Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.,предназначена для учащихся 4 класса, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Рабочая программа «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани), с учетом Учебного плана МБОУ «ТСШ №2»и утверждено приказом Врио директора МБОУ «ТСШ №2» Архиповой Н.В.
В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегий их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.
К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения существенных связей и др.
Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организации познавательной деятельности.
В процессе обучения у учащихся возникает интерес к общественным явлениям, понимание активной преобразующей роли человека в обществе; закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества и организации познавательной деятельности.
Программой «Логика» предусматривается дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Реализация программы осуществляется на основе личностно-деятельного подхода, принципах сотрудничества и сотворчества, взаимодействия и взаимообогащения всех участников образовательного процесса.
1.Формировать умения решать изобретательские задачи на основе знаний о методах их решения.
2. Знакомить детей со свойствами предметов и явлений окружающего мира и закономерностями его развития.
3. Научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, т.е. грамотно обращаться с информацией.
1. Воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.
2. Повышение мотивации к обучению.
3. Повышение культуры умственного труда.
4. Поддержание сознательного творческого уровня усвоения других школьных дисциплин.
5. Ориентирует на мотивированное творческое отношение к предстоящей профессиональной деятельности в постоянно изменяющемся мире.
6. Способствует сплочению коллектива, уважительному отношению друг к другу.
1. Развитие творческого неординарного мышления.
2. Расширение кругозора.
3. Развитие умственных способностей детей (воображения, логического мышления, памяти, внимания, речи).
4. Развитие творческих и интеллектуальных способностей и возможностей.
5. Развитие познавательных интересов.
Программа рассчитана на 1год обучения.
Всего часов: 34 часа.
Участники программы: учащиеся 4 класса.
№ | Тема занятия | Содержание | Формы контроля | Количество часов |
всего | теор | практ |
1.Учимся выделять признаки (7 часов) |
1 | Знакомство с курсом «Мир логики» | Игра на внимание «Путаница», беседа «Что и зачем?», представление нового учебного предмета, контрольная работа. | Обсуждение | 1 | 0.5 | 0.5 |
2 | Признаки объекта | Игра на внимание «Запрещенное движение», анализ контрольной работы, беседа о сравнении, игра «Передай апельсин», беседа о выделении признаков, задание на смекалку. | Обсуждение | 1 | | 1 |
3 | Различия | Игра на внимание «Повтори-отличись», беседа о различиях, работа в группе «Обучающий альбом», упражнение «Чем отличаются?», игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека», упражнение «Что изменилось?». | Обсуждение | 1 | 0.5 | 0.5 |
4 | Сходство | Игра на внимание «Руки-ноги», упражнение «Найти общее», работа в группах «Чем похожи?», упражнение «Проверь себя». | Самопроверка | 1 | | 1 |
5 | Существенные признаки | Игра на внимание «Птица, рыба», беседа о существенных признаках, упражнение «Выделение существенных признаков», работа в группах «Почему они вместе?» | Проблемная ситуация | 1 | | 1 |
6 | Характерные признаки | Игра-театрализация «Изобрази дерево», беседа о характерных признаках, работа в группах «Как сравнить?», беседа о «неизмеряемых» признаках, задача-шутка. | Обсуждение | 1 | 0.5 | 0.5 |
7 | Упорядочение признаков | Игра на внимание «Буква, цифра», беседа об упорядочении, работа в группах «Как упорядочить?», упражнение «Кто больше?», задание на смекалку. | Проблемная ситуация | 1 | | 1 |
2. Учимся сравнивать (2 часа) |
8 | Правила сравнения | Игра на внимание «Эстафеты», упражнение на сравнение игр, работа в парах «Где ошибка?», работа в группах «Сравнение объектов». | Обсуждение | 1 | | 1 |
