СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа составлена для 5 класса с учетом требований ФГОС. В неё включены уроки сельхозтруда ,осенний ивесенний период , а также все остальные разделы программы. Так как наша школа сельская , дети работают на пришкольном участке, поэтому включены уроки сельхозтруда.
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ |
______/Гилязова Л.Г../ | МБОУ «Шуманская ООШ» | «Шуманская ООШ»
|
| ______/Гилязова Л.Г../ | ______ /Абдулхаева Р.А../ |
Протокол № 1 от |
|
|
« 01 » 09. 2016 г. | « 29 » 08 2016г. | Приказ № 85 от |
|
| « 29 » 08 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «технология» (ФГОС)
МБОУ «Шуманская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
учителя
Биттовой Людмилы Ивановны
для 5 класса
на 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1от
« 29» августа 2016г.
Введение
Изучение технологии в школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам
их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.
Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю для учащихся 5 – 6 классов,1 учебный час 7--8 классов ,и 35 часов в год с 1 учебным часом в неделю для учащихся 9 – 11 классов. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 с внесенными в него изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утвержденным Приказом Министерством образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Ю.Л. Хотунцева и В.Д.Симоненко соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Ю.Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко. Программа курса технологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений – 8-е изд., с изменениями. – М.: Просвещение, 2010).
Тема программы: Учет регионального компонента при реализации программы по трудовому обучению 5–9-х классов в основной общеобразовательной сельской школе.
Цель: корректировка программы и усовершенствование процесса обучения обслуживающего труда в основной общеобразовательной сельской школе.
Задачи:
1. Овладение основами культуры и быта народов и приобщение учащихся к истокам культуры, народным традициям и формирование политехнических знаний, экологической культуры.
2. Привитие первоначальных жизненно необходимых знаний, умений и навыков по ведению домашнего хозяйства и экономики семьи в сельской местности.
3. Овладение специальных умений по ремонту одежды.
Реализация программы направлена на формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков; успешно подготовить девушек к самостоятельной жизни.
Реализация программы идет разнообразными методами: словесными, наглядными, практическими. Формы учебных занятий традиционные и нетрадиционные (уроки, лекции, экскурсии, игра,конкурсы и т.д.). Формы учебной работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Программой предусмотрено 70% учебного времени на практические занятия – овладение общетрудовыми умениями и навыками; на самостоятельные работы (под руководством учителя), а остальное время – на изучение теоретического материала.
Для усвоения содержания данной программы используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа);
- репродуктивный (лекция, демонстрация, упражнение);
- частично-поисковый (самостоятельная работа, различные виды соревнований);
- исследовательский (составление сценариев вечеров, классных часов и др. а так же выполнение творческих проектов);
- групповой метод;
- творческие домашние задания;
Важной особенностью содержания программы является ее интегрированный характер. Открывается большой простор для использования межпредметных связей в технологии с такими предметами, как, химия, биология, математика, физика, черчение, ИЗО, музыка, культура и др.
В программе 9 разделов – модулей:
Сельскохозяйственный труд: делиться на два периода – осенний и весенний.
Кулинария .
Работа с тканью.
Художественная обработка материалов: ручное вязание (крючком и спицами), вышивание.
Культура дома, интерьер и фитодизайн.
Косметика, здоровье, гигиена.
Экологическая культура (утилизация промышленных отходов).
Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.
Технология профессионального самоопределения и карьеры.
Изучение предмета “Технология” по программе включает разделы, охватывающие базовые, наиболее распространенные и перспективные технологии и методики, предусматривающие творческое развитие учащихся в рамках системы проектов и позволяет им приобрести общетрудовые и частично специальные умения, обеспечить интеллектуальное развитие учащихся, их адаптацию к современным социально-экономическим условиям.
Эта программа делает возможным проводить интегрированные уроки по технологии. Предмет “технологии” синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, экологии, экономики, черчению.
Особенности этой программы в том, что она предлагает углубленно изучать основы традиционной кухни народов нашей страны, введены новые разделы по декоративно-прикладному искусству.
В разделе “Культура дома” учащиеся получают такие злободневные и нужные знания:
- знакомятся с традициями семьи с учетом национальных, календарных и семейных праздников;
- изучают вопросы по созданию интерьера дома;
- получают знания по гигиене жилища;
- учатся ухаживать за обувью, одеждой, предметами домашней обстановки и производить ремонт;
- изучают вопросы по экономике семьи;
В разделе “Работа с тканью” учащиеся изучают не только русскую национальную одежду, но и одежду народов населяющих территорию ( татар и др.).
Цели раздела “Экологическая культура”:
Воспитание ответственности каждого человека, как члена общества в оптимизации экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства (социальная экология).
Приобретение знаний, умений и навыков связанных с экологическим здоровым образом жизни и привить любовь к природе как к источнику жизни и красоты.
Научить изготавливать нужные вещи для дома и семьи из бытовых отходов.
Данная программа позволяет внедрение этнокультурных технологий в образовании и воспитании учащихся. Это заключается в:
Воспитание патриотизма, гармонизации межэтнических отношений средствами образования.
Изучение декоративно-прикладного искусства, национальной одежды и освоение технологий некоторых традиционных промыслов.
Развивать и беречь традиции народного искусства.
Работа на швейной машине проводится, так как позволяет материальная база школы.
Задачами трудового и эстетического воспитания посвящены разделы “Интерьер жилого дома” и “Художественная обработка материалов”. При изучении их учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, села, района, с инструментами и материалами, применяемые в традиционных художественных ремеслах, с национальным колоритом, со способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой комнаты, с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере, учатся вышивать несложные узоры, вязать крючком и на спицах.
Основная цель изучения раздела “Профессионального самоопределения” - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специальностях.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
обобщить у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях;
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий;
воспитывать уважение к рабочему человеку.
Цели программы:
1. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.
2. Приобретение практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности и социально трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Это предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции.
Для этого учащиеся должны:
- определять потребности и возможности своей деятельности;
- находить и использовать необходимую информацию;
- выдвигать идеи решения возникающих задач;
- планировать, организовывать и выполнять работу;
- оценивать результаты, корректировать свою деятельность.
3. Подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
4. Формированию творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющим социально-экономическим условиям.
6. Научить жить в гармонии с природой, самим с собой и людьми.
Задачи программы:
формирование политехнических знаний и экологической культуры;
привить первоначальные, необходимые знания и умения для ведения домашнего хозяйства;
развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие задачи;
воспитание трудолюбия;
овладение основами семейной экономики;
знакомство с основами современного производства и сферы услуг;
приобщение учащихся к истокам национальной культуры и ее традициям;
формирование специальных умений, технологических и элементарных экономических знаний по технологии и изготовлению элементарной одежды, ручной вышивке, приготовлению пиши.
Изучение технологии направленно на достижение следующих целей:
Освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий.
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда.
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатами их труда.
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Используются различные формы промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц-опросы, кроссворды, игровые формы контроля, тестовые задания, зачеты.
Контрольно-зачетные требования сводятся к следующим:
выставки работ учащихся;
выполнение проектов;
публичная защита проекта по окончании каждого года обучения;
участие в конкурсах;
Результаты обучения содержат три компонента:
Знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний,
Уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Перечень знаний и умений формируемых у учащихся Вязание на спицах и крючкомУчащиеся должны знать:
возможности техники вязания на спицах и крючком, материалы и инструменты;
свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;
правила подбора спиц и крючка для вязания;
условные обозначения, применяемые при вязании на спицах и крючком;
технологию вязания на двух и пяти спицах;
способы ремонта вязаных изделий;
содержание и характер труда специалистов по художественной обработке ткани;
Учащиеся должны уметь:
подбирать спицы и крючок в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;
выполнять записи узоров с помощью условных обозначений;
вязать изделия на двух, пяти спицах и крючком;
производить ремонт вязанных изделий.
Аппликация и вышивкаУчащиеся должны знать:
общие сведения из истории старинной народной вышивки;
материалы, применяемые для аппликаций;
сочетание аппликаций с разными видами вышивки;
технологические приемы выполнения аппликаций из различных материалов;
особенности обработки края рисунка;
правила подбора фурнитуры в зависимости от вида ткани, назначения и модели изделия;
способы прикрепления бисера и блесток;
правила сочетания аппликаций с вышивкой;
правила ухода за изделиями с отделкой аппликацией, вышивкой, бисером и блестками.
Учащиеся должны уметь:
подбирать из журналов мод и составлять рисунки для аппликаций;
выполнять аппликации из различных материалов;
обрабатывать края рисунка;
подбирать фурнитуру к изделию;
выполнять отделку изделий бисером и блестками, сочетать аппликации с вышивкой.
