МОУ «Невонская средняя общеобразовательная школа №1» имени Родькина Н.Д
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по УВР Директор МОУ
___________/Колоскова О.Е./ «Невонская СОШ №1»
«_____»_____________2015г ______/Билиенков А.П./
«____»__________2015г
Рабочая программа
по учебному курсу
«Русский язык»
УМК «Перспектива » 1-4 класс
Автор курса Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
Цыдыпова Н.Г, высшая категория
Москвина А.В, высшая категория
Чернова А.А, 2 категория
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
● формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
● развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
● развитие коммуникативных умений;
● развитие нравственных и эстетических чувств;
● развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Программа разработана на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012;
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно - деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
В число основных содержательных линий Программы входят:
● основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
● орфография и пунктуация;
● развитие речи.
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.
В первом классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч
(23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые личностные результаты.
У выпускника будут сформированы (базовый уровень):
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценокучителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования (повышенный уровень):
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной -деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств, других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
- самостоятельно формулировать тему и цели урока (1 четверть);
- самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (2 четверть);
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);
- самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием (4 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
- самостоятельно формулировать тему и цели урока (1 четверть);
- самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы (2 четверть);
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность (3 четверть);
- самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.(4 четверть).
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
- овладевать гибким чтением (3 четверть);
- составлять план письменного текста (4 четверть);
- понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы (1 четверть);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (2 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
- находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов самостоятельно;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии;
- записывать выводы в виде правил «если, … то…»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если, … то…»;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
- высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы (1 четверть);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно (2 четверть);
- принимать другую, непохожую на свою точку зрения (4 четверть);
- вычитывать с помощью учителя информацию, данную в Неявном виде (3 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
- организовывать учебное взаимодействие в группе;
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
- самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста (формулировать главную мысль текста).
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание тем учебного предмета, курса
Раздел учебного курса, количество часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1 класс (количество часов) |
Обучение грамоте (письмо) Раздел 1 «Рисуй, думай, рассказывай», 25 часа Раздел 2 «Письмо гласных букв Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ», 8часов Раздел 3 «Письмо букв, слогов, слов, предложений», 59 часов Раздел 4 «Пиши красиво», 23 часа Русский язык Раздел 1 «В мире общения» , 17часов Раздел 2 «Звуки и буквы», 7 часов Раздел 3 «Слоги. Перенос слов. Ударение.» 7 часов Раздел 4 «Твердые и мягкие согласные звуки .Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» 7 часов Раздел 5 «Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. Звонкие и глухие согласные звуки», 5 часов Раздел 6 «От слова к предложению. От предложения к тексту», 7 часов | Предметные: Сформировать умение ориентироваться на листе бумаги, штриховать, обводить фигуры по контуру, писать элементы печатных и письменных букв. Сформировать умение правильно писать буквы гласных звуков Аа, Оо, Уу, Ии, ы, умение писать буквы слитно. Сформировать умение писать письменные буквы и праильно выполнять соединения букв Сформировать умение писать разборчиво, соблюдать орфографический режим. Регулятивные: -контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в прописи; - принимать учебную задачу; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия; -планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; -ориентироваться в прописи; -контролировать свои действия по построению модели слова (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) - формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели. - осуществлять действие по образцу и заданному правилу Познавательные: -осуществление поиска существенной информации (из материала прописи, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта, из рассказов учителя и одноклассников), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения, и ее осмысление; -систематизирование знаний о форме предметов; освоение элементов письменных букв; -сравнивание слов по звучанию и значению; -объяснение смысла пословицы; -определение значения слов; -определение, из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова; подбор слова для обозначения действий предметов, их качеств и свойств. -усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; -развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; -развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; -рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: -уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, всту пать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания, адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера; - уметь отвечать на поставленные вопросы, через игровые ситуации и диалог литературных героев участвовать в учебной дискуссии, высказывать мнение и доказывать свою точку зрения, слушать друг друга; -уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений; -уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками; - уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, применять согласованность усилий по достижению общей цели. Личностные: -понимают значение знаний для человека и принимают его; -имеют желание учиться; положительно отзываются о школе, идентифицируют себя с образом школьника; -используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству -используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельнос Предметные: Язык и слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова Правописание имён собственных на примерах имён и фамилий людей, названий городов, рек, посёлков, кличек животных. Имя существительное (без определения); имя собственное, имя нарицательное. Сформировать умение определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова. Обогатить словарный запас учащихся. Сформировать умение различать предмет и слово как название предмета, слова – названия признаков и действий предметов. Сформировать умение различать звук и букву, находить в слове ударный слог, переносить слова по слогам, дать представление о практическом применении алфавита. Сформировать умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной и парной согласной, писать слова с Ь - показателем мягкости и разделительным. Сформировать умение различать слово, предложение и текст; определять тему, главную мысль и ключевые слова; составлять предложение и текст; использовать знаки препинания в конце предложения. Регулятивные: -контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; -адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия, участия в ролевой сценке; -действовать по плану; -осуществлять самоконтроль в речи; -принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия; -адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; - выполнять самооценку работы на уроке; -проявлять целеустремленность, настойчивость в достижении цели; Познавательные: – составление диалогов; -осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя, учащихся; -осуществление поиска существенной информации (из материала учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта, из рассказов учителя и одноклассников), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о культуре общения, целях общения, и ее осмысление; -осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебных задач; -установление причинно-следственных связей; - переключение внимания с лексического значения слова на его звуковую форму; - формулирование вывода по проблеме (совместно с учителем); - формирование логических действий: анализа, сравнения; рефлексия способов и условий действия; -осознание познавательной задачи; чтение и слушание; извлечение информации из сообщения Ивана Самоварова; - усвоение правил строенияслова и предложения, графических форм букв; -развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; -рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: -уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания, адекватно воспринимать звучащую речь учителя, партнера; - уметь участвовать в коллективном чтении и обсуждении сообщения Ивана Самоварова; -проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы; -уметь формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; - осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками,предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, демонстрировать согласованность усилий по достижению общей цели; - уметь соотносить интонацию, особенность предложения и знаков препинания в конце предложения, работать в группах, Личностные: -понимать значение знаний для человека и принимают его; -правильно идентифицируют себя с позицией школьника -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; -положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; обладают мотивационной основой учебной деятельности; -используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
2 класс (количество часов) |
Раздел 1 «Мир общения», 20 часов Раздел 2 «Звуки и буквы. Слог. ударение», 65 часов Раздел 3 «Слово и его значение», 21 час Раздел 4 «Состав слова», 18 часов Раздел 5 «Части речи», 30 часов Раздел 6 «Предложение и текст», 10 часов Раздел 7 «Обобщение знаний», 6 часов | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку при: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Регулятивные: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. -Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками -Определять цель учебной деятельности -Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану -Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем Познавательные Общеучебные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при: - извлечении нужной информации из прочитанных текстов; - использовании знако-символических средств ( простейшие модели слов и предложений); - построении речевого высказывания в устной и письменной форме; - выделении в речи слова и предложения как средства общения; - использовании при выполнении задания иллюстративного материала учебника. - Ориентироваться в учебнике -Формулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя. -Проявлять учебную самостоятельность и потребность в творческом самовыражении -Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Логические: - умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера при: - ориентировании в разнообразии способов решения задач; - анализе, сопоставлении способов общения в зависимости от ролевых отношений партнеров (взрослый-ребенок) и интонационно-звуковой стороны речи; - сравнении текстов, предложений; - классификации слов по грамматическим и тематическим группам; - устанавливании причинно-следственных связей; - построении логической цепочки рассуждения; - различать гласные и согласные звуки; -классифицировать согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). - сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению; - классифицировать слова по различным критериям; - распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами - классифицировать: - слова по частям речи; - имена прилагательные на основе различий в их значении; - редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. Коммуникативные: -умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий при: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. - выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи - слушать и понимать речь других; - проявлять творческую активность в процессе сотрудничества; - выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий; - соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы; - управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
3 класс (количество часов) |
Раздел 1 «Речевое общение. Повторяем – узнаем новое», 16 часов Раздел 2 «Язык – главный помощник в общении», 39 часов Раздел 3 «Состав слова», 18 часов Раздел 4 «Части речи», 87 часов Раздел 5 «Повторение», 10 часов | Личностные: -осознавать роль языка и речи в жизни людей; -эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции; -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; -обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). -Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -учиться работать по предложенному учителем плану -Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; -выразительно читать и пересказывать текст; -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. |
