ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, реестр Министерства образования и науки Российской Федерации http://fgosreestr.ru/)
ООП НОО МБОУ Большинской СОШ,
Примерные программы по музыке 1-4 УМК “Школа России”, Москва: Издательство “Просвещение”, 2014 год ,
Приказ МОРФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) / http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/
- Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»,
- Учебный план МБОУ Большинской СОШ на 2017-2018 учебный год
Сведения о программе
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 1 класса на 2017-2018 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Е.А.Лутцевой «Технология»,учебника и рабочей тетради Е.А. Лутцевой «Технология», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, целями и задачами образовательной программы школы.
Она разработана в целях конкретизации содержания Федерального государственного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цели и задачи курса
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека;
– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно‐конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно‐познавательных и проектных художественно‐конструкторских задач.
Методическая основа курса – деятельностный подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
Системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности – понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний. Умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Обоснование выбора
Обоснованием выбора данной авторской программы является то, что она входит в УМК «Школа России».
Эта программа обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.
Программа предусматривает дополнительные формы организации учебного процесса:
беседа;
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
практикум;
совместная с учителем художественно-творческая и трудовая деятельность учащихся;
работа учащихся в парах (постоянного состава, сменного состава), группах;
тесты;
самостоятельная работа учащихся.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
Технологии обучения
При изучении нового материала используются элементы технологии проблемного и исследовательского обучения, что позволяет развивать познавательную активность, творческую самостоятельность учащихся.
Метод проектов используется при индивидуальной работе с учащимися, что позволяет развивать творческий потенциал ученика и делать акцент на личностно-значимую для него информацию.
Элементы технологии развивающего обучения применяются при закреплении изученного материала и позволяют развивать личность учащегося и ее способностей.
С целью развития познавательной активности школьников используются элементы игровых технологий.
Для сохранения и укрепления здоровья, учащихся используются элементы здоровьесберегающих технологий.
Для повышения эффективности урока используются элементы ИКТ.
Также на уроке используются элементы следующих технологий:
объяснительно-иллюстративные технологии обучения (Я.А. Каменского);
педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили;
личностно-ориентированная.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков и ключевых компетенций:
освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания (8ч)
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8ч)
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование (17 ч)
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» К КОНЦУ 1 КЛАССА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащегося будет сформировано:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
представление об основных правилах и нормах поведения;
умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями).
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
эстетических чувств (красивого и не красивого, аккуратного и не аккуратного);
потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общекультурные и общетрудовые компетенции
Основы культуры труда
Учащийся научится:
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия;
различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
Учащийся получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей;
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
анализировать предметы быта по используемому материалу.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Учащийся научится:
узнавать и называть основные материалы и их свойства;
узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств;
использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок;
чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, гаечным и накидным ключами;
использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.
Учащийся получит возможность научиться:
комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
применять инструменты и приспособления в практической работе в быту и профессиональной деятельности;
оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
Конструирование и моделирование
Учащийся научится:
выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме;
изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям.
Учащийся получит возможность научиться:
Практика работы на компьютере
Учащийся научится:
понимать информацию, представленную в разных формах;
наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму);
работать со «Словарём юного технолога».
Учащийся получит возможность научиться:
понимать значение компьютера для получения информации;
различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации;
соблюдать правила работы на компьютере;
находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
Проектная деятельность
Учащийся научится:
составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
Учащийся получит возможность научиться:
первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя;
ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
организовывать своё рабочее место (под руководством учителя);
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Учащийся получит возможность научиться:
с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
«читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;
выделять информацию из текстов учебника;
использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности
характеризовать материалы по их свойствам;
группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Учащийся получит возможность научиться:
приводить аргументы и объяснять свой выбор;
вести диалог на заданную тему;
соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения предмета «Технология» учащиеся 1 класса должны знать/понимать:
роль трудовой деятельности в жизни человека;
содержание труда людей ближайшего окружения;
область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;
область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.
Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:
осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
создавать модели несложных объектов из природных материалов;
осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
применения информации при решении различных задач;
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;
осуществления сотрудничества в совместной работе.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 33 часа 1 ч в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
№ п/п | Тема раздела | Основное содержание, виды работы | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетен-ции. Основы культуры труда, самообслуживание. | Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). | Знать Основные требования культуры и безопасности труда:о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течении урока; Правила безопасной работы с ножницами и иглой ; правила аккуратной работы с клеем. Уметь Выполнять инструкции при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами; | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя; - принимать учебную задачу; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; - определять тему; - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Личностные УУД: - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; - положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; - принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. | Приёмы разметки деталей на бумаге различными способами; правила рациональной разметки; название и назначение основных инструментов ручного труда; наименование отдельных материалов и способы обработки. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя; - принимать учебную задачу; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; - определять тему; - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Личностные УУД: - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; - положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; - принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; |
3 | Конструирование и моделирование. | Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. | Общее понятие о конструкции изделия, деталь изделия. Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя; - принимать учебную задачу; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; - определять тему; - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; Личностные УУД: - ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»; - положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; - принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; - соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; |
№ п/п | Название темы | Всего часов | Дата проведения | В том числе: |
проектов |
1 | Общекультурные и обще-трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. | 8 | | 1 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | 8 | | 1 |
3 | Конструирование и моделирование. | 17 | | 1 |
| Итого | 33 | | 3 |
КАЛЕНДАРНОЕ ТЕМАТИЧЕМКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды контроля | Тип и вид урока |
План | Факт |
| | | | | | |
1 | Общекультурные и обще-трудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания (8 ч) Что ты видишь вокруг? Мир природы. | 1 | 05.09 | | | Урок- получения новых знаний Урок-экскурсия |
2 | Мир рукотворный. | 1 | 12.09 | | Текущий контроль | Урок-путешествие. |
3 | Окружающий мир надо беречь. | 1 | 19.09 | | | Урок – викторина |
4 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём? | 1 | 26.09 | | | Урок-сказка. |
5 | Если захочешь – сделаешь. | 1 | 03.10 | | Фронталь ный | Урок путешествие. |
6 | Готовим праздник. | 1 | 10.10 | | Презентация своей работы | Урок – сказка . Проект |
7 | Подари сказку «Колобок». | 1 | 17.10 | | | Урок- игра. |
8 | Какие свойства у разных материалов? | 1 | 24.10 | | Фронталь ный | Урок – викторина. |
9 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.(8ч) Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. | 1 | 31.10 | | Текущий контроль Работа в паре | Урок- путешествие. |
10 | Как соединяют детали? | 1 | 14.11 | | | Урок- изучение нового. |
11 | Одинаков ли порядок изготовления изделий из различных материалов? | 1 | 21.11 | | | Урок- изучение нового. |
12 | Конструкция изделия (неразъёмная, неподвижное соединение). | 1 | 28.11 | | Фронталь ный | Комбинированный |
13 | Что можно изготовить из бумаги, а что из картона? | 1 | 05.12 | | | Комбинированный |
14 | Как соединить детали? | 1 | 12.12 | | | |
15 | Технология изготовления панно в технике плоской аппликации. | 1 | 19.12 | | Фронталь ный | Проект |
16 | Новогодние сюрпризы из бумаги | 1 | 26.12 | | Текущий контроль Работа в паре | Урок закрепления и систематизации |
17 | Конструирование и моделирование(17 ч) Зачем человеку нужны помощники | 1 | 16.01 | | | Урок- изучение нового. |
