СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 7, 9 классов на 2015-2016 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы, Москва «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Используются следующие учебники:

Русский язык 7 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие, Москва «Просвещение», 2013 год.

Русский язык 9 класс, авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Москва «Просвещение», 2014 год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 7, 9 классов на 2015-2016 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы, Москва «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Используются следующие учебники:

Русский язык 7 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие, Москва «Просвещение», 2013 год.

Русский язык 9 класс, авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Москва «Просвещение», 2014 год.


Программа содержит:

-отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

-сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

-кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся.

На изучение русского языка в 7 классе из федерального компонента выделяется 3 часа в неделю, из регионального компонента – 1 час в неделю, из школьного компонента – 1 час в неделю.

На изучение русского языка в 9 классе из федерального компонента выделяется 2 часа в неделю, из регионального компонента – 1 час в неделю.


Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ


Русский язык как развивающееся явление. (1)

Повторение изученного в 5-6 классах. (12+1)

РР. Описание и его признаки. Сочинение – письмо по личным впечатлениям от картины. Написание сочинения.

Тексты и стили (1+6)

Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (28+7)

Повторение изученного о глаголе в 5 и 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действи­тельные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния с причастным оборотом.

РР. Устное монологическое высказывание на предложенную тему.

Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Написание изложения. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Деепричастие (10+1)

Повторение изученного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

РР. Описание действий человека по картине. Написание сочинения.

Устное монологическое сообщение на заданную тему .

Наречие (24+3)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

РР. Устный рассказ по опорным (ключевым ) словам.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Сочинение-описание по картине. Написание сочинения.

Учебно-научная речь (3)

Отзыв. Написание отзыва. Доклад.

Категория состояния (5+1)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

РР. Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы. Написание изложения.

Служебные части речи. (1)

Самостоятельные и служебные части речи. Роль служебных частей речи. Употребление в речи служебных и самостоятельных частей речи.

Предлог (9+1)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

РР. Составление устного текста научного стиля.

Рас­сказ на основе увиденного на картине. Написание сочинения.

Союз (15+2)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы: соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

РР Создание текста по воображению, написание сочинения.

Рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности. Написание сочинения

Частица (15+3)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

РР. Сочинение-описание по картине. Написание сочинения.

Рассказ по данному сюжету. Написание сочинения.

Междометие (6)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе. (15)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

(7 КЛАСС)



Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество проверочных работ

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление.

1

-

-

-

Повторение изученного в 5-6 классеах

12

1

-

1

Тексты и стили

1

-

1

6

Причастие.

28

3

2

7

Деепричастие.

10

1

1

1

Наречие

24

2

1

3

Учебно-научная речь

-

-

-

3

Категория состояния.

5

-

1

1

Служебные части речи.

1

-

-

-

Предлог

9

-

2

1

Союз.

15

1

1

2

Частица.

15

1

2

3

Междометие.

6

-

1

-

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

15

1

1

-

ИТОГО:

142

10

13

28












ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ


Международное значение русского языка (1+1)

Повторение изученного в 5-8 классах (6+4)

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

РР Стили речи. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.

Сложные предложения (6+2)

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Сложносочиненное предложение (12+1)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

РР Рассуждение. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Рассуждение, его признаки. Структура текста. Тезис. Доказательства (аргументы). Вывод

Сложноподчиненные предложения (7+3)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Глав­ное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Разделительные знаки препинания меж­ду главным и придаточным предложениями.

РР Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.

Основные группы сложноподчиненных предложений (21+4)

Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточ­ными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений. Использование в речи сложноподчиненных предложений и простых с обособленными второстепенными членами как синтакси­ческих синонимов.

РР Овладение различными видами чтения, приемами работы с учебной книгой. Создание устных монологических высказываний на учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Устный рассказ о выдающемся отечественном лингвисте.

Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.

Бессоюзные сложные предложения (12+1)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного слож­ного предложения. Разделительные знаки препинания в бес­союзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложе­ний. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

РР Реферат статьи (фрагмента статьи) на линг­вистическую тему.

