л66
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Новочеркасская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат»
____________ Н.П. Новикова
Пр. №____ от «___»_________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ОФП»
6 класс (68 часов) 5 класс (34 часа)
Составила: Фесенко Екатерина Николаевна
Новочеркасск
2017г.
П
ояснительная записка
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП). Реализация данной программы происходит за счёт разнообразного содержания занятий. Дополнительное образование ориентировано на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни становлении познавательной мотивации и способностей. Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в школе, дополняя его с учетом интересов детей, в зависимости от пола, возраста, времени года и местных особенностей, к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Цель и задачи программы:
1. Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости).
5. Обучение основным приемам техники игры.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности
Цель и задачи проведения занятий ОФП в школе - здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование учащихся и воспитанников, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
укрепление здоровья;
повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
контроль дыхания при выполнении физических упражнений, обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
формирование у учащихся и воспитанников культуры здоровья.
Общая характеристика курса
Программа разработана для учащихся и воспитанников 6 и 5 класса ГБОУ РО «Новочеркасской школы-интернат». Срок реализации программы - 1 год (2017-2018 учебный год). Учебно-тренировочная нагрузка на группу 3 раза в неделю 102 часа.
Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности.
Учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся и воспитанников и составлен по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному. Значительная часть разделов программы с постепенным усложнением учебного материала. Такая концентричность является положительной: она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, детальному овладению техникой выполнения физических упражнений, а приобретаемые в процессе выполнения упражнений навыки не только закрепляются, но и продолжают совершенствоваться. Концентричность в построении программы позволяет обеспечивать последовательность и преемственность в обучении.
Материал программы позволяет значительную часть занятий проводить на свежем воздухе, который благотворно действует на терморегуляторный механизм, повышая его адаптацию, в результате чего оздоровительный эффект занятий повышается.
Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат, но это не в целях учета успеваемости, а с целью предоставления учащимся и воспитанникам возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а учителю определить их уровень физической подготовленности.
Содержание предметного курса
Введение (2 час)
Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие.
Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями.
Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность.
Врачебный контроль, самоконтроль.
Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы.
Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и
оборудованием.
Легкая атлетика ( 30 часов)
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов;
упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах;
упражнения в парах; задания на максимальную амплитуду движений;
акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной
скоростью.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом.
Исполнительные и предварительные команды.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с ускорением.
Гимнастика (25 часов)
Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре;
переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания;
хождение по наклонной скамейке;
лазанье по канату в два и три приема; комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц;
подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии.
Элементы спортивных игр.
Волейбол (18 часов)
Возникновения игры.
Правила игры в волейбол.
Организация и проведение соревнований.
Инструктаж по ТБ на занятиях волейболом.
Обучение техники нападения:
а) Стойки, перемещения;
б) Передача мяча сверху двумя руками стоя лицом, спиной в направлении передачи;
в) Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая;
г) Нападающий удар.
а) Стойки, перемещения;
б) Приём мяча снизу;
в) Блокирование.
Футбол (15 часов)
Подвижные игры (12 часов)
На материале гимнастики с основами акробатики:
игровые задания с использованием строевых упражнений,
упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики:
РАСПИСАНИЕ
День недели | Время |
Вторник | 13:10-13:50 |
Среда | 13:10-13:50 |
Пятница | 13:10-13:50 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы необходимо:
- спортивная площадка
- спортивный зал с освещением и вентиляцией
- оборудование:
- шведская стенка
- гимнастическая скамейка
- гимнастический мат
