Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР директор ГПОУ ДЭМТ
____________Михненко Р.Н. ___________Караван И.А.
« 29 » августа 2016 г. « 30 » августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.02 Физика
по специальности
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
2016
Программа учебной дисциплины «Физика» составлена на основе профильной программы для общеобразовательных организаций (Физика : 10-11 кл. : профильная программа для общеобразовательных организаций : / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 22 с.), рекомендованной Министерством образования и науки ДНР (приказ № 408 от 18.08.2015 г.).
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик: Лепеха С.Н., специалист высшей категории, преподаватель физики
Рецензенты:
Столярова Ю.Б., преподаватель физики высшей категории ДПТ
Заика В.И., преподаватель высшей категории ДЭМТ, к.т.н.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией металлургических дисциплин
протокол № 1 от «26» августа 2016 г.
Председатель ЦК__________ В.В. Гурковская
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины физика 4 2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины физика 9 3. условия реализации программы учебной дисциплины физика 20 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины физика 23 |
паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
ОДП.02 физика
1.1.Область применения программы
Рабочая программа составлена на основе профильной программы для общеобразовательных организаций (Физика : 10-11 кл. : профильная программа для общеобразовательных организаций : / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 22 с.), методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на профильном уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых преподавателем в аудитории, лабораторных работ, выполняемых студентами.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предполагает более глубокое усвоение физических законов и теорий, овладение учебным материалом, необходимым для широкого применения в объяснении химических, геофизических, биологических, экологических и других природных явлений, целостного представления о естественно-научной картине мира, понимание значения и места физики в структуре естественных наук.
Ее содержание достаточно для продолжения изучения физики как учебного предмета в профессиональных образовательных учреждениях. Этот курс рассчитан на 200 часов и предусматривает 11 лабораторных работ и 2 обязательные контрольные работы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Учебная дисциплина ОДП.02 Физика относится к обязательной части цикла профильных общеобразовательных дисциплин ППССЗ.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Преимущественной целью изучения физики является подготовка обучающихся к выполнению конструктивной деятельности в естественнонаучной и технической областях, что предполагает изучение физики, прежде всего как прикладной науки, способствующей познанию и преобразованию окружающего мира с учётом природных закономерностей.
Значение физики в образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие дисциплины: математика, химия, информатика и ИКТ, компьютерная графика; ОБЖ;
обеспечиваемые дисциплины: экологические основы природопользования, техническая механика, гидро и пневмосистемы, виброакустическая диагностика, электрические машины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
управлять своей познавательной деятельностью;
проводить наблюдения;
использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;
использовать различные источники для получения физической информации;
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
роль физики в современном мире;
фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;
основные физические процессы и явления;
важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии;
методы научного познания природы;
как оказать первую помощь при травмах, полученных от бытовых технических устройств.
В результате освоения учебной дисциплины у обучающихся актуализируется формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес(ОК 1);
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем(ОК 2);
анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3);
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач(ОК 4);
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами(ОК 6);
исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 7).
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Требования к предметным результатам освоения базового курса физики отражают:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины «Физика»
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 200 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 133 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 67 часов.
