посёлок Горняцкий Белокалитвинский район Ростовская область
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
"Утверждаю"
Директор МБОУ СОШ№10
Приказ от 30.08.2017 №121
_______________Петрова О.С
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Экономика: первые шаги»
Уровень общего образования: начальное общее образование
Направление развития личности: социальное
Класс: 1
Количество часов: 33ч (1 час в неделю)
Учитель: Мартыщенко Виктория Ивановна, высшая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Программы формирования универсальных учебных действий;
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, реализующих программы общего образования.
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
Устава МБОУ СОШ №10;
Учебного плана на 2017-2018 учебный год;
ООП НОО МБОУ СОШ №10; на 2017-2018 учебный год
Календарного графика МБОУ СОШ №10 на 2017-2018 учебный год
Общие цели учебного предмета
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.
Задачи:
• формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
• обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
• развивать основы потребительской культуры;
• расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
• мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Место курса в учебном плане
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 33 часа, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
Учебно-методический комплект
1.Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф, 2011
2.Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. «Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013
3.«Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во :Учитель, 2013
4.«Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, Федоров, 2013
5.«Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009
6. Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л Алексеева, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалѐвой, О.Б.Логиновой. -3-е изд.- М.:Просвещение, 2011.-(Стандарты второго поколения).
7. Сборник программ по внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеева.
8. Землянская Е. Экономика для младших школьников.
9. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007
10. Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.
11. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.
12. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.
13. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
14. Словари, справочные и энциклопедические издания
15. А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
—основные виды ресурсов;
—как производят товары;
—какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
—почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
—определять ресурсы, необходимые для производства товара;
—объяснять важность меценатства и милосердия.
3. Содержание программы
1 класс
1. Богатство и бедность (11 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий.
Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Универсальные учебные действия:
определять источники формирования богатства;
сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
различать материальные и нематериальные ценности;
обосновывать важность меценатства и милосердия;
объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
тема проекта «Как распорядиться богатством»;
тема доклада «Русские меценаты».
2. Труд — основа жизни (11 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
игра «Служба быта»;
встреча с человеком интересной профессии;
экскурсия в школьную столовую;
экскурсия в библиотеку;
экскурсия в художественный музей;
темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
3. Как товары производят (12 часов)
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
различать виды ресурсов;
обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
прогулка в парк за природным материалом;
изготовление изделий из природного материала для подарка;
игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
экскурсия в магазин;
экскурсия на почту;
проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и др.;
рисование на темы проектов.
Формы и виды деятельности
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
4. Тематическое планирование «Экономика: первые шаги» в 4 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
| Богатство и бедность | 8 | 6 | 2 |
1 | Как создаётся богатство. | 1 | 1 | |
2 | Источники богатства государства | 1 | 1 | |
3 | Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности» | 1 | | 1 |
4 | Источники богатства человека | 1 | 1 | |
5 | Важность знаний в создании богатства. | 1 | 1 | |
6 | Богатство и культура. Богатство и милосердие. | 1 | 1 | |
7 | Проект на тему «Как распорядиться богатством» | 1 | | 1 |
8 | Налоги. Значение налогов. | 1 | 1 | |
| Труд — основа жизни | 10 | 7 | 3 |
9 | Ценность и значимость труда. | 1 | 1 | |
10 | Труд как потребность человека. | 1 | 1 | |
11 | Заработная плата. | 1 | 1 | |
12 | Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд | 1 | | 1 |
13 | Важность учебного труда школьников. | 1 | 1 | |
