СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по УД Вычислительная техника

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 11.02.01 / Радиоаппаратостроение

Организация-разработчик: ГБПОУ  «АПК им. П.И. Пландина»

Разработчик: Дударова Т.Ю., преподаватель I квалификационной категории ГБПОУ  «АПК им. П.И. Пландина»

Утверждена Методическим советом ГБПОУ  «АПК им. П.И. Пландина»

Протокол Методического совета № 1  от «31»  августа  2015 года              

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по УД Вычислительная техника»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА































г. Арзамас

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 11.02.01 / Радиоаппаратостроение

Организация-разработчик: ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»

Разработчик: Дударова Т.Ю., преподаватель I квалификационной категории ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»

Утверждена Методическим советом ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»

Протокол Методического совета № 1 от «31» августа 2015 года













  1. СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15





1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Вычислительная техника

1.1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью общепрофессиональной подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 11.02.01 / Радиоаппаратостроение СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

Дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональной дисциплины ОП.08.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • пользоваться вычислительной техникой и периферийными устройствами;

  • владеть пакетами программ в профессиональной деятельности;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные сведения об электронно-вычислительной технике;

  • виды информации и способы представления ее в ЭВМ;

  • особенности архитектуры персональных компьютеров и микропроцессорных систем;

  • классификацию и типовые узлы вычислительной техники;

  • принципы функционирования ЭВМ, приемы рационального построения и эксплуатации вычислительных систем;

  • основы программирования на одном из языков высокого уровня.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 198 часов для специальности 210413/Радиоаппаратостроение, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 132 часа, в том числе

обязательной аудиторной лабораторной работы обучающегося - 70 часов;

  • самостоятельной работы обучающегося - 66 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

198

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

132

в том числе:


лабораторные занятия

70

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

66

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работ:

  • работа над материалом учебников [1], [2] [3], конспектом лекций;

  • выполнение индивидуальных заданий;

  • творческие работы разных видов;

  • поиск информации в сети Интернет для творческих работ;

  • подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);

  • подготовка к лабораторным занятиям, оформление отчетов по выполненным работам



36



4

5

5

6



10


Промежуточная аттестация в форме

экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Вычислительная техника

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Математические и логические основы вычислительной техники.

26


Тема 1.1. Основные сведения об электронно-вычислительной технике.

Основные сведения об электронно-вычислительной технике: классификация ЭВМ, характеристики, функциональное назначение. Персональные, специальные и управляющие ЭВМ.

4

1

Тема 1.2. Математические основы вычислительной техники.

Виды информации и способы представления ее в ЭВМ.

2

1

Системы счисления; взаимосвязь между системами счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ.

2

2

Правила недесятичной арифметики.

2

2

Лабораторные работы

6


№1 Перевод чисел в позиционных системах счисления.

№2 Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ.

№3 Правила недесятичной арифметики.

Тема 1.3. Логические основы вычислительной техники.

Алгебра высказываний. Решение логических задач.

2

2

Логические переменные, функции, выражения и таблицы истинности.

2


Законы алгебры логики и минимизация логических функций. Логические основы построения ЭВМ.

2


Лабораторные работы

4


№4 Решение логических функций средствами вычислительной техники.


№5 Решение логических функций средствами вычислительной техники.


Самостоятельная работа:

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную и наоборот.

Взаимосвязь между системами счисления.

Правила недесятичной арифметики.

Подготовка реферативных сообщений на темы:

История развития вычислительной техники;

История развития отечественной вычислительной техники; История числа.

14


Раздел 2.

Типовые узлы и устройства вычислительной техники.

34


Тема 2.1. Типовые комбинационные цифровые устройства.




Шифраторы и дешифраторы. Назначение. Таблица состояний.

Функциональная схема. Параметры. Примеры использования.

2

2

Мультиплексоры. Принципы работы мультиплексора (селектора). Таблица состояний. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования.

2

2

Сумматоры. Определение сумматора. Функциональная схема полусумматора и его таблица его состояний.

2

2

Лабораторные работы

6


№6 Исследование работы и ТИ шифратора и дешифратора.

№7 Исследование работы и ТИ мультиплексора.

№ 8 Исследование работы и ТИ сумматора.

Тема 2.2. Последовательностные цифровые устройства.




Триггеры (RS, D, JK-типов): принципы работы. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования.

2

1

Регистры (параллельные, последовательные, реверсивные, сдвигающие): определение, функциональная схема.

