Пояснительная записка
Рабочая программа «Комнатное цветоводство» составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации».
4. Учебный план ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы №3 г. Иркутска» на 2016-2017 г.
5. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель программы: создание условий для развития и применения творческого потенциала в области комнатного цветоводства
Задачи:
- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
- овладеть умениями выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
2. Общая характеристика предмета
Курс программы «Комнатное цветоводство» рассчитан на подготовку учащихся с легкой умственной отсталостью. Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы Содержание этого курса ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по выращиванию комнатных растений, подборе цветов в связи с их особенностями, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала.
Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разведения комнатных растений. В самой школе под занятия необходимо отвести просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, следует предусмотреть место для большого количества комнатных растений. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).
Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников. Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием многолетних комнатных растений, используемых в цветоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.
Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет не маловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.
Методы обучения: практические занятия по овладению навыками выращивания и ухода за цветущими растениями, теоретические занятия (беседы) по изучению науки о цветах, правильно благоустроить территорию клумбами, выполнение компьютерной презентации о цветах, произрастающих в школе.
Условия проведения занятия:
1. Для проведения занятий необходимо иметь раздаточный материал с фотографиями комнатных цветов, книги о цветах; посадочный материал, семена, луковицы цветов, ящики для рассады.
2. При подготовке таких занятий учитель должен действовать по принципу сотрудничества;
-ориентации на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
-предъявление особого стиля отношений учителя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;
-ставка на самостоятельность детей,
-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
3. Место предмета в учебном плане
На изучение курса по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
4. Личностные и предметные результаты освоения
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» будут заложены основы ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
Личностные результаты обучения:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
интерес к изучаемому материалу, осознание своих возможностей;
знание основных норм поведения;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств;
возможность реализовать потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- основные факторы среды обитания растений;
- виды комнатных растений;
- приемы размножения и выращивания комнатных растений;
- вредителей комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
- провести посадку растения;
- пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.
- ухаживать за комнатными растениями
- проводить паспортизацию растений.
Формы подведение итогов:
– организация выставки растений.
- групповые занятия, практическое выполнение работ;
5. Содержание программы
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Вводное занятие
История комнатного цветоводства. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России.
Тема 2. Комнатные растения, их значение в жизни человека
Ознакомление комнатными растениями используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека.
Тема 3. Биологические особенности комнатных растений
Группировка комнатных растений; разнообразие комнатных растений (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые); их биологические особенности; способы выращивания. Экскурсия в цветочный магазин.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству. Знакомство с определителем комнатных растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений.
Тема 4. Уход за комнатными растениями
Условия для комнатного растения. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.
Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.
Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.
Тема 5 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними
Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.
Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.
Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.
Тема 6. Размножение комнатных растений
Размножение комнатных расте¬ний (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.)
Практическая работа: составление таблиц.
Тема 7. Семена комнатных растений и подготовка их к посеву
Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.
Практические работы: Знакомство с семенами комнатных растений по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.
Тема 10. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками
Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.
Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.
Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.
Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.
Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.
Тема 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка
Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.
Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.
Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.
Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.
Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.
Тема 11. Проведение Праздника цветов
Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание материала | Кол-во часов | Дата проведения |
1-я четверть |
1.т | Вводное занятие (1 ч). |
1. | История комнатного цветоводства. | Комнатное цветоводство в древнем мире. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России. | 1 | |
2.т | Комнатные растения, их значение в жизни человека (2 ч) |
1. | Значение комнатных растений в жизни человека. | Беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека. | 1 | |
2. | Комнатными растениями используемыми для озеленения. | Ознакомление комнатными растениями используемыми для озеленения. Экскурсия в цветочный магазин. | 1 | |
3.т | Биологические особенности комнатных растений (7 ч) |
1. | Разнообразие комнатных растений. | Группировка комнатных растений; (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые); | 1 | |
2. | Декоративно-лиственные комнатные растения. | Декоративно-лиственные комнатные растения их биологические особенности. | 1 | |
3. | Красивоцветущие комнатные растения. | Красивоцветущие комнатные растения их биологические особенности. | 1 | |
4. | Вьющиеся и ампельные комнатные растения. | Вьющиеся и ампельные комнатные растения их биологические особенности. | 1 | |
5. | Луковичные и клубневые комнатные растения. | Луковичные и клубневые комнатные растения их биологические особенности. | 1 | |
6. | Практическая работа. | Проведение паспортизации растений в школе. Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству. Знакомство с определителем комнатных растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений. | 2 | |
4.т | Уход за комнатными растениями (5ч) |
1. | Условия для комнатного растения. | Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года. | 1 | |
2. | Практическая работа. | Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре. | 1 | |
3. | Практическая работа. | Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев. | 1 | |
4. | Перевалка и пересадка комнатных растений. | Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы. | 1 | |
5. | Практическая работа. | Приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. | 1 | |
5.т. | Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4 ч) |
1. | Вредители комнатных растений | Вред, причиняемый вредителями – насекомыми. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения | 1 | |
2. | Практическая работа. | Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; | 1 | |
3. | Профилактика и меры борьбы с вредителями. | Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей. | 1 | |
4. | Практическая работа | Правило использования препаратов для борьбы с вредителями. Знакомство с устройством опрыскивателя. | 1 | |
6.т. | Размножения комнатных растений (2 ч) |
1 | Виды размножения комнатных растений | Размножение комнатных растений (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.) | 1 | |
2. | Практическая работа | Составление таблиц. | 1 | |
7.т | Семена комнатных растений и подготовка их к посеву (2 ч) |
1 | Виды семян. | Знакомство с семенами комнатных растений по внешнему виду. Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву. | 1 | |
2 | Практические работы. | Очистка семян; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву. | 1 | |
8.т | Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч) |
1 | Вегетативное размножение комнатных растений. | Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Правила срезки черенков. | 2 | |
2 | Практические работы. | Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения. | 2 | |
3 | Практические работы. | Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками. | 1 | |
4 | Практические работы. | Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков. | 1 | |
9.т | Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (4 ч) |
1 | Питание комнатных растений. | Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода. | 1 | |
2 | Практические работы. | Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок. | 1 | |
3 | Практические работы. | Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей. | 1 | |
4 | Практические работы. | Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах. | 1 | |
10. | Проведение Праздника цветов (1 ч) | Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов. | 1 | |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной
деятельности
Материалы:
1. Земля (почва)
2. Комнатные растения
Инструменты:
1. Лопаточка
2. Грабли
3. Лейка
Оборудование:
1. Стенд для выставки
2. Компьютер
3. Проектор
Литература:
1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.
Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.
Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.
Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.
Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.
Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.
Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.
Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.
Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951
Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.
Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы IIVвида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Сб. 2. – 240 с.