г. Арзамас
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 11.02.01 / Радиоаппаратостроение
Организация-разработчик: ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»
Разработчик: Дударова Т.Ю., преподаватель I квалификационной категории ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»
Утверждена Методическим советом ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»
Программа учебной дисциплины является частью общепрофессиональной подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 11.02.01 / Радиоаппаратостроение СПО.
Дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональной дисциплины ОП.08.
максимальной учебной нагрузки обучающегося 198 часов для специальности 210413/Радиоаппаратостроение, в том числе:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Математические и логические основы вычислительной техники. | 26 | |
Тема 1.1. Основные сведения об электронно-вычислительной технике. | Основные сведения об электронно-вычислительной технике: классификация ЭВМ, характеристики, функциональное назначение. Персональные, специальные и управляющие ЭВМ. | 4 | 1 |
Тема 1.2. Математические основы вычислительной техники. | Виды информации и способы представления ее в ЭВМ. | 2 | 1 |
Системы счисления; взаимосвязь между системами счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ. | 2 | 2 |
Правила недесятичной арифметики. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 6 | |
№1 Перевод чисел в позиционных системах счисления. |
№2 Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ. |
№3 Правила недесятичной арифметики. |
Тема 1.3. Логические основы вычислительной техники. | Алгебра высказываний. Решение логических задач. | 2 | 2 |
Логические переменные, функции, выражения и таблицы истинности. | 2 | |
Законы алгебры логики и минимизация логических функций. Логические основы построения ЭВМ. | 2 | |
Лабораторные работы | 4 | |
№4 Решение логических функций средствами вычислительной техники. | |
№5 Решение логических функций средствами вычислительной техники. |
| Самостоятельная работа: Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот. Взаимосвязь между системами счисления. Правила недесятичной арифметики. Подготовка реферативных сообщений на темы: История развития вычислительной техники; История развития отечественной вычислительной техники; История числа. | 14 | |
Раздел 2. | Типовые узлы и устройства вычислительной техники. | 34 | |
Тема 2.1. Типовые комбинационные цифровые устройства.
| Шифраторы и дешифраторы. Назначение. Таблица состояний. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования. | 2 | 2 |
Мультиплексоры. Принципы работы мультиплексора (селектора). Таблица состояний. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования. | 2 | 2 |
Сумматоры. Определение сумматора. Функциональная схема полусумматора и его таблица его состояний. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 6 | |
№6 Исследование работы и ТИ шифратора и дешифратора. |
№7 Исследование работы и ТИ мультиплексора. |
№ 8 Исследование работы и ТИ сумматора. |
Тема 2.2. Последовательностные цифровые устройства.
| Триггеры (RS, D, JK-типов): принципы работы. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования. | 2 | 1 |
Регистры (параллельные, последовательные, реверсивные, сдвигающие): определение, функциональная схема. | 2 | 1 |
Счетчики. Классификация. Принципы построения и работа счетчиков. Суммирующие, вычитающие, и реверсивные счетчики. Классификация ИМС памяти. Принципы построения ИМС памяти. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | 8 | |
№9 Исследование работы и ТИ триггеров. |
№10 Исследование работы и ТИ регистра. |
№11 Исследование работы счетчика. |
№12 Исследование работы ЗУ. |
Тема 2.3. Общая архитектура и структура ПК. | Общая архитектура и структура ПК. Устройства обработки информации. Устройства хранения информации. | 2 | 1 |
Периферийные устройства ПК: устройства ввода информации; устройства вывода информации. | 4 | 2 |
Лабораторные работы | 2 | |
№ 13 Изучение компонентов системного блока. |
| Самостоятельная работа: Подготовка реферативных сообщений на темы: Элементарные цифровые автоматы; Классификация микросхем памяти; Носители информации. Кэш-память компьютера; Виртуальная память компьютера. | 16 | |
Раздел 3. | Микропроцессоры и микропроцессорные системы. | 16 | |
Тема 3.1. Микропроцессоры | Реализация процессоров на основе БИС и СБИС различных типов. Архитектура микропроцессора. Структура МП. Рабочий цикл микропроцессора. | 2 | 1 |
Работа микропроцессора при выполнении прерывания. Микропроцессорные системы. | 2 | |
Способы адресации. Различные способы адресации (на примерах микропроцессоров, использующих различные типы организации взаимодействия в вычислительной системе). Регистровая, непосредственная и косвенная адресация. | 2 | |
Основные методы цифровой обработки сигналов. | 4 | |
Лабораторные работы | 2 | |
№14 Командный цикл процессора. |
Тема 3.2. Организация интерфейсов в вычислительной технике. | Различные типы интерфейсов вычислительных систем. Интерфейс с раздельными магистралями. Интерфейс «Общая шина». Управляющие сигналы и принципы организации обмена информацией. Внутренние и внешние интерфейсы ПК. | 2 | 1 |
Лабораторные работы | 2 | |
№15 Подключение оборудования к системному блоку, сборка ПК. |
| Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам (домашняя работа) Работа с учебником, составление конспекта, тезисов по темам: «Различные типы интерфейсов вычислительных систем», «Интерфейс «Общая шина», «Внутренние и внешние интерфейсы ПК». Создание электронных презентаций на темы: «Нейрокомпьютеры», «Микроконтроллеры», «Вездесущий процессор» | 8 | |
Раздел 4. | Основы программирования. | 38 | |
Тема 4.1. Основы программирования на языке высокого уровня. | Основы программирования на языке высокого уровня. Алфавит языка программирования. Встроенные функции. | 4 | 1 |
Основные команды языка программирования. Применение команд для организации обработки данных. | 4 | 1 |
Лабораторные работы | 30 | |
№16 Линейное программирование математических операций |
№ 17 Линейное программирование математических операций |
№18 Организация ветвлений в программировании. |
№ 19 Организация ветвлений в программировании. |
№ 20 Организация выбора в программировании. |
№ 21 Составление игровых программ в среде программирования |
№ 22 Организация циклов в программировании. |
№ 23 Организация циклов в программировании. |
№ 24 Обработка символьных переменных в программировании. |
№ 25 Обработка символьных переменных в программировании. |
№ 26 Обработка одномерных массивов в программировании. |
№ 27 Обработка одномерных массивов в программировании. |
№ 28 Обработка двумерных массивов в программировании. |
№ 29 Обработка двумерных массивов в программировании. |
№ 30 Комплексное использование команд в программировании. |
Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам (домашняя работа) Работа с учебником, составление конспекта, тезисов по темам: «Оптимизация оператора выбора», «Оператор досрочного выхода из цикла», «Оператор безусловного перехода», «Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм» Решение расчетных задач на использование операторов ввода-вывода, присвоения, условия, выбора, циклов Решение расчетных задач с массивами, строками, множествами Решение расчетных задач с подпрограммами, файлами, записями Создание электронных презентаций на темы: «Операторы языка программирования», «Алфавит языка программирования», «Встроенные функции» | 19 | |
Раздел 5. | Программное обеспечение в сфере профессиональной деятельности. | 18 | |
Тема 5.1. Принципы организации программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами. | Организация программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами в сфере профессиональной деятельности. | 4 | 1 |
Классификация программного обеспечения. Правовые основы использования программного обеспечения. | 4 | 1 |
Лабораторные работы | 10 | |
№ 31 Использование разработанных программных процедур в сфере профессиональной деятельности. |
№ 32 Использование разработанных программных процедур в сфере профессиональной деятельности. |
№ 33 Использование программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности. |
№ 34 Использование программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности. |
№ 35 Использование программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности. |
| Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам (домашняя работа) Создание электронных презентаций на темы: Классификация программного обеспечения. Правовые основы использования программного обеспечения. | 9 | |
Всего: Аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная работа | 198 132 66 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: Информатики и ИКТ.
- наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного или свободно распространяемого программного обеспечения;
- колонки.
- пакет Microsoft Office для выполнения рефератов, самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
переводить числа из одной системы счисления в другую; выполнять арифметические операции над числами в 8-ричной,16-ричной и 2-ичной системах счисления; | лабораторные работы, практические занятия. |
- различать микросхемы системного блока компьютера; - различать комплектующие компьютера; - выбирать рационально конфигурацию оборудования | лабораторные работы, практические занятия. Индивидуальный: проектная (исследовательская работа). Групповая: заслушивание рефератов. |
| практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
| лабораторные занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
| лабораторные занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий |
Знания: | |
Виды информации и способы представления ее в ЭВМ | практические работы; лабораторные работы; выполнение индивидуальных проектных заданий |
Классификацию и типовые узлы вычислительной техники | практические работы; лабораторные работы; выполнение индивидуальных проектных заданий; внеаудиторная самостоятельная работа |
Архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров | практические работы; лабораторные работы; тестовые задания; выполнение индивидуальных проектных заданий |
Типовые компоненты ЭВМ и принципы их работы | Комбинированный: тестирование; устный опрос; лабораторные работы, практические занятия. |
Основы программирования | лабораторные работы, практические занятия. |
Принципы организации программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами. | Комбинированный: тестирование; лабораторные работы, |
| Экзамен |