СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Решение занимательных задач" 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеуровной деятельности направлена на углубление некоторых тем по математике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Решение занимательных задач" 6 класс»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по общеинтеллектуальному направлению

«Решение занимательных задач»

для 6 класса

на 2016/2017 учебный год

(ФГОС ООО)






Программу разработала:

Нещерет Елена Николаевна,

учитель математики




2017 г.

  1. Пояснительная записка


Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления учащихся. Нестандартные занимательные задачи в интерактивной форме развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.

Курс внеурочной деятельности дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Занятия позволят ученикам утвердиться в своих способностях, развить свои интеллектуальные и творческие способности.

В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.


Данная программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Примерной программы основного общего образования по математике;

  • Федерального перечня учебников на 2014 - 2015 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;


Основные цели курса внеурочной деятельности:

- развить математическое мышление школьников и их творческие способности;

- углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;

- научить самостоятельно добывать знания;

- интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий;

- повышение познавательного интереса учащихся;

- формирование вычислительных умений и умений решать разнообразные задачи.


Задачи курса внеурочной деятельности:

- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления;

- закрепить навыки устных и письменных вычислений с натуральными числами и обыкновенными дробями;

- работать над формированием интереса к математике, к решению задач различного уровня сложности;

- формировать творческое мышление учащихся через задания исследовательского характера;

- воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.


  1. Общая характеристика курса


«Решение занимательных задач» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.

Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков творческого мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

В образовательном процессе мало времени уделяется нестандартным заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников творческое и логическое мышление, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.


  1. Описание места курса в учебном плане


Программа «Решение занимательных задач» рассчитана на один год (1 час в неделю, всего 34 часа)


  1. Планируемые результаты освоения курса


Личностными результатами изучения данного курса являются:

– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

– качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

– воспитание чувства справедливости, ответственности;

– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты изучения данного курса:

Учащиеся научаться:

– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

– воспроизводить способ решения задачи;

– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

– конструировать несложные задачи;

– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

– анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.



5. Содержание курса


  1. Комбинаторика 8 ч

Задачи на перебор всех возможных вариантов, правило сложения, сочетания, размещения, перестановки, решение комбинаторных задач.

  1. Вероятность события 4 ч

Случайные события, вероятность события, решение задач.

  1. Симметрия относительно точки 4 ч

Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки, решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки, решение задач на клетчатой бумаге.

  1. Принцип Дирихле 4 ч

Принцип Дирихле, решение задач с помощью принципа Дирихле.

  1. Буквенные выражения 4 ч

Буквенные выражения, решение задач с помощью уравнений.

  1. Симметрия относительно прямой 3 ч

Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки, решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки.

  1. Сложные задачи на проценты 3 ч

Формулы простых процентов, формулы сложных процентов, решение задач на формулы простых процентов и сложных процентов.

  1. Симметрия относительно плоскости 3 ч

Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости, решение задач на построение фигур, симметричных относительно плоскости.

  1. Повторение 2 ч

Решение занимательных задач.


  1. Тематический план


п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Комбинаторика

8

2

Вероятность события

4

3

Симметрия относительно точки

4

4

Принцип Дирихле

4

5

Буквенные выражения

4

6

Симметрия относительно прямой

3

7

Сложные задачи на проценты

3

8

Симметрия относительно плоскости

2

9

Повторение

2


Всего

34

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные


Комбинаторика 8 ч



Задачи на перебор всех возможных вариантов

учится анализировать условия задачи,

учится владеть устной и письменной речьюумение перебирать

умение перебирать все возможные варианты

умение анализировать

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.



Задачи на перебор всех возможных вариантов



Правило сложения

учится анализировать условия задачи, осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач

умение применять правило сложения

умение анализировать условия задачи,

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

навыки сотрудничества в разных ситуациях; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.



Сочетания

умение различать сочетания, размещения, перестановки; решать простейшие задачи



Размещения



Перестановки



Решение комбинаторных задач

учится анализировать условия задачи, осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач

умение решать простейшие комбинаторные задачи



Решение комбинаторных задач

умение решать комбинаторные задачи, сводимые к простейшим


Вероятность события 4 ч



Случайные события

учится анализировать условия задачи

устанавливает причинно­следственные связи.

уметь различать невозможные, достоверные, равновозможные события

умение осуществлять поиск решения

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли.



Вероятность события

уметь находить вероятность события



Решение задач

умение осуществлять поиск решения



Решение задач


Симметрия относительно точки 4 ч


Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки

анализирует условие задач;

чертит геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля

умение чертить геометрические фигуры, симметричные относительно точки

умение чертить;

выполнение работы по предъявленному образцу

умение аккуратно работать;



Решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки

умение чертить геометрические фигуры;

умение мысленно переворачивать и вращать их



Решение задач на клетчатой бумаге



Решение задач на клетчатой бумаге


Принцип Дирихле 4 ч


Принцип Дирихле

учится анализировать условия задачи

умение формулировать Принцип Дирихле

умение анализировать условия задачи,

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.



Решение задач с помощью принципа Дирихле

учится анализировать условия задачи; применять изученный алгоритм к решению

умение применять Принцип Дирихле к решению задач

умение выполнять работы по предъявленному алгоритму;




Решение задач с помощью принципа Дирихле



Решение задач с помощью принципа Дирихле


Буквенные выражения 4 ч


Буквенные выражения

учится применять изученный алгоритм к решению

умение упрощать буквенные выражения

умение выполнять работы по предъявленному алгоритму

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.



Буквенные выражения



Решение задач с помощью уравнений

учится анализировать условия задачи;

учится применять изученный алгоритм к решению

умение решать задачи с помощью уравнений



Решение задач с помощью уравнений


Симметрия относительно прямой 3 ч


Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки

анализирует условие задач;

чертит геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля

умение чертить геометрические фигуры, симметричные относительно прямой

умение чертить;

выполнение работы по предъявленному образцу

умение аккуратно работать;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.



Решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки




Решение задач на клетчатой бумаге

умение чертить геометрические фигуры;

умение мысленно переворачивать и вращать их


Сложные задачи на проценты 3 ч



Формула простых процентов

cтроит схемы и модели для решения задач, устанавливает причинно-следственные связи; cтроит схемы и модели для решения задач, учится владеть устной и письменной речью

умение решать задачи на простые проценты и сложные проценты

умение выполнять работы по предъявленному алгоритму;

умение составлять план и последовательность действий.


умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.



Формула сложных процентов

осуществлять самоконтроль



Решение задач на формулы простых процентов и сложных процентов

умение ясно, точно, гра­мотно изла­гать свои мысли в устной и письменной речи


Симметрия относительно плоскости 2 ч


Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости

анализирует условие задач;

чертит геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля

умение чертить геометрические тела, симметричные относительно плоскости

умение чертить;

выполнение работы по предъявленному образцу

умение аккуратно работать;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.



Решение задач на клетчатой бумаге

умение чертить геометрические тела


Повторение 2 ч


Решение занимательных задач

осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; устанавливает причинно-следственные связи; чится владеть устной и письменной речью

умение составлять

план решения задачи

умение решать задачи разны­ми способами, выбор наиболее рационального способа решения

навыки сотрудничества в разных ситуациях



Решение занимательных задач