9 | Значение сравнения | Игра на внимание «Хор», «Разминка», беседа о значении сравнения, упражнение на выбор объекта, работа в группах «Сравниваем по правилам», упражнение «Проверь себя». | Самопроверка | 1 | | 1 |
3. Учимся классифицировать (3 часа) |
10 | Понятие о классах | Игра на внимание «Мальчик, девочка, цветок», упражнение «Четвертый лишний», беседа о понятии «класс», упражнение «Четыре лишних», работа в группах «Исключи и объясни», игра «Выбывание слов», задание на смекалку. | Проблемная ситуация | 1 | 0.5 | 0.5 |
11 | Правила классификации | Игра на внимание «Руки вверх - руки в стороны», беседа о правилах классификации, работа в группах «Раздели и назови», упражнение «Где классы, где части?», задание на смекалку. | Самопроверка | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | Вопросы | Игра на внимание «Да и нет», обсуждение «Что мы знаем и не знаем», беседа о классификации вопросов, работа с текстом, упражнение «Вопросы корректные и некорректные», игра «Да-нетка». | Игра | 1 | | 1 |
4. Учимся находить закономерности (4 часа) |
13 | Алгоритм | Игра на внимание «Плавает – летает», упражнение «Проверь себя», беседа «Что такое алгоритм?», работа в парах «Графический диктант», работа в группах «Составляем план», составление инструкции «Как открыть дверь?», задания-шутки. | Задание на смекалку | 1 | | 1 |
14 | Закономерности в числах и фигурах | Игра на внимание «Посчитай - не ошибись», упражнение на поиск закономерности числового ряда, упражнение «Проверь себя», работа вгруппах «Продолжи ряд», упражнение на нахождение закономерности в серии фигур, задание на смекалку. | Задание на смекалку | 1 | | 1 |
15 | Закономерности в буквах и словах | Игра на внимание «Цепочка», упражнение «Алфавит», работа в группах «Продолжи ряд», упражнение «Проверь себя», задание на смекалку, игра «Да-нетка». | Игра | 1 | | 1 |
16 | Логические задачи | Игра на внимание «Отвечай – не торопись», решение логических задач на упорядочение, решение логических задач: родственные отношения, решение логических задач на нахождение соответствия, работа в группах «Решение задач», решение логических задач про лжецов | Обсуждение | 1 | 0.5 | 0.5 |
5. Учимся выделять вид отношения между понятиями (6 часов) |
17 | Причина и следствие | Игра на внимание «День – ночь», беседа о причине и следствии, упражнение «Найди пару», работа в группах «Почему и что потом?», Упражнение «Как найти причину?», задачи-шутки. | Задание на смекалку | 1 | 0.5 | 0.5 |
18 | Причинно- следственные цепочки | Игра на внимание «Рассказчик», упражнение по составлению причинно-следственных цепочек, работа в группах «Сочинители», игра «Обмен причинами». | Обсуждение | 1 | | 1 |
19 | Противоположные отношения | Игра на внимание «Наоборот», упражнение на выделение противоположных признаков, упражнение «Проверь себя», работа в группах «Точки зрения», упражнение «Подбери антоним», задание на смекалку. | Задание на смекалку | 1 | | 1 |
20 | Отношения «род-вид» между понятиями | Игра на внимание «Реки, города», беседа о значение слов «род», «вид», «элемент», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Найди ошибку», игра «Да-нетка». | Игра | 1 | 0.5 | 0.5 |
21 | Упорядочение по родовидовым отношениям | «Игра на внимание «Род-вид», беседа об объемах понятия, упражнение «Проверь себя», упражнение «Разложи по порядку», работа в группах «Составляем схемы», задачи-шутки. | Задание на смекалку | 1 | | 1 |
22 | Виды отношений между понятиями | Игра на внимание «Понятно-непонятно», беседа о видах отношений между понятиями, упражнение «Группировка», работа в группах «Кто больше?», упражнение «Проверь себя». | Самопроверка | 1 | | 1 |
6. Учимся давать определения (2 часа) |
23 | Определения | Игра «Да-нетка», игра-дискуссия «Что такое книга?», беседа о способах объяснение значения слов, беседа о значении определений, упражнение «Правила построения определений». | Обсуждение | 1 | 0.5 | 0.5 |
