Приложение___________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 101с углубленным изучением экономики» городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Рассмотрено ШМО учителей начальных классов Протокол № ___ от «___»__________2016 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Школа № 101 с углубленным изучением экономики» __________________ Самситдинов И.З. Приказ №____от______2016г. |
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 3В классе,
по учебнику М. И. Моро
Разработчик: Рубан Н.Г.
учитель начальных классов
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2. Содержание учебного предмета | 3 9 |
3. Тематическое планирование | 11 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам математики, к учёбе, к школе;
• понимание значения математических знаний в собственной жизни;
• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание учительских оценок успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
• * правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• ** начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
• ** уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
• понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
• навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
• интереса к изучению учебного предмета «Математика»: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащийся научится:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
• * контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
• устанавливать математические отношения между объекта ми, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять ин- формацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
• выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
• понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
• фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
• полнее использовать свои творческие возможности;
• смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и задачами;
• самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
• осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
• самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
• осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. Коммуникативные
Учащийся научится:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
• принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
• принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
• * знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре,
в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
• согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
• * контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.
Предметные результаты.
Числа и величины
Учащийся научится:
• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
• сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними: 1 дм2 = = 100 см2 , 1 м2 = 100 дм2 ; переводить одни единицы площади в другие;
• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения та ких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:
• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление (в том числе — деление с остатком);
• выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами .
Учащийся научится:
• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
• составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
• преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
• решать задачи на нахождение доли целого и целого по его доле;
• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения.
Геометрические фигуры
Учащийся научится:
• обозначать геометрические фигуры буквами;
• различать круг и окружность;
• чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
• различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
• читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые таблицы;
• понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание |
Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление пройденного материала. Решение задач. |
Табличное умножение и деление |
Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. |
Внетабличное умножение и деление |
Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. |
Числа от 1 до 1000. Нумерация |
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм. |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание |
Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний. |
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление |
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором. |
Итоговое повторение |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | Числа от 1 до 100 (9 час.) Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 | |
2 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. | 1 |
3 | Выражения с переменной. | 1 |
4 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 |
5 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | 1 |
6 | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 |
7 | Странички для любознательных. | 1 |
8 | Входная контрольная работа № 1 по теме «Повторение: сложение и вычитание». | 1 |
9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
10 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (55 час.) Связь умножения и сложения. | 1 |
|
11 | Четные и нечетные числа. | 1 |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 |
15 | Порядок выполнения действий. | 1 |
16 | Порядок выполнения действий. | 1 |
17 | Порядок выполнения действий. | 1 |
18 | Странички для любознательных. | 1 |
19 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
20 | Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 |
21 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление на 2, 3 и 4». | 1 |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
25 | Решение задач. | 1 |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 |
27 | Задачи на кратное сравнение. | 1 |
28 | Задачи на кратное сравнение. | 1 |
29 | Решение задач. | 1 |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 |
31 | Решение задач. | 1 |
32 | Решение задач. | 1 |
33 | Решение задач. | 1 |
34 | Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 |
35 | Странички для любознательных. | 1 |
36 | Проект № 1 «Математические сказки» | 1 |
37 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 |
38 | Площадь. Сравнение площадей фигур. | 1 |
39 | Квадратный сантиметр. | 1 |
40 | Площадь прямоугольника. | 1 |
41 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 |
42 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
43 | Решение задач. | 1 |
44 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 |
45 | Контрольная работа № 2 за I триместр | 1 |
46 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
47 | Квадратный дециметр. | 1 |
48 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 |
49 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
50 | Контрольная работа № 3 по теме «Таблица умножения». | 1 |
51 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
52 | Квадратный метр | 1 |
53 | Странички для любознательных. | 1 |
54 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
55 | Умножение на 1. | 1 |
56 | Умножение на 0. | 1 |
57 | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число. | 1 |
58 | Что узнали. Чему научились. | 1 |
59 | Контрольная работа № 4 за I полугодие. | 1 |
60 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
61 | Доли. | 1 |
62 | Окружность. Круг. | 1 |
63 | Диаметр круга. Решение задач. | 1 |
64 | Единицы времени. | 1 |
65 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (30 час.) Умножение и деление круглых чисел. | 1 | |
66 | Случаи деления вида 80 : 20. | 1 |
67 | Умножение суммы на число. | 1 |
68 | Умножение суммы на число. | 1 |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 |
71 | Решение задач | 1 |
72 | Выражения с двумя переменными | 1 |
73 | Странички для любознательных | 1 |
74 | Деление суммы на число. | 1 |
75 | Деление суммы на число. | 1 |
76 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 |
77 | Проверка деления умножением | 1 |
78 | Случаи деления вида 87 : 29. | 1 |
79 | Проверка умножения делением | 1 |
80 | Решение уравнений. | 1 |
81 | Решение уравнений. | 1 |
82 | Странички для любознательных | 1 |
83 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
84 | Контрольная работа № 5 по теме «Решение уравнений» | 1 |
85 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
86 | Деление с остатком. | 1 |
87 | Деление с остатком. | 1 |
88 | Решение задач на деление с остатком. | 1 |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 |
90 | Проверка деления с остатком. | 1 |
91 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
92 | Проект № 2 «Задачи – расчеты» | 1 |
93 | Контрольная работа № 6 по теме «Деление с остатком» | 1 |
94 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
95 | Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 час.) Устная нумерация чисел в пределах 1 000 | 1 | |
96 | Устная нумерация чисел в пределах 1 000 | 1 |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000. | 1 |
98 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз. | 1 |
99 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 1 |
100 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приемы устных вычислений. | 1 |
101 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 |
102 | Странички для любознательных | 1 |
103 | Единицы массы. Грамм. | 1 |
104 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
105 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 |
106 | Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание (13 час.) Приемы устных вычислений. | 1 | |
107 | Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200. | 1 |
108 | Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90. | 1 |
109 | Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140. | 1 |
110 | Приемы письменных вычислений. | 1 |
111 | Алгоритм сложения трехзначных чисел. | 1 |
112 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. | 1 |
113 | Виды треугольников. | 1 |
114 | Странички для любознательных | 1 |
115 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
116 | Взаимная проверка знаний «Помогите друг другу сделать шаг к успеху» | 1 |
117 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание» | 1 |
118 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
119 | Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление (7 час.) Умножение и деление. Приемы устных вычислений в пределах 1 000. | 1 | |
120 | Приемы устных вычислений в пределах 1 000. | 1 |
121 | Деление. Приемы устных вычислений в пределах 1 000. | 1 |
122 | Виды треугольников. | 1 |
123 | Странички для любознательных | 1 |
124 | Итоговая годовая контрольная работа № 9 | 1 |
125 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
126 | Приемы письменных вычислений (9 час.) Приемы письменного умножения в пределах 1 000. | 1 | |
127 | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 |
128 | Приемы письменного деления в пределах 1 000. | 1 |
129 | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. | 1 |
130 | Проверка деления. | 1 |
131 | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | 1 |
132 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
133 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
134 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
135 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
136 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
14