2. СТРУКТУРА и содержание учебной дисциплины физика:
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Тех.профиль |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 200 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 133 |
в том числе: | |
-лабораторные работы | 24 |
- практические занятия | 43 |
- контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 67 |
в том числе: | |
- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 24 |
- систематическая проработка теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и нормативно - технической литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем). | 30 |
- подготовка и оформление реферата и докладов | 13 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | - |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.02 Физика
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. | Объем часов | Уровень освоения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Введение | Физика – наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 1 |
| Раздел 1. | Механика | 38 | |
| Тема 1. 1. Основы кинематики и динамики | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
| Механическое движение и его относительность. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движение и их графическое описание. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость. |
| Практические занятия | 4 | |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений по образцу: -Определение основных кинематических величин: скорость, ускорение, пройденный путь в равноускоренном прямолинейном движении -Построение графиков зависимости кинематических величин от времени t в равномерном и равноускоренном движении -Решение задач на законы Ньютона -Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес. | |
| Тема 1.2. Законы сохранения механики | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. |
| Практические занятия | 4 | |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений по образцу: -Закон сохранения импульса -Потенциальная энергия -Кинетическая энергия -Закон сохранения энергии -Механическая работа, мощность. | |
| Тема 1.3. Механические колебания | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. |
| Лабораторные работы | 2 | |
| «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» | |
| Практические занятия | 2 |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений по теме: «Механические волны. Поперечные волны» Решение задач и упражнений по образцу: -Графическое изображение механического колебания -Определение амплитуды, периода, частоты по графику колебаний -Определение периода колебаний математического маятника – формула Гюйгенса. | | |
| Самостоятельная работа обучающихся Решение задач с производственным содержанием. Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение. Подготовка докладов: - Закон сохранения импульса и реактивное движение. - Законы Ньютона и проявление их в технике и быту. - Закон сохранения энергии как всеобщий закон сохранения материи. Подготовка рефератов: - Основные законы механики на моём рабочем месте. Работа с конспектом. Решение задач и упражнений по образцу. Подготовка к выполнению контрольных работ и тестов. Работа со справочным материалом Подготовка презентаций: -Виды движения (равномерное и равноускоренное) и их графическое описание. -Взаимодействие тем. Принцип суперпозиции сил. -Ультразвук и его использование в технике и медицине. Подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. | 12 | |
| Раздел 2. | Молекулярная физика. Термодинамика. | 46 | |
| Тема 2.1. Основы МКТ | Содержание учебного материала | 6 | 2,3 |
| История атомистических учений. Наблюдение и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. |
| Лабораторные работы | 4 | |
| «Определение плотности тела правильной геометрической формы» «Проверка зависимости между давлением, объемом и температурой для заданной массы газа» | |
| Практические занятия | 4 |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений: - Определение массы и размеров молекулы - Температуры, как меры средней кинетической энергии - Основное уравнение МКТ -Уравнение Клапейрона-Менделеева | |
| Тема 2.2.Свойства паров (газов), жидкости и твердых тел | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
| Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Модель строения жидкости. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание. Модель строения твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. |
| Лабораторные работы | 4 | |
| «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости» «Определение влажности воздуха» | | |
| Практические занятия | 2 | |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений: -Связь между давлением и средне-кинетической энергией молекул газа -Поверхностное натяжение жидкости -Изменение агрегатных состояний вещества | | |
| Тема 2.3.Основные понятия и законы термодинамики | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей. Проблема энергосбережения. |
| Лабораторные работы | 2 | |
| «Определение удельной теплоемкости вещества» | | |
| Практические занятия | 4 | |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений: - Первый закон термодинамики -КПД тепловых двигателей | |
| Контрольная работа №1 «Механика. Молекулярная физика. Термодинамика» | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся Решение задач с производственным направлением. Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу. Подготовка к выполнению контрольных работ и тестов. Подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; Подготовка докладов: - Наблюдение видов деформации на рабочем месте. - Изотермические процессы. Подготовка рефератов: - Экологические проблемы, создаваемые различными видами тепловых машин. Работа с конспектом, решение задач и упражнений по образцу, работа со справочными таблицами. Подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. Проведение лабораторной работы «Наблюдение роста кристаллов из растворов соли и медного купороса» Подготовка презентаций: -Модель идеального газа -Поверхностное натяжение жидкости -Модель строения твердых тел | 10 |
| Раздел 3. | Электродинамика | 80 | |
| Тема 3.1. Электростати-ческое поле | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
| Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. |