2

1

Счетчики. Классификация. Принципы построения и работа счетчиков. Суммирующие, вычитающие, и реверсивные счетчики. Классификация ИМС памяти. Принципы построения ИМС памяти.

2

1

Лабораторные работы

8


№9 Исследование работы и ТИ триггеров.

№10 Исследование работы и ТИ регистра.

№11 Исследование работы счетчика.

№12 Исследование работы ЗУ.

Тема 2.3.

Общая архитектура и структура ПК.

Общая архитектура и структура ПК. Устройства обработки информации. Устройства хранения информации.

2

1

Периферийные устройства ПК: устройства ввода информации; устройства вывода информации.

4

2

Лабораторные работы

2


№ 13 Изучение компонентов системного блока.


Самостоятельная работа:

Подготовка реферативных сообщений на темы:

Элементарные цифровые автоматы; Классификация микросхем памяти;

Носители информации. Кэш-память компьютера; Виртуальная память компьютера.

16


Раздел 3.

Микропроцессоры и микропроцессорные системы.

16


Тема 3.1. Микропроцессоры


Реализация процессоров на основе БИС и СБИС различных типов. Архитектура микропроцессора. Структура МП. Рабочий цикл микропроцессора.

2

1

Работа микропроцессора при выполнении прерывания. Микропроцессорные системы.

2


Способы адресации. Различные способы адресации (на примерах микропроцессоров, использующих различные типы организации взаимодействия в вычислительной системе). Регистровая, непосредственная и косвенная адресация.

2


Основные методы цифровой обработки сигналов.

4


Лабораторные работы

2


№14 Командный цикл процессора.

Тема 3.2. Организация интерфейсов в вычислительной технике.

Различные типы интерфейсов вычислительных систем. Интерфейс с раздельными магистралями. Интерфейс «Общая шина». Управляющие сигналы и принципы организации обмена информацией. Внутренние и внешние интерфейсы ПК.

2

1

Лабораторные работы

2


№15 Подключение оборудования к системному блоку, сборка ПК.


Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным работам (домашняя работа)

Работа с учебником, составление конспекта, тезисов по темам: «Различные типы интерфейсов вычислительных систем», «Интерфейс «Общая шина», «Внутренние и внешние интерфейсы ПК».

Создание электронных презентаций на темы:

«Нейрокомпьютеры», «Микроконтроллеры», «Вездесущий процессор»

8


Раздел 4.


Основы программирования.


38


Тема 4.1. Основы программирования на языке высокого уровня.

Основы программирования на языке высокого уровня. Алфавит языка программирования. Встроенные функции.

4

1

Основные команды языка программирования. Применение команд для организации обработки данных.

4

1

Лабораторные работы

30


№16 Линейное программирование математических операций

№ 17 Линейное программирование математических операций

№18 Организация ветвлений в программировании.

№ 19 Организация ветвлений в программировании.

№ 20 Организация выбора в программировании.

№ 21 Составление игровых программ в среде программирования

№ 22 Организация циклов в программировании.

№ 23 Организация циклов в программировании.

№ 24 Обработка символьных переменных в программировании.

№ 25 Обработка символьных переменных в программировании.

№ 26 Обработка одномерных массивов в программировании.

№ 27 Обработка одномерных массивов в программировании.

№ 28 Обработка двумерных массивов в программировании.

№ 29 Обработка двумерных массивов в программировании.

№ 30 Комплексное использование команд в программировании.

Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным работам (домашняя работа)

Работа с учебником, составление конспекта, тезисов по темам: «Оптимизация оператора выбора», «Оператор досрочного выхода из цикла», «Оператор безусловного перехода», «Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм»

Решение расчетных задач на использование операторов ввода-вывода, присвоения, условия, выбора, циклов

Решение расчетных задач с массивами, строками, множествами

Решение расчетных задач с подпрограммами, файлами, записями

Создание электронных презентаций на темы:

«Операторы языка программирования»,

«Алфавит языка программирования»,

«Встроенные функции»

19


Раздел 5.

Программное обеспечение в сфере профессиональной деятельности.

18


Тема 5.1. Принципы организации программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами.

Организация программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами в сфере профессиональной деятельности.

4

1

Классификация программного обеспечения. Правовые основы использования программного обеспечения.

4

1

Лабораторные работы

10


№ 31 Использование разработанных программных процедур в сфере профессиональной деятельности.