Профессиональное самоопределениеУчащиеся должны знать:
уровень развития своих профессионально важных качеств;
сферы трудовой деятельности;
правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества;
цели и значение домашней экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;
экономические связи семьи с рыночными структурами общества;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самоанализ развития своей личности;
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Экологическая культураУчащиеся должны знать:
особенности научно-технической революции второй половины XX века;
глобальные проблемы человечества в конце ХХ и начале ХХI века: проблема исчерпания ресурсов Земли и загрязнение окружающей среды;
вредное воздействие на окружающую среду промышленности, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;
виды загрязнения атмосферы. “Парниковый эффект”, кислотные дожди. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;
законодательные и экономические меры по охране природы;
принципы экологической экспертизы проектов;
возможности переработки отходов;
пути экономии энергии и материалов;
особенности экологического мышления и экологической культуры, экологического здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
учитывать экологические проблемы при решении технологических задач;
учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач;
оценивать качество питьевой воды;
измерять количество нитратов в продуктах питания и оценивать связанную с ними опасность для здоровья человека;
изготавливать сувениры, предметы домашнего обихода из вторичного сырья.
Элементы домашней экономики и основы предпринимательстваУчащиеся должны знать:
цели и значение домашней экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части;
возможность рационального использования средств и пути их решения;
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
выдвигать деловые идеи;
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
Сельскохозяйственный трудУчащиеся должны знать:
задачи весенней и осенней обработки почвы;
условия выращивания наиболее распространенных овощных, цветочно-декоративных, плодово-ягодных культур;
сроки уборки урожая наиболее известных овощных культур и сбор семян цветочно-декоративных растений;
назначение севооборотов;
биологические особенности и агротехнику овощных рассадных и корнеплодных, цветочно-декоративных и плодово-ягодных, полевых культур;
меры защиты растений от вредителей безопасными для здоровья людей способами.
Учащиеся должны уметь:
убирать и учитывать урожай;
собирать и сортировать семена цветочно-декоративных культур;
обирать и закладывать на хранение семенники овощных культур растений, высаживать их в грунт;
подготавливать почву в защищенном грунте и проводить в нем посев семян овощных и цветочно-декоративных культур;
пикировать рассаду;
размножать вегетативным путем растения;
сажать и обрезать деревья и кустарники, ухаживать за полевыми и плодово-ягодными культурами;
применять доступные приемы механической борьбы с вредителями;
работать с ручным инвентарем (лопата, грабли, рыхлитель);
соблюдать правила безопасности труда;
ставить простейшие опыты на учебно-опытном участке;
размечать делянки для посева семян и посадки луковиц, клубней растений и плодово-ягодных культур;
вести наблюдения за ростом и развитием растений;
экономно расходовать семенной и посадочный материал;
закладывать компост;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Работа с тканьюУчащиеся должны знать:
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования предъявляемые к одежде;
правила снятия мерок для построения чертежей;
понятие о композиции в одежде, национальный колорит;
приемы влажно-тепловой обработки;
основные требования по уходу за одеждой;
способы ремонта одежды;
способы удаления пятен с одежды;
условия труда и требования к дизайнерам и специалистам по технологии обработки тканей;
устройство швейной машины.
Учащиеся должны уметь:
снимать мерки и записывать результаты измерений;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани.
Культура дома, интерьер и фитодизайнУчащиеся должны знать:
общие сведения из истории интерьера, требования предъявляемые к интерьеру жилых помещений;
меры по борьбе с насекомыми и грызунами;
культуру поведения в семье;
основы семейного уюта;
традиционные и семейные праздники;
роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере;
влияние комнатных растений на микроклимат помещений;
правила составления букета.
Учащиеся должны уметь:
разрабатывать интерьер жилых помещений;
выращивать, ухаживать и размещать комнатные растения в жилых помещениях и офисах.
Косметика, здоровье, гигиенаУчащиеся должны знать:
основные правила санитарии и гигиены;
единства стиля костюма, прически, косметики и интерьера;
правила пользования средствами косметики; Правилами нанесения и снятия макияжа;
санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам для ухода за волосами.
Учащиеся должны уметь:
поддерживать нормальное санитарное состояние жилых помещений;
соблюдать правила санитарии и гигиены.
