СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебной дисциплине ОДП. 03 Физика для СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» составлена  на основе профильной программы для общеобразовательных организаций (Физика : 10-11 кл. : профильная программа для общеобразовательных организаций : / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 22 с.), рекомендованной  Министерством образования и науки ДНР (приказ № 408 от 18.08.2015 г.).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине ОДП. 03 Физика для СПО»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»






СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

И.о. заместителя директора по УР Директор техникума

__________ Н.В. Бережная ___________ Н.В. Усова

« 29 » августа 2016г. « 30 » августа 2016г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП. 03. Физика

для специальности 1302.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) .











2016



Программа учебной дисциплины «Физика» составлена на основе профильной программы для общеобразовательных организаций (Физика : 10-11 кл. : профильная программа для общеобразовательных организаций : / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 22 с.), рекомендованной Министерством образования и науки ДНР (приказ № 408 от 18.08.2015 г.).






Разработчик: Кулага Т. Ф., специалист высшей категории, преподаватель физики


Рецензенты:

1.Богданова Т.В специалист высшей категории, преподаватель ГПОУ «КИТ»

2. Леонова Т. П. специалист высшей категории, преподаватель


Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

методической комиссией ___________________

протокол № 1 от «___»_________2016 г.

Председатель МК__________ Т.Ф.Кулага

Рабочая программа переутверждена на 20 / 20 учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель МК _______________________

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель МК _______________________

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


11

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

24



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программма составлена на основе профильной программы для общеобразовательных организаций (Физика : 10-11 кл. : профильная программа для общеобразоват. организаций : / сост. Охрименко Н.А., Литвиненко И.Н., Лысенко М.М., Остапенко А.В., Поступаев А.А., Свичкарь Л.Л., Щебетун Л.В.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 22 с.), методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин общеобразовательного и общепрофессионального циклов в соответствии с требованиями государственных образовательныхстандартов среднего профессионального образования.

Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на профильном уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей cтудентов, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых преподавателем в аудитории, лабораторных работ, выполняемых студентами.

Указанные в программе лабораторные работы являются обязательными. В зависимости от условий конкретного учебного заведения преподаватель может заменять отдельные лабораторные работы равноценными, а также увеличивать их количество за счет введения кратковременных экспериментальных заданий. Отдельные лабораторные и практические работы могут выполняться при помощи компьютерных виртуальных лабораторий и т.п., а также предлагаться школьникам как учебные проекты.

Структура документа

Программа по физике включает три раздела:

  • пояснительную записку;

  • критерии оценивания учебных достижений студентов;

  • основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебной дисциплины, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от студентов самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление студентов с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика как наука. Методы научного познания природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает студента научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Место предмета в учебном плане

Курс физики построен по двум логично завершенным концентрам, содержание которых согласовано со структурой средней общеобразовательной школы:

  1. в основой школе (7-9 классы) изучается логически завершенный базовый курс физики, который закладывает основы физического знания;

  2. в старшей школе изучение физики происходит в зависимости от выбранного профиля обучения.

В Базисных учебных планах общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики на 2015-2016 г. отводится 350 часов для обязательного изучения физики на профильном уровне ступени среднего общего образования. В том числе в 10 и 11 классах по 175 учебных часов из расчета 5 учебных часов в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Экспериментальная составляющая обучения физике реализуется через систему физического эксперимента, который эффективно реализует деятельностный подход к обучению физики. Поэтому учебный физический эксперимент как органическая составляющая методической системы обучения физике обеспечивает формирование у студентов необходимых практических умений, исследовательских навыков и личностного опыта экспериментальной деятельности. Одним из важнейших участков работы в системе обучения физике является решение физических задач. Задачи разных типов можно эффективно использовать на всех этапах усвоения физического знания: для развития интереса, творческих способностей и мотивации студентов к обучению физики, во время постановки проблемы, требующей решения, в процессе формирования новых знаний, выработка практических умений, с целью повторения, закрепления, систематизации и обобщения усвоенного материала, контроля качества усвоения учебного материала или диагностирования учебных достижений студентов. В условиях личностно ориентированного обучения важно осуществить соответствующий подбор физических задач, который бы учитывал познавательные возможности и наклонности студентов, уровень их готовности к такой деятельности, развивал бы их способности в соответствии с образовательными потребностями.

