СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит три раздела и рассчитана на 102 часа. В календарно-тематическом планировании есть графа "Подготовка к ГИА", где прописаны к каждому уроку номера заданий, которые можно отрабатывать на данном уроке.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс (УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов)»

  1. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

– репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

– репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

– программа “Домашний репетитор”;


















2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (8 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2 ч)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3 ч.)

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  1. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Р/р: описание памятника культуры.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6 ч)

  1. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
    Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

  2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
    Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения (8 ч.)

  1. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
    Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

  2. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

  3. Р/р Характеристика человека.

Простые односоставные предложения ( 11ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Р/р Рассуждение.

Простое осложненное предложение (1 ч)

Однородные члены предложения (13 ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Р/р Изложение

Обособленные члены предложения (18ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Р/Р Сочинение на дискуссионную тему.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. (12 ч)

I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III.Р/р Составление делового письма, публицистическое выступление.

Чужая речь (7 ч)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Р/р Рассказ

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (9 ч)

I. Р/р Изложение





Календарно-тематическое планирование уроков

8 класс (102 часа)


Количество часов по учебному плану

Всего _102_ час; в неделю _3_ час.

Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, Москва, «Просвещение», 2009 г.

Учебник «Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н.. М. Шанский. изд.- М.:_ Просвещение, 2014г


темы

Разделы, темы



Количество часов

из них

уроков

развития речи

контрольных работ

диктантов

изложений

сочинений

тестов

Функции русского языка в современном мире

1

-

-

-

-

-

Повторение пройденного в 5-7 классах

8

2

-

-

-

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

5

2

-

-

-

-

Простое предложение.

3

1

-

-

-

-

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения

6

-

1

-

-

-

Второстепенные члены предложения

8

1

1

-

-

-

Простые односоставные предложения

11

2

1

-

-

-

Простое осложненное предложение

1

-

-

-

-

-

Однородные члены предложения

13

3

1

-

1

-

Обособленные члены предложения

18

1

1

-

-

2

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

12

2

-

-

-

1

Чужая речь.

7

1

-

1

-

1

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

9

2

-

1

-

1


ИТОГО

102

17

5

2

1

6




урока

Раздел,

Тема урока

Тип урока


Обязательный минимум содержания образования

Основные умения

Требования к уровню подготовки учащихся

Подготовка к

ГИА

Дата урока

Коррек-ция

Введение (1 час)

1.

Русский язык в современном мире.

урок нового материала

(УНМ)

Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира.

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

(часть 2)

Задания типа 2,3




Повторение изученного в 5-7 классах (6+2р/р=8часов)

2.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

урок повторения знаний

(УПЗ)

Овладение навыками правописания основных типов орфограмм, развитие умения находить их в различных текстах.

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

(часть 2)

Задания типа 4,6




3

Знаки препинания в сложном предложении


УПЗ

Овладение навыками различия простого и сложного предложения, постановки знаков препинания в них

Знать знаки препинания:

знаки завершения, разделения, выделения

Уметь находить границу простых предложений в составе сложного.

(часть 2)

Задания типа 12




4.

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

УПЗ

Овладение навыками правописания прилагательных, причастий и наречий с Н-НН, развитие умения находить их в различных текстах

Знать правило правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Уметь применять правило на письме.

(часть 2)

Задания типа 5




5-6

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

УПЗ

Систематизация материала о правописании не с различными частями речи; углубление сведений с помощью таблиц

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

(часть 2)

Задания типа 5




7-8

Р/р

Сжатое изложение

(по упр.26, 27)

Урок развития речи

Совершенствовать навыки подробного изложения текста публицистического характера; редактировать собственный текст изложения

Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста

(часть 1)



9.

Входная контрольная работа №1 (тестирование)

по курсу повторения

урок контроля знаний

(УКЗ)

Выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования

навыков грамматического письма

Знать теоретический материал 5-7 класса.

Уметь соблюдать основные правила орфографии, применять теоретические знания на практике.




Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (3+2р/р=5 часов)

10.

Анализ ошибок.

Основные единицы синтаксиса

УНМ

Углубить представление о новом разделе – синтаксисе и пунктуации; дать понятие о функциях слова, словосочетания, предложения и текста

Знать основные разделы русского языка; основные единицы синтаксиса.

Уметь вычленять синтаксические единицы в тексте.