КулинарияУчащиеся должны знать:
санитарные требования к помещению кухни и столовой;
правила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;
общие требования о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки;
технологию приготовления блюд из сырых и варенных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
правила сервировки стола к завтраку, обеду и ужину; правила поведения в гостях, за столом;
общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, кулинарные блюда из творога;
общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микроорганизмов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях, передающих через пищу, о профилактике инфекций;
о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов и т.п.;
природные источники воды, способы обеззараживания воды, разогрева и приготовления пищи в походных условиях;
Учащиеся должны уметь:
работать с бытовыми электроприборами, с моющими чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;
оказывать первую помощь при ожогах и поражениях электрическим током, пищевых отравлениях;
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями;
определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и варенных овощей;
сервировать стол;
рассчитывать количество и состав продуктов для похода, обеспечивать сохранность продуктов, соблюдать правила санитарии и гигиены в походных условиях, готовить пищу и обеззараживать воду в походных условиях, соблюдать меры противопожарной безопасности.
Творческий проект: Учащиеся должны знать:
последовательность выполнения проекта;
технику выполнения проекта;
особенности выполнения индивидуального и коллективного проекта;
этапы выполнения проекта: выделение задачи, исследование, отбор наиболее удачных идей, развитие идей, планирование, решение задачи, оценка успешности применения данного решения, защита проекта.
Учащиеся должны уметь:
изготавливать проекты изделий с учетом требований художественного конструирования.
разрабатывать проекты с применением современных информационных технологий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
При изучении тех нологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный вы бор и по строение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися
предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка устного ответа
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка практических работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 1 ставится, если учащийся:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Перечень рекомендуемой литературы.
Учебно-методический комплект
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 120, [8] с.
Технология: Учебник для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 192 с.: ил.
Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Экзамен, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс. – М.: 5 за знания, 2006.
Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для девочек. 6 класс (пособие для учителя).- М.: Школьная Пресса, 2006.
Рекомендуемая литература
Технология обработки ткани: учеб.для 5класса общеобразоват. учреждений/ В.Н. Чернякова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 2-е изд., пераб. / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2004.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных школ/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2002.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2003.
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)./ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 1999.
Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)./ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2002.
Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 1998.
Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2003.
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2004.
Л.Н. Мансурова Календарь овощевода. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.
Технология: методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. – М.: Дрофа, 2003.
Методика преподавания курса “Технология обработки ткани”: 5-9 кл: Кн. для учителя/ В.Н. Чернякова. – М.: Просвещение, 2002.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/ сост. В.М. Казакевич, А.М. Маргенко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
Занятие по трудовому обучению в 5 классе: Кн. для учителя. – 2-е изд. перераб. и допол. – М.: Просвещение, 1990.
Марковский Ю.Б. Современный цветник. Миксбрдер. – М.: Просвещение, 2002.
Вторая жизнь вещей: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
Максимова М.В. Энциклопедия вязания. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
Гтльман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Легпромбытиздат, 1993.
Рябина Г.В. Макроме. Издание для досуга.: ПК “Алтай”. 1993.
Семенова Н.И. Крючок, челнок и клубок. Пособие для начинающих рукодельниц. (Серия “Домашняя практическая библиотека”).: “Тайм – Аут”. 1995.
Миронова Т.В. Вышиваем крестом. Первые шаги. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
Ермакова С.О. Вышиваем крестом. Подарки к праздникам. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
Хворостухина С.А. Вышиваем гладью. Идеи для домашнего уюта. - М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
Кулер Д. Лоскутное шитье. Покрывала, подушки, мелочи для кухни/ пер.с анг. Ю.К. Рыбаковой. – М. : ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.: изд-во Эксмо. 2004.
Головкин Б.Н., Колобов Е.С., Костюченко Л.П. Все о комнатных растениях. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002.
Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Комнатные растения. Целители в вашем доме. – М.: ЗАО “Фитон+”, 2003.
Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделе. Художественная роспись тканей. Практическое пособие для руководителей школьных кружков/ под ред. В.А. Барадулина и О.В. Танкус. - М.: “Просвещение”, 1978.
Н.Е. Аристамбекова Вышивка крестом. – М.: Эперна, 2005.
Искусство вышивки лентами/ А.Г. Чернова, Е.В. Чернова – изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Е.В. Доброва Цветочные композиции: Вышиваем лентами. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2006.
Молли Годдард Вязанные игрушки / Перевод с анг. Л.Крыловой. – “Контэнт”, 2003.