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины». Этот раздел определяет результаты обучения и те формы и методы, которые будут использованы для их контроля. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

В левой графе таблицы результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование профессиональных и общих компетенций. Компетенции соотнесены со знаниями и умениями. В правой графе таблицы формулируются формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Рубрика «Знать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится студентами. Они должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.


Критерии оценивания уровня учебных достижений студентов по физике

Во время определения уровня учебных достижений по физике оценивается:

  • уровень владения теоретическими знаниями;

  • уровень умений использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и т.д.);

  • уровень владения практическими умениями и навыками во время выполнения лабораторных работ, наблюдений и работ физического практикума;

  • содержание и качество творческих работ студентов (рефератов, проектов, творческих экспериментальных работ, изготовление приборов, компьютерное моделирование физических процессов и тому подобное).

Основными видами оценивания являются: текущее, тематическое, итоговое за семестр, итоговое годовое оценивание и государственная итоговая аттестация. Текущее оценивание носит поощрительный, стимулирующий и диагностико-корректирующий характер, его необходимость определяется преподавателем.

Критерии оценивания уровня владения студентами теоретическими знаниями

Уровни учебных достижений

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений

Недостаточный

1

Отсутствует ответ на вопрос, задание и т.д.

Начальный

2

Студент (студентка) показывает непонимание основного содержания учебного материала или допускает существенные ошибки, которые не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.

Средний

3

Студент (студентка) с помощью учителя описывает явление или его части без объяснений соответствующих причин, называет физические явления, различает буквенные обозначения отдельных физических величин, знает единицы измерения отдельных физических величин и формулы из темы, которая изучается.

Достаточный

4

Студент (студентка) может объяснять физические явления, исправлять допущенные неточности, обнаруживает знание и понимание основных положений (законов, понятий, формул, теорий), дает полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, при этом допускает две-три несущественные ошибки, исправляет ошибки по требованию преподавателя.

Высокий

5

Студент (студентка) свободно владеет изученным материалом, умело использует физическую терминологию, умеет обрабатывать научную информацию: находить новые факты, явления, идеи, самостоятельно использовать их в соответствии с поставленной целью, дает самостоятельно полный и правильный ответ; материал излагает в логической последовательности, литературным языком; при этом допускает одну-две несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляет в ходе ответа.

Критерии оценивания учебных достижений стедентов при решении задач по физике

Определяющим показателем для оценки умения решать задачи является их сложность, которая зависит от:

1) количества правильных, последовательных, логических шагов и операций, осуществляемых студентом; такими шагами можно считать умение:

  1. уяснить условие задачи;

  2. записать его в кратком виде;

сделать схему или рисунок (по необходимости);

  1. определить, каких данных не хватает в условии задачи, и найти их в таблицах или справочниках;

  2. выразить все необходимые для решения величины в единицах СИ;

  3. составить (в простых случаях выбрать) формулу для нахождения искомой величины;

  4. выполнить математические действия и операции;

  5. вычислять значения неизвестных величин;

анализировать и строить графики;

  1. пользоваться методом размерностей для проверки правильности решения задачи;

оценить полученный результат и его реальность;

2) рациональности выбранного способа решения;

3) типа задачи (по одной или нескольким темам (комбинированная), типовая (по алгоритму) или нестандартная).


Уровни учебных достижений

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений

Недостаточный

1

Задача не решена. Студент (студентка) не умеет различать физические величины, единицы измерения по определенной теме, с помощью преподавателя не решает задачи на воспроизводство основных формул; не осуществляет простейшие математические действия.

Начальный

2

Задача не решена. Допущены существенные ошибки в логических рассуждениях. Студент (студентка) различает физические величины и единицы измерения по определенной теме, с ошибками осуществляет простейшие математические действия.

Средний

3

Студент (студентка) решает типовые простые задачи (по образцу), обнаруживает способность обосновать некоторые логические шаги с помощью преподавателя. В логических рассуждениях нет ошибок, но допущена существенная ошибка в математических действиях.

Достаточный

4

Студент (студентка) самостоятельно решает типовые задачи и выполняет упражнения по одной теме, может обосновать избранный способ решения. В решении задачи допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.