Текст как продукт речевой деятельности. Рассуждение, его признаки. Структура текста. Тезис. Доказательства(аргументы).Вывод. Написание сочинения-рассуждения.

Сложные предложения с различными видами связи (9+3)

Различные виды сложных предложений с союзной и бес­союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Соче­тание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

РР Публичная речь. Речь лектора в аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции.

Основные жанры официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме) Основные особенности официально-делового стиля. Написание заявления, автобиографии.

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (9)

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Орфография. Пунктуация.

РР Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.

Рассуждение. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Рассуждение, его признаки. Структура текста. Тезис. Доказательства (аргументы). Вывод

















РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

(9 КЛАСС)


Содержание

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество проверочных работ

Развитие речи

Общие сведения о языке

1

-

1

1

Повторение изученного в 5-8 классах

6

1

2

4

Сложное предложение. Культура речи

6

1

1

2

Сложносочиненное предложение

12

-

2

1

Сложноподчиненное предложение

7

1

2

3

Основные группы сложноподчиненных предложений.

21

3

1

4

Бессоюзные сложные предложения

12

-

2

1

Сложные предложения с различными видами связи

9

1

2

3

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.

9

1

-

-

ИТОГО:

83

8

13

19










ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА


Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

- составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;

- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

письмо:

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

текст:

- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

- определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.















ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА


В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать/понимать

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ


п/п

Т Е М А У Р О К А

Колич.

часов

Дата

Лексико-

орфографическая

работа

Домашнее задание

Примечание

1

Русский язык как развивающееся явление

1



у.4



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

В 5, 6 КЛАССАХ (12+1)






2

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

1



п.1, у 9.


3

Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор

1



п.2, у.11.


4

Лексика и фразеология

1



п.3, у.16, карточки


5

Фонетика и орфография.

1



п.4, у.20, карточки


6

Фонетика и орфография.

1



карточки


7

Словообразование и орфография

1



п.5, у.26, карточки


8

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1



п.5, карточки


9

Морфология и орфография.

1



п.6, выполнить разбор 5 слов


10

Морфология и орфография.

1



карточки


11

Морфологический разбор слова

1



п.6, у.39, сост. план


12

Р.Р. Описание

1





13

Контрольный диктантпо теме «Повторение изученного в 5, 6 классах»

1





14

Анализ контрольного диктанта

1



карточки



ТЕКСТЫ И СТИЛИ (1+6)






15

Р.Р. Текст.

1



п.7, у.51


16

Р.Р. Диалог как текст.

1



п.8, карточки


17

Р.Р. Виды диалога

1



п.9, у .55


18

Р.Р. Стили литературного языка

1



п. 10, у.62


19

Р.Р. Публицистический стиль

1



п.11, у.71


20

Проверочная работа по темам «Повторение изученного в 5, 6 классах», «Тексты и стили»

1





21

Р.Р. Публичное выступление

1



карточки



МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРИЧАСТИЕ (28+7)






22

Причастие как часть речи.

1


присутствовать

п.12, у.78


23

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1


искриться

колонна

гирлянда

отразить

калитка

п.13, у.84


24

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1



карточки


25

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1


пакет

п.14, у.88


26

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1


берёста

из берёсты

береста

карточки


27

Р.Р. Описание внешности человека

1



п. 15


28

Р.Р. Описание внешности человека

1





29

Действительные и страдательные причастия.

1


паром

п.16, у.101


30

Краткие и полные страдательные причастия.

1



п.17, у.105


31

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1


силуэт

поразительный

п.18, у.110


32

Действительные причастия прошедшего времени.

1



п.19, у.114


33

Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»

1



карточки


34

Р.Р. Контрольное изложение с использованием причастий

1




у. 116

35

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1


движимый

магнит

п.20, у.123


36

Страдательные причастия прошедшего времени.