О.И. Нагель Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Учебно-методическое пособие для учителя. Издание второе, доработанное - М.: Школьная Пресса, 2004.
Марго Формен Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
Мартина Ламель Сувениры из СД. Идеи подарков и предметов для интерьера./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
Петра Хоффан Поделки из коктейльных трубочек. ./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
Анне Питер, Андреа Фишер Поделки из бумажной бечевки. Предметы интерьера, украшения и аксессуары. ./ первод с немец. Л.Н. Кайсаровой. – изд. Арт-Родник, 2007.
А. Тимаер Нарядные прихватки. – М.: Мой Мир ГмбХ&, 2005.
Л.М. Столярова Вязанные игрушки – изд. “Культура и традиции”, 2004.
О. Мещерякова Встречаем Новый год и Рождество всей семьей. – ООО “Торговый дом” “изд. Мир книги”, 2005.
“Валя – Валентина. Вязание крючком, бисероплетение, вышивка”.
Содержание программы
5 класс
Вводное занятие (2 часа)
Содержание и задачи предмета, необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности.
Сельскохозяйственные работы (22 часа).
Осенний период (12 ч.)
Растениеводство как одна из главных отраслей сельского хозяйства, занимающейся возделыванием различных сельскохозяйственных культур и повышением их урожайности.
Агротехника растений с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий.
Характеристика значения и задач цветоводства. Декоративное значение растений. Многообразие цветочных и декоративно-листовых растений. Особенности возделывания цветочно-декоративных культур.
Практические работы: Работа на учебно-опытном участке.
Весенний период (10 ч.)
Понятие о рассаде. Экономические выгоды от рассадного способа выращивания цветочно-декоративных культур. Виды защитного грунта.
Практические работы: Работа на учебно-опытном участке.
Кулинария (14 часов)
Физиология питания. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению.
Витамины, их состав и химическая природа. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ. Классификация витаминов. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработки продуктов.
Общие правила безопасности приемов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждение пищевых отравлений. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями.
Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемые в кулинарии. Классификация овощей: клубнеплоды, корнеплоды, капустные, листовые, пряные, луковые, тыквенные, томатные, бобовые.
Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Качество воды. Способы ее очистки.
Санитарные условия первичной обработки овощей. назначение и правила первичной обработки овощей (сортировка, мойка, очистка, промывание, нарезка).
Инструменты и приспособления для нарезки овощей. фигурная нарезка овощей.
Приготовление блюд из свежих овощей. Виды салатов. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров. Технология приготовления салатов из свежих овощей.
Приготовление блюд из вареных овощей. Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушенье, запекание).
Практические работы:
Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
Нарезка овощей для салатов и винегрета.
Приготовление одного блюда из варенных овощей.
Приготовление салата из свежих овощей.
Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Чайный сбор (мята, чабрец, липа и др.).способы заваривания чая и трав.
правила хранения чая, кофе, какао. Требования к качеству готовых напитков.
Сервировка стола к завтраку.
Составлению меню на завтрак. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом.
Практическая работа: Сервировка стола к завтраку (проект).
Культура дома (2 часа)
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой.
Создание интерьера кухни. Требования, предъявляемые к кухне. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и уход за ним.
Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления: прихватки, полотенцами, разделочными досками и др.
Санитарное состояние кухни. Меры по борьбе с насекомыми и грызунами.
Практическая работа: Выполнение эскиза интерьера кухни (проект).
Художественная обработка материала (16 часов).
Вязание крючком (6 ч.)
Краткие сведения из истории старинного вида рукоделия.
Изделия, связанные крючком, в современной моде.
Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе.
Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Приемы работы, правильное положение рук.
Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопчатобумажные нити.
Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, с двумя накидами, полустолбик и др.)
Раппорт узора и его запись.
Практические работы:
Изготовление образцов вязания крючком.
Изготовление прихваток (для второго года обучения).
Вязание спицами (4 ч.)
Вязание на спицах. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах. Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель.
Технология выполнение простых петель. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне.
Вышивка (6 ч.)
Краткая история возникновения вышивки. Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства.
Применение вышивки в народном и современном костюме. Традиции края в вышивке. Знакомство с творчеством народных умельцев старшего поколения своей республики, района, поселка.
Подбор игл и ниток. Правила отрезания нитки от катушки, вдевания нитки в иголку, заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления рабочей нитки на ткани без узла. Подготовка мулине к работе.
