СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика". ориентированна на возрастную категорию - 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Логика"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2


РАССМОТРЕНО:


Методическим объединением учителей


Протокол №____


от «___» ______20___г.

СОГЛАСОВАНО:


Заместитель директора по УВР


____________/_________/


«___»___________20______г.

УТВЕРЖДАЮ:


Врио директора школы


______/__________/


«___»___________20_____г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

ывасоыфв«Логика»вдмсолывв

4класс



направление деятельности:общеинтеллектуальное





Учитель: Албычакова Тамара Леонидовна

Квалификационная категория: нет (СЗД)









2016/17 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.,предназначена для учащихся 4 класса, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Рабочая программа «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани), с учетом Учебного плана МБОУ «ТСШ №2»и утверждено приказом Врио директора МБОУ «ТСШ №2» Архиповой Н.В.

В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.

К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения существенных связей и др.

Актуальность выбора программы «Логика» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у кольников, занимающихся в нашей школе, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.

В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.

Программой «Логика» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.

Цель программы:обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения; формирования информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.


Основные задачи:

Образовательные:

1.Формировать умения решать изобретательские задачи на основе знаний о методах их решения.

2. Знакомить детей со свойствами предметов и явлений окружающего мира и закономерностями его развития.

3. Научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, т.е. грамотно обращаться с информацией.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

2. Повышение мотивации к обучению.

3. Повышение культуры умственного труда.

4. Поддержание сознательного творческого уровня усвоения других школьных дисциплин.

5. Ориентирует на мотивированное творческое отношение к предстоящей профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире.

6. Способствует сплочению коллектива, уважительному отношению друг к другу.

Развивающие:

1. Развитие творческого неординарного мышления.

2. Расширение кругозора.

3. Развитие умственных способностей детей (воображения, логического мышления, памяти, внимания, речи).

4. Развитие творческих и интеллектуальных способностей и  возможностей.

5. Развитие познавательных интересов.


Место и сроки программы в учебном плане

Программа рассчитана на 1год обучения.

Всего часов: 34 часа.

Количество часов в неделю: 1 час

Продолжительность занятия – 40 минут

Участники программы: учащиеся 4 класса.


Основные виды деятельности:

- поисковая

- исследовательская

- игровая

- проектная

- познавательная


Формы подведения итогов работы: результатом работы внеурочной деятельности – это презентация творческих работ учеников в свободном стиле (плакат, книжка, электронная презентация, буклет и т.д.)

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • Проявлять интерес к изучаемому материалу;

  • Доброжелательно относиться к собеседнику;

  • Уважать чужое мнение;

  • Стремиться к созданию собственных речевых произведений;

  • Стремиться к совершенствованию своих знаний в области математики, русского языка, чтения, развития речи.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • систематизировать и обобщать полученные знания;

  • работать в группе, в паре;

  • использовать       разные   приемы   для составления задач,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;

  • анализировать       правила   игры,   действовать      в   соответствии   с   заданными  правилами;

  • включаться   в   групповую   работу, участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.



Тематическое планирование

Тема

занятия

Содержание


Формы

контроля

Количество часов

всего

теор

практ

1.Учимся выделять признаки (7 часов)

1

Знакомство с курсом «Мир логики»

Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа.

Обсуждение

1

0.5

0.5

2

Признаки объекта

Игра на внимание «Запрещенное движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку.

Обсуждение

1


1

3

Различия

Игра на внимание «Повтори-отличись», беседа о различиях, работа в группе «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека», упражнение «Что изменилось?».

Обсуждение

1

0.5

0.5

4

Сходство

Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя».

Самопроверка

1


1

5

Существенные признаки

Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?»

Проблемная ситуация

1


1

6

Характерные признаки

Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка.

Обсуждение

1

0.5

0.5

7

Упорядочение признаков

Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку.

Проблемная ситуация

1


1

2. Учимся сравнивать (2 часа)

8

Правила сравнения

Игра на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов».

Обсуждение

1


1

9

Значение сравнения

Игра на внимание «Хор», «Разминка», беседа о значении сравнения, упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем по правилам», упражнение «Проверь себя».

Самопроверка

1


1

3. Учимся классифицировать (3 часа)

10

Понятие о классах

Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвертый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку.

Проблемная ситуация

1

0.5

0.5

11

Правила классификации

Игра на внимание «Руки вверх - руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку.

Самопроверка

1

0.5

0.5

12

Вопросы

Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка».

Игра

1


1

4. Учимся находить закономерности (4 часа)

13

Алгоритм

Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки.

Задание на смекалку

1


1

14

Закономерности в числах и фигурах

Игра на внимание «Посчитай - не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа вгруппах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку.

Задание на смекалку

1


1

15

Закономерности в буквах и словах

Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка».

Игра

1


1

16

Логические задачи

Игра на внимание «Отвечай – не торопись», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов

Обсуждение

1

0.5

0.5

5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 часов)

17

Причина и следствие

Игра на внимание «День – ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?»,

Упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки.

Задание на смекалку

1

0.5

0.5

18

Причинно- следственные цепочки

Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами».

Обсуждение

1


1

19

Противоположные отношения

Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точки зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку.

Задание на смекалку

1


1

20

Отношения «род-вид» между понятиями

Игра на внимание «Реки, города», беседа о значение слов «род», «вид», «элемент», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка».

Игра

1

0.5

0.5

21

Упорядочение по родовидовым отношениям

«Игра на внимание «Род-вид», беседа об объемах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки.

Задание на смекалку

1


1

22

Виды отношений между понятиями

Игра на внимание «Понятно-непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя».

Самопроверка

1


1

6. Учимся давать определения (2 часа)

23

Определения

Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснение значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений».

Обсуждение

1

0.5

0.5

24

Анализ ошибок в построении определений

Игра на внимание «Правильно-неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?».

Обсуждение

1


1

7. Учимся делать умозаключения (3 часа)

25

Умозаключения

Игра на внимание «Съедобное-несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы?»

Рефлексия

1

0.5

0.5

26

Анализ ошибок в построении умозаключений

Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство».

Обсуждение

1


1

27

Язык и логика

Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя».

Обсуждение

1


1

8. Учимся использовать аналогии (3 часа)

28

Придумывание по аналогии

Игра на внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку.

Обсуждение

1


1

29

Использование аналогии в обучении

Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточныелогиконы».

Задание на смекалку

1

0.5

0.5

30

Продолженная аналогия

Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях.

Рефлексия

1


1

9. Учимся рассуждать (3 часа)

31

Рассуждения

Игра на внимание «Перестановка», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач.

Обсуждение

1


1

32

Анализ ошибок в построении рассуждений

Игра на внимание «Повтори - не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов».

Обсуждение

1


1

33

Юмор и логика

Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание».

Рефлексия

1


1

10. Подведение итогов обучения (1 часа)



34

Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Анкетирование

Рефлексия

1


1

Итого

34

5,5

28,5






Календарно-тематическое планирование

4 класс (34 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Результат занятия

Способы орга­низации дея­тельности учащихся

Дата проведения

план

факт

Учимся выделять признаки (7 ч)

1

Знакомство с курсом «Логика»

1

Знакомство с организацией курса

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

05.09


2

Признаки объекта

1

Понимание функции сравнения как выделения у предметов признаков. Умение определять способы сравнения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Игра «Запрещённое движение», беседа, работа в группах.

12.09


3

Различие

1

Умение находить и аргументировать различия

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

19.09


4

Сходство

1

Умение находить и аргументировать сходство предметов.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

26.09


5

Существенные признаки

1

Умение выделять существенные и несущественные признаки

Беседа, упражнения, работа в группах.

03.10


6

Характерные признаки

1

Умение выделять характерные признаки как различение объектов внутри класса

Беседа, упражнения, работа в группах.

10.10


7

Упорядочивание признаков

1

Умение упорядочивать объекты по характерным признакам

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

17.10


Учимся сравнивать (2 ч)

8

Правила сравнения

1

Понимание сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

24.10


9

Значение сравнения

1

Умение находить в своей жизни ситуации . в которых необходимо производить сравнение, от которого зависит результат деятельности.

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа.

07.11


Учимся классифицировать (3ч)

10

Понятие о классах

1

Знакомство с понятием «класс» как совокупностью объектов, объединённых по существенному признаку

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

14.11


11

Правила классификации

1

Определение правил классификации

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

21.11


12

Вопросы

1

Умение составлять «правильные» вопросы

Беседа, упражнения, работа в группах, игра.

28.11


Учимся находить закономерности (4 ч )

13

Алгоритм

1

Умение составлять инструкции и алгоритмы

Беседа, упражнения, работа в группах.

05.12


14

Закономерности в числах и фигурах

1

Выстраивание закономерностей

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

12.12


15

Закономерности в буквах и словах

1

Выстраивание закономерностей

Беседа, упражнения, работа в группах.

19.12


16

Логические задачи

1

Умение решать логические задачи на упорядочивание

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа.

26.12


Учимся выделять вид отношения между понятиями (6ч)

17

Причина и следствие

1

Умения определять условия при которых осуществляется причинно-следственная связь

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

16.01


18

Причинно-следственные цепочки

1

Умение составлять причинно-следственные цепочки

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

23.01


19

Противоположные отношения между понятиями

1

Умение определять противоположные признаки предметов

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

30.01


20

Отношения «род-вид» между понятиями

1

Умение обобщать понятия в отношениях «вид-род»

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

06.02


21

Упорядочивание по родовым отношениям

1

Умение определять родовые и видовые отношения объекта

Беседа, упражнения, работа в группе.

13.02


22

Виды отношений между понятиями

1

Выявление различных видов отношений между понятиями (противоположные, функциональные, последовательные, часть-целое, причина-следствие и т.д.)

Беседа, упражнения, работа в группе.

20.02


Учимся давать определения (2 ч)

23

Определения

1

Представление о способах объяснения значения слова.

Беседа, упражнения, работа в группе.

27.02


24

Анализ ошибок в построении определений


1


Беседа, упражнения, работа в группе.

06.03


Учимся делать умозаключения (3 ч)

25

Умозаключения

1

Умение находить и исправлять умозаключения с «ловушкой».

Беседа, упражнения, работа в группе.

13.03


26

Анализ ошибок в построении умозаключений

1


Беседа, упражнения, работа в группе.

20.03


27

Язык и логика

1

Умение редактировать предложения, устраняя «двойной смысл».

Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа.

03.04


Учимся использовать аналогии (3 ч)

28

Придумывание по аналогии

1

Умение придумывать стихи по аналогии.

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

10.04


29

Использование аналогии в обучении

1

Умение находить аналогии в окружающем мире.

Беседа, упражнения, работа в группах.

17.04


30

Продолженная аналогия

1

Умение рассуждать по аналогии, сначала устанавливая некоторую закономерность, а затем продолжать её.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

24.04


Учимся рассуждать (3 ч)

31

Рассуждения

1

Умение выстраивать последовательность рассуждения.

Беседа, игра, упражнения на развитие внимания.

08.05


32

Анализ ошибок в построении рассуждений

1

Умение находить ошибки в рассуждениях, исправлять их.

Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия.

15.05


33

Юмор и логика

1

Знание важных критериев для написания статьи или сочинения.

Беседа, упражнения, работа в группах.

22.05


Подведение итогов обучения (1 ч)

34

Подведение итогов обучения

1

Систематизация изученного.

Беседа, тест, самостоятельная работа.

29.05