1


приведённый

переведённый

п.21, у.127


37

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1



п.22, у.130


38

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1


жёваный

кованый

медленный

желанный

п.23, у.133


39

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1


священный

нечаянный

невиданный


п.23, у. 137


40

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

1


неслыханный

нежданный

п. 23, у. 140


41

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1



п.24, у.149


42

Р.Р. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи

1



карточки


43

Р.Р. Контрольное выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»)

1




у. 151

44

Р.Р. Контрольное выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»)

1





45

Морфологический разбор причастия.

1


акварель

аквариум

акваланг

п. 25, разобрать 5 слов


46

Диктант по теме «Причастие. Причастный оборот»

1





47

Анализ контрольного диктанта

1



карточки


48

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1


выровненный

претензия

претендовать

прекратить

п.26, у.158


49

Слитное и раздельное не с причастиями.

1



карточки


50

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1



п.27, у.165


51

Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию внешноти человека (с использованием причастий)

1





52

Обобщение по теме «Причастие»

1



Вопросы стр. 73


53

Обобщение по теме «Причастие»

1



у. 176


54

Обобщение по теме «Причастие»

1



у. 179


55

Контрольный диктант по теме «Причастие. Правописание причастий»

1





56

Анализ контрольного диктанта

1



карточки



ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+1)






57

Деепричастие как часть речи.

1



п.28, у.183


58

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1



п.29, у 191


59

Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме»

1



карточки


60

Раздельное написание не с деепричастиями.

1



п.30, у.195


61

Деепричастия несовершенного вида

1


бассейн

дистанция

сиять

п. 31, у.199


62

Деепричастие совершенного вида

1


комбинация

галерея

п.32, у.206


63

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь»

1




у.209

64

Морфологический разбор деепричастия.

1



п.33, разобрать 5 слов


65

Обобщение по теме «Деепричастие»

1



у.216


66

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1





67

Анализ контрольного диктанта

1



карточки



НАРЕЧИЕ (24+3)






68

Наречие как часть речи.

1


Пешком

мельком

п.34, у.221


69

Разряды наречий

1



п. 35, у. 228


70

Степени сравнения наречий.

1


комбинат

п.36, у.237

работа с синонимами

71

Морфологический разбор наречия.

1


эпидемия

п.37, разобрать 5 слов


72

Слитное и раздельное написание не с с наречиями на о-е.

1


возражение

поражение

почтальон

квитанция

штемпель

конверт

п.38, у.248


73

Слитное и раздельное написание не с с наречиями на о-е.

1



карточки


74

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.

1


Никак

нисколечко

ничуть

нимало

п.39, у.254


75

Одна и две буквы н в наречиях на о-е.

1


Бережливо

конкретно

п.40, у. 259


76

Диктант по теме «Наречие»

1





77

Анализ контрольного диктанта

1



карточки


78

Р.Р. Описание действий

1



п.41


79

Р.Р. Описание действий

1




у.264

80

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1



п.42, у.267


81

Буквы о и а на конце наречий.


1



п.43, у.272


82

Р.Р. Контрольное сочинение по картине Е.Н. Широкова. “Друзья”.

1




у.273

83


Дефис между частями слова в наречиях.

1



п.44, у.278


84

Дефис между частями слова в наречиях.

1



карточки


85

Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»

1



у. 280


86

Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»

1



карточки


87

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1


вмиг

под силу

на миг

на лету

п.45, у.261,262


88

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1


До смерти

на ходу

с разбегу

на скаку

на глазок

карточки


89

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1



п.46, у.289


90

Обобщение по теме «Наречие»

1



Вопросы стр. 119


91

Практикум по теме «Наречие»

1



карточки


92

Практикум по теме «Наречие»

1



готовиться к контрольному диктанту


93

Контрольный диктант по теме «Наречие. Правописание наречий»

1





94

Анализ контрольного диктанта

1



карточки



УЧЕБНО-НАУЧНАЯ РЕЧЬ (0+3)






95

Р.Р. Отзыв

1



п. 47, у. 299


96

Р.Р. Учебный доклад

1



п. 48, у. 311


97

Р.Р. Учебный доклад

1



п. 48, у. 313



КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (5+1)






98

Категория состояния как часть речи.

