антонимы



Повторение темы «Лексика».



Контрольная работа по теме «Лексика».



РР Подготовка к изложению «Первый снег».



РР Изложение «Первый снег».




Морфемика. Орфография. Культура речи. (26 ч., в т.ч. 1 КР, 5 РР)

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов



Окончание


3 четверть

Основа слова



РР Сочинение-письмо



Корень слова.



РР Рассуждение.



Суффикс.



Приставка



РР Подготовка к выборочному изложению «Последний лист орешника»



РР Выборочное изложение «Последний лист орешника»



Чередование звуков.



Беглые гласные



Варианты морфем



Морфемный разбор слова



Правописание гласных и согласных в приставках



Буквы з и с на конце приставок.



Буквы з и с на конце приставок.



Буквы о-а в корне -лаг- - -лож-.



Буквы о-а в корне -рос- - -раст-



Буквы о-а в корне -рос- - -раст-



Буквы ё-о после шипящих в корне



Буквы и-ы после ц



Повторение по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».



РР Сочинение по картине Н.П.Кончаловского «Сирень».



Контрольный диктант по теме «Морфемика.

Орфография. Культура речи»



Анализ контрольного диктанта




Морфология. Орфография. Культура речи (72 ч., в т.ч. 3 КР, 16 РР)


Имя существительное (25 ч., в т.ч. 1 КР, 5 РР)

Имя существительное как часть речи



Имя существительное как часть речи



РР Доказательства в рассуждении.



Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.



Имена существительные собственные и нарицательные



Род имён существительных



Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа



РР Подготовка к сжатому изложению «Перо и чернильница».



РР Сжатое изложение «Перо и чернильница».



Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа



Три склонения имён существительных



Падеж имён существительных



Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе



Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе



Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе



РР Изложение. Упр.547



Множественное число имён существительных.



Множественное число имён существительных.



Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных



Повторение пройденного по теме «Имя существительное»



Повторение пройденного по теме «Имя существительное»



Морфологический разбор имени существительного



Контрольный диктант по теме «Имя существительное».



Анализ контрольного диктанта



РР Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль.Подмосковье»




Имя прилагательное (15 ч., в т.ч. 1 КР, 4 РР)



Имя прилагательное как часть речи.



Имя прилагательное как часть речи.



Правописание гласных в падежных окончания прилагательных



Правописание гласных в падежных окончания прилагательных



РР Описание животного.



РР Описание животного.



Прилагательные полные и краткие



Прилагательные полные и краткие



Морфологический разбор имени прилагательного



РР Описание картины А.Н.Комарова «Наводнение».



РР Описание картины А.Н.Комарова «Наводнение».



Повторение темы «Имя прилагательное».



Повторение темы «Имя прилагательное».



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».



Работа над ошибками




Глагол (32 ч., в т.ч., 1 КР, 7 РР)

Глагол как часть речи.



Не с глаголами



РР Рассказ



Неопределённая форма глагола



Неопределённая форма глагола



РР Устное изложение



Правописание –тся и –ться .



Правописание –тся и –ться .



Виды глагола



Виды глагола



Буквы е – и в корнях с чередованиями



Буквы е – и в корнях с чередованиями



РР Редактирование текста



Время глагола. Прошедшее время



Настоящее время



Будущее время



Будущее время



Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием



Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием



Правописание безударных личных окончаний глагола



Правописание безударных личных окончаний глагола



РР Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени



Морфологический разбор глагола



Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа.



РР Изложение



Употребление времён



РР Употребление времен в устных и письменных рассказах



Обобщение по теме «Глагол»



Обобщение по теме «Глагол»



РР Сочинение-рассказ по рисунку О.В.Попович «Не взяли на рыбалку».



Контрольная работа. ВПР



Работа над ошибками




Повторение и систематизация изученного (16 ч., в т.ч., 1 КР, 1 РР)

Разделы науки о языке



Разделы науки о языке



Орфограммы в приставках и в корнях слов



Орфограммы в приставках и в корнях слов



Орфограммы в приставках и в корнях слов



Орфограммы в окончаниях слов



Орфограммы в окончаниях слов



Орфограммы в окончаниях слов



Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания



Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания



Знаки препинания в простом и сложном предложении



Знаки препинания в простом и сложном предложении



Итоговый контрольный диктант по орфографии и пунктуации



Анализ ошибок в контрольных работах, подведение итогов года.