Высокий

5

Студент (студентка) самостоятельно решает комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, решает нестандартные задачи.




Критерии оценивания учебных достижений студентов при выполнении лабораторных и практических работ

При оценивании уровня владения студентами практическими умениями и навыками во время выполнения фронтальных лабораторных работ, экспериментальных задач, работ физического практикума учитываются знание алгоритмов наблюдения, этапов проведения исследования (планирование опытов или наблюдений, сборка установки по схеме; проведение исследования, снятие показаний приборов), оформление результатов исследования − составление таблиц, построение графиков и т.п.; вычисление погрешностей измерения (по необходимости), обоснование выводов по проведенному эксперименту или наблюдению.

Уровни сложности лабораторных или практических работ могут задаваться:

  1. через содержание и количество дополнительных заданий и вопросов по теме работы;

  2. через разный уровень самостоятельности выполнения работы (при постоянной помощи преподавателя, выполнение по образцу, подробной или сокращенной инструкцией, без инструкции);

организацией нестандартных ситуаций (формулировка учеником цели работы, составление им личного плана работы, обоснование его, определение приборов и материалов, нужных для ее выполнения, самостоятельное выполнение работы и оценка ее результатов).

Обязательно учитывать при оценивании соблюдение учащимися правил техники безопасности во время выполнения лабораторных работ и работ физического практикума.


Уровни учебных достижений

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений

Недостаточный

1

Работа не выполнена. Студент (студентка) не может назвать приборы и их назначение, не умеет пользоваться большинством из них, с помощью учителя не может составить схему опыта. Отсутствует отчет о выполнении работы.

Начальный

2

Работа выполнена менее чем наполовину. Студент (студентка) называет некоторые приборы и их назначение, демонстрирует умение пользоваться некоторыми из них Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении техники безопасности, которые студент не может исправить даже по требованию преподавателя.

Средний

3

Студент (студентка) выполняет работу по образцу (инструкции) или с помощью преподавателя, результат работы студента дает возможность сделать правильные выводы или их часть. Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности, которая исправляется по требованию преподавателя. Допущены одна или две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о выполнении лабораторной или практической работы.

Достаточный

4

Студент (студентка) самостоятельно монтирует необходимое оборудование, выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием. Допущены одна или две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе.

Высокий

5

Студент (студентка) определяет характеристики приборов и установок, осуществляет грамотную обработку результатов, рассчитывает погрешности (если требует работа), анализирует и обосновывает полученные выводы исследования, обосновывает наличие погрешности проведенного эксперимента или наблюдения. Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен с учетом правил техники безопасности; проявлены организационно-практические умения и навыки (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе). Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета.

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Физика

1.1. Область применения программы

Профильная программа по физике предполагает более глубокое усвоение физических законов и теорий, овладение учебным материалом, необходимым для широкого применения в объяснении химических, геофизических, биологических, экологических и других природных явлений, целостного представления о естественно-научной картине мира, понимание значения и места физики в структуре естественных наук.

Ее содержание достаточно для продолжения изучения физики как учебного предмета в профессиональных образовательных учреждениях. Этот курс рассчитан на 294 часа и предусматривает 20 лабораторных работ и 2 обязательные контрольные работы.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • управлять своей познавательной деятельностью;

  • проводить наблюдения;

  • использовать и применять различные виды познавательной деятельности для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использовать различные источники для получения физической информации;

  • давать определения изученным понятиям;

  • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

  • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей;

  • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • роль физики в современном мире;

  • фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;

  • основные физические процессы и явления;

  • важные открытия в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

  • методы научного познания природы;

  • как оказать первую помощь при травмах полученных от бытовых технических устройств.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 294 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;

самостоятельной работы обучающегося 99 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

225

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:


лабораторные работы

20

практические занятия

50

контрольные работы

4

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

69

в том числе:


  • систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

32

  • оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

25

  • подготовка и оформление реферата и докладов

12

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.03

Физика


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Домашнее задание

Учебник

Г.Я. Мякишева Физика 10, 11 класс

2010

1

2

3

4

5


Введение


Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.


2

1

Введение

§1-2

Раздел 1.

Механика

66









Тема 1.1.

Основы кинематики












Содержание учебного материала

20



  1. Механическое движение и его относительность.


