СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы, Москва «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Используются следующие учебники:
Русский язык 7 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие, Москва «Просвещение», 2013 год.
Русский язык 9 класс, авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Москва «Просвещение», 2014 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы, Москва «Просвещение». Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Используются следующие учебники:
Русский язык 7 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие, Москва «Просвещение», 2013 год.
Русский язык 9 класс, авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, Москва «Просвещение», 2014 год.
Программа содержит:
-отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
-сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
-кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся.
На изучение русского языка в 7 классе из федерального компонента выделяется 3 часа в неделю, из регионального компонента – 1 час в неделю, из школьного компонента – 1 час в неделю.
На изучение русского языка в 9 классе из федерального компонента выделяется 2 часа в неделю, из регионального компонента – 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета. Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка, об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
Русский язык как развивающееся явление. (1)
Повторение изученного в 5-6 классах. (12+1)
РР. Описание и его признаки. Сочинение – письмо по личным впечатлениям от картины. Написание сочинения.
Тексты и стили (1+6)
Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие (28+7)
Повторение изученного о глаголе в 5 и 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
РР. Устное монологическое высказывание на предложенную тему.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Написание изложения. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Деепричастие (10+1)
Повторение изученного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
РР. Описание действий человека по картине. Написание сочинения.
Устное монологическое сообщение на заданную тему .
Наречие (24+3)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
РР. Устный рассказ по опорным (ключевым ) словам.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Сочинение-описание по картине. Написание сочинения.
Учебно-научная речь (3)
Отзыв. Написание отзыва. Доклад.
Категория состояния (5+1)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
РР. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы. Написание изложения.
Служебные части речи. (1)
Самостоятельные и служебные части речи. Роль служебных частей речи. Употребление в речи служебных и самостоятельных частей речи.
Предлог (9+1)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
РР. Составление устного текста научного стиля.
Рассказ на основе увиденного на картине. Написание сочинения.
Союз (15+2)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы: соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
РР Создание текста по воображению, написание сочинения.
Рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Написание сочинения
Частица (15+3)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
РР. Сочинение-описание по картине. Написание сочинения.
Рассказ по данному сюжету. Написание сочинения.
Междометие (6)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация изученного в 7 классе. (15)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
(7 КЛАСС)
Содержание | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество проверочных работ | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 | - | - | - |
Повторение изученного в 5-6 классеах | 12 | 1 | - | 1 |
Тексты и стили | 1 | - | 1 | 6 |
Причастие. | 28 | 3 | 2 | 7 |
Деепричастие. | 10 | 1 | 1 | 1 |
Наречие | 24 | 2 | 1 | 3 |
Учебно-научная речь | - | - | - | 3 |
Категория состояния. | 5 | - | 1 | 1 |
Служебные части речи. | 1 | - | - | - |
Предлог | 9 | - | 2 | 1 |
Союз. | 15 | 1 | 1 | 2 |
Частица. | 15 | 1 | 2 | 3 |
Междометие. | 6 | - | 1 | - |
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. | 15 | 1 | 1 | - |
ИТОГО: | 142 | 10 | 13 | 28 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
Международное значение русского языка (1+1)
Повторение изученного в 5-8 классах (6+4)
Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.
РР Стили речи. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.
Сложные предложения (6+2)
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненное предложение (12+1)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
РР Рассуждение. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Рассуждение, его признаки. Структура текста. Тезис. Доказательства (аргументы). Вывод
Сложноподчиненные предложения (7+3)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
РР Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.
Основные группы сложноподчиненных предложений (21+4)
Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений. Использование в речи сложноподчиненных предложений и простых с обособленными второстепенными членами как синтаксических синонимов.
РР Овладение различными видами чтения, приемами работы с учебной книгой. Создание устных монологических высказываний на учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Устный рассказ о выдающемся отечественном лингвисте.
Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.
Бессоюзные сложные предложения (12+1)
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
РР Реферат статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Текст как продукт речевой деятельности. Рассуждение, его признаки. Структура текста. Тезис. Доказательства(аргументы).Вывод. Написание сочинения-рассуждения.