(часть 2)

Задания типа 2,3



11.

Р/Р

Текст как единица синтаксиса

Урок развития речи

Обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте.

Знать признаки и строение текста, виды и способы связи предложений в тексте

Уметь анализировать и строить различные типы текстов, различать типы текстов и стили речи.

(часть 2)

Задания типа 2,3




12.

Р/Р

Предложение как единица синтаксиса

Урок развития речи

Познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.

(часть 2)

Задания типа 2,3




13

Словосочетание как единица синтаксиса.

Виды словосочетаний

УНМ

Познакомить с основными видами словосочетаний – подчинительными и сочинительными, вычленять их из предложений, правильно строить словосочетания, строить схемы, употреблять в речи

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний

(часть 2)

Задания типа 7




14.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний


УНМ

Познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Знать основные единицы синтаксиса, их признаки; виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; конструировать и производить устный и письменный разбор словосочетаний.

(часть 2)

Задания типа 7



Простое предложение (2+1р/р=3часа)

15.

Грамматическая (предикативная) основа предложения

УНМ

Познакомить с предложениями по наличию главных членов: односоставными и двусоставными, научить находить их грамматическую основу, воспитывать культуру речи.

Знать виды предложений по наличию главных членов: односоставные и двусоставные.

Уметь находить грамматическую основу предложения.

(часть 2)

Задания типа 8,11




16

Порядок слов в предложении. Интонация

УНМ

Закрепит изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении, развивать умение выразительно читать текст.

Знать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении.

Уметь выразительно читать текст, соблюдая интонацию.

(часть 2)

Задания типа 8,11




17.

Р/Р

Описание памятника культуры

(по упр. 88,89)

Урок развития речи

Познакомить с творчеством художников С.А.Баулина, И.С.Герасимова, вырабатывать умения написания сочинения по картине.

Знать творчество художников С.А.Баулина, И.С.Герасимова

Уметь работать над картиной, писать сочинения по ней




Двусоставные предложения. Главные члены предложения (6 часов)

18

Подлежащее.

УНМ

Обобщение сведений

о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения

Знать главные члены предложения, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым.

(часть 2)

Задания типа 8,11




19.

Сказуемое.

Простое глагольное сказуемое.

УКПЗ

Знакомство с видами сказуемого; формирование умения определять форму простого глагольного сказуемого и использовать ее в различных типах речи.

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые;

(часть 2)

Задания типа 8,11




20.

Составное глагольное сказуемое.

УНМ

Знакомство с видами сказуемого; формирование умения определять форму составного глагольного сказуемого и использовать ее в различных типах речи.

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;



(часть 2)

Задания типа 8,11




21.

Составное именное сказуемое.

УНМ

Знакомство с видами сказуемого; формирование умения определять форму составного именного сказуемого и использовать ее в различных типах речи.

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого.

(часть 2)

Задания типа 8,11




22.

Тире между подлежащим и сказуемым.

УНМ

Углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении.



Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними.

(часть 2)

Задания типа 8,11




23.

Контрольный диктант № 1

по теме

«Главные члены предложения»

урок контроля знаний

(УКЗ)

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков постановки тире в простом предложении, закрепить навыки лингвистического разбора.

Знать изученный материал.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.




Второстепенные члены предложения (7+1р/р=8 часов)

24.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

УКПЗ

Повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, находить прямое и косвенное дополнения, делать синтаксический разбор простого предложения

Знать роль второстепенных членов предложения, прямое и косвенное дополнение.

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов

в предложении.

(часть 2)

Задания типа 2,3,8




25.

Определение.

УНМ

Обобщить и углубить сведения об определении:

1) различать согласованные и несогласованные определения;

2) определять способы их выражения

Знать определение.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления.

(часть 2)

Задания типа 2,3,8




26.

Приложение.

Знаки препинания при нем.


УНМ

Знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения

Знать приложение.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при приложении.

(часть 2)

Задания типа 2,3,8




27.

Обстоятельство.

УНМ

Обобщить и углубить знания об обстоятельстве, его видах

Знать виды обстоятельств.