1,2

§3-4

  1. Способы описания механического движения.

§5

  1. Материальная точка как пример физической модели.


  1. Перемещение, скорость. Уравнение прямолинейного равномерного движения

§6-7

  1. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном прямолинейном движении.

§8-10

  1. Ускорение. Уравнение прямолинейного равноускоренного движения.

§11-13

  1. Графики зависимости кинематических величин от времени при равноускоренном прямолинейном движении.

§14

  1. Свободное падение тел.

§15

  1. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

§16-18

  1. Вращательное движение твердого тела.

§19

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Основы кинематики».



Лабораторные работы

4

3


1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

2. Измерение коэффициента трения скольжения.



Тематическая №1




Тема 1.2.

Основы динамики

Содержание учебного материала

16



  1. Взаимодействие тел в природе. Инерциальные системы отсчета.


1,2

§20-21

  1. Законы динамики Ньютона и границы их применимости.

§22-24, 26

  1. Масса. Принцип суперпозиции сил.

§25

  1. Принцип относительности Галилея.

§28

  1. Пространство и время в классической механике.

§28

  1. Силы тяжести, упругости, трения.

§33-35

  1. Вес и невесомость.

§33

  1. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость.

§30-32

Лабораторные работы

2

3


3. Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.




Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Основы динамики».



Тема 1.3.

Законы сохранения в механике


Содержание учебного материала

14



  1. Импульс и импульс силы.



1,2

§39-40

  1. Закон сохранения импульса.


  1. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

§41-42

  1. Механическая работа. Мощность.

§43-44

  1. Механическая энергия тела и ее виды.

§45-49

  1. Закон сохранения энергии в механике.

§50

  1. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

§52-54

Лабораторные работы

4

3


4. Изучение закона сохранения механической энергии.

5. Изучение равновесия тел под действием сил.



Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Законы сохранения в механике».



Тематическая №2





Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение (в содержании учебного материала предлагаемые темы выделены курсивом);

  • подготовка к лабораторной работе;

  • оформление лабораторной работы.

16

3


Раздел 2.

Молекулярная физика. Термодинамика

44



Тема 2.1.

Основы молекулярно-кинетической теории

Содержание учебного материала

8



  1. Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства.


1,2

§56-58

  1. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Модель идеального газа.

§59-61

  1. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц.

§64-67

  1. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

§62-63

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Основы МКТ».



Тема 2.2.

Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

Содержание учебного материала

10



  1. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.






1,2




§68

  1. Границы применимости модели идеального газа.

§69

  1. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

§70

  1. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.

§71-72

  1. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.

§73

Лабораторные работы

8

3


6. Изучение одного из изопроцессов. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

7. Измерение влажности воздуха.

8. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

9. Определение модуля упругости пружины.




Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела».



Тема 2.3.

Основы термодинамики

Содержание учебного материала

10



  1. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Работа в термодинамике.


2

§75-76

  1. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

§78

  1. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества.

§77

  1. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.

§80-81

  1. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

§82

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Основы термодинамики».


§75-82 повт

Контрольная работа по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».

2

3

§75-82 повт

Тематическая №3





Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовить реферат на тему: «Тепловой двигатель и охрана окружающей среды»;

  • подготовить реферат на тему: «Значение капилляров. Деформация их распространения и учет в технике»;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение;  

  • подготовка к выполнению контрольной работы;

  • подготовка к лабораторной работе;

  • оформление лабораторной работы.

10

3


Раздел 3.

Электродинамика

66



Тема 3.1.

Электростатика

Содержание учебного материала

16



  1. Элементарный электрический заряд.


1,2

§84-85

  1. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

§86-87

  1. Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

§88-91

  1. Принцип суперпозиции электрических полей

§91-92

  1. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.

§97-98

  1. Проводники в электростатическом поле.

§93

  1. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

§99-101

  1. Диэлектрики в электростатическом поле.

§94-95

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Электростатика».




Тема 3.2.

Законы постоянного тока.

Электрический ток в разных средах

Содержание учебного материала

18



  1. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.




















1,2







§102-103

  1. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

§104-105

  1. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Работа и мощность постоянного тока.

§106-108

  1. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Электрическая проводимость различных веществ.

