СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Комнатное цветоводство" 5 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Комнатное цветоводство" 5 класс»



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа «Комнатное цветоводство» составлена в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации».

4. Учебный план ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы №3 г. Иркутска» на 2016-2017 г.

5. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Цель программы: создание условий для развития и применения творческого потенциала в области комнатного цветоводства

Задачи:

- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- овладеть умениями выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное



2. Общая характеристика предмета


Курс программы «Комнатное цветоводство» рассчитан на подготовку учащихся с легкой умственной отсталостью. Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы Содержание этого курса ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по выращиванию комнатных растений, подборе цветов в связи с их особенностями, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала.

Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разведения комнатных растений. В самой школе под занятия необходимо отвести просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, следует предусмотреть место для большого количества комнатных растений. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).

Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников. Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием многолетних комнатных растений, используемых в цветоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.

Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет не маловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.

Методы обучения: практические занятия по овладению навыками выращивания и ухода за цветущими растениями, теоретические занятия (беседы) по изучению науки о цветах, правильно благоустроить территорию клумбами, выполнение компьютерной презентации о цветах, произрастающих в школе.

Условия проведения занятия:

1. Для проведения занятий необходимо иметь раздаточный материал с фотографиями комнатных цветов, книги о цветах; посадочный материал, семена, луковицы цветов, ящики для рассады.

2. При подготовке таких занятий учитель должен действовать по принципу сотрудничества;

-ориентации на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

-предъявление особого стиля отношений учителя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;

-ставка на самостоятельность детей,

-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.


3. Место предмета в учебном плане


На изучение курса по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


4. Личностные и предметные результаты освоения


В результате изучения курса внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» будут заложены основы ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Личностные результаты обучения:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание не­об­хо­ди­мо­с­ти ее охраны;

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

  • интерес к изучаемому материалу, осознание своих возможностей;

  • знание основных норм поведения;

  • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;

  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств;

  • возможность реализовать потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- основные факторы среды обитания растений;

- виды комнатных растений;

- приемы размножения и выращивания комнатных растений;

- вредителей комнатных растений.

Учащиеся должны уметь:

- провести посадку растения;

- пересаживать растения и знать виды вегетативного размножения.

- ухаживать за комнатными растениями

- проводить паспортизацию растений.

Формы подведение итогов:

– организация выставки растений.

- групповые занятия, практическое выполнение работ;


5. Содержание программы


(34 часа, 1 час в неделю)


Тема 1. Вводное занятие

История комнатного цветоводства. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России.

Тема 2. Комнатные растения, их значение в жизни человека

Ознакомление комнатными растениями используемыми для озеленения; беседа со специалистами о значении зеленых насаждений в жизни человека.

Тема 3. Биологические особенности комнатных растений

Группировка комнатных растений; разнообразие комнатных растений (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые); их биологические особенности; способы выращивания. Экскурсия в цветочный магазин.

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями; проведение паспортизации растений. Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству. Знакомство с определителем комнатных растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

Тема 4. Уход за комнатными растениями

Условия для комнатного растения. Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха температуре, освещению; виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

Практические работы: Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре; поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев; приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений. Наблюдения, за ростом и развитием комнатных растений.

Проведение опытов по выяснению лучших агротехнических приемов по уходу за комнатными растениями, выращиванию комнатных растений на разных почвах.

Тема 5 . Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними

Вредители комнатных растений и вред, причиняемый ими; меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.

Практические работы: Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения; рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей; знакомство с устройством опрыскивателя.

Наблюдения за состоянием комнатных растений, за появлением вредителей и болезней.

Тема 6. Размножение комнатных растений

Размножение комнатных расте¬ний (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.)

Практическая работа: составление таблиц.

Тема 7. Семена комнатных растений и подготовка их к посеву

Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

Практические работы: Знакомство с семенами комнатных растений по внешнему виду; очистка; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

Тема 10. Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками

Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Лучшее время для вегетативного размножения комнатных растений. Правила срезки черенков. Условия укоренения черенков.

Практические работы: Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками.

Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

Тема 8. Питание комнатных растений из почвы и их подкормка

Питание комнатных растений. Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений.

Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

Практические работы: Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

Тема 11. Проведение Праздника цветов

Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты кружка; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.

6. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Содержание материала

Кол-во

часов

Дата проведения

1-я четверть

1.т

Вводное занятие (1 ч).

1.

История комнатного цветоводства.

Комнатное цветоводство в древнем мире. Первые зимние сады в России. Развитие комнатного цветоводства в России.

1


2.т

Комнатные растения, их значение в жизни человека (2 ч)

1.

Значение комнатных растений в жизни человека.

Беседа о значении зеленых насаждений в жизни человека.

1


2.

Комнатными растениями используемыми для озеленения.

Ознакомление комнатными растениями используемыми для озеленения. Экскурсия в цветочный магазин.

1


3.т

Биологические особенности комнатных растений (7 ч)

1.

Разнообразие комнатных растений.

Группировка комнатных растений; (декоративно-лиственные, красивоцветущие, вьющиеся, ампельные, луковичные и клубневые);

1


2.

Декоративно-лиственные комнатные растения.


Декоративно-лиственные комнатные растения их биологические особенности.

1


3.

Красивоцветущие комнатные растения.

Красивоцветущие комнатные растения их биологические особенности.

1


4.

Вьющиеся и ампельные комнатные растения.

Вьющиеся и ампельные комнатные растения их биологические особенности.

1


5.

Луковичные и клубневые комнатные растения.

Луковичные и клубневые комнатные растения их биологические особенности.

1


6.

Практическая работа.

Проведение паспортизации растений в школе. Работа, со справочной литературой по комнатному цветоводству. Знакомство с определителем комнатных растений. Изготовление наглядных пособий: карты родины комнатных растений; проведение викторины по распознаванию комнатных растений.

2


4.т

Уход за комнатными растениями (5ч)

1.

Условия для комнатного растения.



Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временами года.

1


2.

Практическая работа.

Размещение растений соответственно их требованиям к освещению, температуре.

1


3.

Практическая работа.


Поливка, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках; мытье горшков; удаление пожелтевших листьев.

1


4.

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений; сроки и техника проведения этой работы.

1


5.

Практическая работа.

Приготовление почвенных смесей; определение необходимости перевалки и пересадки растений; проведение работ по перевалке и пересадке растений.

1


5.т.

Насекомые-вредители комнатных растений и борьба с ними (4 ч)

1.

Вредители комнатных растений

Вред, причиняемый вредителями – насекомыми. Ознакомление с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения

1


2.

Практическая работа.


Рассматривание в лупу и зарисовка вредных насекомых; обмывание листьев и стеблей;

1


3.

Профилактика и меры борьбы с вредителями.

Меры борьбы с вредителями с учетом их биологических особенностей.

1


4.

Практическая работа

Правило использования препаратов для борьбы с вредителями. Знакомство с устройством опрыскивателя.

1


6.т.

Размножения комнатных растений (2 ч)

1

Виды размножения комнатных растений

Размножение комнатных расте­ний (частями побегов, листьями, делением корневищ, пересадкой луковиц, посадка семян и др.)

1


2.

Практическая работа

Составление таблиц.


1


7.т

Семена комнатных растений и подготовка их к посеву (2 ч)

1

Виды семян.

Знакомство с семенами комнатных растений по внешнему виду. Условия необходимые для прорастания семян однолетников; способы их подготовки к посеву.

1


2

Практические работы.


Очистка семян; определение всхожести семян; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву.

1


8.т

Вегетативное размножение комнатных растений размножение черенками (6 ч)

1

Вегетативное размножение комнатных растений.

Биологические обоснование размножения комнатных растений черенками; растения, размножающиеся черенками. Условия, необходимые для укоренения черенков; правила черенкования и пересадка окоренившихся черенков. Правила срезки черенков.

2


2

Практические работы.

Заготовка песка, земли; подготовка ящиков парников, горшков для посадки; черенкование комнатных растений; пересадка окоренившихся черенков; уход за черенками. Наблюдения за укоренением черенков и их ростом, температурой, влажностью помещения.

2


3

Практические работы.

Изготовление наглядных пособий по размножению комнатных растений черенками.

1


4

Практические работы.

Постановка опытов по выявлению лучших субстратов для укоренения черенков комнатных растений, сроков черенкования, влияния температуры и влажности помещения на приживаемость и рост черенков.

1


9.т

Питание комнатных растений из почвы и их подкормка (4 ч)

1

Питание комнатных растений.

Питательные вещества необходимые для правильного развития комнатных растений. Виды удобрений их характеристика; подкормка как добавочное питание. Сроки, правила и количество подкормок в течение вегетационного периода.

1


2

Практические работы.

Распознавание минеральных удобрений; составление календаря подкормки комнатных растений; приготовление растворов для подкормки и проведение подкормок.

1


3

Практические работы.

Работа со справочной литературой по подкормке комнатных растений. Наблюдения за ростом и развитием растений, за появлением вредителей.

1


4

Практические работы.

Постановка опытов по выяснению лучших доз и сроков подкормок растений разными удобрениями, по выращиванию комнатных растений на питательных растворах.

1


10.

Проведение Праздника цветов (1 ч)


Подготовка экспонатов на выставку; изготовление и оформление наглядных пособий, панно из засушенных растений, фотомонтажей и дневников, работ юннатов, стенгазеты; подготовка выступлений на празднике цветов; участие в празднике цветов.


1




7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной

деятельности


Материалы:

1. Земля (почва)

2. Комнатные растения


Инструменты:

1. Лопаточка

2. Грабли

3. Лейка


Оборудование:

1. Стенд для выставки

2. Компьютер

3. Проектор


Литература:


  1. 1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.

  2. Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.

  3. Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.

  4. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.

  5. Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.

  6. Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.

  7. Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.

  8. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.

  9. М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.

  10. Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951

  11. Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.

  12. Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.

  13. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы IIVвида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Сб. 2. – 240 с.