Уметь находить обстоятельство в тексте предложения, ставить вопросы, определять виды обстоятельств

(часть 2)

Задания типа 2,3,8




28.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

УКПЗ

Совершенствовать умения устного и письменного синтаксического разбора простого двусоставного предложения, повторить правописание предлогов, развивать орфографическую зоркость, воспитывать любовь к предмету.

Знать синтаксический разбор простого двусоставного предложения.

Уметь выполнять письменно и устно синтаксический разбор простого двусоставного предложения.


(часть 2)

Задания типа 2,3,8




29.

Р/р Характеристика человека

урок развития речи

Показать два вида характеристики: деловую и характеристику любого человека, научить характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, развивать умение работать с текстом, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, орфографическую зоркость, воспитывать культуру письменной речи.

Знать виды характеристик человека.

Уметь характеризовать человека с точки зрения поступков, поведения, характера, применять умение работать с текстом, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, орфографическую зоркость.




30.

Повторение по теме «Двусоставное предложение». Тест.

УПЗ

Обобщить знания по теме «Двусоставное предложение»

Знать изученный материал.

Применять на практике полученные знания о простом двусоставном предложении

(часть 2)

Задания типа 8,11




31.

Контрольный диктант №2

по теме «Двусоставное предложение»

УКЗ

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме.




Простые односоставные предложения (9+2р/р=11 часов)

32.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.


Односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.

УНМ

Знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи

Знать односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.


(часть 2)

Задания типа 8,11




33.

Назывные предложения.

УНМ

Знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,

в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени.

(часть 2)

Задания типа 8,11




34.

Определенно-личные предложения.

УНМ

Знакомство с особенностями определенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки определенно-личных предложений.

Уметь находить определенно-личные предложения в тексте; использовать определенно-личные предложения в различных стилях речи;

(часть 2)

Задания типа 8,11




35.

Неопределенно-личные предложения.


Знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению

и структурным особенностям

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

(часть 2)

Задания типа 8,11




36.

Р/р

Инструкция

урок развития речи

Знакомство с инструкцией, развитие умения письменно излагать свои мысли в форме инструкции

Знать план написания инструкции.

Уметь писать инструкции.




37.

Безличные предложения.


УНМ

Знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

(часть 2)

Задания типа 8,11




38.

Р/р

Рассуждение.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Р/р

Знакомство с рассуждением как типом текста, рассуждением на лингвистическую тему; формировать умение применять рассуждение как тип речи; вырабатывать навыки определять ситуацию общения, основную мысль рассуждения; развивать и обогащать речь.

Знать типы текста, рассуждение как один из типов текста.

Уметь писать сочинения –рассуждения, выделять главную мысль рассуждения.

15.1



39.

Неполные предложения.

УНМ

Знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений.

(часть 2)

Задания типа 8,11




40.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

УКПЗ

Проводить синтаксический и пунктуационный разборы односоставных предложений

Знать порядок синтаксического разбора односоставных предложений.

Уметь проводить синтаксический и пунктуационный разборы односоставных предложений.

(часть 2)

Задания типа 8,11




41.

Повторение по теме «Односоставные и неполные предложения».

Тест.

УПЗ

Систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.

(часть 2)

Задания типа 8,11




42.

Контрольный диктант№3

по теме «Односоставные предложения»


Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Знать изученный материал.

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки.




Простое осложненное предложение (1 час)

43.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Понятие об осложненном предложении.

УНМ

Дать понятие об осложненном предложении и способах осложнения, развивать навыки грамотного письма, обогащать речь.

Знать способы осложнения предложения.

Уметь определять способы осложнения предложения; правильно ставить знаки препинания.

(часть 2)

Задания типа 11,12




Однородные члены предложения (10+3р/р=13 часов)

44.

Понятие об однородных членах предложения.

УНМ

Дать понятие об однородных членах предложения, познакомить со способами выражения однородных членов предложения, средствами связи между ними, формировать умение определять однородные члены предложения, развивать орфографическую зоркость, воспитывать культуру письма.

Знать способы выражения однородных членов предложения, средствами связи между ними.

Уметь находить однородные члены предложения, средствами связи между ними

(часть 2)

Задания типа 11,12




45.

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них.

УНМ

Познакомить с правилом постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией, формировать умение правильно расставлять знаки препинания, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к предмету.

Знать правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией.

Уметь правильно расставлять знаки препинания между однородными членами предложения, связанными только перечислительной интонацией.