§109, 117, 121-122

  1. Электрический ток в металлах.

§111

  1. Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

§119-120

  1. Плазма.

§123

  1. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников.

§113-115

  1. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

§116

Лабораторные работы

8

3


10. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

11. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

12. Определение удельного сопротивления проводника.

13. Измерение элементарного электрического заряда.




Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Законы постоянного тока».



Тематическая №4




Тема 3.3.

Магнитное поле

Содержание учебного материала

8



  1. Магнитное поле тока.


1,2

§1-2

  1. Действие магнитного поля на проводник с током и движущиеся заряженные частицы.

§3-5, 6

  1. Электроизмерительные приборы.

§4

  1. Магнитные свойства вещества.

§6

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Магнитное поле».



Тема 3.4.

Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

6



  1. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках.


1,2

§8-11

  1. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

§15-16

  1. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

§12, 16

Лабораторные работы

2

3


14. Изучение явления электромагнитной индукции.



Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Электромагнитная индукция».



Тематическая №5





Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • подготовка реферата на тему: «Виды самостоятельного разряда и их применение»;

  • подготовка реферата на тему: «Применение полупроводников в технике»;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

  • подготовка к лабораторной работе;

  • оформление лабораторной работы.

22

3


Раздел 4.

Колебания и волны

36



Тема 4.1.

Механические колебания и волны

Содержание учебного материала

8



  1. Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Превращения энергии при гармонических колебаниях. Резонанс.


1,2


§18-19

  1. Математический маятник. Колебания груза на пружине.

§20-21

  1. Механические волны. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны

§42-44

  1. Распространение волн в упругих средах. Звуковые волны.

§46-47

Лабораторные работы

2

3


15. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.




Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Механические колебания и волны».



Тема 4.2.

Электромагнитные колебания


Содержание учебного материала

10



  1. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний.









1,2




§27-30

  1. Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

§31-35

  1. Автоколебания. Генерирование электрической энергии.

§36

  1. Трансформатор.

§38

  1. Производство, использование и передача электрической энергии.

§37, 39-41

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания».



Лабораторные работы

2

3


16. Изучение устройства и работы трансформатора.



Тема 4.3.

Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

8



  1. Излучение электромагнитных волн. Опыты Герца. Плотность потока электромагнитного излучения.


1,2

§48-50

  1. Принципы радиосвязи.

§51-53

  1. Свойства электромагнитных волн.

§54

  1. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

§55-58

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Электромагнитные волны».



Тематическая №6




Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка к выполнению практических работ: конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и  реферирование методической и учебной литературы  при  выполнении системы самостоятельных работ по лекционному курсу;

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение;  

  • подготовка к лабораторной работе;

  • оформление лабораторной работы.

14

3


Раздел 5.

Оптика

24



Тема 5.1.

Геометрическая оптика

Содержание учебного материала

6



  1. Скорость света и методы его определения.





1,2



§59

  1. Закон отражения света. Закон преломления света.

§60-61

  1. Полное внутреннее отражение. Линза. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы.

§62-65

  1. Оптические приборы.

§65

Лабораторные работы

4

3


17. Измерение показателя преломления стекла.

18. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.





Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Световые волны».



Тема 5.2.

Волновая оптика

Содержание учебного материала

6



  1. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка.


1,2

§66-72

  1. Поляризация света.

§73

  1. Виды излучений. Источники света. Виды спектров. Спектральный анализ.

§80-83

  1. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных волн.

§84-86

Лабораторные работы

2

3


19. Измерение длины световой волны.




Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Электромагнитные и световые волны».



Контрольная работа по теме: «Электромагнитные и световые волны».

2

3


Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • подготовка реферата на тему: «Оптические приборы»;

  • создание мультимедиа презентаций на тему: «Оптические явления в природе»

  • изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение;  

  • подготовка к выполнению контрольной работы;

  • подготовка к лабораторной работе;

  • оформление лабораторной работы.

10

3


Раздел 6.

Элементы теории относительности


4



Тема 6.1.

Элементы теории относительности

Содержание учебного материала

4



  1. Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности.


2

§75-78

  1. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.

§79

Тематическая №7




Раздел 7.

Квантовая физика

36



Тема 7.1.

Световые кванты

Содержание учебного материала

8



  1. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон.