Сложные предложения с различными видами связи (9+3)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
РР Публичная речь. Речь лектора в аудитории, митинговая речь на площади, доклад на научной конференции.
Основные жанры официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме) Основные особенности официально-делового стиля. Написание заявления, автобиографии.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (9)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Орфография. Пунктуация.
РР Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), письмом. Сжатое изложение прослушанного текста.
Рассуждение. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Рассуждение, его признаки. Структура текста. Тезис. Доказательства (аргументы). Вывод
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
(9 КЛАСС)
Содержание | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество проверочных работ | Развитие речи |
Общие сведения о языке | 1 | - | 1 | 1 |
Повторение изученного в 5-8 классах | 6 | 1 | 2 | 4 |
Сложное предложение. Культура речи | 6 | 1 | 1 | 2 |
Сложносочиненное предложение | 12 | - | 2 | 1 |
Сложноподчиненное предложение | 7 | 1 | 2 | 3 |
Основные группы сложноподчиненных предложений. | 21 | 3 | 1 | 4 |
Бессоюзные сложные предложения | 12 | - | 2 | 1 |
Сложные предложения с различными видами связи | 9 | 1 | 2 | 3 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. | 9 | 1 | - | - |
ИТОГО: | 83 | 8 | 13 | 19 |
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА
Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
текст:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;
- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- пользоваться различными видами лексических словарей;
- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;
- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
№п/п | Т Е М А У Р О К А | Колич. часов | Дата | Лексико- орфографическая работа | Домашнее задание | Примечание |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 |
|
| у.4 |
|
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5, 6 КЛАССАХ (12+1) |
|
|
|
|
|
2 | Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 1 |
|
| п.1, у 9. |
|
3 | Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор | 1 |
|
| п.2, у.11. |
|
4 | Лексика и фразеология | 1 |
|
| п.3, у.16, карточки |
|
5 | Фонетика и орфография. | 1 |
|
| п.4, у.20, карточки |
|
6 | Фонетика и орфография. | 1 |
|
| карточки |
|
7 | Словообразование и орфография | 1 |
|
| п.5, у.26, карточки |
|
8 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 |
|
| п.5, карточки |
|
9 | Морфология и орфография. | 1 |
|
| п.6, выполнить разбор 5 слов |
|
10 | Морфология и орфография. | 1 |
|
| карточки |
|
11 | Морфологический разбор слова | 1 |
|
| п.6, у.39, сост. план |
|
12 | Р.Р. Описание | 1 |
|
|
|
|
13 | Контрольный диктантпо теме «Повторение изученного в 5, 6 классах» | 1 |
|
|
|
|
14 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
| ТЕКСТЫ И СТИЛИ (1+6) |
|
|
|
|
|
15 | Р.Р. Текст. | 1 |
|
| п.7, у.51 |
|
16 | Р.Р. Диалог как текст. | 1 |
|
| п.8, карточки |
|
17 | Р.Р. Виды диалога | 1 |
|
| п.9, у .55 |
|
18 | Р.Р. Стили литературного языка | 1 |
|
| п. 10, у.62 |
|
19 | Р.Р. Публицистический стиль | 1 |
|
| п.11, у.71 |
|
20 | Проверочная работа по темам «Повторение изученного в 5, 6 классах», «Тексты и стили» | 1 |
|
|
|
|
21 | Р.Р. Публичное выступление | 1 |
|
| карточки |
|
| МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРИЧАСТИЕ (28+7) |
|
|
|
|
|
22 | Причастие как часть речи. | 1 |
| присутствовать | п.12, у.78 |
|
23 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 |
| искриться колонна гирлянда отразить калитка | п.13, у.84 |
|
24 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 |
|
| карточки |
|
25 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 |
| пакет | п.14, у.88 |
|
26 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 1 |
| берёста из берёсты береста | карточки |
|
27 | Р.Р. Описание внешности человека | 1 |
|
| п. 15 |
|
28 | Р.Р. Описание внешности человека | 1 |
|
|
|
|
29 | Действительные и страдательные причастия. | 1 |
| паром | п.16, у.101 |
|
30 | Краткие и полные страдательные причастия. | 1 |