(часть 2)

Задания типа 11,12



46-47

Р/р

Сжатое изложение

(по упр. 242)

урок развития речи

Обучить умению письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику

Знать алгоритм написания сравнительной характеристики.

Уметь письменно излагать прочитанный и услышанный текст, сохраняя авторские средства выразительности, подготовить к написанию изложения по прочитанному тексту, научить составлять сравнительную характеристику.

(часть 1)



48.

Однородные и неоднородные определения.

УНМ

Углубление понятия “однородные и неоднородные определения”; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и правильно оформлять их пунктуационно

Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях.

Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями; различать однородные и неоднородные определения.

(часть 2)

Задания типа 11,12




49.

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них.

УНМ

Различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

(часть 2)

Задания типа 11,12




50.

Р/Р

Контрольное сочинение №1

по картине

Ю. Пименова «Спор» (упр. 265)

урок развития речи

Познакомить с творчеством художника Ю. Пименова, выявить уровень умения написания сочинения по картине.

Знать творчество художника Ю. Пименова.

Уметь самостоятельно работать над картиной, писать сочинения по ней




51-52

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

УНМ

Отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми.

(часть 2)

Задания типа 11,12




53.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения.


УНМ

Систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи, выполнять синтаксический разбор, развивать лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, воспитывать аккуратность в работе.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять синтаксический разбор.

(часть 2)

Задания типа 11,12




54.

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

УКПЗ

Систематизировать изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи, выполнять пунктуационный разбор.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами, выполнять пунктуационный разбор.

(часть 2)

Задания типа 11,12




55.

Повторение по теме «Однородные члены предложения».

Тест.

УПЗ

Повторить и обобщить изученный материал по данной теме. Использовать предложения с однородными и неоднородными членами в устной и письменной речи.

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы; находить в тексте, уметь составлять самостоятельно предложения с однородными членами.

(часть 2)

Задания типа 11,12




56.

Контрольный диктант №4

по теме «Однородные члены предложения».


УКЗ

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал.

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить в работе грамматические ошибки.


-


Обособленные члены предложения(17+1р/р=18 часов)

57.

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

Понятие об обособлении.

УНМ

Знакомство с обособленными членами предложения, их ролью в речи, с общими условиями обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов предложения; формирование умения правильно выделять запятыми обособленные члены предложения, соблюдать правильную интонацию при обособлении; производить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с обособленными членами; уместно использовать предложения с обособленными членами в тексте

Знать понятие об обособлении

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены

(часть 2)

Задания типа 9




58-59

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

УНМ

Усвоение общих правил обособления распространенных и нераспространенных определений; формирование умения находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными

с зависимыми словами.

Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.

(часть 2)

Задания типа 9




60.

Контрольный тест №2 по теме «Обособленные определения».

УКЗ

Проверить знания и умения учащихся по данной теме.

Знать понятие об обособлении

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены.




61.

Р/Р

Рассуждение на дискуссионную тему.

Сочинение-рассуждение

урок развития речи

Вырабатывать умения писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему, закрепить умение анализировать текст, развивать связную монологическую речь, навыки пересказа текста, построение рассуждения, лингвистическую и коммуникативно-правописную компетенции, воспитывать уважительное отношение к слову, любовь к Родине.

Знать алгоритм написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.

Уметь писать сочинения-рассуждения на дискуссионную тему.

(часть 3)

15.2

15.3


62-63

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.


УНМ

УКПЗ

Познакомить с обособлением приложений, формировать умения интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений, развивать практические навыки использование приложений в речи, орфографическую зоркость, воспитывать культуру письма и выразительного чтения

Знать правила обособления приложений.

Уметь выявлять условия обособления; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных членов предложения; выразительно читать предложения с обособленными членами.

(часть 2)

Задания типа 9




64.

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения».

Тест.

УПЗ

Систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений

с обособленными членами

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.

(часть 2)

Задания типа 9




65-66

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.


УНМ

УКПЗ

Повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

(часть 2)

Задания типа 9




67.

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства».

Тест.

УПЗ

Систематизация изученного материала по данной теме; использование предложений

с обособленными обстоятельствами

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы; находить в тексте, графически обозначать условия обособления.

(часть 2)

Задания типа 9




68-69

Обособленные уточняющие члены предложения.