18 | Познакомимся с ножницами. Почему они такие разные? | 1 | 23.01 | | | Комбинированный |
19 | Фантазии из бумаги | 1 | 30.01 | | Самостоятельная работа | Комбинированный |
20 | С кем дружат линии? Какие бывают линии? | 1 | 06.02 | | | Урок- изучение нового. |
21 | Из ниточек и верёвочек. | 1 | 13.02 | | | Комбинированный |
22 | Путь дорожка. | 1 | 20.02 | | Самостоятельная работа | Комбинированный |
23 | Размечаем круги. | 1 | 27.02 | | | Урок- изучение нового. |
24 | Размечаем прямоугольники. | 1 | 06.03 | | | Урок- изучение нового. |
25 | Размечаем треугольники. | 1 | 13.03 | | Фронталь ный | Урок- изучение нового. |
26 | Научись несложным приёмам сгибания. | 1 | 20.03 | | Фронталь ный | Комбинированный |
27 | Свойства бумаги и ткани. Иглы и булавки | 1 | 03.04 | | | Комбинированный |
28 | Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок. | 1 | 10.04 | | | Комбинированный |
29 | Прямая строчка и её дочки | 1 | 17.04 | | | Урок- изучение нового. |
30 | Учимся красиво вышивать. | 1 | 24.04 | | Фронталь ный | Комбинированный |
31 | Бант-заколка. | 1 | 08.05 | | | Проект |
32 | Ремонт книг | 1 | 15.05 | | Текущий контроль Работа в паре | Урок закрепления |
33 | Диагностика качества учебно-познавательной деятельности | 1 | 22.05 | | | Урок систематизации знаний |
Виды и формы контроля и оценки знаний
Для контроля и учёта достижений учащихся используются следующие формы:
Текущий контроль | - устный опрос; - работа в паре, группе; - творческий отчёт; - проектная деятельность; - тесты; - презентация своей работы; - творческая работа; - самостоятельная работа; - участие в конкурсах, выставках; - доклад |
| |
С целью создания условий для реализации ФГОС НОО, индивидуализации и дифференциации процесса обучения, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации и в соответствии с положением о Портфеле достижений учащихся, осваивающих ООП НОО, индивидуальные накопительные оценки, ориентированные на демонстрацию динамики образовательных достижений учащихся по предмету, динамики продвижения в различных видах деятельности, оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования фиксируются в Портфеле достижений учащегося начальной школы и являются обязательным компонентом при итоговом оценивании учащихся.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Для изучения учебного предмета «Технология» должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения;
конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов
объемные модели геометрических фигур;
набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой);
наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной и др. видов бумаги;
заготовки природного материала.
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер или ноутбук, мультипроектор);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию.
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Технология» (программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные правовые документы;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
предметный журнал;
документальные источники;
энциклопедическая и справочная литература;
печатные пособия:
Организация рабочего места
- при работе с пластилином при работе с бумагой и картоном
- при работе с природным материалом
- при работе с текстилем (ткань, кружево, пряжа)
- при работе с набором деталей «Конструктор»
- при работе с пластиком и пенопластом
Обработка бумаги и картона (1)
- Разметка деталей
- Разметка деталей копированием
- Разметка деталей по линейке
- Разметка деталей по угольнику
- Линии чертежа
- Чертеж, эскиз, рисунок
- Разметка деталей с помощью циркуля
- Разметка объемных деталей. Развертка
Обработка бумаги и картона (2)
- Ножницы – режущий инструмент
- Приемы резания ножницами
- Деление листа бумаги на части
- Формообразование бумажных деталей
- Приемы наклеивания бумажных деталей
- Деление круга на части: две, три, четыре, пять, шесть
- Технология изготовления изделия
4. Обработка ткани
- Швейные инструменты и приспособления
- Отмеривание и вдевание нитки в иглу
- Закрепление нитки на ткани
- Лекало. Изготовление изделия
- Выкройка. Изготовление изделия
- Строчка прямого стежка и её варианты
- Строчка косого стежка и её варианты
- Строчка петельного стежка и её варианты
- Строчка петлеобразного и крестообразного стежков
- Разметка ткани для выполнения строчек (вышивания)
- Пришивание пуговиц (1)
- Пришивание пуговиц (2)
Обработка природного материала и пластика. Проекты.
- Соединение деталей из природного материала
- Приемы работы с деталями набора «Конструктор»
- Приёмы обработки пластика
- Технологический проект
- Информационный проект
- Анализ образца изделия
Лист корректировки учебной программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |
|
| | |