|
| п.17, у.105 |
|
31 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 |
| силуэт поразительный | п.18, у.110 |
|
32 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 |
|
| п.19, у.114 |
|
33 | Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени» | 1 |
|
| карточки |
|
34 | Р.Р. Контрольное изложение с использованием причастий | 1 |
|
|
| у. 116 |
35 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 |
| движимый магнит | п.20, у.123 |
|
36 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 |
| приведённый переведённый | п.21, у.127 |
|
37 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 |
|
| п.22, у.130 |
|
38 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 |
| жёваный кованый медленный желанный | п.23, у.133 |
|
39 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 |
| священный нечаянный невиданный
| п.23, у. 137 |
|
40 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 |
| неслыханный нежданный | п. 23, у. 140 |
|
41 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 |
|
| п.24, у.149 |
|
42 | Р.Р. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи | 1 |
|
| карточки |
|
43 | Р.Р. Контрольное выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека») | 1 |
|
|
| у. 151 |
44 | Р.Р. Контрольное выборочное изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека») | 1 |
|
|
|
|
45 | Морфологический разбор причастия. | 1 |
| акварель аквариум акваланг | п. 25, разобрать 5 слов |
|
46 | Диктант по теме «Причастие. Причастный оборот» | 1 |
|
|
|
|
47 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
48 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 |
| выровненный претензия претендовать прекратить | п.26, у.158 |
|
49 | Слитное и раздельное не с причастиями. | 1 |
|
| карточки |
|
50 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 |
|
| п.27, у.165 |
|
51 | Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию внешноти человека (с использованием причастий) | 1 |
|
|
|
|
52 | Обобщение по теме «Причастие» | 1 |
|
| Вопросы стр. 73 |
|
53 | Обобщение по теме «Причастие» | 1 |
|
| у. 176 |
|
54 | Обобщение по теме «Причастие» | 1 |
|
| у. 179 |
|
55 | Контрольный диктант по теме «Причастие. Правописание причастий» | 1 |
|
|
|
|
56 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
| ДЕЕПРИЧАСТИЕ (10+1) |
|
|
|
|
|
57 | Деепричастие как часть речи. | 1 |
|
| п.28, у.183 |
|
58 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 |
|
| п.29, у 191 |
|
59 | Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме» | 1 |
|
| карточки |
|
60 | Раздельное написание не с деепричастиями. | 1 |
|
| п.30, у.195 |
|
61 | Деепричастия несовершенного вида | 1 |
| бассейн дистанция сиять | п. 31, у.199 |
|
62 | Деепричастие совершенного вида | 1 |
| комбинация галерея | п.32, у.206 |
|
63 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь» | 1 |
|
|
| у.209 |
64 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 |
|
| п.33, разобрать 5 слов |
|
65 | Обобщение по теме «Деепричастие» | 1 |
|
| у.216 |
|
66 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 |
|
|
|
|
67 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
| НАРЕЧИЕ (24+3) |
|
|
|
|
|
68 | Наречие как часть речи. | 1 |
| Пешком мельком | п.34, у.221 |
|
69 | Разряды наречий | 1 |
|
| п. 35, у. 228 |
|
70 | Степени сравнения наречий. | 1 |
| комбинат | п.36, у.237 | работа с синонимами |
71 | Морфологический разбор наречия. | 1 |
| эпидемия | п.37, разобрать 5 слов |
|
72 | Слитное и раздельное написание не с с наречиями на о-е. | 1 |
| возражение поражение почтальон квитанция штемпель конверт | п.38, у.248 |
|
73 | Слитное и раздельное написание не с с наречиями на о-е. | 1 |
|
| карточки |
|
74 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 1 |
| Никак нисколечко ничуть нимало | п.39, у.254 |
|
75 | Одна и две буквы н в наречиях на о-е. | 1 |
| Бережливо конкретно | п.40, у. 259 |
|
76 | Диктант по теме «Наречие» | 1 |
|
|
|
|
77 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
78 | Р.Р. Описание действий | 1 |
|
| п.41 |
|
79 | Р.Р. Описание действий | 1 |
|
|
| у.264 |
80 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 |
|
| п.42, у.267 |
|
81 | Буквы о и а на конце наречий.
