СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных   линий.   Она   построена   таким   образом,   что   каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»»

посёлок Горняцкий Белокалитвинский район Ростовская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

"Утверждаю"

Директор МБОУ СОШ№10

Приказ от 30.08.2017 №121

_______________Петрова О.С



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»


Уровень общего образования: начальное общее образование


Направление развития личности: социальное


Класс: 1


Количество часов: 33ч (1 час в неделю)


Учитель: Мартыщенко Виктория Ивановна, высшая квалификационная категория




2017-2018 учебный год


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;

  3. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  4. Программы формирования универсальных учебных действий;

  5. Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, реализующих программы общего образования.

  6. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

  7. Примерная основная образовательная программа начального общего образования;

  8. Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:

  • Устава МБОУ СОШ №10;

  • Учебного плана на 2017-2018 учебный год;

  • ООП НОО МБОУ СОШ №10; на 2017-2018 учебный год

  • Календарного графика МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год

Общие цели учебного предмета

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Задачи:

• формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

• обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

• развивать основы потребительской культуры;

• расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

• мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;

• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Место курса в учебном плане

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 33 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.

Учебно-методический комплект

1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф, 2011

2.Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. «Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013

3.«Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во :Учитель, 2013

4.«Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, Федоров, 2013

5.«Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009

6. Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л Алексеева, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалѐвой, О.Б.Логиновой. -3-е изд.- М.:Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).

7. Сборник программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеева.

8. Землянская Е. Экономика для младших школьников.

9. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007

10. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.

11. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.

12. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.

13. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.

14. Словари, справочные и энциклопедические издания

15. А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.



2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

К концу обучения в 4 классе ученик узнает:

—основные виды ресурсов;

—как производят товары;

—какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;

—почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

—определять ресурсы, необходимые для производства товара;

—объяснять важность меценатства и милосердия.

3. Содержание программы


1 класс

1. Богатство и бедность (11 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия:

  • определять источники формирования богатства;

  • сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

  • различать материальные и нематериальные ценности;

  • обосновывать важность меценатства и милосердия;

  • объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

  • экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

  • тема проекта «Как распорядиться богатством»;

  • тема доклада «Русские меценаты».

2. Труд основа жизни (11 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Универсальные учебные действия:

  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

  • игра «Служба быта»;

  • встреча с человеком интересной профессии;

  • экскурсия в школьную столовую;

  • экскурсия в библиотеку;

  • экскурсия в художественный музей;

  • темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

3. Как товары производят (12 часов)

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Универсальные учебные действия:

  • различать виды ресурсов;

  • обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

  • уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

  • прогулка в парк за природным материалом;

  • изготовление изделий из природного материала для подарка;

  • игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

  • экскурсия в магазин;

  • экскурсия на почту;

  • проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и др.;

  • рисование на темы проектов.

Формы и виды деятельности

Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

4. Тематическое планирование «Экономика: первые шаги» в 4 классе

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

В том числе теоретических

В том числе практических

 

Богатство и бедность

8

6

2

1

Как создаётся богатство.

1

1

 

2

Источники богатства государства

1

1

 

3

Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

1

 

1

4

Источники богатства человека

1

1

 

5

Важность знаний в создании богатства.

1

1

 

6

Богатство и культура. Богатство и милосердие.

1

1

 

7

Проект на тему «Как распорядиться богатством»

1

 

1

8

Налоги. Значение налогов.

1

1

 

 

Труд — основа жизни

10

7

3

9

Ценность и значимость труда.

1

1

 

10

Труд как потребность человека.

1

1

 

11

Заработная плата.

1

1

 

12

Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

1

 

1

13

Важность учебного труда школьников.

1

1

 

14

Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

1

 

1

15

Причины различий в оплате труда

1

1

 

16

Результатом труда людей является продукт труда

1

1

 

17

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

1

1

 

18

Экскурсия в сельскую библиотеку

1

 

1

 

Как товары производят

12

4

8

19

Ресурсы для производства товаров

1

1

 

20

Прогулка в парк за природным материалом

1

 

1

21

Изготовление изделий из природного материала

1

 

1

22

Мастера, люди, которые создают товары

1

1

 

23

Производители — люди, которые создают (производят) товары

1

1

 

24

Важность труда людей разных профессий.

1

1

 

25

Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»

1

 

1

26

Экскурсия на 2-ой производственный участок колхоза имени Фрунзе – знакомство с работой механизаторов

1

 

1

27

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

1

 

1

28

Экскурсия в теплицы колхоза имени Фрунзе

1

 

1

29

Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

1

 

1

30

Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»

1

 

1

 

Итого

30

17

13



Календарно-тематическое планирование «Экономика: первые шаги» в 4 классе



п/п

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Тема 1. «Богатство и бедность» (11ч)

1



Как создаётся богатство.

1

—определять источники формирования богатства;

—различать материальные и нематериальные ценности;

—обосновывать важность меценатства и милосердия;

—объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.



—исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор

пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

—тема проекта «Как распорядиться богатством»;

—тема доклада «Русские меценаты».


Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей

Развивать основы потребительской культуры

Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности

2,3



Источники богатства государства

2

4



Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности»

1

5



Источники богатства человека

1

6



Важность знаний в создании богатства.

1

7



Богатство и культура

1

8



Богатство и милосердие.

1

9-10



Проект на тему «Как распорядиться богатством»

2

11



Налоги. Значение налогов.

1

Тема 2. «Труд- основа жизни» ( 11ч)

11



Ценность и значимость труда.

1

Универсальные учебные действия:

—обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

—проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

—осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.


Практическая и игровая деятельность:

—игра «Служба быта»;

—встреча с человеком интересной профессии;

—экскурсия в школьную столовую;

—экскурсия в библиотеку;

—экскурсия в художественный музей;

—темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».


Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость

Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих

12



Труд как потребность человека.

1

13



Заработная плата.

1

14



Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд

1

15



Важность учебного труда школьников.

1

16-17



Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье»

2

18



Причины различий в оплате труда

1

19



Результатом труда людей является продукт труда

1

20



Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

1

21



Экскурсия в сельскую библиотеку

1

Тема 3. «Как товары производят» (13 ч)

22



Ресурсы для производства товаров

1

Универсальные учебные действия:

—различать виды ресурсов;

—обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

—уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.


Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

—прогулка в парк за природным материалом;

—изготовление изделий из природного материала для подарка;

—игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

—экскурсия в магазин;

—экскурсия на почту;

—проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;

—рисование на темы проектов.


Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины

Развивать основы потребительской культуры

Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих

Осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека

Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики

Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость

23



Прогулка в парк за природным материалом

1

24



Изготовление изделий из природного материала

1

25



Мастера, люди, которые создают товары

1

26



Производители — люди, которые создают (производят) товары

1

27



Важность труда людей разных профессий.

1

28



Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл»

1

29



Экскурсия в магазин

1

30

31



Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

1

32



Экскурсия на почту

1

33




Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы)

1

34



Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию»

1



«Согласовано» «Согласовано»

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета _______________ Леонова Г.М.

МБОУ СОШ №10 29.08.2017 г.

№ 1 от 29.08.2017 г.

рук. МС _______ Манченко С. А.