Технология выполнения счетных швов (простой крест – для первого года обучения и сложный крест (или гобеленовый шов) – для второго года обучения).
Рабочие место. Правильная посадка и постановка рук во время работы.
Практические работы:
Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.
Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
Подбор рисунков для отделки вышивкой салфетки и др.
Окончательная отделка изделия, правила стирки и влажно-тепловой обработки вышитых изделий.
Изготовление образцов счетных швов.
Изготовление панно (картины) (для второго года обучения).
Работа с тканью (14 часов)
Элементы материаловедения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна. Действие на них щелочей, кислот, света, температуры.
Основная и уточная нити в ткани.
Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические (прочность, сминаемость), гигиенические (гигроскопичность, воздухопроницаемость), технологические (осыпаемость, усадочность), эксплутационные (износостойкость, растяжимость).
Лабораторно-практические работы:
Изучение свойств нитей основы и утка.
Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.
определение свойств тканей из натуральных растительных волокон.
Элементы машиноведения. Приемы безопасной работы на универсальной швейной машине. Технические характеристики. Назначение основных узлов универсальной швейной машины.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Намотка нити на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей.
Практические работы:
Намотка нити на шпульку.
Заправка верхней и нижней нитей.
Лоскутная пластика. Декоративное искусство как неограниченная возможность реализации творческого начала каждой личности.
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов.
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, тюль и др. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание, подбор по цвету, фактуре и рисунку).
Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой.
Практические работы:
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).
Изготовление декоративной салфетки или прихватки в технике лоскутной пластики (для второго года обучения).
Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС
Регулятивные УУД:
учебного труда. | Познавательные УУД:
| Коммуникативные УУД:
| Личностные УУД:
|
№ п.п. | Разделы и темы | Кол-во часов | Практическая работа | Дата | |
По плану | Фактически | ||||
I четверть (18 часов) | |||||
1-2 | Введение. Техника безопасности и общие требования в кабинете технологии | 2 |
| 5.09 5.091 |
|
| Сельскохозяйственный труд |
|
|
|
|
| Осенний период (12 ч) |
|
|
|
|
3 | Безопасные приемы работы на пришкольном участке | 1 |
| 12.09 |
|
4 | Растениеводство как отрасль сельского хозяйства | 1 |
| 12.09 |
|
5-6 | Краткая история цветоводства | 2 | Практическая работа: Работа на УОУ. | 19.09 19.09 |
|
7-8 | Важнейшие особенности цветковых растений | 2 | Практическая работа: Работа на УОУ. | 26.09 26.09 |
|
9-10 | Сбор и сортировка семян цветов перед хранением | 2 | Практическая работа: Сбор семян. | 3.10 3.10 |
|
11-12 | Посадка многолетних цветочно-декоративных культур. | 2 | Практическая работа: Посадка многолетних цветов . | 10.10 10.10 |
|
13-14 | Технология уборки картофеля. | 2 | Практическая работа: Сбор урожая. | 17.10 17.10 |
|
| Кулинария (14 ч.) |
|
|
|
|
15-16 | Физиология питания. Кухонная утварь и уход за ней | 2 |
| 24.10 24.10 |
|
17-18 | Роль овощей в питании. Первичная обработка овощей | 2 | Практическая работа: Определение доброкачественности овощей по внешнему виду | 31.10 31.10
|
|
I I четверть (14 часов) | |||||
19-20 | Блюда из сырых овощей | 2 | Практическая работа: Приготовление овощного салата. | 14.11 14.11 |
|
21-22 | Блюда из вареных овощей | 2 | Практическая работа: Приготовление овощного винегрета. |
21.11 21.11 |
|
23-24 | Блюда из яиц | 2 | Практическая работа: Приготовление омлета. | 28.11 28.11 |
