МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №00»
муниципального образования городской округ
_______________________________________
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №00»
_____________ И.И.Иванова школы по УВР ______________
Протокол №_____ от __________ П.П.Петрова Приказ №______ от
«____»___________ 2017 г. «____»_________ 2017 г. «____»____________ 2017 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» для 3 класса
на 2017-2018 учебный год
Брюханова Елена Николаевна, учитель начальных классов, специалист
Изюминск, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Наполняемость группы – 15-20 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся
должны знать:
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма;
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами;
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Календарно-тематическое планирование
№ по плану | № по факту | Тема занятия | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | | Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве. Цели и задачи курса. | 1 | | |
Географическая среда ( 6 часов) |
2. | | Особенности климата и ландшафта Крыма. Влияние климата на виды хозяйственной деятельности человека. | 1 | | |
3. | | Крымский ландшафт. Особенности ландшафта в своём регионе. | 1 | | |
4. | | Охрана природы Крыма. Труд людей, заботящихся об охране природы. | 1 | | |
5. | | Путешествие в крымский лес. Растительный и животный мир леса. | 1 | | |
6. | | Роль леса в жизни человека. Правила поведения во время природоведческой экскурсии. | 1 | | |
7. | | Целебный воздух гор. Горные туристические экскурсии. Чёрное и Азовское море. | 1 | | |
История ( 4 часа) |
8. | | Представители различных национальностей, живущих с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры. | 1 | | |
9. | | Профессии наших родителей. Заочная экскурсия на предприятие. | 1 | | |
10. | | Как раньше учились дети в Крыму. Где учились родители, бабушки и дедушки. | 1 | | |
11. | | Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях. | 1 | | |
Традиции и современная культура (12 часов) |
12. | | Традиционные занятия населения региона. Земледелие, шелководство, пчеловодство, животноводство и т.д. | 1 | | |
13. | | Ремесленные специальности: кожевники, кузнецы, каменщики, плотники, гончары, столяры, бондари, портные и т.д. | 1 | | |
14. | | Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. | 1 | | |
15. | | Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Обязанности в семье. | 1 | | |
16. | | Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. | 1 | | |
17. | | Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика книг. | 1 | | |
18. | | Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Игры бабушек и дедушек. | 1 | | |
19. | | Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников. | 1 | | |
20. | | Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. | 1 | | |
21. | | Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. | 1 | | |
22. | | Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. | 1 | | |
23. | | Традиции отдыха в наших семьях. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. | 1 | | |
Язык соседа (2 часа) |
24. | | Способы передачи информации. Жесты и взгляды - немой язык человека. | 1 | | |
25. | | Мои любимые песни. Поём вместе песни на языках наших соседей. | 1 | | |
Аксиология (5 часов) |
26. | | Всех ли мы называем друзьями? Роль дружбы в жизни человека. | 1 | | |
27. | | Пословицы о дружбе. Понятия «друг», «товарищ», «приятель». | 1 | | |
28. | | Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. | 1 | | |
29. | | Важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. | 1 | | |
30. | | Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. | 1 | | |
Конфликтология (4 часа) |
31. | | Что такое «любовь»? Почему она нужна людям. | 1 | | |
32. | | «Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не «оппонент», а «союзник». | 1 | | |
33. | | Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. | 1 | | |
34. | | Круглый стол «Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен». | 1 | | |
Лист коррекции программы
№ п/п | Тема | Дата (кол-во по плану) | Фактическое выполнение программы (дата, кол-во часов) | Причина коррекции |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |