СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура добрососедства" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура добрососедства" 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №00»

муниципального образования городской округ

_______________________________________


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №00»

_____________ И.И.Иванова школы по УВР ______________

Протокол №_____ от __________ П.П.Петрова Приказ №______ от

«____»___________ 2017 г. «____»_________ 2017 г. «____»____________ 2017 г.



Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура добрососедства» для 3 класса

на 2017-2018 учебный год


Брюханова Елена Николаевна, учитель начальных классов, специалист




Изюминск, 2017 г.




Пояснительная записка


Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.

Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:

  • воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;

  • формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;

  • формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;

  • приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.

Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.

Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.

Учебно-воспитательные цели курса:

  • воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;

  • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;

  • воспитание толерантности как основного принципа демократии;

  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.

Практические цели курса:

  • формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;

  • знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;

  • формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;

  • приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;

  • формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.

Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.

Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:

1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.

2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.

3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.

4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.

5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).

6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.

7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.

8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.

Особенностями данного курса являются:

  • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;

  • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;

  • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;

  • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;

  • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;

  • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;

  • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 

  • возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

  • единство изучения России и Крыма как субъекта России;

  • приоритетность воспитательных задач;

  • единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;

  • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;

  • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;

  • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;

  • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.

Наполняемость группы – 15-20 человек.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.


Планируемые предметные результаты


В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся

должны знать:

  • названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);

  • как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;

  • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;

  • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;

  • 5-6 названий национальных блюд;

  • несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;

  • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

должны иметь представление:

  • об экологии, о роли природы в жизни человека;

  • об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;

  • о ремеслах, мастерах Крыма; 

  • о национальной одежде и кухне народов Крыма;

  • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;

  • о семейных святынях;

  • о ценностях, которые объединяют все народы;

должны уметь:

  • рассказать, как готовится его любимое блюдо;

  • одеть куклу в элементы национального костюма;

  • вести диалог с товарищами; 

  • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;

  • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;

  • использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».



Календарно-тематическое планирование

№ по плану

№ по факту

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.


Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве. Цели и задачи курса.

1



Географическая среда ( 6 часов)

2.


Особенности климата и ландшафта Крыма. Влияние климата на виды хозяйственной деятельности человека.

1



3.


Крымский ландшафт. Особенности ландшафта в своём регионе.

1



4.


Охрана природы Крыма. Труд людей, заботящихся об охране природы.

1



5.


Путешествие в крымский лес. Растительный и животный мир леса.

1



6.


Роль леса в жизни человека. Правила поведения во время природоведческой экскурсии.

1



7.


Целебный воздух гор. Горные туристические экскурсии. Чёрное и Азовское море.

1



История ( 4 часа)

8.


Представители различных национальностей, живущих с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры.

1



9.


Профессии наших родителей. Заочная экскурсия на предприятие.

1



10.


Как раньше учились дети в Крыму. Где учились родители, бабушки и дедушки.

1



11.


Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях.


1



Традиции и современная культура (12 часов)

12.


Традиционные занятия населения региона. Земледелие, шелководство, пчеловодство, животноводство и т.д.

1



13.


Ремесленные специальности: кожевники, кузнецы, каменщики, плотники, гончары, столяры, бондари, портные и т.д.

1



14.


Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг.

1



15.


Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Обязанности в семье.

1



16.


Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья.

1



17.


Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика книг.

1



18.


Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Игры бабушек и дедушек.

1



19.


Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников.

1



20.


Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.

1



21.


Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.

1



22.


Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками.

1



23.


Традиции отдыха в наших семьях. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать.

1



Язык соседа (2 часа)

24.


Способы передачи информации. Жесты и взгляды - немой язык человека.

1



25.


Мои любимые песни. Поём вместе песни на языках наших соседей.

1



Аксиология (5 часов)

26.


Всех ли мы называем друзьями? Роль дружбы в жизни человека.

1



27.


Пословицы о дружбе. Понятия «друг», «товарищ», «приятель».

1



28.


Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей.

1



29.


Важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям.

1



30.


Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.

1



Конфликтология (4 часа)

31.


Что такое «любовь»? Почему она нужна людям.

1



32.


«Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не «оппонент», а «союзник».

1



33.


Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника.

1



34.


Круглый стол «Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен».

1





















Лист коррекции программы



п/п

Тема

Дата

(кол-во по плану)

Фактическое выполнение программы

(дата, кол-во часов)

Причина коррекции







































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!