ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Культура добрососедства» является интегрированным: он систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения курса. При разработке курса изучен и обобщён опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «летних лагерей мира», круглых столов, семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Структура и содержание курса соответствуют требованиям «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Автономной Республики Крым», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2-1. «Культура добрососедства» является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4.
Рабочая программа по крымоведческому курсу разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программой к. и. н. Араджиони Маргаритой Анатольевной.
Рабочая программа учебного курса «Культура добрососедства» ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Авторская программа «Культура добрососедства» под редакцией Араджиони М.А. и на основании примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Крым в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Крыма от 11.06.2015г. №555, является обязательным региональным компонентом внеурочной деятельности Республики Крым.
Курс интегрирует и систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания, полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, приобретенные в ходе изучения данного курса.
Главная цель курса – воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов Крыма и России, хорошо знакомых с родным краем и гордящихся им, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и «культуры мира»;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
выработка устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона, и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
подготовка учащихся ко взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Данный учебный курс может быть введен как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Преподавание данного учебного курса может осуществляться учителями начальных классов и учителями-предметниками, школьными психологами, классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.
При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в РК;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Рекомендуемое количество часов на изучение каждого блока (раздела), а также очередность тем могут быть изменены учителем в границах 35 учебных часов в течение года. Резервное время может быть использовано учителем по собственному усмотрению на увеличение числа уроков в том или ином блоке или введением новых тем, важных и характерных для региона или школы.
Описание ценностных ориентиров учебного курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к людям различных национальностей.
Ценность добра и толерантных отношений – направленность на развитие и сохранение культуры взаимоотношений через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений и духовности.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культурным традициям и культурному наследию народов Крыма. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения, умения разрешать конфликты мирным путем, как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс «Культура добрососедства» состоит из 4 взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1–4-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет свое название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе:
1-й класс: «Я, моя семья и мои соседи»;
2-й класс: «Место, где мы живем»;
3-й класс: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»;
4-й класс: «Гордимся Крымом».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: «Географическая среда», «История», «Традиционная и современная культура», «Язык соседа», «Аксиология», «Конфликтология», «Поисково-исследовательская работа». В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы. Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в каждой программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся и ведущей идеи содержательной части конкретной программы курса. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 35 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы. Программа курса является цикличной: ряд тем в программе школы первой ступени перекликаются с темами программы для дошкольных учебных заведений «Крымский веночек». Некоторые темы программы начальной школы имеют продолжение в программе школы второй ступени и затем более глубоко рассматриваются и резюмируются в программах для школы третьей ступени. Учебный курс «Культура добрососедства» может быть введен начиная с любого класса как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов.
Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Занятия проводятся учителем начальных классов. На изучение курса «Культура добрососедства» в учебном плане отводится в 3 классе начальной школы 1 час за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность и составляет в 3 классе -34 часа в год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА» ДЛЯ 3-го КЛАССА
«ТРУДИМСЯ, УЧИМСЯ И ОТДЫХАЕМ ВМЕСТЕ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся |
Вводный урок. Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. | Иметь представление о программе «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе», ее целях и задачах. |
Раздел «Географическая среда» (6 часов) |