| 1 |
|
| п.43, у.272 |
|
82 | Р.Р. Контрольное сочинение по картине Е.Н. Широкова. “Друзья”. | 1 |
|
|
| у.273 |
83
| Дефис между частями слова в наречиях. | 1 |
|
| п.44, у.278 |
|
84 | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 |
|
| карточки |
|
85 | Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях» | 1 |
|
| у. 280 |
|
86 | Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях» | 1 |
|
| карточки |
|
87 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 |
| вмиг под силу на миг на лету | п.45, у.261,262 |
|
88 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 |
| До смерти на ходу с разбегу на скаку на глазок | карточки |
|
89 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 |
|
| п.46, у.289 |
|
90 | Обобщение по теме «Наречие» | 1 |
|
| Вопросы стр. 119 |
|
91 | Практикум по теме «Наречие» | 1 |
|
| карточки |
|
92 | Практикум по теме «Наречие» | 1 |
|
| готовиться к контрольному диктанту |
|
93 | Контрольный диктант по теме «Наречие. Правописание наречий» | 1 |
|
|
|
|
94 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
| УЧЕБНО-НАУЧНАЯ РЕЧЬ (0+3) |
|
|
|
|
|
95 | Р.Р. Отзыв | 1 |
|
| п. 47, у. 299 |
|
96 | Р.Р. Учебный доклад | 1 |
|
| п. 48, у. 311 |
|
97 | Р.Р. Учебный доклад | 1 |
|
| п. 48, у. 313 |
|
| КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (5+1) |
|
|
|
|
|
98 | Категория состояния как часть речи. | 1 |
|
| п.49, у. 315 |
|
99 | Категория состояния и другие части речи | 1 |
|
| п. 49, у. 320 |
|
100 | Р.Р. Употребление слов категории состояния в художественной речи | 1 |
|
|
|
|
101 | Морфологический разбор категории состояния. | 1 |
|
| п.50, разобрать слова |
|
102 | Обобщение по теме «Категория состояния» | 1 |
|
| Стр.133, вопросы |
|
103 | Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния» | 1 |
|
|
|
|
| СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1) | 1 |
|
|
|
|
104 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
|
| п.51, карточки |
|
| ПРЕДЛОГ (9+1) |
|
|
|
|
|
105 | Предлог как часть речи. | 1 |
| резиденция период | п.52, у.329 |
|
106 | Употребление предлогов. | 1 |
| изобразить | п.53, у.335 |
|
107 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 |
|
| п.54, у.341 |
|
108 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 |
|
| карточки |
|
109 | Простые и составные предлоги. | 1 |
|
| п.55, у.345 |
|
110 | Морфологический разбор предлога. | 1 |
| гимнастика осанка снаряд чемпион тренер тренироваться | п.56, разобрать 5 предлогов |
|
111 | Р.Р. Подготовка к сочинению по картине А.Сайкиной “Детская спортивная школа” | 1 |
|
|
| у. 348 |
112 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 |
| впоследствии фантазия | п.57, у.352, |
|
113 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 |
|
| карточки |
|
114 | Проверочная работа по теме «Предлог» | 1 |
|
|
|
|
| СОЮЗ (15+2) |
|
|
|
|
|
115 | Союз как часть речи. | 1 |
| средства реальный ситуация | п.58, у.358 |
|
116 | Простые и составные союзы. | 1 |
|
| п.59, у.360 |
|
117 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 |
| кромешный | п.60, у.363 |
|
118 | Р.Р. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. | 1 |
|
| карточки |
|
119 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 |
|
| п.61, у.367 |
|
120 | Сочинительные союзы. | 1 |
| международный | п.62, у.371 |
|
121 | Сочинительные союзы | 1 |
|
| карточки |
|
122 | Подчинительные союзы. | 1 |
| светофор семафор | п.63, у.380 |
|
123 | Подчинительные союзы. | 1 |
|
|
|
|
