СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии УМК "Гармония" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии УМК "Гармония" 4 класс, 1 час в неделю, 34 в год, 34 учебных недели.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии УМК "Гармония" 4 класс»

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;Ф

  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;



Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

  • руководствоваться правилами при выполнении работы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;



Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;



Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.



Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).



  1. Содержание учебного предмета



Из глубины веков – до наших дней (8 часов)

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 часов)

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка –футляр для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 часа)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология

выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (9 часов)

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы.

Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.


  1. Тематическое планирование


п/п

Разделы и темы

Кол-во часов, отводимых на освоение темы

1

Из глубины веков – до наших дней

8

2

Традиции мастеров в изделиях для праздника

7

3

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

10

4

В каждом деле – свои секреты

9

Итого:

34






















Календарно - тематическое планирование уроков технологии

в 4 классе

(1 час в неделю, 34 часа в год)




п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Дата фактического проведения

  1. Из глубины веков – до наших дней (8 ч.)

1

Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти

1



2



Керамика в культуре народов мира.

Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.

Т/б при работе с пластилином.

1



3


Керамика в культуре народов мира.

Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.

1



4


Архитектурная керамика. Изразец.

Декоративная плитка.

Коллективное панно

Т/б при работе с пластилином

1







5

Архитектурная керамика. Изразец.

Декоративная плитка.

Коллективное панно

Т/б при работе с пластилином

1






6



Древнее ремесло-плетение изделий.

Плетеная коробочка.

Т/Б при работе с ножницами

1



7

Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки».

Т/б при работе с леской.

1



8

Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик»

1



  1. Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 час.)

9


Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования.

Гофрированная подвеска.

Т/б при работе с ножницами.

1



10


Бумагопластика.

Раскладная картинки.

Т/б при работе с ножницами.

1



11


Новые приёмы бумагопластики.

Футляр-упаковка для подарка

Т/б при работе с ножницами.

1



12

Новые приёмы бумагопластики.

Футляр-упаковка для подарка

Т/б при работе с ножницами.

1



13

Традиции новогодних праздников и карнавалов.

Карнавальные шапочки (оригами)

Карнавальные маски.

Т/б при работе с ножницами

1



14



Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам

. (Лепка из солёного теста).

Т/б при работе с тестом.

1



15

Барельеф в декоративном изделии.

Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото.

Т/б при работе с ножницами, клеем.

1



3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 час.)

16


Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки.

Панно из цепочек.

Т/б при работе с крючком

1



17

Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки.

Панно из цепочек.

Т/б при работе с крючком

1



18

Петельный шов: технология выполнения.

Сувениры из ткани и ниток.

Т/Б при работе с иглой.

1



19

Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки, разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке.

1



20


Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы)

1



21


Технология окантовки картона. Обложка для проездного билета.

Т/б при работе с клеем.

1



22

Технология окантовки картона. Обложка для проездного билета.

Т/б при работе с клеем.

1



23


Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги.

Т/б при работе с ножницами, клеем, иглой.

1



24


Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Книжка-малышка.

1



25

Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Книжка-малышка.

1



4. В каждом деле – свои секреты (9 час.)

26


Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки.

Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек.

Т/б при работе с соломой.

1



27



Соломенных дел мастера.

Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок Лошадка/олень)

Т/б при работе с ножницами.

1



28


Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

Декоративная пластина.

Т/б при работе с металлической фольгой.

1



29

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

Декоративная пластина.

Т/б при работе с металлической фольгой.

1



30


Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами.

Кусудама.

1



31

Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами.

Кусудама.

1



32


Секреты бумажного листа.

Коробочка санбо.

1



33



Проект 1.

Тема: «Город, в котором удобно и приятно жить»

1





34

Проект 2.

Тема: «Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней».

1



Итого:

34