Особенности климата и ландшафта Крыма. Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона. Своеобразие крымского ландшафта (степь, равнина, предгорье, море, горы) и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе. Водоемы (моря, озера, реки, источники) и горы: возможности для активного отдыха. Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. Значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека. Заочное путешествие по Азовскому и Черному морям, по горным туристическим маршрутам. Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов. Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т. д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии. | Иметь представление о климатических особенностях Южного берега Крыма и о влиянии географического положения, рельефа и моря на климатические условия полуострова. Знать особенности климата своего региона и уметь их охарактеризовать. Знать ландшафтные особенности своего региона и уметь их охарактеризовать. Иметь представление о влиянии ландшафта на хозяйственную деятельность людей в регионе. Знать содержание понятия «активный отдых» и названия 2–3 крымских гор. Иметь представление о значении минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека. Понимать необходимость охраны и защиты природы Крыма. Иметь представление о труде людей, профессионально занимающихся охраной природы, и стремиться им помогать. Знать правила поведения во время посещения леса, степи, гор, водоема. Иметь представление об особенностях крымских лесов (зеленой зоны, степи, гор и т. д.). |
Раздел «История» (4 часа) |
Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение. Представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: азербайджанцы, армяне, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы. Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры. Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях. | Знать место работы своих родителей и их профессии, иметь представление об истории предприятия, в котором трудятся родители, и его специализацию. Знать названия 5–6 этносов, живущих в Крыму. Иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов и уметь рассказать о том, что их объединяет. Знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны. Иметь представление о том, в каких школах раньше могли учиться дети в Крыму и чем они отличаются от современных школ. Иметь представление о важности учебы, о роли образования в жизни человека. |
Раздел «Традиционная и современная культура» (12 часов) |
Традиционные занятия населения региона. Занятия населения региона в старину: земледелие (в т. ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т. д. Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. Когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают. Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье. Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду. Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять? Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов. Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слова «толока» («талаха»). Необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Радость от совместного труда и его результатов. Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и др. Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Формулы приглашения и уважительного ответа. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. Формулы поздравления с праздником на родном языке и на «языке соседа». Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Как правильно попрощаться и уйти. Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формулы приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на «языке соседа». Основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Как правильно попрощаться и уйти. Учимся дарить подарки на день рождения: современный этикет и его этнические особенности. Как выбрать подарок. Подарки для мальчиков и подарки для девочек. Цветы. Правила оформления и вручения подарка. Приветствия и поздравления по этому случаю. Как принимают подарки и благодарят за них. Как не попасть в неловкую ситуацию и как из нее красиво выйти. Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них. | Иметь представление о том, какими были основные занятия населения региона в старину. Знать названия не менее 5 сельскохозяйственных и не менее 3 ремесленных специализаций населения района. Уметь рассказать, почему именно эта специализация была характерна для данного города или района. Знать 2–3 сельскохозяйственных и промышленных предприятия города или района. Иметь представление о том, когда и почему они возникли, какую продукцию производят, люди каких профессий на них работают. Уметь назвать не менее 5 профессий, распространенных в регионе, и объяснить, почему они важны. Знать поздравления с праздником на родном языке и на языках соседей. Иметь представление об особенностях празднования Нового года и некоторых других праздников, объединяющих всех крымчан. Уметь составить меню праздничного стола, сделать подарок своими руками. Знать, зачем людям нужно отдыхать. Иметь представление о том, какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Знать, зачем детям приобщаться к труду. Иметь представление о том, как в старину распределялись обязанности в семье и какую работу выполняли дети. Уметь рассказать о своих обязанностях в семье. Знать 2–3 примера соседской взаимопомощи и значение термина «толока» («талаха»). Иметь представление о том, когда и как соседи помогали друг другу в старину. Уметь объяснить необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Знать, в какие игры и какими игрушками играли в старину крымские дети, и уметь сравнить их с современными. Извлекать положительный опыт из историй, рассказанных родителями, дедушками и бабушками. Уметь дифференцировать игры и выделять те, что направлены на объединение, дружбу и взаимодействие. Знать 2–3 названия великих книг человечества и 2–3 имени великих учителей. Иметь представление о жизни великих учителей и истории происхождения великих книг. Знать, на какие праздники нужно приходить только по приглашению. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих празднику, об особенностях поведения во время национального или семейного праздника, о застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение – ответ, приветствие и поздравление – ответ, прощание – ответ. Знать, на какие события нужно приходить только по приглашению. Иметь представление об одежде и подарках, соответствующих случаю, об особенностях поведения во время религиозного праздника/ритуала, о застольном этикете. Уметь правильно составить диалоги: приглашение – ответ, приветствие и поздравление или соболезнование – ответ, прощание – ответ. Знать основные правила выбора, оформления и вручения подарка, как правильно принимать подарки. Иметь представление об этнических особенностях выбора подарка и цветов, их оформления, вручения. Уметь поприветствовать, поздравить и поблагодарить на родном языке и на «языке соседа». Иметь представление о различных видах подарков и способах их изготовления. Уметь изготавливать подарки к календарным праздникам своими руками. |