РР Сочинение «Мои планы на лето».



210

Обобщающий урок.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:


Литература для учителя

  • Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011.

  • ФГОС. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2015 г.

  • Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. - М.: Просвещение, 2012 г.

  • Русский язык. Тематический контроль. Рабочая тетрадь: 5 класс / под ред. И.П.Цыбулько. - М.: Издательство «Национальное образование», 2016.


Литература для учеников

  • «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – М.: «Просвещение», 2014.

  • Богданова Г.А. Русский язык. Рабочая тетрадь: 5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. - М.: Просвещение, 2017 г.

  • Русский язык. Итоговая работа. Типовые тестовые задания. 5 класс. ФГОС. / Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. (Серия «Итоговая работа. ТТЗ»)

  • О.Н.Зайцева. ФГОС. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2013.


Интернет- ресурсы

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gramota.ru

Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Сайт Министерства образования и науки РФ:[Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru








Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык»

в 5 классе


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Русский язык», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения русского языка в средней общеобразовательной школе.

В системе школьного образования дисциплина «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


  1. Цель изучения дисциплины

Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.


  1. Структура дисциплины

Обучение ведется по учебнику «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. – М.: «Просвещение», 2014.

Тематические разделы:

  1. Язык и общение

  2. Повторение пройденного в 1 - 4 классах

  3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

  4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

  5. Лексика. Культура речи

  6. Морфемика. Орфография. Культура речи

  7. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол

  8. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

  9. Развитие речи (в течение года)



  1. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие и т. д.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.



  1. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • основные сведения о языке, изученные в 5 классе;

  • роль русского языка как национального языка рус­ского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; смысл понятий: речь устная и письменная, моно­лог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публици­стического, официально-делового стилей и разго­ворной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы ре­чевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части ис­ходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи;

  • давать им фонетиче­скую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • разбирать слова фонетически;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

  • опознавать звукопись как поэтическое средство;

  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

  • разбирать слова орфоэпически;

  • работать с орфоэпическим словарем;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

  • опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи;

  • пользоваться толковым словарем;

словообразование

  • выделять морфемы на основе смыслового и слово­образовательного анализа слова (в словах неслож­ной структуры);

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;

  • по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы;

  • разбирать слова по составу;

  • пользоваться словарем морфемного строения слов;

морфология

  • квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению;

  • правильно определять грамматические признаки изученных частей речи;

  • образовывать формы изученных частей речи в со­ответствии с нормами литературного языка;

  • разбирать слово морфологически;

синтаксис

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • определять вид предложения по цели высказыва­ния, интонации, наличию или отсутствию второ­степенных членов предложения, количеству грам­матических основ;

  • составлять простые и сложные предложения из­ученных видов;

  • разбирать простое предложение синтаксически;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • правильно писать слова с непроверяемыми соглас­ными, изученными в 5 классе;

  • пользоваться орфографическим словарем;

пунктуация

  • находить в предложениях места для постановки знаков препинания;

  • обосновывать выбор знаков препинания;

  • расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;

  • составлять простой план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тек­сты (в том числе с элементами описания предме­тов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера;

  • совершенствовать содержание и языковое оформ­ление (в соответствии с изученным языковым ма­териалом).

Учащиеся должны использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         осознания роли родного языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и обще­ства;

         развития речевой культуры, бережного и созна­тельного отношения к родному языку;

         удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуа­циях общения;

         увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

         получения знаний по другим учебным предметам.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

знать:    

         роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

         смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

         основные признаки стилей языка;

         признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

         основные единицы языка, их признаки;

         основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)для данного периода обучения;

         нормы речевого этикета;

уметь:

         различать разговорную речь и другие стили;

         определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

         опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

         объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

         адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

         читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

         извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

         воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

         создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

         осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

         владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен мнениями);

         свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

         соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

         соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

         соблюдать нормы русского речевого этикета;

         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса;

  • расширения круга используемых грамматических средств;

  • развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


  1. Учебная нагрузка обучающихся:

Программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю).


  1. Формы контроля

Контрольные работы (тесты с вариантом выбора ответа, тесты с краткой записью ответа), контрольные, проверочные, словарные диктанты, контрольные диктанты с грамматическим задание

1 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

2 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011.


3 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2011.