24 | Анализ ошибок в построении определений | Игра на внимание «Правильно-неправильно», беседа об ошибках в построении определений, работа в группах «Исправляем ошибки», упражнение «Почему так говорят?». | Обсуждение | 1 | | 1 |
7. Учимся делать умозаключения (3 часа) |
25 | Умозаключения | Игра на внимание «Съедобное-несъедобное», беседа о суждениях и умозаключениях, упражнение «Проверь себя», работа в парах «Восстанавливаем суждения», работа в группах «Как мы делаем выводы?» | Рефлексия | 1 | 0.5 | 0.5 |
26 | Анализ ошибок в построении умозаключений | Игра на внимание «Рыцари и лжецы», упражнение «Сравнение умозаключений», работа в группах «Ищем «ловушки», упражнение «Следовательно», практическая работа «Умозаключения», упражнение «Доказательство». | Обсуждение | 1 | | 1 |
27 | Язык и логика | Игра на внимание «Числа и слова», упражнение «Перестановки», упражнение «Кто кого?», упражнение «Двойной смысл», упражнение «Проверь себя». | Обсуждение | 1 | | 1 |
8. Учимся использовать аналогии (3 часа) |
28 | Придумывание по аналогии | Игра на внимание «Сказочный герой», упражнение «Сказка-калька», упражнение «Продолжи стихотворение», работа в группах «Сочинение загадок», придумывание вопросов на смекалку. | Обсуждение | 1 | | 1 |
29 | Использование аналогии в обучении | Игра на внимание «Повторяй за мной», упражнение «Подражайка», упражнение «От двух до пяти», беседа об использовании аналогии в обучении, упражнение «Аналогии», упражнение «Проверь себя», работа в группах «Шестиклеточныелогиконы». | Задание на смекалку | 1 | 0.5 | 0.5 |
30 | Продолженная аналогия | Игра на внимание «Пальцы», игра «Да-нетка», решение задач, упражнение «Секретный язык», беседа о суевериях. | Рефлексия | 1 | | 1 |
9. Учимся рассуждать (3 часа) |
31 | Рассуждения | Игра на внимание «Перестановка», работа в группах «Решаем и объясняем», упражнение «Рассуждения», решение задач «с противоречиями», решение детективных задач. | Обсуждение | 1 | | 1 |
32 | Анализ ошибок в построении рассуждений | Игра на внимание «Повтори - не ошибись», решение логических задач, ознакомление с софизмами, работа в группах «Поиск вариантов». | Обсуждение | 1 | | 1 |
33 | Юмор и логика | Игра «Несмеяна», итоговая контрольная работа, беседа об остроумии, упражнение «Придумай окончание». | Рефлексия | 1 | | 1 |
10. Подведение итогов обучения (1 часа) | | |
34 | Обобщающее занятие | Презентация творческих работ. Анкетирование | Рефлексия | 1 | | 1 |
Итого | 34 | 5,5 | 28,5 |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Результат занятия | Способы организации деятельности учащихся | Дата проведения |
план | факт |
Учимся выделять признаки (7 ч) |
1 | Знакомство с курсом «Логика» | 1 | Знакомство с организацией курса | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. | 05.09 | |
2 | Признаки объекта | 1 | Понимание функции сравнения как выделения у предметов признаков. Умение определять способы сравнения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). | Игра «Запрещённое движение», беседа, работа в группах. | 12.09 | |
3 | Различие | 1 | Умение находить и аргументировать различия | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 19.09 | |
4 | Сходство | 1 | Умение находить и аргументировать сходство предметов. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 26.09 | |
5 | Существенные признаки | 1 | Умение выделять существенные и несущественные признаки | Беседа, упражнения, работа в группах. | 03.10 | |
6 | Характерные признаки | 1 | Умение выделять характерные признаки как различение объектов внутри класса | Беседа, упражнения, работа в группах. | 10.10 | |
7 | Упорядочивание признаков | 1 | Умение упорядочивать объекты по характерным признакам | Беседа, упражнения, работа в группах, игра. | 17.10 | |
Учимся сравнивать (2 ч) |
8 | Правила сравнения | 1 | Понимание сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 24.10 | |
9 | Значение сравнения | 1 | Умение находить в своей жизни ситуации . в которых необходимо производить сравнение, от которого зависит результат деятельности. | Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа. | 07.11 | |