1,2

§87-88

  1. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

§89

  1. Корпускулярно-волновой дуализм.

§89-90

  1. Давление света. Химическое действие света.

§91-92

Практические работы

2

2


Решение задач по теме: «Световые кванты».



Тема 7.2.

Физика атома и атомного ядра

Содержание учебного материала

22



  1. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра.








1,2





§93

  1. Квантовые постулаты Бора.

§94-95

  1. Лазеры.

§96

  1. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма-излучения.

§97-100

  1. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

§103-104

  1. Закон радиоактивного распада.

§101-102

  1. Ядерная энергетика.

§109

  1. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

§112

  1. Доза излучения.

113

  1. Элементарные частицы

§114

  1. Фундаментальные взаимодействия.

§114-115

Лабораторные работы

2

2,3


20. Изучение треков заряженных частиц.



Практические работы

2


Решение задач по теме: «Атомная физика».

Защита реферата.



Тематическая №8




Самостоятельная работа обучающихся

  • выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

  • создание мультимедиа презентаций на тему: «Радиоактивность»

  • создание мультимедиа презентаций на тему: «Ядерная энергетика»

  • создание мультимедиа презентаций на тему: «Влияние ионизирующей радиации на живые организмы»

  • создание мультимедиа презентаций на тему: «Великие учёные-физики, изменившие мир»

  • изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

  • повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации.

20

3


Раздел 8.

Строение Вселенной

16



Содержание учебного материала

14




  1. Видимые движения небесных тел. Законы движения планет.












1,2







§116-117

  1. Солнечная система.

§118

  1. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной.

§123

  1. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы.

§119

  1. Солнце − единственная звезда Солнечной системы.

§120

  1. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.

§123-124

  1. Строение и эволюция Вселенной.

§125-126

Практические работы

2

3


Защита реферата.



Тематическая №9




Самостоятельная работа обучающихся

  • систематическая проработка конспектов занятий, учебной (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

  • создание мультимедиа презентаций на тему: «Звёзды и источники их энергии».

8

3




3


Экзамен

-


Всего:

225



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики»; лаборатории «Физики».


Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • типовые комплекты учебного оборудования физики;

  • стенд для изучения правил ТБ.


Технические средства обучения:

  • Компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • Электронная доска или мультимедиапроектор.


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

оборудование для лабораторных и практических работ: набор лабораторный «Механика», штатив, грузики, динамометр, психрометр, набор лабораторный «Электричество», набор лабораторный «Оптика».


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Громов С.В., Шаронова Н.В. Физика 10-11 кл.: книга для учителя. - М., 2004.

  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М., 2001.

  3. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10-11кл. общеобразовательных учреждений. М., 2006.

  4. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , Н.Н Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 366 с.

  5. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 17 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. - 399 с.

  6. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике : 10 класс. – М.: Вако, 2007. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).

  7. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: Вако, 2006. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).

  8. Рымкевич А.П. Задачник: сборник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., «Дрофа» 2008.


Дополнительные источники:


  1. «Физика» научно- методическая газета для учителей физики, астрономии и естествознания. Издательский дом «Первое сентября».



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


описывать и объяснять физические явления и свойства тел

- оценка результатов выполнения лабораторных работ

- устный опрос

отличать гипотезы от научных теорий

-письменная проверка

- оценка результатов практических работ

делать выводы на основе экспериментальных данных

- письменная проверка

- оценка результатов практических работ

- оценка результатов выполнения лабораторных работ

приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий

- оценка результатов выполнения лабораторных работ

- оценка результатов практических работ

приводить примеры практического использования физических знаний

- оценка результатов выполнения лабораторных работ

- устный опрос

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и т. д.

- устная проверка

- письменная проверка

применять полученные знания для решения физических задач

- письменная проверка

- оценка результатов практических работ

-тестовый контроль


определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

- оценка результатов выполнения лабораторных работ

- оценка результатов практических работ

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

- оценка результатов выполнения лабораторных работ

Знания:


смысл понятий

- устная проверка

- тестовый контроль

смысл физических величин

- письменная проверка

- оценка результатов практической работы

смысл физических законов

- тестовый контроль

- оценка результатов практической работы

-устная проверка

вклад российских и зарубежных ученых

- устная проверка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!