Выделительные знаки препинания при них.


УНМ

УКПЗ

Знакомство со способами обособления уточняющих членов предложения; формирование умения находить уточняющие члены предложения в тексте

Знать правила обособления уточняющих членов предложения.

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами

(часть 2)

Задания типа 9




70.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».

Тест.

УКПЗ

Обобщить и систематизировать изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».


Знать изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения».

Уметь на практике применять полученные знания.

(часть 2)

Задания типа 9




71.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

УКПЗ

Познакомить с порядком устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами, развивать пунктуационные навыки , воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Знать порядок синтаксического разбора предложения с обособленными членами.

Уметь делать синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

(часть 2)

Задания типа 9




72.

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

УКПЗ

Познакомить с порядком устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами, развивать пунктуационные навыки , воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Знать порядок пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.

Уметь делать пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

(часть 2)

Задания типа 9




73.

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

Контрольный тест №3

УКЗ

Повторение и систематизация изученного материала по данной теме; развивать навыки грамотного письма, воспитывать культуру грамотного письма, устной речи.

Знать изученный материал.

Уметь применять его на практике.

(часть 2)

Задания типа 9




74.

Контрольный диктант №5

по теме «Обособленные члены предложения».

УКЗ

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.




Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. Вводные и вставные конструкции (10+2р/р=12 часов)

75.

Анализ контрольного диктанта и теста.

Назначение обращения. Распространенные обращения.

УКПЗ

Повторить способы выражения обращения, его роль в предложении, продолжить работу по выработке пунктуационных навыков, развивать умения находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее, воспитывать умения работать самостоятельно.

Знать способы выражения обращения, его роль в предложении.

Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее.

(часть 2)

Задания типа 10




76.

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений

УКПЗ

Повторить способы выражения обращения, его роль в предложении, продолжить работу по выработке пунктуационных навыков, развивать умения находить обращения в тексте, определять способ его выражения, применять в письменной и устной речи.

Знать способы выражения обращения, его роль в предложении.

Уметь находить обращения в тексте, определять способ его выражения, отличать обращение и подлежащее, применять в письменной и устной речи.

(часть 2)

Задания типа 10




77.

Р/р

Составление делового письма.


урок развития речи

Научить составлять деловое письмо, формировать умение составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу, повторить признаки официально-делового стиля, развивать письменную и устную речь.

Знать признаки официально-делового стиля.

Уметь составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу.




78.

Вводные конструкции Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

УНЗ

Дать понятие о вводных словах, показать особенности интонации предложений с ними, учить находить вводные слова и вводные сочетания слов в тексте, выделять их знаками препинания на письме, научить различать союз однако с вводным словом однако, развивать умения выражать отношения к высказанному с помощью вводных слов, воспитывать культуру выражения чувств.

Знать вводные слова и вводные сочетания слов.

Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи.

(часть 2)

Задания типа 10




79-80

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

УНЗ

УКПЗ

Дать понятие о вводных предложениях, показать особенности интонации предложений с ними, учить находить вводные слова в тексте, выделять их знаками препинания на письме, научить различать союз однако с вводным словом однако, развивать умения выражать отношения к высказанному с помощью вводных слов, воспитывать культуру выражения чувств.


Знать вводные предложения.

Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи.

(часть 2)

Задания типа 10




81

Вставные слова, словосочетания и предложения.

УНЗ

Дать понятие о вставных словах, показать особенности интонации предложений с ними, учить находить вставные слова и в тексте, выделять их знаками препинания на письме.




Знать вставные слова, вставные конструкции.

Уметь находить и выделять интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной речи.

(часть 2)

Задания типа 10




82

Р/р

Публичное выступление (устно)

урок развития речи

Научить высказываться публично, используя самые различные доказательства: факты, примеры, ссылки на авторитет, цитаты, формировать умение высказываться ясно, убедительно, содержательно, воспитывать культуру речи.

Знать признаки публицистического стиля, приемы публичного выступления.

Уметь высказываться публично, используя самые различные доказательства: факты, примеры, ссылки на авторитет, цитаты.

15.3



83

Междометия в предложении.

УНЗ

Дать понятие о междометиях. Формировать умения и навыки находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания, научить различать употребление междометия О при обращении и без обращения., развивать пунктуационные навыки, воспитывать ответственность в работе.