Учимся классифицировать (3ч) |
10 | Понятие о классах | 1 | Знакомство с понятием «класс» как совокупностью объектов, объединённых по существенному признаку | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 14.11 | |
11 | Правила классификации | 1 | Определение правил классификации | Беседа, упражнения, работа в группах, игра. | 21.11 | |
12 | Вопросы | 1 | Умение составлять «правильные» вопросы | Беседа, упражнения, работа в группах, игра. | 28.11 | |
Учимся находить закономерности (4 ч ) |
13 | Алгоритм | 1 | Умение составлять инструкции и алгоритмы | Беседа, упражнения, работа в группах. | 05.12 | |
14 | Закономерности в числах и фигурах | 1 | Выстраивание закономерностей | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 12.12 | |
15 | Закономерности в буквах и словах | 1 | Выстраивание закономерностей | Беседа, упражнения, работа в группах. | 19.12 | |
16 | Логические задачи | 1 | Умение решать логические задачи на упорядочивание | Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа. | 26.12 | |
Учимся выделять вид отношения между понятиями (6ч) |
17 | Причина и следствие | 1 | Умения определять условия при которых осуществляется причинно-следственная связь | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 16.01 | |
18 | Причинно-следственные цепочки | 1 | Умение составлять причинно-следственные цепочки | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 23.01 | |
19 | Противоположные отношения между понятиями | 1 | Умение определять противоположные признаки предметов | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. | 30.01 | |
20 | Отношения «род-вид» между понятиями | 1 | Умение обобщать понятия в отношениях «вид-род» | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 06.02 | |
21 | Упорядочивание по родовым отношениям | 1 | Умение определять родовые и видовые отношения объекта | Беседа, упражнения, работа в группе. | 13.02 | |
22 | Виды отношений между понятиями | 1 | Выявление различных видов отношений между понятиями (противоположные, функциональные, последовательные, часть-целое, причина-следствие и т.д.) | Беседа, упражнения, работа в группе. | 20.02 | |
Учимся давать определения (2 ч) |
23 | Определения | 1 | Представление о способах объяснения значения слова. | Беседа, упражнения, работа в группе. | 27.02 | |
24 | Анализ ошибок в построении определений | 1 | | Беседа, упражнения, работа в группе. | 06.03 | |
Учимся делать умозаключения (3 ч) |
25 | Умозаключения | 1 | Умение находить и исправлять умозаключения с «ловушкой». | Беседа, упражнения, работа в группе. | 13.03 | |
26 | Анализ ошибок в построении умозаключений | 1 | | Беседа, упражнения, работа в группе. | 20.03 | |
27 | Язык и логика | 1 | Умение редактировать предложения, устраняя «двойной смысл». | Беседа, упражнения, работа в группах, игра, самостоятельная работа. | 03.04 | |
Учимся использовать аналогии (3 ч) |
28 | Придумывание по аналогии | 1 | Умение придумывать стихи по аналогии. | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. | 10.04 | |
29 | Использование аналогии в обучении | 1 | Умение находить аналогии в окружающем мире. | Беседа, упражнения, работа в группах. | 17.04 | |
30 | Продолженная аналогия | 1 | Умение рассуждать по аналогии, сначала устанавливая некоторую закономерность, а затем продолжать её. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 24.04 | |
Учимся рассуждать (3 ч) |
31 | Рассуждения | 1 | Умение выстраивать последовательность рассуждения. | Беседа, игра, упражнения на развитие внимания. | 08.05 | |
32 | Анализ ошибок в построении рассуждений | 1 | Умение находить ошибки в рассуждениях, исправлять их. | Игра на внимание, беседа, работа в группах, игра-дискуссия. | 15.05 | |
33 | Юмор и логика | 1 | Знание важных критериев для написания статьи или сочинения. | Беседа, упражнения, работа в группах. | 22.05 | |
Подведение итогов обучения (1 ч) |
34 | Подведение итогов обучения | 1 | Систематизация изученного. | Беседа, тест, самостоятельная работа. | 29.05 | |