№ 32 Использование разработанных программных процедур в сфере профессиональной деятельности.

№ 33 Использование программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности.

№ 34 Использование программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности.

№ 35 Использование программного обеспечения в сфере профессиональной деятельности.


Самостоятельная работа:

Подготовка к лабораторным работам (домашняя работа)

Создание электронных презентаций на темы:

Классификация программного обеспечения.

Правовые основы использования программного обеспечения.

9


Всего:

Аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

198

132

66




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета: Информатики и ИКТ.

      1. Оборудование кабинета информатики и информационных систем:

- посадочные места студентов;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска;

- наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).

      1. Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- проекционный экран;

- принтер черно-белый лазерный;

- компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного или свободно распространяемого программного обеспечения;

- сканер;

- блок питания;

- источник бесперебойного питания;

- наушники с микрофоном;

- колонки.



    1. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:

  • Инструкции по правилам техники безопасности и производственной санитарии;

  • инструкции по эксплуатации компьютерной техники.

    1. Программное обеспечение:

- программы перевода единиц измерения Versaverter и Advanced Converter;

- калькуляторы для произведения вычислений в различных системах счисления;

- пакет Microsoft Office для выполнения рефератов, самостоятельной работы.

  1. 3.4. Информационное обеспечение обучения

3.4.1. Литература основная:

  1. Келим Ю.М. Вычислительная техника, Москва ИЦ «Академия», 2014

  2. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учеб. пособие для студ. проф. образования – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 384с.

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. проф. образования – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384с.

  4. Рудаков А.В., Федорова Г.Н. Технология разработки программных продуктов. Практикум. Москва. Издательский центр «Академия», 2014г.

  5. Фаронов В.В. Turbo Pascal, Питер, 2009

  6. Цветкова М.С., Великович Л.С. «Информатика и ИКТ» М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  7. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 5-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 2112 с.: ил.

3.4.2. Литература дополнительная:

  1. Попов И.И., Партыка Т.Л. Языки программирования, Москва, ФОРУМ – ИНФРА – М, 2008

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 187 с.: ил.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. – 2-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 511 с.: ил.

  4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 – 336 с.

3.4.3. Интернет-ресурсы:

  1. http://www.freepascal.org/download.var -Язык программирования Паскаль

  2. http://www.scintilla.org/ - -Язык программирования Паскаль

  3. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

  4. edu - "Российское образование" Федеральный портал

  5. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  6. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  7. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

  8. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

  9. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 

  10. fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

  11. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".

  12. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

  13. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  14. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 

  15. edunews - "Все для поступающих"

  16. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  17. Портал "ВСЕОБУЧ"

  18. newseducation.ru - "Большая перемена"  

  19. vipschool.ru   СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.

  20. rgsu.net  - Российский Государственный Социальный Университет.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных проверочных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • выполнять арифметические операции над числами в 8-ричной,16-ричной и 2-ичной системах счисления;

лабораторные работы,

практические занятия.

  1. - различать микросхемы системного блока компьютера;

  2. - различать комплектующие компьютера;

  3. - выбирать рационально конфигурацию оборудования

лабораторные работы,

практические занятия.

Индивидуальный: проектная (исследовательская работа).

Групповая: заслушивание рефератов.

  • подключать оборудование компьютера к системному блоку.


практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

  • составлять, вводить, отлаживать и запускать программы обработки информации

лабораторные занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

  • использовать разработанные или составлять программные процедуры по управлению внешними устройствами в сфере профессиональной деятельности.

лабораторные занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий

Знания:


Виды информации и способы представления ее в ЭВМ

практические работы;

лабораторные работы;

выполнение индивидуальных проектных заданий

Классификацию и типовые узлы вычислительной техники


практические работы;

лабораторные работы;

выполнение индивидуальных проектных заданий;

внеаудиторная самостоятельная работа

Архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров


практические работы;

лабораторные работы;

тестовые задания;

выполнение индивидуальных проектных заданий

Типовые компоненты ЭВМ и принципы их работы


Комбинированный: тестирование;

устный опрос;

лабораторные работы,

практические занятия.


Основы программирования


лабораторные работы,

практические занятия.


Принципы организации программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами.

Комбинированный:

тестирование;

лабораторные работы,


Экзамен





Разработчик:

ГБПОУ «АПК им. П.И. Пландина»

преподаватель

Т.Ю. Дударова

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)



Эксперты:






(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)






(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)