Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО Школьным методическим объединением Руководитель ___/ _________ Протокол№___ от_____2014г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директорапо УВР ____/____________ «____»_____2014 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ООШ № 10» ______/________ Приказ№_____ от____2014г. | ПРИНЯТО Педагогическим советом школы Протокол № ____ от______2014г. |
Рабочая программа
по русскому языку
в соответствии с требованиями ФГОС НОО
на 2014- 2015 учебный год
Класс 4 а
Автор-составитель: Марченко Ирина Анатольевна учитель начальных классов высшая категория |
Таштагол
2014
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010. - 400с. - (Стандарты второго поколения).
Учебный предмет входит в образовательную область «Филология».
Язык по своей специфике и социальной значимости– явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели об учения русскому языку в основной школе.
Основная цель:
–формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково – символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); – формирование коммуникативной компетенции.
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
II. Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – в разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
Раздел «Слово».
Важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе в разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на - ие, - ия, - ий, - мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания - о, - а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило); - тся – -ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика». Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нем занимают коммуникативные умения.
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс по 5 часов в неделю (34 недели)- 170 часов. Рабочая программа составлена на 34 недели (основание: учебный план МБОУ ООШ №10 на 2014-2015 учебный год), всего 170 часов.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе–это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии–осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины–осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма–осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества–осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета» Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
–самостоятельно формулировать тему и цели урока;
–составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
–работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
–вдиалогесучителемвырабатыватькритерииоценкииопределятьстепеньуспешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; не сплошной текст–иллюстрация, таблица, схема);
–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
–оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
–высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
–задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– опознавать изученные части речи по их признакам;
– разбирать слово как часть речи с указанием изученных признаков;
– видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– производить звукобуквенный анализ слов;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение из 2–3 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2–3 частей (без союзов, с союзами и, а, но), в предложениях с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему (20–25 предложений);
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть типом правильной читательской деятельности: самостоятельно осмыслять текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
VI.Содержание учебного предмета
4-й класс(5часов в неделю, всего -170 ч.)
Повторение.
Предложение. Текст.
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных видов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно- научный текст и по- разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения.
Слово.
Части речи и члены предложения.
Имя существительное.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное.
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях.
Глагол.
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-гои 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами; - тся – ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; - о, - а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса.
3.Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1-3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием.
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся
Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | 1 | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. |
1.Повторение | 16 |
2. Предложение. Текст. | 34 | |
Простое предложение. Предложение с однородными членами. | 15 | Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; – определять предложения по цели высказывания и интонации Знать: – о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения; – о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами Уметь: – узнавать в тексте простые предложения; – приводить примеры предложений с однородными членами; – ставить знаки препинания в конце предложений |