1



п.49, у. 315


99

Категория состояния и другие части речи

1



п. 49, у. 320


100

Р.Р. Употребление слов категории состояния в художественной речи

1





101

Морфологический разбор категории состояния.

1



п.50, разобрать слова


102

Обобщение по теме «Категория состояния»

1



Стр.133, вопросы


103

Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния»

1






СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1)

1





104

Самостоятельные и служебные части речи

1



п.51, карточки



ПРЕДЛОГ (9+1)






105

Предлог как часть речи.

1


резиденция

период

п.52, у.329


106

Употребление предлогов.

1


изобразить

п.53, у.335


107

Непроизводные и производные предлоги.

1



п.54, у.341


108

Непроизводные и производные предлоги.

1



карточки


109

Простые и составные предлоги.

1



п.55, у.345


110

Морфологический разбор предлога.

1


гимнастика

осанка

снаряд

чемпион

тренер

тренироваться

п.56, разобрать 5 предлогов


111

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.Сайкиной “Детская спортивная школа”

1




у. 348

112

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1


впоследствии

фантазия

п.57, у.352,


113

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1



карточки


114

Проверочная работа по теме «Предлог»

1






СОЮЗ (15+2)






115

Союз как часть речи.

1


средства

реальный

ситуация

п.58, у.358


116

Простые и составные союзы.

1



п.59, у.360


117

Союзы сочинительные и подчинительные.

1


кромешный

п.60, у.363


118

Р.Р. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи.

1



карточки


119

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1



п.61, у.367


120

Сочинительные союзы.

1


международный

п.62, у.371


121

Сочинительные союзы

1



карточки


122

Подчинительные союзы.

1


светофор

семафор

п.63, у.380


123

Подчинительные союзы.

1





124

Морфологический разбор союза.

1


автор

классик

п.64, разобрать 5 союзов


125

Р.Р. Сочинение-рассуждение о книге

1




у. 384

126

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1


масса

кросс

п.65, у.392


127

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1



карточки


128

Обобщение по теме «Союз»

1



Вопросы стр. 162


129

Обобщение по теме «Союз»

1



готовиться к диктанту


130

Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз».

1





131

Анализ контрольного диктанта

1



карточки



ЧАСТИЦА (15+3)






132

Частица как часть речи.

1


чемпион

п.66, у.403


133

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1



п.67, у.408


134

Смыслоразличительные частицы

1



п. 68, у. 416


135

Смыслоразличительные частицы.

1


предварительный

карточки


136

Раздельное и дефисное написание частиц.

1


старательно

п.69, у.425


137

Р.Р. Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1




у.426

138

Р.Р. Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

1





139

Морфологический разбор частицы.

1



п. 70, разобрать 5 частиц


140

Отрицательные частицы не и ни.

1


карикатура

сатира

п.71, у.431


141

Отрицательные частицы не и ни.

1



п. 71, у. 436


142

Различение частицы не и приставки не-.

1


недосягаемый

п.72, у.440


143

Практикум по теме «Различие частицы не и приставки не-»

1



карточки


144

Р.Р. Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету

1




у.446

145

Частица ни, приставка ни, союз ни-ни.

1



п.73, у.450


146

Обобщение по теме «Частица»

1



у. 458


147

Обобщение по теме «Частица»

1



готовиться к контрольному диктанту


148

Диктант по теме «Частица»

1





149

Анализ контрольного диктанта

1



карточки



МЕЖДОМЕТИЕ (6)






150

Междометие как часть речи.

1


комендант

п.74, у.461


151

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

1



п.75, у.465


152

Производные междометия. Звукоподражательные слова

1



карточки


153

Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи

1



карточки


154

Обобщение по теме «Междометие»

1



Готовиться к тестированию


155

Итоговый тест по теме «Служебные части речи»

1






ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (15)






156

Разделы науки о русском языке.