124 | Морфологический разбор союза. | 1 |
| автор классик | п.64, разобрать 5 союзов |
|
125 | Р.Р. Сочинение-рассуждение о книге | 1 |
|
|
| у. 384 |
126 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 |
| масса кросс | п.65, у.392 |
|
127 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 |
|
| карточки |
|
128 | Обобщение по теме «Союз» | 1 |
|
| Вопросы стр. 162 |
|
129 | Обобщение по теме «Союз» | 1 |
|
| готовиться к диктанту |
|
130 | Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз». | 1 |
|
|
|
|
131 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
| ЧАСТИЦА (15+3) |
|
|
|
|
|
132 | Частица как часть речи. | 1 |
| чемпион | п.66, у.403 |
|
133 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 |
|
| п.67, у.408 |
|
134 | Смыслоразличительные частицы | 1 |
|
| п. 68, у. 416 |
|
135 | Смыслоразличительные частицы. | 1 |
| предварительный | карточки |
|
136 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 |
| старательно | п.69, у.425 |
|
137 | Р.Р. Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 |
|
|
| у.426 |
138 | Р.Р. Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 |
|
|
|
|
139 | Морфологический разбор частицы. | 1 |
|
| п. 70, разобрать 5 частиц |
|
140 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 |
| карикатура сатира | п.71, у.431 |
|
141 | Отрицательные частицы не и ни. | 1 |
|
| п. 71, у. 436 |
|
142 | Различение частицы не и приставки не-. | 1 |
| недосягаемый | п.72, у.440 |
|
143 | Практикум по теме «Различие частицы не и приставки не-» | 1 |
|
| карточки |
|
144 | Р.Р. Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету | 1 |
|
|
| у.446 |
145 | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. | 1 |
|
| п.73, у.450 |
|
146 | Обобщение по теме «Частица» | 1 |
|
| у. 458 |
|
147 | Обобщение по теме «Частица» | 1 |
|
| готовиться к контрольному диктанту |
|
148 | Диктант по теме «Частица» | 1 |
|
|
|
|
149 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| карточки |
|
| МЕЖДОМЕТИЕ (6) |
|
|
|
|
|
150 | Междометие как часть речи. | 1 |
| комендант | п.74, у.461 |
|
151 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 |
|
| п.75, у.465 |
|
152 | Производные междометия. Звукоподражательные слова | 1 |
|
| карточки |
|
153 | Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи | 1 |
|
| карточки |
|
154 | Обобщение по теме «Междометие» | 1 |
|
| Готовиться к тестированию |
|
155 | Итоговый тест по теме «Служебные части речи» | 1 |
|
|
|
|
| ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (15) |
|
|
|
|
|
156 | Разделы науки о русском языке. | 1 |
|
| п.76, у.466 |
|
157 | Текст и стили речи. | 1 |
|
| п. 77, у. 469 |
|
158 | Учебно-научная речь | 1 |
|
| п.77, у.473 |
|
159 | Фонетика. Графика. | 1 |
|
| п.78, у.482 |
|
160 | Лексика и фразеология. | 1 |
|
| п.79, у.484 |
|
161 | Морфемика. | 1 |
|
| п.80, у.489 |
|
162 | Словообразование. | 1 |
|
| карточки |
|
163 | Морфология | 1 |
|
| п.81, разобрать морфологически 5 частей речи |
|
164 | Морфология | 1 |
|
| карточки |
|
165 | Орфография | 1 |
|
| п.82, у.503 |
|
166 | Синтаксис. | 1 |
|
| п.83, у.508 |
|
167 | Пунктуация. | 1 |
|
| готовиться к диктанту |
|
168 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
|
|
|
169 | Итоговый тест по программе 7 класса | 1 |
|
|
|
|
170 | Итоги учебного года | 1 |
|
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Лексико- орфографическая работа | Домашнее задание | Примечания |
Общие сведения о языке (1+1) | ||||||
1. | Международное значение русского языка.