Сложные предложения с союзами и, а, но | 10 | Знать: – правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; – признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Уметь: – использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; Уметь: – применять полученные теоретические знания; – «читать» схемы предложений; – отличать простые предложения с однородными членами от сложных; – расставлять запятые; – составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; Знать порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Уметь работать со схемами предложений, рассуждать по образцу Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь пунктуационно оформлять такие предложения Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, - ья, -ье, -ия, -ов, - ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, - ий, - ья, - ье, - ия, -ов, - ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) |
Предложения с прямой речью | 9 |
3.Слово. Части речи и члены предложения | 113 |
Имя существительное | 48 |
Что мы уже знаем об имени существительном | 6 |
Изменение имён существительных по падежам | 13 |
Три склонения имён существительных | 9 | Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных Знать алгоритм морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 8 | Знать орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения». Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце написания безударных падежных окончаний имен существительных Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь применять правило и действовать по алгоритму Знать: – значение и употребление имен прилагательных в речи; – изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; – склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, - ья, -ов, -ин; – правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц) Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного Уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 12 |
4. Имя прилагательное | 28 |
Что мы уже знаем об имени прилагательном | 9 |
Словоизменение имён прилагательных | 5 |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 14 |
5. Глагол | 37 |
Что мы уже знаем о глаголе | 4 |
Спряжение глагола | 2 | Знать алгоритм определения спряжения глагола. Уметь: – наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; – Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); пользоваться алгоритмом Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму) |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 15 |
Разбор глагола по составу | 16 |
6. Повторение | 6 | Уметь применять в системе полученные знания Уметь выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу |
VIII. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения |
Повторение | 17 | |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык». | 1 | |
2 | Повторение фонетики и графики. | 1 | |
3 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | |
4 | Что такое графика | 1 | |
5 | Фонетический разбор слова | 1 | |
6 | Повторение орфографии | 1 | |
7 | Повторение изученных орфограмм | 1 | |
8 | Графическое обозначение орфограмм | 1 | |
9 | Контрольное списывание | 1 | |
10 | Работа над ошибками. Состав слова | 1 | |
11 | Повторение изученного о частях речи | 1 | |
12 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | |
13 | Что мы знаем о пунктуации | 1 | |
14 | Р.р. Обучающее изложение «Золотой рубль» | 1 | |
15 | Контрольный диктант № 1по теме: «Повторение изученного в 3 классе». | 1 | |
16 | Работа над ошибками | 1 | |
17 | Обобщение по разделу «Повторение». Словарный диктант | 1 | |
Предложение. Текст. | 34 | |
Простое предложение. Предложение с однородными членами. | 15 |
18 | Отличие простого предложения от сложного | 1 | |
19 | Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | |
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. | 1 | |
21 | Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | |
22 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | |
23 | Развитие пунктуационных умений. | 1 | |
24 | Проверочная работа №1 по теме: « Предложения с однородными членами». | 1 | |
25 | Работа над ошибками. | 1 | |
26 | Р.р. Обучающее изложение «Что я люблю». | 1 | |
27 | Работа над ошибками. | 1 | |
28 | Обобщение знаний по теме: «Однородные члены предложения». Словарный диктант | 1 | |
29 | Контрольный диктант № 2 по теме: « Однородные члены предложения». | 1 | |
30 | Работа над ошибками | 1 | |
31 | Р.р. Обучающее сочинение «Что я люблю» | 1 | |
32 | Работа над ошибками | 1 | |
Сложные предложения с союзами и, а, но | 10 | |
33 | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 1 | |
34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 1 | |
35 | Запятая в сложном предложении | 1 | |
36 | Закрепление о постановке запятой в сложном предложении | 1 | |
37 | Различение простых и сложных предложений с союзами и, а, но | 1 | |
38 | Запятая в сложном предложении | 1 | |
39 | Проверочная работа №2 по теме: «Сложные предложения». | 1 | |
40 | Р.р. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | |
41 | Контрольный диктант №3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | |
42 | Работа над ошибками. Словарный диктант | 1 | |
Предложения с прямой речью | 9 | |
43 | Прямая речь | 1 | |
44 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 1 | |