|
25-26 | Бутерброды. Горячие напитки | 2 | Практическая работа: Приготовление бутербродов. | 5.12 5.12 |
|
27-28 | Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом | 2 | Практическая работа: Сервировка стола | 12.12 12.12 |
|
| Культура дома (2 ч.) |
|
|
|
|
29-30 | Интерьер кухни. | 2 | Практическая работа: Выполнение эскиза интерьера кухни | 19.12 19.12 |
|
| Художественная обработка материала (16 ч.) |
|
|
|
|
| Вышивка (6 ч.) |
|
|
|
|
31 | История возникновения вышивки. ТБ. | 1 |
| 26.12 |
|
32 | Инструменты, материалы, приспособления. | 1 |
| 26.12 |
|
III четверть (20 часов) | |||||
33 | Технология выполнения шов «простой крест». | 1 | Практическая работа: выполнение швов | 16.01 |
|
34 | Вышитая салфетка. | 1 | Практическая работа: Зарисовка традиционных орнаментов | 16.01 |
|
35 | Технология изготовления. | 1 | Практическая работа: Подбор рисунков для отделки вышивкой салфетки | 23.01 |
|
36 | Отделка вышивкой салфетки | 1 | Практическая работа: Отделка салфетки | 23.01 |
|
| Вязание спицами (4 ч.) |
|
|
|
|
37 | Из истории возникновения вязания спицами. ТБ. | 1 |
| 30.01 |
|
23.0138 | Инструменты и материалы. | 1 |
| 30.01 |
|
39 | Основные виды петель: изнаночные и лицевые. Способы вязания. | 1 | Практическая работа: Изготовление образцов основных видов петель | 6.02 |
|
40 | Вязание полотна. | 1 | 6.02 |
| |
| Вязание крючком (6 ч.) |
|
|
|
|
41 | Из истории возникновения вязания крючком. ТБ. | 1 |
| 13.02 |
|
42 | Инструменты и материалы. | 1 |
| 13.02 |
|
43 | Основные виды петель. Прибавление и убавление петель. | 1 | Практическая работа: Изготовление образцов вязания крючком | 20.02 |
|
44 | Вязание полотна рядами | 1 | 20.02 |
| |
45-46 | Вязание полотна по кругу. | 2 | 27.02 27.02 |
| |
| Работа с тканью (14 ч.) |
|
|
|
|
47 | Материаловедение. Инструменты и приспособления. ТБ. | 1 |
| 5.03 |
|
48 | Каково волокно-таково и полотно. Натуральные волокна животного происхождения | 1 |
| 5.03 | |
49 | Свойства тканей | 1 | Практическая работа: Изучение свойств нитей основы и утка, лицевой и изнаночной стороны. |
12.03 |
|
50 | Дефекты ткани | 1 |
| 12.03 |
|
51 | Виды машинных швов. | 1 | Практическая работа: Изучение видов машинных швов. | 19.03 |
|
52 | Влажно-тепловая обработка. Терминология. | 1 |
| 19.03 |
|
IV четверть (18 часов) | |||||
53 | Одежда и требования к ней. Снятие мерок | 1 | Практическая работа: Снятие мерок | 2.04 |
|
54 | Лоскутная техника. Подготовка материалов к работе. Изготовление шаблонов. | 1 | Практическая работа: Выполнение эскизов изделий в технике лоскутного шитья | 2.04 |
|
55 | Технология соединения деталей мозаики между собой. | 1 | 9.04 |
| |
56 | Прихватка в лоскутной технике. | 1 | Практическая работа: Выполнение прихватки в лоскутной технике | 9.04 |
|
57 | Выбор изделия и материала. | 1 | 16.04 |
| |
58 | Изготовление изделия. | 1 | 16.04 |
| |
59 | Соединение деталей изделия. | 1 | 23.04 |
| |
60 | Оформление края изделия. | 1 | 23.04 |
| |
| Сельскохозяйственный труд |
|
|
|
|
| Весенний период (10 ч) |
|
|
|
|
61 | Виды защитного грунта. | 1 |
| 30.04 |
|
62 | Классификация цветочно-декоративных семян. | 1 |
| 30.04 |
|
63 | Подготовка семян к посеву. | 1 | Практическая работа: Подготовка семян к посеву. Определение всхожести семян. | 7.05 |
|
64 | Пикировка рассады. | 1 | Практическая работа: Технология пикирования рассады овощных культур. | 7.05 |
|
65 | Пересадка рассады. | 1 | Практическая работа: Технология пересадки рассады овощных культур. | 14.05 |
|
66 | Подготовка цветочно-декоративного отдела. | 1 |
| 14.05 |
|
67 | Посадка цветочно-декоративных культур. | 1 | Практическая работа: Посев семян цветов | 21.05 |
|
68-69 | Посев семян овощных культур. | 2 | Практическая работа: Работа на УОУ | 21.05 28.05 |
|
70 | Уборка территории. Очистка пришкольного участка от сорняков. | 1 | Практическая работа: Работа на УОУ | 28.05 |
|