| Практические занятия | 4 | |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений: -Закон Кулона -Напряжённость электрического поля -Потенциал. Разность потенциалов -Электроёмкость | | |
| 3.2.Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | 6 | 2,3 |
| Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС источника тока. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы. |
| Лабораторные работы | 8 | |
| «Определение удельного сопротивления проводника» «Определение температурного коэффициента сопротивления меди» «Проверка законов последовательного и параллельного соединения проводников» «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления проводника» | | |
| Практические занятия | 4 | |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений: -Закон Ома для участка цепи -Закон Ома для полной цепи -Тепловое действие тока -Работа, мощность электрического тока | | |
| 3.3.Магнитное поле | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Принцип действия электродвигателя. |
| Практические занятия | 4 | |
| Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений: -Изображение магнитного поля тока -Сила Ампера, Сила Лоренца -Изменение магнитного потока | |
| 3.4.Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
| Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое роле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. |
| Практические занятия | 2 | |
| Составление сравнительной таблицы «Виды полей». Вихревое электрическое поле. Решение задач с производственным содержанием Решение задач и упражнений: -Закон электромагнитной индукции -Самоиндукция -Энергия магнитного поля | | |
| 3.5.Электромагнитные колебания и волны | Содержание учебного материала | 6 | 2,3 |
| Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Оптические приборы. |
| Лабораторные работы | 2 | |
| «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки» | |
| Практические занятия | 4 |
| Решение задач с производственным содержанием. Решение задач и упражнений: -Определение длины электромагнитной волны -Законы отражения и преломления света -Построение изображений в линзах | |
| Самостоятельная работа обучающихся Решение задач с производственным направлением. Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу. Решение задач и упражнений по образцу. Подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; Подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу; изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение. Работа с конспектом. Работа со справочными таблицами. Подготовка к лабораторной работе; оформление лабораторной работы. Подготовка докладов: -Проводники. Природа электрического тока в проводниках. -Передача и использование электрической энергии. Подготовка рефератов: -Современные принципы радиосвязи. Подготовка презентаций: -Напряженность электрического поля -Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. -Магнитное поле тока. Сила Ампера. -Сила Лоренца. -Принципы радиосвязи. -Свет как электромагнитная волна. | 28 |
| Раздел 4. | Строение атома и квантовая физика | 19 | |
| Тема 4.1. Световые кванты | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
| Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. |
| Практические занятия | 2 | |
| Использование фотоэффекта в технике. Решение задач и упражнений: -Определение кванта света -Сравнение энергии квантов света различных электромагнитных излучений -Использование уравнения Эйнштейна для фотоэффекта | | |
| Тема 4.2.Строение атома | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
| Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. |
| Тема 4.3.Строение атомного ядра | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Строение атомного ядра. Энергия расщепления ядра и ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействия на живые организмы. |
| Практические занятия | 2 | |
| Решение задач и упражнений: -Использование таблицы Менделеева для написания ядерных реакций. -Определение энергии расщепления ядра | | |
| Контрольная работа №2 «Электромагнетизм. Световые кванты» | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу. Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; Работа со справочными таблицами. Подготовка докладов: -Фотоэффект и его практическое использование. -Корпускулярно-волновой дуализм света. -Лазер и его практическое применение. Подготовка рефератов: -Открытие нейтрона и протона. Энергия связи ядра. -Мирное использование цепных ядерных реакций. -Термоядерные реакции. Перспективы мирного использования термоядерных реакций. Подготовка презентаций: -Планетарная модель атома. -Постулаты Бора. -Строение атомного ядра. -Энергия расщепления ядра. | 7 |
| Раздел 5. | Эволюция Вселенной | 15 | |
| Тема 5.1. Возможные сценарии эволюции Вселенной | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
| Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система. |
| Лабораторные работы | 2 | |
| «Астрономические наблюдения» | | |
| Практические занятия | 1 | |
| Термоядерные реакции, как реакции синтеза ядер легких элементов. Неуправляемые термоядерные реакции. Управляемые термоядерные реакции. | | |
| | Самостоятельная работа обучающихся: -работа с конспектом; - выполнение индивидуального зачётного задания по теме «ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ»; -работа с дополнительной литературой; Подготовка докладов: -Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля. -Планеты гиганты: Марс, Юпитер, Сатурн. -Малые планеты солнечной системы. Подготовка рефератов: -Современные телескопы. - Методы наблюдения небесных тел. Подготовка презентаций: -Эффект Доплера -Термоядерный синтез. -Образование планетных систем. -Строение солнечной системы. | 10 | |
Экзамен | - | | |
Всего: | 200 | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы учебной дисциплины физика:
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению Реализация дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Физика»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по физике;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект плакатов, инструментов, приспособлений;
- демонстрационные приборы и оборудование для выполнения лабораторных и практических работ;
- комплект предметов вспомогательного назначения (макеты, модели).