- инвентарь:
- скакалки
- кегли
- обручи (большой, малый)
- малые мячи, набивные мячи, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи
- гимнастическая палка
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы курса | Количество часов |
| Введение | 2 |
1 | Легкая атлетика | 30 |
2 | Гимнастика | 25 |
3 | Волейбол | 18 |
4 | Футбол | 15 |
5 | Подвижные игры | 12 |
| ИТОГО | 102 |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности 5 класс
№ п/п | Дата проведения | Разделы, темы урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату |
план | факт |
Введение 1 час |
1 | 01.09 | | Вводный инструктаж по ТБ. Высокий старт. Развитие скоростных способностей. | 1 | вводный | Уметь регулировать величину нагрузки во время занятий. Бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
Раздел №1. Легкая атлетика – 15 ч |
2 | 08.09 | | Терминология, Снаряды и их устройство. Личная гигиена | 1 | Комбинированный | Знать перечень снарядов и их устройств. Уметь правильно вести личную гигиену. |
3-4 | 15.09 22.09 | | Высокий старт. Круговая эстафета | 2 | изучение нового материала | Уметь пробегать с максимальной скоростью. Бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
5 | 29.09 | | Высокий старт. Линейные эстафеты | 1 | совершенствования | Бегать с максимальной скоростью на дистанцию 60 м Уметь демонстрировать стартовый разгон в беге на короткие дистанции |
6-7 | 06.10 13.10 | | Высокий старт. Специальные беговые упражнения. Встречная эстафета | 2 |
8-9 | 20.10 27.10 | | Высокий старт. Передача эстафетной палочки | 2 | совершенствования |
10 | 10.11 | | Высокий старт. Финиширование. Специальные беговые упражнения | 1 | Уметь демонстрировать технику высокого старта |
11 | 17.11 | | Высокий старт. Бег на результат. Развитие скоростных возможностей | 1 | учетный | Уметь демонстрировать технику высокого старта. Бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
12 | 24.11 | | Прыжок в длину. | 1 | изучение нового материала | Уметь прыгать в длину с разбега; |
13 | 01.12 | | Обучение прыжку с разбега | 1 | комбинированный |
14 | 08.12 | | Приземление после прыжка | 1 | совершенствования |
15-16 | 15.12 22.12 | | Бег на средние дистанции. Бег 1000 м. Развитие скоростной выносливости | 2 | изучение нового материала | Уметь выдержать бег на сравнительно большое расстояние в высоком темпе. |
Раздел №2. Гимнастика – 10 часов |
17-19 | 29.12 19.01 26.01 | | Висы. Строевые упражнения Висы: согнувшись, прогнувшись | 3 | изучение нового материала | Выполнять комбинацию из разученных элементов, выполнять строевые упражнения |
20-21 | 02.02 09.02 | | Подъем переворотом. Смешанные висы | 2 | комплексный | Выполнять комбинацию из разученных элементов, выполнять строевые упражнения |
22-24 | 16.02 02.03 09.03 | | Опорный прыжок. Строевые упражнения Вскок в упор присев | 3 | изучение нового материала | Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Выявление причин поражения в них одной из сторон. |
25-26 | 16.03 23.03 | | Акробатика Строевой шаг. Повороты на месте. Кувырок вперед | 2 | изучение нового материала | Выполнять кувырки, стойку на лопатках |
Раздел №3. Волейбол – 8 часов |
27-28 | 06.04 13.04 | | Передача мяча двумя руками сверху вперед | 2 | совершенствования | Играть в волейбол по упрощенным правилам; правильно выполнять технические действия |
29-30 | 20.04 27.04 | | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед | 2 | комплексный | Играть в волейбол по упрощенным правилам; правильно выполнять технические действия |
31-32 | 04.05 11.05 | | Передача мяча сверху двумя руками в парах | 2 | комплексный |
33-34 | 18.05 25.05 | | Прием мяча снизу над собой в парах и на сетку | 2 | комплексный |
| | | Итого | 34 | | |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности 6 класс
№ п/п | Дата проведения | Разделы, темы урока | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату |
план | факт |
Введение 1 час |
1 | 05.09 | | Вводный инструктаж по ТБ. Высокий старт. Развитие скоростных способностей. | 1 | вводный | Уметь регулировать величину нагрузки во время занятий. Бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
Раздел №1. Легкая атлетика – 15 ч |
2 | 06.09 12.09 | | Терминология, Снаряды и их устройство. Личная гигиена | 1 | Комбинированный | Знать перечень снарядов и их устройств. Уметь правильно вести личную гигиену. |
3-4 | 13.09 19.09 | | Высокий старт. Круговая эстафета | 2 | изучение нового материала | Уметь пробегать с максимальной скоростью. Бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
5 | 20.09 | | Высокий старт. Линейные эстафеты | 1 | совершенствования | Бегать с максимальной скоростью на дистанцию 60 м Уметь демонстрировать стартовый разгон в беге на короткие дистанции |
6-7 | 26.09 27.09 | | Высокий старт. Специальные беговые упражнения. Встречная эстафета | 2 |
8 | 03.10 04.10 | | Высокий старт. Передача эстафетной палочки | 1 | совершенствования |
9 | 10.10 | | Высокий старт. Финиширование. Специальные беговые упражнения | 1 | Уметь демонстрировать технику высокого старта |