| 1 |
|
| Упр. 6. |
|
2 | Р. р. Выборочное изложение. | 1 |
|
|
|
|
Повторение изученного в 5-8 классах (6+4) | ||||||
3 | Р. р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. | 1 |
| интернет | № 1, № 2, упр. 14. |
|
4 | Р. р. Стили рчи. | 1 |
| Совершенный Совершеннейший тысячелетие | № 3, упр. 27. |
|
5 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 |
|
| № 4, упр. 31. |
|
6 | Предложение с обособленными членами. | 1 |
|
| № 5, упр. 36. |
|
7 | Р.р. Сочинение (упр. 37). | 1 |
|
| Вспомнить обращения, вводные слова, вставные конструкции. |
|
8 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
9 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 |
|
| № 6, упр. 39. |
|
10 | Р.р. Изложение с продолжением (упр. 40). | 1 |
|
| Повторить всё о простом осложнённом предложении. |
|
11 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
12 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
Сложное предложение. Культура речи (6+2) | ||||||
13 | Понятие о сложном предложении. | 1 |
|
| № 7, упр. 44. |
|
14 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 |
| Колонна колонка | № 8, упр.51. |
|
15 | Р.р. Работа с репродукцией картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» (1988): подготовка к сочинению и написание сочинения. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
16 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
17 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 |
|
| № 9, карточки |
|
18 | Интонация сложного предложения. | 1 |
|
| № 10, упр. 57. |
|
19 | Р.р. Контрольное сочинение (упр. 59). | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
20 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
Сложносочинённые предложения (12+1) | ||||||
21 | Понятие о сложносочинённом предложении. | 1 |
|
| № 11, карточки |
|
22 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | 1 |
|
| № 12, упр. 62. |
|
23 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. | 1 |
|
| № 13, упр. 64 (7-10). |
|
24 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. | 1 |
|
| карточки |
|
25 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. | 1 |
|
| № 14, упр. 65 (6-8). |
|
26 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. | 1 |
|
| карточки |
|
27 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами. | 1 |
| Реактивный реакция | № 15, упр. 68. |
|
28 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами | 1 |
|
| карточки |
|
29 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | 1 |
|
| № 16, упр. 73. |
|
30 | Р.р. Работа с репродукцией картины И. Шишкина «На севере диком…»: подготовка к сочинению и написание сочинения. | 1 |
|
| Повторить изученные правила, вопросы на с. 47. |
|
31 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. | 1 |
|
| № 17, упр. 76 (4, 5). |
|
32 | Проверочный диктант по теме «Сложносочиненные предложения» | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
33 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
Сложноподчинённые предложения (7+3) | ||||||
34 | Понятие о сложноподчинённом предложении. | 1 |
|
| № 18, упр. 84. |
|
35 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | 1 |
| перспектива | № 19, упр. 89 (1). |
|
36 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 |
|
| карточки |
|
37. | Р. р. Контрольное сочинение по картине И. Тихого «Аисты» | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
38 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | 1 |
| Образ прообраз | № 20, упр. 97. |
|
39 | Р. р. Изложение (упр. 95) | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
40 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила |
|
41 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | 1 |
| Зарисовки Эскизы наброски | № 21, упр. 105. |
|
42 | Р. р. Подробное изложение (упр. 106) | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
43 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
Основные группы сложноподчинённых предложений (21+4) | ||||||
44 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 |
| коммуникация | № 22, упр. 116. |
|
45 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 |
|
| карточки |
|
46 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 |
|
| № 23, упр. 118. |
|
47 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 |
|
| карточки |
|
48 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
| 1 |
|
| Выучить виды придаточных обстоятельственных предложений по схеме на с. 79. |
|
49 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
| 1 |
|
| карточки |
|
50 | Р. р. Контрольное сжатое изложение (упр. 123). | 1 |
|
|
|
|
51 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| № 25, упр. 128. |
|
52 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. | 1 |
|
| карточки |
|
53 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | 1 |
| Подлинник Репродукция копия | № 26, упр. 132 (1, 2), упр. 138 (4-7) |
|
54 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | 1 |
| оригинальный | № 26, упр. 144 (5-7), упр. 152 (4,5). |
|
55 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. | 1 |
|
| № 27, упр. 156 (3,4).