- стенд для изучения правил ТБ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1.Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М. «Академия», 2010.
2.Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М. «Академия», 2010.
3.Гладкова Р.А., Добронравов В.Е., Жданов Л.С. Сборник задач и вопросов по физике для средних специальных учебных заведений. – М., «Наука», 1980.
4.Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М. «Академия», 2010.
5.Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М. «Академия», 2010.
6.Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М. «Академия», 2011.
7.Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М. «Академия», 2011.
8.Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика Учебник для средних специальных учебных заведений. – К.: высшая школа, 1983.
9.Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. «Академия», 2011.
10.Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. «Академия», 2011.
11.Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М. «Академия», 2011.
12.Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М. «Академия», 2011.
Дополнительные источники:
1.Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М. «Академия», 2008.
2.Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. «Академия», 2008.
3.Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М. «Академия», 2008.
4.Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М. «Академия», 2008.
5.Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М. «Академия»,,2008.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования /Министерство образования РФ. – М. «Академия», 2007.
6.Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008.
7.Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой
Интернет-ресурсы:
1.httр://fizika.ru – На сайте: сборники задач с образцами решений, тесты, контрольные, описания лабораторных.
2.httр://class-fizika.narod.ru - Интересные факты и задания к урокам, конспекты, задачи, простые опыты, ответы на вопросы. Советы к экзаменам.
3.httр://radik.web-box.ru - Познавательные материалы, пособия, медиаматериалы, онлайн-тесты по физике в помощь педагогам, студентам. Анимированные демонстрации законов физики. Новости предметных олимпиад.
4.httр://all-fizika.com - Физический энциклопедический словарь. Курсы и лекции, формулы. Виртуальные лабораторные работы. Онлайн-тренировка по ЕГЭ.
5.httр://afportal.ru›catalogue/phys/4 - Сайты олимпиад по физике.
6.httр://physics.nad.ru - Коллекция роликов с трёхмерной анимаций физических экспериментов и явлений. Анимации сопровождаются теоретическими объяснениями и ссылками на учебники.
7.httр://fshla72.ucoz.ru›index/testy_po_fizike/0-59 - В данном разделе представлен раздаточный материал в виде тестов.
8.httр://alleng.ru›ЕГЭ - Единый государственный экзамен ( ЕГЭ ) по физике - демонстрационные варианты ЕГЭ; материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по физике.
9.www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины физика: (вида профессиональной деятельности)
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Умения: понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Знания: роль физики в современном мире; фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира; основные физические процессы и явления; важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии; методы научного познания природы; как оказать первую помощь при травмах, полученных от бытовых технических устройств. | Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы по дисциплине физика: - на практических и лабораторных занятиях; - при выполнении самостоятельных, индивидуальных работ; -оценивание выполнения и защиты рефератов, докладов, презентаций по разделам: Раздел 1. Механика. Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. Раздел 3. Электродинамика. Раздел 4. Строение атома и квантовая физика. Устный опрос, тестирование, физические диктанты, контрольные работы по разделам: Раздел 1. Механика. Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика. Раздел 3. Электродинамика. Раздел 4. Строение атома и квантовая физика. |
3