Знать междометие, основные группы междометий.

Уметь находить междометия в тексте, правильно расставлять знаки препинания, научить различать употребление междометия О при обращении и без обращения., развивать пунктуационные навыки, воспитывать ответственность в работе.

(часть 2)

Задания типа 10




84

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

УКПЗ

Познакомить с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения , развивать навыки самостоятельной работы , воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разборов предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения .

Уметь делать синтаксический разбор и пунктуационный разборы предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

(часть 2)

Задания типа 10




85

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения».

УПЗ







Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

(часть 2)

Задания типа 10




86

Контрольное тестирование №4

по теме

«Вводные и вставные конструкции».

УКЗ

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.




Чужая речь (6+1р/р=7 часов)

87

Анализ контрольного тестирования. Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь.

УНМ

Повторить и углубить понятие «чужая речь» (прямая и косвенная), познакомить со способами передачи чужой речи, структурой предложения с чужой речью, находить предложения с косвенной речью, заменять прямую речь косвенной, развивать навыки правильной постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, воспитывать культуру речи и письма.

Знать способы передачи чужой речи, структуру предложения с чужой речью.

Уметь составлять схемы предложений с прямой речью,

находить предложения с косвенной речью, заменять прямую речь косвенной.




88

Прямая речь.

УНМ

Повторить и углубить понятие «прямая речь» , формировать умение выразительно читать предложения с прямой речью, развивать навыки правильной постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, воспитывать культуру речи и письма.

Знать способы передачи чужой речи , структуру предложения с прямой речью.

Уметь составлять схемы предложений с прямой речью.




89

Диалог.

УНМ

Дать понятие о диалоге, познакомит с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога, объяснить текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, учить составлять его схемы, вырабатывать навыки пунктуации при диалоге, развивать навыки правильно строить диалог, воспитывать культуру речи, письма.

Знать правила постановки знаков препинания при диалоге.

Уметь составлять схему диалога, правильно строить диалог и оформлять его на письме.




90

Р/р

Контрольное сжатое изложение №1

(по упр. 419)

урок развития речи

Учить правильно строить высказывание, познакомить с особенностями рассказа, научить писать выдуманные рассказы: эмоциональные, оригинальные, интересные, развивать речь обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к предмету.

Знать особенности рассказа.

Уметь правильно строить высказывание, писать

эмоциональные, оригинальные, интересные рассказы.






91

Цитата

УНМ

Дать понятие цитаты как особой формы чужой речи, обучать правильно цитировать , формировать умения вводить в речи цитаты, закрепить пунктуационные и орфографические правила, развивать устную речь. Обучать навыкам выразительной речи.

Знать понятие цитаты как особой формы чужой речи.

Уметь правильно цитировать устно и письменно.

С1

С2



92

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

УКПЗ

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.




93

Контрольное тестирование №5 по теме

«Чужая речь»

УКЗ

Выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.


-


Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7+2р/р=9 часов)

94

Анализ контрольного тестирования. Синтаксис и морфология.

УПЗ

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.


(часть 2)

Задания типа 7,8




95

Синтаксис и пунктуация.

УПЗ

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

(часть 2)

Задания типа 9,10



96

Синтаксис и культура речи.

УПЗ

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

(часть 2)

Задания типа 11,12



97

Синтаксис и орфография.

КПЗ

Повторить и систематизировать изученный материал.

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

(часть 2)

Задания типа 4,5



98

Итоговая контрольная работа №6 (тестирование)

за курс 8 класса


УКЗ

Выявить уровень усвоения изученного материала за курс 8 класса, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.




99

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

УКЗ

Проверить знания и умения учащихся по программе 8 класс.

Знать изученный материал за курс 8 класса

Уметь на практике применять полученные знания.




100-101

Р/р

Контрольное сжатое изложение№2



урок развития речи

Совершенствовать навыки сжатого изложения текста публицистического характера; редактировать собственный текст изложения.

Знать алгоритм работы с изложением.

Уметь писать изложение, применяя различные способы сжатия.




102

Систематизация и повторение изученного в течение года

(урок-игра)


Выявить уровень усвоения изученного материала за курс 8 класса, продолжить формирование навыков грамотного письма.

Знать изученный материал

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки.