Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №37»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Принято» | «Утверждено» | Руководитель МО | ЗД по УВР | Педагогический совет | Директор | Яремчук О. П. | Игнатович С.А. | | Т.Н.Волошинская | Протокол № 1 | | Протокол № 1 | Приказ № | от « »___ 2016 | от « »__ 2016 | от « »___ 2016 | от « »____ 2016 |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
3 – классы
уровень базовый
Количество часов в неделю 1 час
Количество часов по программе - до 34 часов
Срок реализации 2016-2017 учебный год
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений.
Технология. Программа 1- 4 классы. Н. М. Конышева.
Смоленск. Ассоциация XXI век, 2014 г. (Образовательная система «Гармония» ).
Составители: МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 37
Севастополь
2016
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №37»
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Принято» | «Утверждено» | Руководитель МО | ЗД по УВР | Педагогический совет | Директор | Яремчук О. П. | Игнатович С.А. | | Т.Н.Волошинская | Протокол № 1 | | Протокол № 1 | Приказ № | от « »___ 2016 | от « »__ 2016 | от « »___ 2016 | от « »____ 2016 |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
3 – А класс
уровень базовый
Количество часов в неделю 1 час
Количество часов по программе - до 34 часов
Срок реализации 2016-2017 учебный год
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений.
Технология. Программа 1- 4 классы. Н. М. Конышева.
Смоленск. Ассоциация XXI век, 2014 г. (Образовательная система «Гармония» ).
Составители: МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 37
Севастополь
2016
1.Планируемые результаты освоения предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
способность к самооценке; уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, о ражённых в предметном мире; представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы; чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся: самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.); самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно- художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь; формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,
осуществлять целесообразный выбор инструментов; на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия; работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям; решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно- художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
2.Содержание учебного курса
Формы природы и форма вещей. (8 часов)
Изучение и анализ форм природы, их переосмысление в декоративно- художественных изделиях и предметах бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определенными конструктивными и декоративными свойствами. Композиция из природных форм: передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям. Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.
Характер и настроение вещи. Гармония вещей. (8часов)
Целесообразность формы и декора в предметах быта. Проектирование вещей определенного назначения с учетом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна. Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола; украшения для елки и интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определенного назначения (простой переплет). Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).
Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. (10 часов)
Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учётом требований стилевой гармонии; новые приёмы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани. Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.
От мира природы – к миру вещей (8 часов)
Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей. Наблюдения и опыты в 3 классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека ( птица- самолет, рыба - подводная лодка, колючки репейника - застежка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб; лепестки и листья растений,...); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.
Изучение образцов дизайна и декоративно-прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэты изображения.
Логические задачи и задания на пространственное мышление (мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие, вычисление размеров, внесение дополнений и изменений в конструкцию).
Проекты :
Вариант 1. Конструирование макета детской площадки «Здоровье и красота» (групповая работа).
Вариант 2. Конструирование дизайнерского сервиза (индивидуальная, парная или групповая работа)
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | В том числе на: |
Уроки | Контрольные работы (указать виды: диктант, списывание, изложение и т. д.) | Форма контроля ( - стартовая диагностика - текущее оценивание - итоговое оценивание) | Лаборат.-практич., развитие речи, творческие работы экскурсии (указать виды) |
Раздел 1 . Формы и образы природы – образец для мастера. (8 часов) |
1 | Техника безопасности на уроке. Вводное занятие. | 1 | 1 | | | теория |
2 | Образы природы в оригами. Композиция на плоскости или в пространстве. | 2 | 2 | | текущее оценивание | творческая практическая работа |
3 | Силуэт: красота линий и форм. | 1 | 1 | | текущее оценивание | творческая практическая работа |
4 | Образы природы в коллаже из ткани или бумаги. | 2 | 1 1 | | текущее оценивание | теория практическая работа |
5 | Формы природы в бытовых вещах. Лепка. | 2 | 1 1 | | текущее оценивание | теория практическая работа |
Раздел 2. Характер и настроение вещи. (8 часов) |
1 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Открытка с окошком | 2 | 2 | | текущее оценивание | практическая работа творческая работа |
2 | Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей. Фигурная открытка | 2 | 2 | | текущее оценивание | творческая практическая работа |
3 | Новые приемы бумагопластики «Дед Мороз» | 2 | 2 | | текущее оценивание | творческая практическая работа |
4 | Приемы построения и разметки форм с помощью циркуля. Фонарик на елку. | 1 | 1 | | текущее оценивание | практическая работа |
5 | Единство вещи и упаковки к ней. Упаковка «Домик» для подарка к Новому году | 1 | 1 | | итоговое оценивание | творческая практическая работа |
Раздел 3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля . (10 часов) |
1 | Красота и уют нашего дома. Стилевое единство в вещах. Простейшая выкройка. Изготовление выкройки кухонной прихватки для горячей посуды | 2 | 1 1 | | текущее оценивание | теория практическая работа |
2 | Стилевое единство. Закрепление приемов раскроя ткани и шитья Чайная грелка | 2 | 2 | | итоговое оценивание | практическая работа |
3 | Конструирование более сложной выкройки. Новые приемы шитья. Обложка из ткани для книги | 3 | 1 2 | | текущее оценивание | теория практическая работа |
4 | Конструкция и образ записной книжки. Простой переплет. Записная книжка | 3 | 1 2 | | итоговое оценивание | теория практическая работа |
Раздел 4. От мира природы – к миру вещей. (8 часов) |
1 | Чудесный материал соломка. Простые конструкции из соломенных трубок. | 1 | 1 | | | теория |
2 | Простые конструк- ции из соломенных трубок. Решение задач на кон- струирование. | 2 | 2 | | текущее оценивание | практическая работа |
3 | Обобщение пройденного. Подготовка к выполнению проектов. | 1 | 1 | | | теория |
4 | Завершение и оформление проектных изделий Поготовка к выставке. | 3 | 3 | | итоговое оценивание | практическая работа |
5 | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | 2 | 2 | | | защита проектов |
| Итого: | 34 | 32/2 | | 11/4 | 8/15 |