Раздел «Язык соседа» (2 часа) |
Способы передачи информации. Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. Танец – понятный всем язык, который нас объединяет. Мои любимые песни. Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей. Этикетная лексика гостеприимства. | Иметь представление о невербальных способах передачи информации и их значении. Знать значение некоторых жестов и их этнические особенности. Понимать музыку и танец как один из способов передачи чувств, мыслей и событий. Уметь общаться друг с другом жестами и взглядами, языком танца. Иметь представление о значимости песен в жизни человека. Уметь напеть или рассказать слова 2–3 любимых песен, которыми можно сопровождать труд или отдых. Знать содержание 2 песен на языках своих соседей. Знать и уметь использовать рекомендованную этикетную лексику гостеприимства на родном языке и не менее чем на двух языках своих соседей. |
Раздел «Аксиология» (5 часа) |
Что такое друг, дружба. Всех ли мы называем друзьями? Чем отличаются понятия «друг», «товарищ», «приятель»? Какие качества я ценю в человеке, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека. Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше». Что такое любовь? Почему она нужна людям. Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. Что такое знание, грамотность, трудолюбие и прилежание. Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании. Ценности, которые объединяют всех. Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность. | Иметь представление о том, что такое дружба, любовь и зачем они нужны людям. Уметь назвать и охарактеризовать качества, которые мы хотим видеть в своих друзьях. Знать значение терминов «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Уметь привести 3–4 пословицы или поговорки о труде, трудолюбии и грамотности. Иметь представление о необходимости этих ценностей в жизни человека и уметь высказывать свою точку зрения. Иметь представление об общечеловеческих ценностях и уметь назвать некоторые из них. |
Раздел «Конфликтология» (4 часа) |
Друг и враг: не враг, а оппонент, не оппонент, а союзник. Тренинги: «Танец рук», «Сложите шерстяное одеяло». Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. Тренинги: «Автобиография по эпохам», «Представь себя другим», «Воспоминания детства». | Знать значение понятий «друг» и «враг», «взаимодействие», «конструктивное взаимодействие», «собеседник», «союзник». Уметь перевести беседу в русло конструктивного диалога. Иметь представление о путях изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть |
1. | Вводный урок. Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. | 1 | - | - |
2. | Раздел «Географическая среда» | 6 | - | - |
3. | Раздел «История» | 4 | - | - |
4. | Раздел «Традиционная и современная культура» | 12 | - | - |
5. | Раздел «Язык соседа» | 3 | - | - |
6. | Раздел «Аксиология» | 5 | - | - |
7. | Раздел «Конфликтология» | 4 | - | - |
| Итого: | 34 | - | - |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
Планируемые результаты изучения курса
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к малой родине - Крыму.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
3 класса | 1. Оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «толерантность», «терпение», «культура народа», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов 3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения гуманизма и общечеловеческих норм. 5. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 6.Понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма 7.Осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры; 8. Целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7.Проводить вербальное само- и взаимооценивание. 8.Осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму. | 1. Ориентироваться в учебных пособиях: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Удовлетворять свои познавательные интересы через поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране. 8. Участвовать в проектной деятельности | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества 6. Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 7. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков; 8.Осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; |
Предметные результаты:
Ученик научится:
находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма ;
находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
отличать государственную символику России и Крыма;
называть государственные и народные праздники и рассказывать об особенностях их празднования;
иметь представление об особенностях культуры представителей различных этносов, называть 5-6 этносов, знать, что каждый народ, каждая культура, как и каждый человек, уникальны;
называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
определять ценности, которые объединяют все народы;
давать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова, знать названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов на местности, где расположен населенный пункт;
понимать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.
следовать правилам поведения во время религиозного праздника или ритуала ;
строить взаимоотношения на основе принципов «добрососедства» и «культуры мира»;
рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии;
использовать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем.
В процессе изучения курса у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по курсу «Культура добрососедства» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к малой родине - Крыму.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
8