Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии УМК "Гармония" 4 класс»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;Ф
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Содержание учебного предмета
Из глубины веков – до наших дней (8 часов)
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.
Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.
Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 часов)
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка –футляр для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.
Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 часа)
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология
выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты (9 часов)
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.
Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.
Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы.
Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов, отводимых на освоение темы |
1 | Из глубины веков – до наших дней | 8 |
2 | Традиции мастеров в изделиях для праздника | 7 |
3 | Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие | 10 |
4 | В каждом деле – свои секреты | 9 |
Итого: | 34 |
Календарно - тематическое планирование уроков технологии
в 4 классе
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактического проведения |
Из глубины веков – до наших дней (8 ч.) |
1 | Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти | 1 | | |
2 | Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства. Т/б при работе с пластилином. | 1 | | |
3 | Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам. | 1 | | |
4 | Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно Т/б при работе с пластилином | 1 | | |
5 | Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно Т/б при работе с пластилином | 1 | | |
6 | Древнее ремесло-плетение изделий. Плетеная коробочка. Т/Б при работе с ножницами | 1 | | |
7 | Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки». Т/б при работе с леской. | 1 | | |
8 | Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «крестик» | 1 | | |
Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 час.) |
9 | Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска. Т/б при работе с ножницами. | 1 | | |
10 | Бумагопластика. Раскладная картинки. Т/б при работе с ножницами. | 1 | | |
11 | Новые приёмы бумагопластики. Футляр-упаковка для подарка Т/б при работе с ножницами. | 1 | | |
12 | Новые приёмы бумагопластики. Футляр-упаковка для подарка Т/б при работе с ножницами. | 1 | | |
13 | Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) Карнавальные маски. Т/б при работе с ножницами | 1 | | |
14 | Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам . (Лепка из солёного теста). Т/б при работе с тестом. | 1 | | |
15 | Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото. Т/б при работе с ножницами, клеем. | 1 | | |
3. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 час.) |
16 | Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки. Панно из цепочек. Т/б при работе с крючком | 1 | | |
17 | Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки. Панно из цепочек. Т/б при работе с крючком | 1 | | |
18 | Петельный шов: технология выполнения. Сувениры из ткани и ниток. Т/Б при работе с иглой. | 1 | | |
19 | Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки, разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. | 1 | | |
20 | Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы) | 1 | | |
21 | Технология окантовки картона. Обложка для проездного билета. Т/б при работе с клеем. | 1 | | |
22 | Технология окантовки картона. Обложка для проездного билета. Т/б при работе с клеем. | 1 | | |
23 | Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Ремонт книги. Т/б при работе с ножницами, клеем, иглой. | 1 | | |
24 | Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Книжка-малышка. | 1 | | |
25 | Простые переплётные работы. Жесткий переплёт. Книжка-малышка. | 1 | | |
4. В каждом деле – свои секреты (9 час.) |
26 | Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки. Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек. Т/б при работе с соломой. | 1 | | |
27 | Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок Лошадка/олень) Т/б при работе с ножницами. | 1 | | |
28 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. Декоративная пластина. Т/б при работе с металлической фольгой. | 1 | | |
29 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка. Декоративная пластина. Т/б при работе с металлической фольгой. | 1 | | |
30 | Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама. | 1 | | |
31 | Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама. | 1 | | |
32 | Секреты бумажного листа. Коробочка санбо. | 1 | | |
33 | Проект 1. Тема: «Город, в котором удобно и приятно жить» | 1 | | |
34 | Проект 2. Тема: «Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней». | 1 | | |
Итого: | 34 |