Планируемые результаты освоения учебной программы
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов:
Личностными результатами является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций, коммуникативных качеств.
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и обществ; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Тематическое планирование
1 час в неделю, всего 33 часа
№ п/п | Тематическое планирование | Кол-во часов |
Природная мастерская (7 ч) |
1 | Рукотворный и природный мир города и села. | 1 |
2 | На земле, на воде и в воздухе. | 1 |
3 | Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазия. | 1 |
4 | Семена и фантазии. Веточки и фантазия. | 1 |
5 | Композиция из листьев. Что такое композиция? | 1 |
6 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | 1 |
7 | Природные материалы. Как их соединить? | 1 |
Пластилиновая мастерская (4 ч) |
8 | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 |
9 | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 |
10 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 |
11 | Наши проекты. Аквариум. | 1 |
Бумажная мастерская (16 ч) |
12 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | 1 |
13 | Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 |
14 | Бумага. Какие у неё есть секреты? | 1 |
15 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 |
16 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 |
17 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 |
18 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 |
19 | Наша армия родная | 1 |
20 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 |
21 | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? | 1 |
22 | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 |
23 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 |
24 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 |
25 | Образы весны. Какие краски у весны? | 1 |
26 | Настроение весны. Что такое колорит? | 1 |
27 | Праздники и традиции весны. Какие они? | 1 |
Текстильная мастерская (6 ч) |
28 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 |
29 | Игла-труженица. Что умеет игла? | 1 |
30 | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 |
31 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. | 1 |
33 | Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. | 1 |
4