1



п.76, у.466


157

Текст и стили речи.

1



п. 77, у. 469


158

Учебно-научная речь

1



п.77, у.473


159

Фонетика. Графика.

1



п.78, у.482


160

Лексика и фразеология.

1



п.79, у.484


161

Морфемика.

1



п.80, у.489


162

Словообразование.

1



карточки


163

Морфология

1



п.81, разобрать морфологически 5 частей речи


164

Морфология

1



карточки


165

Орфография

1



п.82, у.503


166

Синтаксис.

1



п.83, у.508


167

Пунктуация.

1



готовиться к диктанту


168

Итоговый контрольный диктант

1





169

Итоговый тест по программе 7 класса

1





170

Итоги учебного года

1









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ



Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Лексико-

орфографическая

работа

Домашнее

задание

Примечания

Общие сведения о языке (1+1)

1.

Международное значение русского языка.


1



Упр. 6.


2

Р. р. Выборочное изложение.

1





Повторение изученного в 5-8 классах (6+4)

3

Р. р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог.

1


интернет

№ 1, № 2, упр. 14.


4

Р. р. Стили рчи.

1


Совершенный

Совершеннейший

тысячелетие

№ 3, упр. 27.


5

Простое предложение и его грамматическая основа.

1



№ 4, упр. 31.


6

Предложение с обособленными членами.

1



№ 5, упр. 36.


7

Р.р. Сочинение (упр. 37).

1



Вспомнить обращения, вводные слова, вставные конструкции.


8

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


9

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1



№ 6, упр. 39.


10

Р.р. Изложение с продолжением (упр. 40).

1



Повторить всё о простом осложнённом предложении.


11

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»

1



Повторить изученные правила.


12

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


Сложное предложение. Культура речи (6+2)

13

Понятие о сложном предложении.

1



№ 7, упр. 44.


14

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1


Колонна

колонка

№ 8, упр.51.


15

Р.р. Работа с репродукцией картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» (1988): подготовка к сочинению и написание сочинения.

1



Повторить изученные правила.


16

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


17

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

1



№ 9, карточки


18

Интонация сложного предложения.

1



№ 10, упр. 57.


19

Р.р. Контрольное сочинение (упр. 59).

1



Повторить изученные правила.


20

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


Сложносочинённые предложения (12+1)

21

Понятие о сложносочинённом предложении.

1



№ 11, карточки


22

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

1



№ 12, упр. 62.


23

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

1



№ 13, упр. 64 (7-10).


24

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

1



карточки


25

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

1



№ 14, упр. 65 (6-8).


26

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

1



карточки


27

Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

1


Реактивный

реакция

№ 15, упр. 68.


28

Сложносочинённые предложения с противительными союзами

1



карточки


29

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

1



№ 16, упр. 73.


30

Р.р. Работа с репродукцией картины И. Шишкина «На севере диком…»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1



Повторить изученные правила, вопросы на с. 47.


31

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

1



№ 17, упр. 76 (4, 5).


32

Проверочный диктант по теме «Сложносочиненные предложения»

1



Повторить изученные правила.


33

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


Сложноподчинённые предложения (7+3)

34

Понятие о сложноподчинённом предложении.

1



№ 18, упр. 84.


35

Место придаточного предложения по отношению к главному.

1


перспектива

№ 19, упр. 89 (1).


36

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1



карточки


37.

Р. р. Контрольное сочинение по картине И. Тихого «Аисты»

1



Повторить изученные правила.


38

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

1


Образ

прообраз

№ 20, упр. 97.


39

Р. р. Изложение (упр. 95)

1



Повторить изученные правила.


40

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила


41

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

1


Зарисовки

Эскизы

наброски

№ 21, упр. 105.


42

Р. р. Подробное изложение (упр. 106)

1



Повторить изученные правила.


43

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


Основные группы сложноподчинённых предложений (21+4)

44

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1


коммуникация

№ 22, упр. 116.


45

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1



карточки


46

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1



№ 23, упр. 118.


47

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

1



карточки


48

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.


1



Выучить виды придаточных обстоятельственных предложений по схеме на с. 79.


49

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.


1



карточки


50

Р. р. Контрольное сжатое изложение (упр. 123).

1





51

Работа над ошибками.

1



№ 25, упр. 128.


52

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места.

1



карточки


53

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1


Подлинник

Репродукция

копия

№ 26, упр. 132 (1, 2), упр. 138 (4-7)


54

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

1


оригинальный

№ 26, упр. 144 (5-7), упр. 152 (4,5).


55

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

1



№ 27, упр. 156 (3,4).



56

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

1



№ 27, упр. 163 (3,4).


57

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

1



№ 28, упр. 167 (3,4).



58

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них.

1



№ 28, упр. 173 (1,2).


59

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

1



№ 29, (синтаксический разбор указанных сложноподчинённых предложений).


60

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

1



карточки


61

Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

1



№ 30, упр. 179


62

Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

1


Кооператив

электрифкация

карточки


63

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения

1



Повторить изученные правила.


64

Анализ контрольной работы

1



карточки


65

Р. р. Работа с репродукцией В. П. Фельдмана «Родина»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1



Повторить изученные правила.


66

Р. р. Работа с репродукцией В. П. Фельдмана «Родина»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1



Повторить изученные правила.


67

Р.р. Контрольное выборочное изложение (упр. 177).

1



Повторить изученные правила.


68

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


Бессоюзные сложные предложения (12+1)

69

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

1



№ 31, записать 5 пословиц, представляющих собой БСП.


70

Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

1



№ 32, карточки


71

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

1



№ 33, упр. 193.


72

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1



карточки


73

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

1



№ 34, упр. 198.


74

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1



карточки


75

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия.

1



№ 35, упр. 200 (13-17).


76

Тире в бессоюзном сложном предложении.

1


панорама

карточки


77

Р.р. Работа с репродукцией картины Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1



Подготовить ответы на вопросы, с. 139.


78

Работа над ошибками.

1



№ 36, упр. 204 (7-9, сделать синтаксический разбор предложений).


79

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

1



карточки


80

Диктант по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

1





81

Работа над ошибками

1



карточки


Сложные предложения с различными видами связи (9+3)

82

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1


Выделены

Употреблены

использованы

№ 37, упр. 212 (7-10).


83

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

1



карточки


84

Р.р. Работа с репродукцией картины М. Н. Финогеновой «Каток для начинающих»: подготовка к сочинению и написание сочинения.

1



Повторить изученные правила.


85

Работа над ошибками.

1



карточки


86

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1



№ 38, упр. 217.


87

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

1



карточки


88

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1



№ 39, упр.218 (3,4,сделать синтаксический разбор предложений).


89

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

1


консерватория



90

Р. Р. Подробное изложение (упр. 219): подготовка и написание.

1



Повторить изученные правила.


91

Р. Р. Публичная речь.


1



Написать сочинение.


92

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

1



Повторить изученные правила.


93

Работа над ошибками.

1



Повторить изученные правила.


Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (9)

94

Разделы науки о языке. Фонетика и графика.

Лексикология и фразеология.

1



№ 41, сделать фонетический разбор указанных слов, № 42, упр. 236.


95

Морфемика.

Словообразование.

1



№ 43, упр. 237 (сделать морфемный разбор слов), № 44, упр.242 (подобрать по 2 слова к каждому способу

словообразования)


96

Морфология.

1



№ 45, упр. 249 (определить части речи).


97

Синтаксис.

1



№ 46, упр. 256.


98

Орфография. Пунктуация.

1



№ 47.


99

Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ

1





100

Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ

1





101

Работа над ошибками

1





102

Заключительный урок

1





ЛИТЕРАТУРА

1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.

4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.

5. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.

6. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

7. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

8. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.

9. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.

10. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

11. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994.

12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург,: Литера, 2006.