ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
Утверждаю
Директор__________ Федоренко В.И.
«___» __________ 2018
Утверждаю
Директор__________ Федоренко В.И.
«___» __________
Утверждаю
Директор__________ Федоренко В.И.
«___» __________
Утверждаю
Директор__________ Федоренко В.И.
«___» __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экономика: первые шаги»
Социальное направление
1 – 4 класс
Срок реализации – 4 год
Составитель:
Мельникова Ирина Валерьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги» для 1-4 классов составлена на основе:
• Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 №495-АД);
• сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.;
• авторской программы внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги». О.С. Корнеевой - «Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы (под редакцией Н.Ф. Виноградовой) – М: Вентана – Граф, 2011.-192с. в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию рабочих программ внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях (учреждениях) в 2017-2018 учебном году», утвержденными приказом МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505;
• методических рекомендаций Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования» по организации учебно-образовательного процесса на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики;
• учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6».
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность программы в том, что начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Данная программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: введению элементов знаний математического и гуманитарного циклов. Данный курс носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Педагогическая целесообразность
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи:
формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
развивать основы потребительской культуры;
расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Отбор содержания курса подчиняется следующим принципам.
Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Программа учитывает возрастные особенности обучающихся начальных классов и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные физкультминутки, предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения заданий и участия в игровых ситуациях. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности –7-10 лет.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Учебный план школы отводит на проведение занятий «Экономика: первые шаги» 1 час в неделю. Из расчёта 34 учебных недель количество часов за учебный год составляет 34 часа во 2-4 классах и 33 часа в 1 классе (33 рабочие недели)
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление внеурочной деятельности | Наименование рабочей программы | Количество часов в учебном году |
I класс | II класс | III класс | IV класс |
Социальное | Экономика: первые шаги | 33 часа | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы «Экономика: первые шаги» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данной программы.
При изучении данной программы ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
- объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»;
- обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;
- обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
- объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
- проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
- осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;
- классифицировать профессии по предмету труда;
- рассказывать о профессиях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- говорить о семье как экономической единице общества ,о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов;
- что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость;
- представлять о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду;
- понимание того, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Я и моя семья | 8 |
2 | Моё и чужое | 7 |
3 | Почему люди трудятся | 8 |
4 | Все работы хороши | 6 |
5 | Наш микрорайон | 4 |
| Итого | 33 часа |
2 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Что нам нужно для жизни | 10 |
2 | Хочу, могу и надо | 8 |
3 | Как товары и услуги исполняют желания | 16 |
| Итого | 34 |
3 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Жила-была денежка | 7 |
2 | У всякого товара есть цена | 5 |
3 | Что нужно знать, чтобы товары покупать? | 5 |
4 | Доход не бывает без хлопот | 7 |
5 | Дом невелик, да лежать не велит | 10 |
| Итого | 34 |
4 класс
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Богатство и бедность | 11 |
2 | Труд— основа жизни | 11 |
3 | Как товары производят | 12 |
| Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс (33 часа)
Я и моя семья (8 часов)
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
игра «Генеральная уборка»;
игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое (7 часов)
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
Игровая и исследовательская деятельность:
Почему люди трудятся (8 часов)
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
экскурсия в школьную столовую;
экскурсия в библиотеку;
экскурсия в художественный музей;
сюжетно-ролевые игры;
темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши (6 часов)
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
уважать труд людей разных профессий;
классифицировать профессии по предмету труда;
рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
встреча с человеком интересной профессии;
рисование на тему профессий;
темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
Наш микрорайон (4 часов)
Микрорайон-это место, где есть условия для жизни и работы небольшой группы людей. В группу людей, населяющей микрорайон, входят те, кто живёт по соседству, посещают одни и те же магазины, чтобы получить желаемое и действительное. В микрорайоне есть мастерские, парикмахерские, школа, поликлиника, банк, почта, библиотека.
Практическая и игровая деятельность:
экскурсия по микрорайону «Как живёт микрорайон»
экскурсия по микрорайону «Как работает микрорайон»
сюжетно-ролевые игры; «Дерево решений» рисование помещений соответствующей избранной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34 часа)
Что нам нужно для жизни (10 ч)
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Универсальные учебные действия:
различать потребности по видам;
определять потребности домашних питомцев;
формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».
Хочу, могу и надо (8 ч)
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
определять потребности своих близких;
оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания (16 ч)
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.
Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
соотносить виды товаров и место их приобретения;
различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 ч)
Жила-была денежка (7часов)
Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи. Необходимость обмена. Бартер.
Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.
Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.
У всякого товара цена есть (5часов)
Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.
Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.
Что нужно знать, чтобы товары покупать (5часов)
Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.
Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?
Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.
Доход не бывает без хлопот (7часов)
Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов. Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.
Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.
Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.
«Дом невелик, да лежать не велит» (10часов)
Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.
Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.
Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).
Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс
Богатство и бедность (11 часов)
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.
Открытия и изобретения. Создание новых технологий.
Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.
Универсальные учебные действия:
определять источники формирования богатства;
сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
различать материальные и нематериальные ценности;
обосновывать важность меценатства и милосердия;
объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
тема проекта «Как распорядиться богатством»;
тема доклада «Русские меценаты».
Труд — основа жизни (11 часов)
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
игра «Служба быта»;
встреча с человеком интересной профессии;
экскурсия в школьную столовую;
экскурсия в библиотеку;
экскурсия в художественный музей;
темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят (12 часов)
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.
Универсальные учебные действия:
различать виды ресурсов;
обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
прогулка в парк за природным материалом;
изготовление изделий из природного материала для подарка;
игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
экскурсия в магазин;
экскурсия на почту;
проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и др.;
рисование на темы проектов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аудиозаписи детских песенок, видеозаписи детских мультфильмов
Детские книги, энциклопедии по экономике
Иллюстрации к литературным произведениям
Методические разработки занятий
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе
Настольные игры
Презентации по темам курса
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом:
Воронина М.М. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения: Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
Воронина М.М. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников»: Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007.
Землянская Е. Экономика для младших школьников.
Райзберг А. «Твоя экономика»: Москва, 1996 г.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф. 2011. – 192с.
«Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения», автор М.М.Воронина, Волгоград, изд-во «Учитель», 2013.
«Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей», автор Т.В.Смирнова, Самара, «Федоров», 2013.
«Экономический сказочный словарь», автор Т.В.Смирнова, Самара, изд-во «Учебная литература», 2009.
Литература, рекомендуемая для родителей и учащихся:
Гозман О. Правоторова В., Шахова Е. Что такое бизнес? М.: Альпина паблишер, 2010.
Липсиц И. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-Пресс, 2011.
Смирнова Т.В. Экономика для младших школьников. Путешествие в компании Белки и ее друзей: Самара, «Федоров», 2013.
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь: Самара, изд-во «Учебная литература», 2009
Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. 4. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.