10 | 11.10 | | Высокий старт. Бег на результат. Развитие скоростных возможностей | 1 | учетный | Уметь демонстрировать технику высокого старта. Бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м) |
11 | 17.10 | | Прыжок в длину. | 1 | изучение нового материала | Уметь прыгать в длину с разбега; |
12 | 18.10 | | Обучение прыжку с разбега | 1 | комбинированный |
13 | 24.10 | | Приземление после прыжка | 1 | совершенствования |
14 | 25.10 | | Бег на средние дистанции. Бег 1000 м. Развитие скоростной выносливости | 1 | изучение нового материала | Уметь выдержать бег на сравнительно большое расстояние в высоком темпе. |
15 | 07.11 | | Бег 1000 м | 1 | совершенствования | Бегать дистанцию 1000м |
Раздел №2. Гимнастика – 15 часов |
16-18 | 08.11 14.11 15.11 | | Висы. Строевые упражнения Висы: согнувшись, прогнувшись | 3 | изучение нового материала | Выполнять комбинацию из разученных элементов, выполнять строевые упражнения |
19-20 | 21.11 22.11 | | Подъем переворотом. Смешанные висы | 2 | комплексный | Выполнять комбинацию из разученных элементов, выполнять строевые упражнения |
21-23 | 28.11 29.11 05.12 | | Опорный прыжок. Строевые упражнения Вскок в упор присев | 3 | изучение нового материала | Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Выявление причин поражения в них одной из сторон. |
24-26 | 06.12 12.12 13.12 | | Акробатика Строевой шаг. Повороты на месте. Кувырок вперед | 3 | изучение нового материала | Выполнять кувырки, стойку на лопатках |
27 | 19.12 | | Кувырок вперед | 1 | комплексный | Выполнять кувырки, стойку на лопатках |
28 | 20.12 | | Кувырки вперед и назад | 1 |
29 | 26.12 | | Стойка на лопатках | 1 |
30 | 27.12 | | Кувырки вперед и назад. Стойка на лопатках | 1 |
Раздел №3. Волейбол – 10 часов |
31-32 | 16.01 17.01 | | Передача мяча двумя руками сверху вперед | 2 | совершенствования | Играть в волейбол по упрощенным правилам; правильно выполнять технические действия |
33-34 | 23.01 24.01 | | Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперед | 2 | комплексный | Играть в волейбол по упрощенным правилам; правильно выполнять технические действия |
35-36 | 30.01 31.01 | | Передача мяча сверху двумя руками в парах | 2 | комплексный |
37-38 | 06.02 07.02 | | Прием мяча снизу над собой в парах и на сетку | 2 | комплексный |
39-40 | 13.01 14.02 | | Тренировочная игра в волейбол | 2 |
Раздел №4. Футбол - 15 |
41 | 20.02 | | Правила безопасности на уроках по спортиграм | 1 | изучение нового материала | Знать правила безопасности на уроках по спортиграм |
42-44 | 21.02 27.02 28.02 | | Ведение мяча с изменением направления правой и левой ногой | 3 | комплексный | Знать правила игры в футбол. Уметь вести мяч с изменением направления правой и левой ногой. Уметь передавать мяч в парной игре. Уметь правильно выполнять удары по воротам с расстояния 7 метров. |
45-47 | 06.03 07.03 13.03 | | Передачи в парах | 3 | комплексный |
48-50 | 14.03 20.03 21.03 | | Удары по воротам с 7 м. | 3 | Комплексный |
51-55 | 03.04 04.04 10.04 11.04 | | Игра в мини-футбол. | 5 |
Раздел №5. Подвижные игры - 12 часов |
56-58 | 17.04 18.04 24.04 | | Командные виды спорта. Правила соревнований. | 3 | изучение нового материала | Знать основные командные виды спорта. Знать основные правила спортивных соревнований. |
59-61 | 25.04 01.05 02.05 | | Подвижные игры на развитие скоростных способностей «Пятнышки» | 3 | комплексный | Знать основные принципы ускорения при беге. Уметь бегать с максимальной скоростью. |
62-64 | 08.05 09.05 15.05
| | Подвижные игры на развитие и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве « К своим флажкам», «Прыгающие воробушки». | 3 | комплексный | Знать основные способы ориентирования в пространстве. Уметь ориентироваться в пространстве. |
65-67 | 16.05 22.05 23.05 | | Подвижные игры на развитие и совершенствование метания на дальность «Кто дальше бросит» | 3 | комплексный | Знать основные правила метания мяча. Уметь метать мяч на максимальное расстояние. |
68 | 28.05 | | Резервное время | 1 | | |
| | | Итого | 68 | | |
Формы занятий:
групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
эстафеты.
Ожидаемые результаты:
Освоение учащимися и воспитанниками программы внеурочной деятельности оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты.
Учащиеся и воспитанники получают возможность:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– уметь находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– уметь рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– уметь вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты.
Учащиеся и воспитанники получают возможность:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола, волейбола, легкой атлетики, футбола
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола,волейбола, футбола
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика.
-выполнять тесты основанные на комплексе ГТО 3 ступени.
Принято решением педсовета Согласована
Протокол № ________ на методическом совете
от «___»__________2016 г. Протокол № ___ от «___»_________2016 г.
Председатель МС___________________
19