|
|
56 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. | 1 |
|
| № 27, упр. 163 (3,4). |
|
57 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. | 1 |
|
| № 28, упр. 167 (3,4).
|
|
58 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. | 1 |
|
| № 28, упр. 173 (1,2). |
|
59 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. | 1 |
|
| № 29, (синтаксический разбор указанных сложноподчинённых предложений). |
|
60 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. | 1 |
|
| карточки |
|
61 | Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. | 1 |
|
| № 30, упр. 179 |
|
62 | Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. | 1 |
| Кооператив электрифкация | карточки |
|
63 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
64 | Анализ контрольной работы | 1 |
|
| карточки |
|
65 | Р. р. Работа с репродукцией В. П. Фельдмана «Родина»: подготовка к сочинению и написание сочинения. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
66 | Р. р. Работа с репродукцией В. П. Фельдмана «Родина»: подготовка к сочинению и написание сочинения. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
67 | Р.р. Контрольное выборочное изложение (упр. 177). | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
68 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
Бессоюзные сложные предложения (12+1) | ||||||
69 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | 1 |
|
| № 31, записать 5 пословиц, представляющих собой БСП. |
|
70 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 1 |
|
| № 32, карточки |
|
71 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 |
|
| № 33, упр. 193. |
|
72 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
|
| карточки |
|
73 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. | 1 |
|
| № 34, упр. 198. |
|
74 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
|
| карточки |
|
75 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. | 1 |
|
| № 35, упр. 200 (13-17). |
|
76 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 |
| панорама | карточки |
|
77 | Р.р. Работа с репродукцией картины Н. М. Ромадина «Село Хмелёвка»: подготовка к сочинению и написание сочинения. | 1 |
|
| Подготовить ответы на вопросы, с. 139. |
|
78 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| № 36, упр. 204 (7-9, сделать синтаксический разбор предложений). |
|
79 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | 1 |
|
| карточки |
|
80 | Диктант по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» | 1 |
|
|
|
|
81 | Работа над ошибками | 1 |
|
| карточки |
|
Сложные предложения с различными видами связи (9+3) | ||||||
82 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | 1 |
| Выделены Употреблены использованы | № 37, упр. 212 (7-10). |
|
83 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | 1 |
|
| карточки |
|
84 | Р.р. Работа с репродукцией картины М. Н. Финогеновой «Каток для начинающих»: подготовка к сочинению и написание сочинения. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
85 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| карточки |
|
86 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 1 |
|
| № 38, упр. 217. |
|
87 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 1 |
|
| карточки |
|
88 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1 |
|
| № 39, упр.218 (3,4,сделать синтаксический разбор предложений). |
|
89 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 1 |
| консерватория |
|
|
90 | Р. Р. Подробное изложение (упр. 219): подготовка и написание. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
91 | Р. Р. Публичная речь.
| 1 |
|
| Написать сочинение. |
|
92 | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
93 | Работа над ошибками. | 1 |
|
| Повторить изученные правила. |
|
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (9) | ||||||
94 | Разделы науки о языке. Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. | 1 |
|
| № 41, сделать фонетический разбор указанных слов, № 42, упр. 236. |
|
95 | Морфемика. Словообразование. | 1 |
|
| № 43, упр. 237 (сделать морфемный разбор слов), № 44, упр.242 (подобрать по 2 слова к каждому способу словообразования) |
|
96 | Морфология. | 1 |
|
| № 45, упр. 249 (определить части речи). |
|
97 | Синтаксис. | 1 |
|
| № 46, упр. 256. |
|
98 | Орфография. Пунктуация. | 1 |
|
| № 47. |
|
99 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 |
|
|
|
|
100 | Итоговая контрольная работа в форме ОГЭ | 1 |
|
|
|
|
101 | Работа над ошибками | 1 |
|
|
|
|
102 | Заключительный урок | 1 |
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
3. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
5. Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
6. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
7. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
8. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
9. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.
10. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
11. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994.
12. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург,: Литера, 2006.