45 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 | |
46 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | |
47 | Развитие умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | |
48 | Контрольный диктант №4 по теме: « Прямая речь». | 1 | |
49 | Работа над ошибками. | 1 | |
50 | Р.р. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» | 1 | |
51 | Работа над ошибками. Словарный диктант | 1 | |
Слово. Части речи и члены предложения | 113 | |
Имя существительное | 48 |
Что мы уже знаем об имени существительном | 6 |
52 | Имя существительное как часть речи | 1 | |
53 | Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 1 | |
54 | Р.р. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | |
55 | Работа над ошибками | 1 | |
56 | Роль имён существительных в предложении и в речи | 1 | |
57 | Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | |
Изменение имён существительных по падежам | 13 | |
58 | Наблюдение за словоизменением имён существительных | 1 | |
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам | 1 | |
60 | Изменение по падежам существительных в единственном числе | 1 | |
61 | Изменение по падежам существительных во множественном числе | 1 | |
62 | Именительный и винительный падежи | 1 | |
63 | Родительный падеж | 1 | |
64 | Дательный падеж | 1 | |
65 | Творительный падеж | 1 | |
66 | Предложный падеж | 1 | |
67 | Обобщение знаний о падежах | 1 | |
68 | Упражнения на повторение знаний о падежах | 1 | |
69 | Проверочная работа №3 по теме: « Изменение имён существительных по падежам». | 1 | |
70 | Работа над ошибками. | 1 | |
Три склонения имён существительных | 9 | |
71 | Три склонения имён существительных. | 1 | |
72 | Определение склонений имён существительных | 1 | |
73 | Развитие умения определять склонение имён существительных | 1 | |
74 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |
75 | Контрольный диктант за 1 полугодие №5 | 1 | |
76 | Работа над ошибками | 1 | |
77 | Понятие о несклоняемых именах существительных | 1 | |
78 | Р.р. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | 1 | |
79 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 8 | |
80 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | |
81 | Развитие умения писать слова с мягким знаком после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | |
82 | Слова с мягким знаком после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | |
83 | Проверочная работа №4 по теме: Три склонения имён существительных | 1 | |
84 | Работа над ошибками | 1 | |
85 | Закрепление знаний по теме: Три склонения имён существительных | 1 | |
86 | Контрольный диктант № 6 по теме: Имя существительное | 1 | |
87 | Работа над ошибками. Словарный диктант | 1 | |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 12 | |
88 | Общее правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | |
89 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных | 1 | |
90 | Развитие умения действовать по алгоритму. | 1 | |
91 | Развитие умения графически объяснять выбор написания | 1 | |
92 | Р.р. Обучающее изложение «Первая газета» | 1 | |
93 | Работа над ошибками | 1 | |
94 | Развитие орфографических умений | 1 | |
95 | Правописание окончаний им. существительных | 1 | |
96 | Проверочная работа №5 по теме: Правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | |
97 | Обобщение знаний по теме раздела. Словарный диктант | 1 | |
98 | Контрольный диктант № 7 по теме: «Правописания безударных падежных окончаний имён существительных» | 1 | |
99 | Работа над ошибками | 1 | |
Имя прилагательное | 28 | |
Что мы уже знаем об имени прилагательном | 9 |
100 | Повествование и описание – два типа речи | 1 | |
101 | Роль имён прилагательных в речи | 1 | |
102 | Изменение прилагательных по родам и числам | 1 | |
103 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных | 1 | |
104 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | |
105 | Р.р. Составление текста описания «Пасмурный день» | 1 | |
106 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |
107 | Развитие орфографических умений | 1 | |
108 | Имя прилагательное | 1 | |
Словоизменение имён прилагательных | 5 | |
109 | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | |
110 | Склонение имен прилагательных. | 1 | |
111 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | |
112 | Словосочетание сущ.+ прил. | 1 | |
113 | Обобщение знаний по теме: « Изменение имён прилагательных по падежам» | 1 | |
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 14 | |
114 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | |
115 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой | 1 | |
116 | Развитие умения графически объяснять выбор написания | 1 | |
117 | Развитие орфографических умений | 1 | |
118 | Обобщение знаний по теме: « Правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных» | 1 | |
119 | Окончания имен прилагательных | 1 | |
120 | Р.р. Обучающее изложение «Первое путешествие» | 1 | |
121 | Работа над ошибками | 1 | |
122 | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных и прилагательных | 1 | |
123 | Проверочная работа№6 по теме: «Имя прилагательное» | 1 | |
124 | Работа над ошибками. Словарный диктант | 1 | |
125 | Р. р. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | |
126 | Контрольный диктант № 8по теме: « Имя прилагательное» | 1 | |
127 | Работа над ошибками | 1 | |
Глагол | 37 | |
Что мы уже знаем о глаголе | 4 |
128 | Роль глаголов в предложении, в речи. | 1 | |
129 | Правописание глаголов с частицей не. | 1 | |
130 | Значение и грамматические признаки глагола. | 1 | |
131 | Морфологический разбор глагола | 1 | |
Спряжение глагола | 2 | |
132 | Спряжение глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | |
133 | Определение спряжения глаголов с ударным окончанием | 1 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 15 | |
134 | Определение спряжения глаголов с безударным окончанием | 1 | |
135 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 | |
136 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 1 | |
137 | Развитие умения проверять безударные личные окончания глаголов | 1 | |
138 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 1 | |
139 | Разбор глагола как части речи | 1 | |
140 | Р. р. Сочинение по картинкам | 1 | |
141 | Контрольный диктант № 9 по теме: «Правописания безударных личных окончаний глаголов» | 1 | |
142 | Работа над ошибками | 1 | |
143 | Возвратная форма глагола. Правописание глаголов с –тся и -ться | 1 | |
144 | Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | |
145 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 1 | |
146 | Развитие орфографических умений | 1 | |
147 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 | |
148 | Закрепление умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях | 1 | |
Разбор глагола по составу | 16 | |
149 | Разбор глагола по составу. | 1 | |
150 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | 1 | |
151 | Р.р. Обучающее изложение «Первые школы» | 1 | |
152 | Работа над ошибками | 1 | |
153 | Развитие умений разбирать глагол по составу | 1 | |
154 | Р.р. Сочинение с использованием глаголов в форме настоящего времени с изученными орфограммами | 1 | |
155 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами | 1 | |
156 | Обобщение знаний по теме « Глагол». Контрольный словарный диктант | 1 | |
157 | Контрольное списывание | 1 | |
158 | Подготовка к контрольному изложению «Странный дуэт» | 1 | |
159 | Р.р. Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | |
160 | Работа над ошибками | 1 | |
161 | Повторение по теме « Глагол» | 1 | |
162 | Проверочная работа №7 по теме: « Глагол» | 1 | |
163 | Итоговый контрольный диктант № 10 | 1 | |
164 | Работа над ошибками | 1 | |
Повторение | 6 | |
165 | Повторение раздела «Фонетика» | 1 | |
166 | Повторение раздела «Предложение. Текст» | 1 | |
167 | Повторение раздела «Орфография» | 1 1 | |
168 | Повторение изученных орфограмм | |
169 | Повторение раздела «Морфология» | 1 | |
170 | Разбор слов по составу | 1 | |
| Итого: | 170 | |
IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя
Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев., Программа «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд.2-е, испр. – М.: Баласс,2011.-432с. (ОС «Школа2100»)
Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.-М.; Баласс,2013.-48с.
Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 4класс.Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011 - 320с.
Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 4 класс. Вариант 1,2 Е.В. Бунеева-Изд. 3-е, испр.- М.:Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.-48с.
Бунеев Р.Н. Русский язык.4кл.; учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч.Ч1/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- Изд.5-е, перераб.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-176с.: ил.
Бунеев Р.Н. Русский язык.4кл.; учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. Ч2 /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- Изд.5-е, перераб.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.-208с.: ил
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. - М.: Баласс, 2003.-96с.; ил.
Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку.4 класс (к учебнику «Русский язык», 4 кл., Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) - М.: Баласс,2012.-80с..
Использование набора ЦОР к учебнику «Русский язык», 4 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
10.Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, телевизор ЖК)
Для обучающихся
Бунеев Р.Н. Контрольно-измерительные материалы. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 кл./Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлов, А.П. Петрова, О.В.Пронина, А.Г.Рубин, О.В. Чиндилова.-М.; Баласс,2013.-48с.
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. - М.: Баласс, 2003.-96с.; ил.
Бунеев Р.Н. Русский язык.4кл.; учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. Ч1/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- Изд.5-е, перераб.-М.: Издательство Школьный дом, 2012.-174с.: ил.
Бунеев Р.Н. Русский язык.4кл.; учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2-х ч. Ч2 /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.- Изд.5-е, перераб. - М.: Баласс: Издательство Школьный дом, 2012.-160с.: ил.
Бунеева, Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1,2 Е.В. Бунеева.-Изд. 3-е, испр.- М.:Баласс, Издательство Школьный дом, 2012.-48с.