14 | Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье» | 1 | | 1 |
15 | Причины различий в оплате труда | 1 | 1 | |
16 | Результатом труда людей является продукт труда | 1 | 1 | |
17 | Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. | 1 | 1 | |
18 | Экскурсия в сельскую библиотеку | 1 | | 1 |
| Как товары производят | 12 | 4 | 8 |
19 | Ресурсы для производства товаров | 1 | 1 | |
20 | Прогулка в парк за природным материалом | 1 | | 1 |
21 | Изготовление изделий из природного материала | 1 | | 1 |
22 | Мастера, люди, которые создают товары | 1 | 1 | |
23 | Производители — люди, которые создают (производят) товары | 1 | 1 | |
24 | Важность труда людей разных профессий. | 1 | 1 | |
25 | Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл» | 1 | | 1 |
26 | Экскурсия на 2-ой производственный участок колхоза имени Фрунзе – знакомство с работой механизаторов | 1 | | 1 |
27 | Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) | 1 | | 1 |
28 | Экскурсия в теплицы колхоза имени Фрунзе | 1 | | 1 |
29 | Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) | 1 | | 1 |
30 | Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию» | 1 | | 1 |
| Итого | 30 | 17 | 13 |
Календарно-тематическое планирование «Экономика: первые шаги» в 4 классе
№ п/п | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Тема 1. «Богатство и бедность» (11ч) |
1 | | | Как создаётся богатство. | 1 | —определять источники формирования богатства; —различать материальные и нематериальные ценности; —обосновывать важность меценатства и милосердия; —объяснять, что такое налоги и для чего они нужны. | —исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»; —тема проекта «Как распорядиться богатством»; —тема доклада «Русские меценаты». | Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей Развивать основы потребительской культуры Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности |
2,3 | | | Источники богатства государства | 2 |
4 | | | Экскурсия - исследование: «Природные богатства нашей местности» | 1 |
5 | | | Источники богатства человека | 1 |
6 | | | Важность знаний в создании богатства. | 1 |
7 | | | Богатство и культура | 1 |
8 | | | Богатство и милосердие. | 1 |
9-10 | | | Проект на тему «Как распорядиться богатством» | 2 |
11 | | | Налоги. Значение налогов. | 1 |
Тема 2. «Труд- основа жизни» ( 11ч) |
11 | | | Ценность и значимость труда. | 1 | Универсальные учебные действия: —обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей; —проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей; —осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. | Практическая и игровая деятельность: —игра «Служба быта»; —встреча с человеком интересной профессии; —экскурсия в школьную столовую; —экскурсия в библиотеку; —экскурсия в художественный музей; —темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». | Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих |
12 | | | Труд как потребность человека. | 1 |
13 | | | Заработная плата. | 1 |
14 | | | Трудовые награды. Встреча с человеком интересной профессии, имеющем награды за труд | 1 |
15 | | | Важность учебного труда школьников. | 1 |
16-17 | | | Результат труда. Проект «Трудовые награды в моей семье» | 2 |
18 | | | Причины различий в оплате труда | 1 |
19 | | | Результатом труда людей является продукт труда | 1 |
20 | | | Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения. | 1 |
21 | | | Экскурсия в сельскую библиотеку | 1 |
Тема 3. «Как товары производят» (13 ч) |
22 | | | Ресурсы для производства товаров | 1 | Универсальные учебные действия: —различать виды ресурсов; —обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей; —уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров. | Практическая, игровая и исследовательская деятельность: —прогулка в парк за природным материалом; —изготовление изделий из природного материала для подарка; —игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»; —экскурсия в магазин; —экскурсия на почту; —проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.; —рисование на темы проектов. | Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины Развивать основы потребительской культуры Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих Осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость |
23 | | | Прогулка в парк за природным материалом | 1 |
24 | | | Изготовление изделий из природного материала | 1 |
25 | | | Мастера, люди, которые создают товары | 1 |
26 | | | Производители — люди, которые создают (производят) товары | 1 |
27 | | | Важность труда людей разных профессий. | 1 |
28 | | | Рисование на тему проекта «Как хлеб к нам на стол пришёл» | 1 |
29 | | | Экскурсия в магазин | 1 |
30 31 | | | Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) | 1 |
32 | | | Экскурсия на почту | 1 |
33 | | | Оформление отчётов об экскурсии (альбомы, рисунки, сочинения и др. творческие работы) | 1 |
34 | | | Итоговый урок за год. Игра «Угадай профессию» | 1 |
«Согласовано» «Согласовано»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета _______________ Леонова Г.М.
МБОУ СОШ №10 29.08.2017 г.
№ 1 от 29.08.2017 г.
рук. МС _______ Манченко С. А.