РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по общеинтеллектуальному направлению
«Решение занимательных задач»
для 6 класса
на 2016/2017 учебный год
(ФГОС ООО)
Программу разработала:
Нещерет Елена Николаевна,
учитель математики
2017 г.
Пояснительная записка
Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления учащихся. Нестандартные занимательные задачи в интерактивной форме развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
Курс внеурочной деятельности дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Занятия позволят ученикам утвердиться в своих способностях, развить свои интеллектуальные и творческие способности.
В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы.
Данная программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
Примерной программы основного общего образования по математике;
Федерального перечня учебников на 2014 - 2015 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;
Основные цели курса внеурочной деятельности:
- развить математическое мышление школьников и их творческие способности;
- углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;
- научить самостоятельно добывать знания;
- интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий;
- повышение познавательного интереса учащихся;
- формирование вычислительных умений и умений решать разнообразные задачи.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления;
- закрепить навыки устных и письменных вычислений с натуральными числами и обыкновенными дробями;
- работать над формированием интереса к математике, к решению задач различного уровня сложности;
- формировать творческое мышление учащихся через задания исследовательского характера;
- воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Общая характеристика курса
«Решение занимательных задач» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы.
Актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков творческого мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
В образовательном процессе мало времени уделяется нестандартным заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников творческое и логическое мышление, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Описание места курса в учебном плане
Программа «Решение занимательных задач» рассчитана на один год (1 час в неделю, всего 34 часа)
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения данного курса являются:
– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
– качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
– воспитание чувства справедливости, ответственности;
– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты изучения данного курса:
Учащиеся научаться:
– сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
– выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.
5. Содержание курса
Комбинаторика 8 ч
Задачи на перебор всех возможных вариантов, правило сложения, сочетания, размещения, перестановки, решение комбинаторных задач.
Вероятность события 4 ч
Случайные события, вероятность события, решение задач.
Симметрия относительно точки 4 ч
Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки, решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки, решение задач на клетчатой бумаге.
Принцип Дирихле 4 ч
Принцип Дирихле, решение задач с помощью принципа Дирихле.
Буквенные выражения 4 ч
Буквенные выражения, решение задач с помощью уравнений.
Симметрия относительно прямой 3 ч
Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки, решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки.
Сложные задачи на проценты 3 ч
Формулы простых процентов, формулы сложных процентов, решение задач на формулы простых процентов и сложных процентов.
Симметрия относительно плоскости 3 ч
Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости, решение задач на построение фигур, симметричных относительно плоскости.
Повторение 2 ч
Решение занимательных задач.
Тематический план
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Комбинаторика | 8 |
2 | Вероятность события | 4 |
3 | Симметрия относительно точки | 4 |
4 | Принцип Дирихле | 4 |
5 | Буквенные выражения | 4 |
6 | Симметрия относительно прямой | 3 |
7 | Сложные задачи на проценты | 3 |
8 | Симметрия относительно плоскости | 2 |
9 | Повторение | 2 |
| Всего | 34 |
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Комбинаторика 8 ч | |
| | Задачи на перебор всех возможных вариантов | учится анализировать условия задачи, учится владеть устной и письменной речьюумение перебирать | умение перебирать все возможные варианты | умение анализировать | умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | |
| | Задачи на перебор всех возможных вариантов | |
| | Правило сложения | учится анализировать условия задачи, осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач | умение применять правило сложения | умение анализировать условия задачи, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | навыки сотрудничества в разных ситуациях; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | |
| | Сочетания | умение различать сочетания, размещения, перестановки; решать простейшие задачи | |
| | Размещения | |
| | Перестановки | |
| | Решение комбинаторных задач | учится анализировать условия задачи, осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач | умение решать простейшие комбинаторные задачи | |
| | Решение комбинаторных задач | умение решать комбинаторные задачи, сводимые к простейшим | |
Вероятность события 4 ч | |
| | Случайные события | учится анализировать условия задачи устанавливает причинноследственные связи. | уметь различать невозможные, достоверные, равновозможные события | умение осуществлять поиск решения | коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. | |
| | Вероятность события | уметь находить вероятность события | |
| | Решение задач | умение осуществлять поиск решения | |
| | Решение задач | |
Симметрия относительно точки 4 ч |
| | Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки | анализирует условие задач; чертит геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля | умение чертить геометрические фигуры, симметричные относительно точки | умение чертить; выполнение работы по предъявленному образцу | умение аккуратно работать; | |
| | Решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки | умение чертить геометрические фигуры; умение мысленно переворачивать и вращать их | |
| | Решение задач на клетчатой бумаге | |
| | Решение задач на клетчатой бумаге | |
Принцип Дирихле 4 ч |
| | Принцип Дирихле | учится анализировать условия задачи | умение формулировать Принцип Дирихле | умение анализировать условия задачи, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | |
| | Решение задач с помощью принципа Дирихле | учится анализировать условия задачи; применять изученный алгоритм к решению | умение применять Принцип Дирихле к решению задач | умение выполнять работы по предъявленному алгоритму; | |
| | Решение задач с помощью принципа Дирихле | |
| | Решение задач с помощью принципа Дирихле | |
Буквенные выражения 4 ч |
| | Буквенные выражения | учится применять изученный алгоритм к решению | умение упрощать буквенные выражения | умение выполнять работы по предъявленному алгоритму | умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | |
| | Буквенные выражения | |
| | Решение задач с помощью уравнений | учится анализировать условия задачи; учится применять изученный алгоритм к решению | умение решать задачи с помощью уравнений | |
| | Решение задач с помощью уравнений | |
Симметрия относительно прямой 3 ч |
| | Фигуры на плоскости, симметричные относительно точки | анализирует условие задач; чертит геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля | умение чертить геометрические фигуры, симметричные относительно прямой | умение чертить; выполнение работы по предъявленному образцу | умение аккуратно работать; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |
| | Решение задач на построение фигур, симметричных относительно точки | | |
| | Решение задач на клетчатой бумаге | умение чертить геометрические фигуры; умение мысленно переворачивать и вращать их | |
Сложные задачи на проценты 3 ч | |
| | Формула простых процентов | cтроит схемы и модели для решения задач, устанавливает причинно-следственные связи; cтроит схемы и модели для решения задач, учится владеть устной и письменной речью | умение решать задачи на простые проценты и сложные проценты | умение выполнять работы по предъявленному алгоритму; умение составлять план и последовательность действий. | умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |
| | Формула сложных процентов | осуществлять самоконтроль | |
| | Решение задач на формулы простых процентов и сложных процентов | умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи | |
Симметрия относительно плоскости 2 ч |
| | Фигуры в пространстве, симметричные относительно плоскости | анализирует условие задач; чертит геометрические фигуры с помощью линейки и циркуля | умение чертить геометрические тела, симметричные относительно плоскости | умение чертить; выполнение работы по предъявленному образцу | умение аккуратно работать; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | |
| | Решение задач на клетчатой бумаге | умение чертить геометрические тела | |
Повторение 2 ч |
| | Решение занимательных задач | осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; устанавливает причинно-следственные связи; чится владеть устной и письменной речью | умение составлять план решения задачи | умение решать задачи разными способами, выбор наиболее рационального способа решения | навыки сотрудничества в разных ситуациях | |
| | Решение занимательных задач | |