4 класс (количество часов) |
Раздел 1 «Повторяем – узнаем новое», 20 часов Раздел 2 «Язык как средство общения», 25 часов Раздел 3 «Слово и его значение», 31 час Раздел 4 «Слово как часть речи», 76 часов «Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении», 28ч. «Имя прилагательное», 13ч. «Местоимение», 7ч. «Глагол», 20ч. «Имя числительное», 3ч. «Наречие», 5ч. Раздел 5 «Повторение», 18ч | Личностные: - интерес к изучению темы; -желание научиться высказывать свои мысли так, чтобы вас понимали разные собеседники; -творческое отношение к составлению и написанию текста приглашения друзей на совместную прогулку на катере; -понимание успешности при изучении темы - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; -учитывать в совместной деятельности общепризнанные правила -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -ориентация на содержательные моменты школьной действительности; Познавательные: -раскрывать значение понятий «диалог», «речевой этикет», «монолог», «общение», «цель общения», «результат общения», «сленг» и использовать их в активном словаре; -определять условия использования монологической речи и обосновывать своё мнение; -определять результат общения и обосновывать своё мнение; -определять цель общения и её зависимость от результата и обосновывать своё мнение; -использовать приобретённые знания для составления и оформления текста приглашения друзей на совместную прогулку на катере. - раскрывать значение понятий «средство», «общение», «средство общения», «язык», «буква», «звук», «анаграмма», «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма», «омофоны» и использовать их в активном словаре; -различать возможности языка жестов и языка как средства речевого общения и обосновывать своё мнение; -определять условие проверки орфограммы и обосновывать своё мнение; -использовать приобретённые знания при составлении и написании текста письма -уметь устанавливать причинно-следственные связи; -уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -уметь устанавливать аналогии; -владеть общим приемом решения учебных задач; Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с целью и с учебным заданием; -выполнять учебное задание, используя правила; -выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания; -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; -оценивать результат собственной деятельности -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи; - выполнять учебные действия в речевой и мыслительной форм - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Коммуникативные: -самостльно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; -адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; -адекватно использовать речь для представления результата -строить понятные для партнёра высказывания; -строить монологичное высказывание; -вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника. - достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия; |
Распределение основного содержания по классам и темам представлено в следующем разделе программы, который включает:
I. Тематическое планирование по русскому языку к учебникам:
1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
2. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч.
4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч.
5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.
Учебники
- Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч., 2011
- Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Русский язык.Учебник. 1 класс, 2011
Электронное приложение к учебнику.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык.Учебник. 2 класс.В 2 ч.,2012
Электронное приложение к учебнику.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык.Учебник. 3 класс.В 2 ч, 2013
Электронное приложение к учебнику.
-Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык.Учебник. 4 класс.В 2 ч.
Электронное приложение к учебнику.
Методические пособия
- Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Уроки русского языка.1 класс
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка.2 класс
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка.3 класс
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Уроки русского языка.4 класс.
Рабочие тетради, прописи
- Климанова Л.Ф.,Романина В. И., Борейко Л. Н. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. 2014г
-Климанова Л.Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. 2014г
-Климанова Л.Ф., Желтовская Л. Я. Пишу красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс. 2014г
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.В 2 ч. 2014г
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс.В 2 ч. 2014г
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.В 2 ч. 2014г
Дидактические материалы
- Климанова Л.Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс. 2014г
№ | наименования объектов и средств материально - технического обеспечения | необходимое количество |
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
1.1. | Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 - 4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) | полный комплект (на каждого ученика класса) |
1.2. | Стандарт начального образования по русскому языку. | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
1.3. | Примерная программа начального образования по русскому языку. | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
2.1 | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
2.2. | Касса букв и сочетаний (по возможности) | комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников) |
2.3. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
2.4. | Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
2.5. | Словари всех типов по русскому языку | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников) |
2.6. | Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) |
3.1. | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
3.2. | Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку. | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
3.3. | Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку. | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
3.4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения. | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
4. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ |
4.1. | Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса русского языка). | комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек). |
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) |
5.1. | Музыкальный центр | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
6. ИГРЫ И ИГРУШКИ |
6.1 | Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, предающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации | демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс) |
6.2 | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.) | комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек) |